Освоения дисциплины (модуля)

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

СОЦИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

Направление подготовки

Журналистика

Профиль подготовки

Журналистика

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная

Ростов-на-Дону

Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины «Социология журналистики» - овладение будущими работниками СМИ проблематикой особой отрасли социологического знания - социологии журналистики, понимание ими закономерностей развития современной журналистики как социального феномена, формирование умений по использованию социологических подходов при изучении и оценке функционирования системы СМИ и ее отдельных компонентов.

Задачи курса: показать место СМИ в системе социальных институтов демократического общества, особенности деятельности журналистов в русле потребностей социума и интересов аудитории; ознакомить с социологическими подходами к функционированию печати, телевидения и радио, Интернет-СМИ; выявить направления практического применения социологических подходов и методов в программировании изданий и каналов, творческой деятельности журналистов, маркетинге и менеджменте в СМИ; ознакомить с принципами организации сбора и анализа информации о массовых коммуникациях, применяемыми в научных и коммерческих организациях, а также в работе медиаорганизаций.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Социология журналистики» относится к профессиональному циклу Б.3 (базовая часть), социально-профессиональному модулю. Реализуется в 7 семестре. Курс нацелен на соединение знаний по одной из фундаментальных обществоведческих дисциплин – социологии – с практическими нуждами медиаорганизаций и журналистов, работающих в печати, на телевидении и радио, в Интернет-СМИ. При этом он корреспондируется с предшествующими теоретическими курсами «Социология и политология», «Основы теории коммуникации», «Основы теории журналистики», «Введение в специальность», «Система СМИ», с теоретико-практическим курсом «Основы творческой деятельности журналиста», а также с последующими специальными курсами «Метод опроса в социологии и журналистике» и «Методика исследования журналистики». Знания и умения, полученные в процессе освоения дисциплины, пригодятся студенту при написании выпускной квалификационной работы.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате

освоения дисциплины (модуля)

Процесс изучения дисциплины «Социология журналистики» направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции:

- понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей в профессиональной деятельности (ОК-5);

- способность видеть и реализовать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышение своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмысливанию своего социального и профессионального опыта (ОК-8);

- понимание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (ОК-9);

- готовность и способность работать в коллективе, творческой команде (ОК-11);

- способность использовать знания в области социальных и экономических наук (социология, политология, психология, социальная психология, правоведение, экономика) для понимание принципов функционирования современного общества, социальных, экономических, правовых, политических, психологических механизмов и регуляторов общественных процессов и отношений, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать полученные знания в контексте своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-14).

Профессиональные компетенции:

- ориентация в актуальных проблемах страны, важнейших направлениях ее развития, знание основных тенденций формирования социальной структуры современного общества (особенностей процесса стратификации), представление о составе населения России (ПК-14);

- понимание социального смысла участия различных сегментов общества в функционировании СМИ, знание основных форм организации общественного участия; понимание природы и роли общественного мнения, представление об основных методах изучения и взаимодействия с ним, знание правил использования результатов опросов общественного мнения в редакционной работе и журналистских публикациях (ПК-16);

- осуществлять сбор, анализ предварительной информации, необходимой для разработки медиапроекта (ПК-44);

- участвовать в разработке и коррекции концепции СМИ (издания, канала, передачи), его модели, формата, разрабатывать авторский медиапроект (ПК-45);

- привлекать к сотрудничеству со СМИ представителей различных сегментов общества (слоев и групп населения, экспертов, работников государственных и общественных организаций) для обеспечения баланса интересов и мнений в контенте СМИ (ПК-50);

- работать с редакционной почтой (анализ, отбор, подготовка к публикации) (ПК-52);

- принимать участие в организации социально значимых информационно-коммуникативных акций (общественных обсуждений, дискуссий, дебатов и т.п.) (ПК-53);

- организовывать интерактивное общение со своей аудиторией в разных формах, устанавливать коммуникативно-информационные связи, используя различные медийные средства и новейшие технологии (ПК-55).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: сущность СМИ как вида социальной коммуникации и социального института, ориентироваться в их функциях, содержании ролей основных участников процесса производства, потребления и распространения информации; понимать суть взаимодействия СМИ и аудитории, социальный смысл участия общества в коммуникации; быть осведомленным относительно направлений, содержания и методов современных теоретических и эмпирических исследований СМИ.

Уметь: применять полученные знания в исследовательской и профессиональной деятельности, находить и использовать источники данных о функционировании СМИ и на основе их анализа оценивать деятельность конкретных каналов и изданий.

Владеть: общесоциологической культурой,навыками сбора социологической информации о работе редакций и аудитории СМИ.

4. Структура и содержание дисциплины «Социология журналистики»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 ЗЕТ

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (С.), трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра). Форма промежуточной аттестации (по семестрам).
Модуль 1. Историко-теоретические аспекты социологии журналистики
Состав социологии журналистики Л. 2 ч. Сам. р. 2 ч.  
Динамика связей социологии с теорией и практикой журналистики Л. 2 ч. Сам. р. 4 ч.  
Основные этапы развития социологических исследований журналистики Л. 2 ч. Сам. р. 4 ч.  
Социология в работе редакции и журналиста Л. 2 ч. Сам. р. 4 ч. Контрольная работа
Модуль 2. Организация и проведение эмпирического социологического исследования
Типы, процедуры и этапы эмпирического исследования. Процесс программирования. Л. 2 ч. Сам. р. 4 ч.  
Требования к выборке. Виды выборок. Измерение. Л. 2 ч. Сам. р. 4 ч.  
Опросные методы сбора информации Л. 2 ч. Сам. р. 4 ч.  
Наблюдение и эксперимент как методы социологического исследования Л. 2 ч. Сам. р. 6 ч. Контрольная работа
Контент-анализ (анализ документов). Особенности процедуры и техники 9-18 Л. 2 ч. Лаб. 18 ч. Сам. р. 40 ч. Проектное задание
Итоговая аттестация - зачет
  Итого:     Лекций 18 час, лаб. занятий 18 час, самост. работа 72 час.  

Содержание дисциплины

Наши рекомендации