Методические указания, рекомендации и другие материалы к занятиям
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
Нижегородский государственный инженерно-экономический университет
ГБОУ ВО НГИЭУ
РАССМОТРЕНО
на заседании кафедры
протокол № 10 от 25 августа 2016 г.
_____________ (Н. А. Бухалова)
Дисциплина «Социология и политология»
Направление подготовки (специальность)
35.03.06 «Агроинженерия»
профили:
· Технический сервис в АПК
· Электрооборудование и электротехнологии
43.03.01 «Сервис»
профиль:
· Сервис транспортных средств
Вид контрольной работы (электронная или письменная) -контрольная работа сдается в печатном виде на кафедру «Гуманитарные науки», ауд. 132
Преподаватель: к.с.н., доцент Бухалова Н. А.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Задания для контрольных работ по истории для студентов заочной формы обучения состоят из 10 вариантов. Выбор заданий для контрольной работы определяется по последней цифре номера зачетной книжки.
Последняя цифра зачетной книжки | Номер варианта |
Перед выполнением контрольной работы студенту необходимо перечитать свои записи аудиторной работы, сделанные во время установочной сессии, а также соответствующий материал по учебникам и учебным пособиям, указанным в списке литературы.
Без зачетной контрольной работы студент не допускается к итоговому семестровому контролю (экзамен, зачет).
Контрольная работа выполняется на листах формата А-4 с одной стороны листа. Поля сверху листа – 2.0 см., снизу – 2.0 см., слева – 3.0 см., справа – 1.5 см. Шрифт Times New Roman. Размер шрифта – 14. Интервал – 1.5 (допускается 1.15). Листы нумеруются в правом верхнем углу. Если работа выполняется в рукописном варианте – цвет чернил синий.
Титульная страница контрольной работы должна быть оформлена с указанием: названия университета, кафедры, ФИО студента, группы, ФИО преподавателя, проверяющего работу (см. приложение).
Не зачтенные преподавателем контрольные работы сдаются на кафедру для передачи студенту для исправления замечаний.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Вариант 1
1. П.А.Сорокин: российский период творчества.
2. Особенности политической системы современной России. Конституция РФ (1993 г.) об основах российской государственности
Вариант 2
1. Социологическая концепция народничества: М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин, П.Н.Ткачев.
2. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса.
Вариант 3
1. Марксистская социология в России: Г.В.Плеханов, В.И.Ленин.
2. Понятие и основные типы политических режимов.
Вариант 4
1. М.Вебер: классический этап становления социологии неравенства. Неовеберовская традиция в теории социальной стратификации.
2. Государство: понятие, признаки, функции.
Вариант 5
1. Предыстория социологии: Тюрго и Кондорсе.
2. Политическая система общества: структура, функции, типология.
Вариант 6
1. Особенности становления социологии в России.
2. Особенности политической мысли Древней Греции и Древнего Рима.
Вариант 7
1. Географический детерминизм Л.И. Мечникова.
2. Теория «разделения властей» (Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье и др.).
Вариант 8
1. Психологическое направление российской социологии.
2. Российская политическая мысль: особенности и основные направления развития.
Вариант 9
1. Социологические концепции российского неоконтианства.
2. Теории происхождения государства. Типологии государственных форм.
Вариант 10
1. Социологические концепции власти. Применение власти в современном обществе.
2. Геополитика. Геополитический анализ современных международных отношений.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература
1. Социология: учебник для студ. Учреждений выш. Проф. Образования/ М. Б. Глотов. – 2-е изд. перераб и доп.. – М.: изд. центр «Академия». 2013. 400 с. – базовый
2. Политология. Базовый курс: учебник для бакалавров К. С. Гаджиев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: изд-во «Юрайт», 2015. – 467 с. ЭБС Юрайт
Дополнительная литература
3. Политология. Базовый курс: учебник для бакалавров К. С. Гаджиев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: изд-во «Юрайт», 2013.
4. Социология. Учебник для вузов / Под. ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 448 с. (ЭБС «Книгофонд»)
5. Кравченко, А.И. Социология. Учебник для вузов / А.И. Кравченко – М.: Академический Проспект, 2011. – 512 с. (ЭБС «Книгофонд»)
6. Лавриненко В. Н. Политология: учебник для студентов вузов / под.ред. В.Н. Лавриненко. – изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 591 с. (БЭС «Книгофонд»)
7. Конституция Российской Федерации
Методические указания, рекомендации и другие материалы к занятиям
Систематическое использование активных методов обучения в сочетании с Интернет-ресурсами позволит добиться более высоких результатов в освоении учебного материала.
При подготовке к семинарским занятиям советую студентам обратить внимание на публикации в таких журналах, как «Социологическое исследования», «Социально-политический журнал» и др. (электронные версии журналов можно найти в интернете, адрес сайта указанные)
Вопросы к зачету
1. Дайте краткую характеристику объекта и предмета социологии, выделите их общие признаки и характерные особенности.
2. На нескольких конкретных примерах покажите, как менялось понимание предмета социологии в процессе её исторического развития.
3. На нескольких конкретных примерах постройте классификацию основных социологических категорий и определите основания (критерии) ее построения.
4. Кратко охарактеризуйте основные функции социологии как науки и покажите, какие их них, на Ваш взгляд, четко проявляются в современном российском обществе.
5. Что представляет собой программа социологического исследования? Дайте характеристику проблеме, предмету и объекту социологического исследования, для чего нужно формулировать исследовательские гипотезы, какие они бывают? Дайте характеристику рабочему плану и процедурной части исследования.
6. Раскройте структурные особенности построения программы социологического исследования. Дайте конкретную характеристику понятиям "социальная ситуация" и "социальная проблема" к одной из предложенных Вами тем прикладных исследований. Определите цель и задачи данного исследования.
7. Выберите объект социологического исследования и определите его предмет. Раскройте сущность и функции исследовательской гипотезы. Сформулируйте гипотезы для выбранной Вами темы и укажите их вид. Определите круг понятий, которые будут использованы в исследовании по выбранной Вами теме.
8. Охарактеризуйте сущность и специфику социологического опроса. В каких случаях можно применять групповой опрос? Почему анкеты чаще всего анонимны?
9. Составьте типологическую классификацию видов опроса. Опишите содержание и назначение каждого из видов. Определите для каких исследовательских задач (в рамках выбранной Вами ранее темы прикладного исследования) может быть использован метод опроса. Обоснуйте свой выбор.
10. Назовите достоинства и ограничения метода наблюдения в социологических исследованиях.
11. Назовите виды наблюдения и охарактеризуйте инструментарий. Выделите особенности, преимущества и недостатки каждого из видов наблюдения.
12. Охарактеризуйте сущность и логическую структуру социального эксперимента. Какие ограничения возникают при эксперименте в анализе социальных процессов и чем они обусловлены?
13. Выделите особенности, преимущества и недостатки метода анализа документов. Что представляют собой качественный и количественный методы анализа документов? Проведите традиционный анализ предложенного преподавателем документа. Проинтерпретируйте результаты Вашего анализа и сделайте выводы.
14. Обоснуйте возможности метода контент-анализа документов при проведении социологического исследования по выбранной Вами теме исследования.
15. Раскройте в общих чертах, почему зарождение и становление социального знания изначально происходило в недрах общефилософской теории.
16. Установите в общих чертах зависимость между общественно-исторической ситуацией во Франции в первой половине XIX века и возникновением в этой стране социологической науки.
17. Покажите на конкретных примерах, как социальные условия в определенной стране находили свое отражение в социологической теории представителя общественной мысли данной страны (О. Конт, Г. Спенсер).
18. Постарайтесь в общих чертах показать взаимовлияние социологической теории Г. Спенсера и эволюционной теории Ч. Дарвина.
19. Проследите в общих чертах, как общественно-политическая ситуация в мире в XX веке сказалась на развитии современной западной социологии.
20. Определите основные причины, по которым социология в XIX–XX веке стала подразделяться на отдельные различные направления.
21. Выделите и сопоставьте общие черты и характерные отличительные особенности западной и российской социологической науки.
22. Назовите и коротко охарактеризуйте основные подходы к пониманию общества как единой сложной целостной развивающейся системы.
23. Раскройте сущность понятия «социальный институт» и дайте исчерпывающее объяснение каждого компонента определения социального института.
24. Перечислите основные элементы, составляющие социальные качества человека.
25. Раскройте содержание понятия «девиантное поведение», охарактеризуйте его основные проявления.
26. Дайте определения понятий: объект, предмет, методы, функции политологии как науки.
27. Охарактеризуйте политику как социальное явление, перечислите ее основные функции.
28. Охарактеризуйте понятие «Политическое прогнозирование». Сформулируйте проблемы истинности и надежности политических прогнозов.
29. Дайте критическую оценку политической теории раннего социализма (Т. Мор, Т. Кампанелла).
30. Дайте определение термину «Политическая власть», расскажите о структуре и основные функциях власти.
31. Охарактеризуйте теории происхождения государства. Перечислите и охарактеризуйте типологии государственных форм.
32. Дайте определение термину «Политическая система общества», опишите структуру, функции, типы.
33. Сформулируйте проблему легитимности власти. Охарактеризуйте типы легитимности.
34. Дайте определение термину «Государство», сформулируйте признаки, функции государства.
35. Охарактеризуйте формы государственного устройства. Сформулируйте проблемы развития федерализма в РФ.
36. Дайте определение термину «Формы правления» сравните древние и современные подходы к анализу проблемы.
37. Сравните понятия «Правовое государство» и «гражданское общество».
38. Сформулируйте особенности становления гражданского общества в РФ.
39. Охарактеризуйте понятие и основные типы политических режимов.
40. Охарактеризуйте Демократический политический режим. Дайте критическую оценку основным теоретическим моделям демократии.
41. Дайте определение термину «Политические партии», опишите типы партий, какое место они занимают в политической системе.
42. Дайте определение термину «Партийные системы». Охарактеризуйте типы партийных систем.
43. Дайте определение термину «Избирательные системы». Дайте критическую оценку избирательной системе России.
44. Проанализируйте феномен Выборы как политический институт.
45. Дайте определение термину «Субъекты политики».
46. Охарактеризуйте личность как субъект политики. Перечислите типы личности по отношению к политической деятельности.
47. Сформулируйте признаки политической элиты. Разграничьте понятия Контрэлиты и антиэлиты.
48. Сравните типы политических культур, перечислите функции политической культуры.
49. Сформулируйте понятие «Политическая социализация». Опишите субъекты и основные этапы формирования политического сознания.
50. Предложите пути решения политических конфликтов в современной России.
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
Нижегородский государственный инженерно-экономический университет
(ГБОУ ВО НГИЭУ)
Факультет экономический
Кафедра: «Гуманитарные науки»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Социология и политология»
вариант ___
Выполнил(а) студент(ка)
инженерного института
заочной формы обучения
__ курса группы ______
Иванов И. И.
(ф.и.о.)
Проверила: к.с.н, доцент
_______ Бухалова Н. А.
(подпись) (ф.и.о.)
г. Княгинино
20__