Предмет науки административного права.
Предметом науки административного права является исследование государственного управления (исполнительно-распорядительной, административной деятельности), складывающихся в его сфере общественных отношений и административно-правовых норм, регулирующих эти отношения, анализ практики реализации этих норм, выявление и изучение общих и характерных закономерностей административно-правового регулирования общественных отношений.
Наука административного права исследует:
1. правовое положение граждан (физических лиц) в сфере государственного управления;
2. правовой статус органов государственного управления;
3. правовое положение негосударственных объединений в сфере управления предприятий, учреждений, организаций, юридических лиц;
4. административно-правовой статус государственных и общественных служащих;
5. правовые формы и методы управления;
6. способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении;
7. административный процесс и его виды;
8. систему общего, отраслевого и межотраслевого управления и регулирования управления в указанных системах нормами административного права;
9. административно-юрисдикционную деятельность государства.
Результатом научных исследований является разработка рекомендаций и предложений, направленных на повышение эффективности административно-правового регулирования и совершенствование практического применения норм административного права во всех сферах и отраслях управления. Наука административного права призвана разрабатывать научные понятия и категории, которыми она пользуется. Это категория типа «исполнительная власть», «органы исполнительной власти», «государственная служба», «государственная должность», «административное принуждение», «полицейская деятельность» и т.д. В административно-правовых категориях выражено то главное, сущностное, что характеризует административное право в его постоянном развитии и что отражает наука административного права. Во всем этом проявляется активное влияние науки административного права на развитие и совершенствование исполнительной деятельности, механизма государственного управления и административно-правового регулирования. Тем самым наука административного права вносит свой вклад в решение задач, стоящих перед обществом и государством.
Наука административного права не может ограничиться только анализом имеющихся норм этой отрасли права и административно-правовых отношений. Она обязана разрабатывать рекомендации по совершенствованию структуры и деятельности органов исполнительной власти, системы административно-правового регулирования. В настоящее время первостепенное значение имеет разработка проблем улучшения административно-правового обеспечения реализации и защиты прав граждан, государственного регулирования рыночных отношений.
Наука административного права находит свое выражение в реальной управленческой практике, в том числе в практике применения правовых норм.
На основе выводов, полученных при изучении административно-правовых явлений, ученые разрабатывают рекомендации по улучшению структуры аппарата управления, а также норм, регламентирующих правовое положение граждан и общественных объединений.
Теоретической основой науки административного права являются философские и общесоциологические науки, положения теории социального управления, общей теории и социологии права. Большое значение для научных
исследований проблем административного права имеет
законодательство: Конституция Республики Беларусь, конституционные законы, декреты, указы Президента, акты органов исполнительной власти, в которых содержатся административно-правовые нормы и решения тех или
иных вопросов управления.
Для решения теоретических проблем административного права особенно важное значение имеет изучение практического опыта организации и деятельности органов государственного управления, мер по совершенствованию систем и структур управления, форм и методов работы, административной правоприменительной практики и др.
Методологической основой науки административного права являются исторический, сравнительно-правовой, логический, формально-юридический и социологический методы исследования.
Наука административного права призвана служить интересам личности, общества и государства. Наука административного права связана со многими отраслями правовой науки: теорией государства и права, историей государства и права, конституционным правом. Эти науки содержат общие для всех отраслевых юридических наук теоретические положения, поэтому их изучение должно предшествовать изучению науки административного права. Наряду с этим изучению таких наук, как финансовое, земельное, экологическое, гражданское право, должно предшествовать изучение административного права, так как без поучения вопросов управления и административно-правового регулирования многие проблемы финансового, земельного и других отраслей права не могут быть всесторонне и глубоко поняты. Трудовое, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное право связаны с наукой административного права по отдельным смежным вопросам.
Среди функций науки административного права можно выделить теоретическую, прикладную, воспитательную.
Теоретическая функция способствует развитию юридической науки, общей теории социального управления.
Прикладная функция призвана разрабатывать рекомендации по совершенствованию правового регулирования, деятельности государственных органов, создавать необходимые условия для изучения административно-правовых явлений (подготовка учебников, монографий, статей и др.), пропаганды правовых знаний.
Воспитательная функция способствует развитию необходимых навыков, подходов, принципов и правил поведения у граждан, служащих, понимания или необходимости государственного регулирования социальных процессов, необходимости реализации административно-правовых норм, нетерпимости к их нарушениям.