Социальная искусственность

Доклад по теме

«СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА»

I. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ

1. Предистория социологии: Древний мир, Античность, «Возрождение» и «Просвещение»

Древний мир

Античность

«Возрождение» и «Просвещение»

Становление понятия

Огюст Конт и его «Курс позитивной философии»

Классический период

Карл Маркс

Макс Вебер – социология социального действия

Эмиль Дюркгейм – основатель французской школы социологии

II. КРИТЕРИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Чем социологическое знание отличается от других форм научного и ненаучного знания (например, от экономики, психологии, философии) – можно определить по критериям социологического знания.

Существует четыре группы критериев социологического знания:

1. Онтологические

2. Эпистемологические

3. Этические

4. Институциональные

Онтологические критерии

Онтология – область знания о бытии и основных принципах, которые лежат в его основе. Выявить онтологический критерий какого-либо знания – значит определить объект этой науки, выяснить, о чем содержащееся в ней знание.

Онтологические критерии социологического знания сводятся к тому, что это область знания об обществе, социальной реальности, социальных взаимодействиях, об их самых разных проявлениях и воплощениях. В общем, это сфера знания о том, как люди живут вместе, каковы основания и последствия этой совместной жизнедеятельности. Это наука, содержащая в себе некие высказывания и суждения о социальной реальности, трактовки о которой очень различны:

1. Социальный номинализм

2. Социальный реализм

3. Натурализм (материализм)

4. Спиритуализм (идеализм)

5. Редукционизм

6. Социальная естественность

7. Социальная искусственность

Трактовки социальной реальности

Социальный номинализм

Согласно социальному номинализму, социальная реальность – мнимая, фиктивная величина. Такие понятия, как «общество», «группа», «ассоциация», «союз» и другие социальные понятия – лишь имена, ярлыки для обозначения определенного множества индивидов.

Понятие номинализм происходит от лат. nominalis – относящийся к имени, именной (от лат. nomen – имя).

Социальный реализм

Данная трактовка противоположна предыдущей.

Согласно социальному реализму, общество является особой реальностью, существующей совместно с реальностью индивидов, образующих это общество.

«Общество» и другие понятия не сводятся к определенному множеству индивидов.

Натурализм (материализм)

Общество представляется исключительно природной (материальной) сущностью – сводится к природным факторам, трактуется, как часть природы, а не отдельно от нее.

Спиритуализм (идеализм)

Здесь общество представляется как сфера духа в различных воплощениях, как совокупность неких идеальных сущностей, взглядов, идей и мнений.

Редукционизм

Согласно редукционизму, общество может быть сведено к одной из социальных сфер, которая представляется наиболее важной. Например, к экономике, политике, культуре, религии, праву и т.д. Таким образом, редукционизм бывает экономическим, политическим, культурным, религиозным, правовым и т.д.

Понятие происходит от лат. reduction – сведение, приведение (к чему-либо).

Социальная естественность

Общество представляется как естественное образование.

А человек представляется как социальное, альтруистическое существо, подобно муравью или пчеле, которое не существует вне общества. Человек вне общества, по такой трактовке, пребывает в дочеловеческом, внечеловеческом состоянии.

И государство, исходя из логики данной трактовки, является продолжением изначально присущего человеку общественного состояния.

Социальная искусственность

Эта трактовка противоположна предыдущей.

Общество представляется искусственным образованием, созданным самим человеком – являющимся результатом действий человека, а не природной, естественной сущностью. То есть общество создано некими создателями: например, законодателями, монархами, мифическими персонажами, и т.д. Так, по выражению Томаса Гоббса, «общество – произведение искусства».

Человек – существо не общественное, антисоциальное.

Онтологические критерии социального знания:

· Общество – различные формы совместной жизнедеятельности, объединений, ассоциаций и взаимодействий людей.

· Общество отличается от таких категорий, как «люди», «человечество», «цивилизация», «государство», «нация», «этнос», «народ». Хотя может частично совпадать с этими категориями или где-то даже пересекаться.

· Общество не совпадает с отдельными своими сферами, изучаемыми отдельными науками (экономика, политология, религиоведение, культурология, правоведение и т.д.).

Типологии обществ

I. По способу ведения хозяйства:

· Собиратели, охотники, рыболовы;

· Скотоводческие общества;

· Аграрные;

· Индустриальные:

· Постиндустриальные.

II. По степени развития цивилизации:

· «Дикие»;

· «Варварские»;

· «Цивилизованные».

III. По способу производства (К. Маркс):

· Первобытнообщинные формации;

· Феодальные общественные формации;

· Буржуазные общественные формации;

· Коммунистические общественные формации.

Подытоживая, можно выразиться, что общество, группа или взаимодействие людей являются специфической реальностью, занимающей определенное место в системе мироздания и являющейся объектом различных высказываний.

Онтологических критериев (объекта социологии) недостаточно для определения того, что мы имеем дело с социологией. Нужны также другие критерии, главными из которых являются эпистемологические.

Наши рекомендации