Предмет социологии – это те стороны, связи, отношения объекта, которые изучаются данной наукой.

Они представляют собой совокупность основных теоретических понятий и проблем, при помощи которых описываются реальные факты, объясняются и практически решаются социальные проблемы общества.

Многообразие связей социологии с жизнью общества определяется функциями, которые она выполняет. Этими функциями являются:

· познавательная– одна из важнейших функций социологии, как и всякой другой науки.

На всех уровнях и во всех своих структурных элементах социология обеспечивает, прежде всего, прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы социального развития общества. Этому служат, как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания социальных процессов и обобщающие огромный фактический материал, так и эмпирические исследования, поставляющие этот материал и конкретную информацию об областях общественной жизни.

· прикладная

Характерной чертой социологии является единство теории и практики, так как значительная часть социальных исследований направлена на решение практических проблем.

· функция социального контроля

Социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления контроля над социальными процессами. Без этой информации возрастает возможность появления социального напряжения, социальных кризисов и катаклизмов. Поэтому в большинстве стран, их органы власти и объединения используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной жизни.

· прогностическая

Практическая направленность социологии выражается в том, что она вырабатывает научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. Как показывает практика, особенно важно иметь такой прогноз в переходный период развития общества.

· функция социального планирования

Большое значение в жизни общества имеет использование социальных исследований для планирования развития различных сфер общественной жизни. Поэтому эта функция появляется во всех странах мира, не зависимо от социальных систем. Она охватывает самые широкие области, начиная от мирового сообщества, отдельных регионов и стран, и заканчивая социальным планированием жизни городов, сёл, отдельных предприятий и коллективов.

· идеологическая

Результаты социальных исследований могут использоваться в интересах каких либо социальных групп, для достижения ими определённых социальных целей. Более того, такие исследования зачастую служат средством манипулирования поведением людей, формированию определённых стереотипов поведения, создавая целые системы ценностных социальных предпочтений.

Избежать этой функции невозможно, даже если поставить целью полностью избавиться от идеологического подхода в конкретных социологических исследованиях и формулированию положений специальной социальной теории. Ведь социолог занимает социально-классовое положение и нередко входит в ту или иную политическую партию. Он осмысливает исследуемые социальные процессы с помощью мировоззрения, формирование которого зависит от его социального положения и затрагивает интересы не только его, но и других социальных групп. Тем самым данные выводы приобретают идеологическое содержание. (Пример: недавнее прошлое советской социологии). Для социолога всегда важен объективный анализ общественных явлений и, что бы не допускать идеологических перекосов, необходимо избегать чрезмерных идеологизации и политизации исследований и выводов, в том числе и теоретических. Для этого полезно соотносить их с общественными ценностями.

· гуманистическая

Социология может служить улучшению взаимопониманию между людьми, формированию и совершенствованию общественных отношений.

В различных источниках так же можно встретить такие определения функций социологии как: теоретико-познавателная, управленческая, мировоззренческая, просветительная, профилактическая, практическая. Их трактуют как самостоятельные, но все они практически повторяют вышеуказанные функции социологии.

Вопрос 3. Социологические законы и категории.

Проблема категориального аппарата – это проблема логичности, точности, последовательности и непротиворечивости знания, образующего целостность и завершённость конструкции любой науки. Этот аппарат постоянно меняется во всех науках, в том числе и социологии. Он постоянно совершенствуется, обогащаясь и наполняясь новым содержанием, уточняя наши представления об изучаемой реальности. За последние 20 лет жизнь поставила перед отечественной социологиейзадачу откликнуться на новые реальности, адекватно выразить требования времени, внимательно посмотреть на накопленный опыт.

Изменение категорий социологии происходит под влиянием постоянно изменяющейся социальной реальности и в связи с модификацией самой науки, отражающей эту реальность. Особенности современного этапа определения основ социологии, состоит в том, что в современном мире происходит рост воздействия и значения субъективного фактора, что не может не влиять на базовые понятия социологической науки.

Впервые наиболее полное и систематическое учение о категориях мы находим у Платона (427-347 гг. до н.э.) и Аристотеля(384-322 гг. до н.э.) Если в ранней греческой философии бытие и мышление различались слабо и категории выступали в виде основных элементов материи в её непосредственной данности (земля, вода, воздух, огонь), то позже, в связи с возникновением интереса к проблеме сознания и познания, разума и науки, категории приобретают логичный вид и формулируются как общественные понятия. У Платона их было 5 - сущее, движение, покой, тождество и различие, а у Аристотеля - 10, которые он потом свёл к 3-м основным - сущность, состояние, отношение. В его интерпретации категории - это схема суждений и умозаключений: то есть то, что высказывается о сущем и подпадает под ту или иную категорию.

Принципиально новый этап в развитии учения о категориях связан с именем И. Канта (1724-1804 гг.) Для него категории – условие возможности синтеза, того, что формирует и констатирует опыт. Они предшествуют всякому опыту, выражают логические функции всех возможных суждений. В соответствии с видами суждений Кант классифицирует 4 вида категорий: количества (единство, множество, всеобщность), качества (реальность, отрицание, ограничение), отношения (принадлежность, причинность, общение) и модальности (возможность, существование, необходимость).

В послекантовской философии произошел существенный сдвиг в анализе категорий. Предметом исследования стали идеи разума и формы умозаключений, взаимоотношения которых выражались принципами тождества и противоречия. Для социологии особое значение имели идеи Ф. Шеллинга (1775-1854 гг.) который рассматривал развитие 2-х видов категорий: природы,связанные с определениями объективности и разворачиваемые в натурфилософии, и категории субъективности, связанные с актами сознания и самосознания. Такой подход положил начало тому, что в ХIХ, а затем и в ХХ веке каждая наука стала претендовать на то, что ей характерна своя система категорий, которая может частично совпадать со всеобщими, и в то же время претендовать на своё понимание и свою трактовку категорий.

В этих условиях социальные науки объектом своих исследований окончательно избрали социальную реальность - общественную жизнь. В соответствии с этим центральной категорией становится общество - понимаемое как многозначная система отношений и процессов, основные характеристики которого и становятся всеобщими категориями. Исходя из этого, так же стали использоваться категории рассудка, переживания (В. Дильтей), интуиции (А. Бергсон) и понимания (М. Вебер, Г. Зиммель). Для характеристики общества и общественной жизни существенными оказались и модусы времени (настоящее - представленное в ценности, будущее - выраженное в цели и прошлое – связанное с категорией «значение»).

Со временем категории историзировались, лишались своей вневременной формы и локализировались в конкретно-исторических формах жизни. Трактовка категорий существенно подорвала их значимость и универсальность, и при вычленении в науке различных отраслей и областей знания, усилила тенденцию к выделению тех из них, которые присущи только одной науке или группе однородных наук.

Этот процесс не обошёл стороной и социологию, которая не отрицая необходимости изучения прошлого и будущего, их характеристик и показателей, тем не менее, основное внимание сосредотачивает на настоящем, на том, что является предметом заинтересованности людей, их сопричастности ко всему происходящему и окружающему. А это всё больше превращает социологию в социологию жизни и соответственно требует уточнения того круга категорий, которыми она пользуется. Отсюда следует, что:

Категории социологии – это предельно универсальные, фундаментальные понятия, характеризующие уровень осмысления и обобщения основных представлений об общественной жизни, о социальной реальности, которые имеют априорное значение и помогают систематизации и организации научного знания.

В то же время они претендуют на отражение в обобщенном виде содержания (и специфики) в пределах социологического знания, несмотря на то, что многие из них являются одновременно и категориями других социальных наук.

Значение категорий социологии велико, но мы должны видеть и ограничения которые накладывает их использование:

· в своём большинстве они априорны, декларативны и могут выражать свою сущность в самом общем, предельно обобщенном виде;

· они многозначны, по-разному трактуются не только среди различных социальных наук, но и внутри самой социологии, различными школами и концепциями (только определений культуры – свыше 160, а личности - более 200);

· они не операционализируемы, и социология, не отказываясь от использования, этих категорий, часто переходит на позиции социальной философии, что бы иметь возможность обобщения и оперирования ими.

По содержанию категории социологии различают:

Категории всеобщности - без них не обходится ни один представитель социальных наук (в том числе и социологии), когда он задаётся вопросом: «Какие представления о мире могут быть использованы при осмыслении социального бытия?». Это породило множество социальных теорий, которые претендуют на широкие обобщения окружающего мира. Наиболее наглядно эта тенденция проявилась в трудах глобалистов, геополитиков, теоретиков безопасного мира.

К ним относятся: вселенная, ноосфера, мир, общество.

Категории качества - показывают степень и уровень освоения мира, эффективность функционирования и рациональной организации общественной, групповой и индивидуальной жизни. Без них невозможно осуществить сравнение в рамках «прошлое - настоящее», «у них - у нас», понять, что и каким образом характеризует оптимальность развития тех или иных социальных групп, институтов, организаций.

К ним относятся:цивилизация, формация, культура, устойчивое развитие.

Категории объективности – конкретизируют сущность и содержание той или иной исторической эпохи, в которой живёт и творит человек. При их помощи возможны описания и анализ таких процессов, как существование форм человеческой жизни, политической власти, исторически сложившихся типов поселенческих структур.

К ним относятся:общественные отношения, социальное развитие, социальные процессы, социальные явления, среда.

Категории субъективности - характеризуют творческое заинтересованное начало в функционировании общества. Они содержат самые общие ориентиры, требующие при их применении в исследованиях операционализации, ибо их использование в общем виде даёт, в лучшем случае, только ориентировочный эффект.

К ним относятся:сознание, личность, классы, страты.

Категории изменений – характеризуют механизм, направленность, способы и методы осуществления преобразований. Они отражают созидательное участие в преобразовании окружающего мира, что находит выражение в применении прогноза, предвидения, программирования, социального эксперимента, социальной организации.

К ним относятся:управление, регулирование, социализация, модернизация, конфликт.

Каждый живущий в обществе человек подвергается воздействию со стороны не только окружающих его отдельных личностей и групп, но и результатов их прошлой деятельности: системы ценностей, норм, правил, правовых законов. Кроме того, важным фактором, ограничивающим его свободную деятельность, служит окружающая его среда: климат, предметы материальной культуры, созданные руками людей, природные, земные и космические явления. Если к этому добавить влияние свойств характера и других качеств личности, то станет очевидным – число барьеров и ограничений, изменяющих положение человека, достаточно велико.

В результате этого деятельность людей и социальных институтов становятся однонаправленными, а поведение людей, контролируемое влиянием группы и институтов – менее разнообразным, стандартизированным. Это обуславливает повторяемость образцов поведения человека, предсказуемость его стремлений и действий, которая растёт по мере усложнения общества, и появления новых способов контроля за поведением людей. Таким образом, деятельность и поведение людей в обществе подвержены действию объективных (независящих от их сознания) социальных законов.

Социальный закон – это относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и профессиональными группами, между обществом, с одной стороны, и социальной организацией, трудовым коллективом, семьёй и личностью, с другой.

Социальные законы действуют во всех сферах человеческой деятельности и могут различаться по сфере своего распространения. Как и все научные законы, социальные законы обладают следующими основными признаками:

· закон может вступать в действие только при наличии определённых строго оговоренных условий;

· при этих условиях закон действует всегда и везде, без каких либо исключений (исключение, подтверждающее закон – бессмыслица);

· условия, при которых действует закон, реализуются не полностью, а частично и приблизительно.

С социальными законами люди сталкиваются постоянно и либо подчиняются их действию, либо стараются их избегать, приспосабливают своё поведение к ним или протестуют против. Люди всегда видят в социальных законах черты своей социальной жизни, когда сопоставляют их проявления с собственным опытом. Таким образом, принципиальная схема действия социального закона достаточно проста и его проявления всегда видимы для членов общества. Но социальные законы крайне трудно обнаружить и изучать. Это объясняется существованием множества условий, их сложностью, а так же тем, что они накладываются друг на друга, переплетаются, усложняя поле исследования.

Для упрощения научного подхода к их изучению следует помнить, что социальные законы – это существующие независимо от сознания объективные правила, которые регулируют поведения людей по отношению друг к другу, и основу которых образуют исторически сложившиеся мотивы, интересы и стремления людей к удовлетворению своих потребностей (условия существования, безопасность, самовыражении и т.д.) Поэтому изучая социальные законы необходимо, прежде всего:

· выявить потребности индивидов, составляющих социальную группу, класс или общество в целом;

· отталкиваясь от этих потребностей, искать повторяемость в их поведении;

· определять условия, в которых наблюдается найденная повторяемость, и сформулировать социальный закон.

Отклонение какого-либо индивида от направления действия социального закона (в силу условий, не соответствующих оговоренным) может ослабить проявление социального закона в данной конкретной группе. В итоге, часть группы попадает в не оговоренные законом условия. В результате, деятельность в рамках данного закона осуществляется меньшим числом лиц, что ослабевает его проявление. Поскольку люди в обществе попадают под влияние большого числа различных сил и обладают разными ресурсами (материальными и духовными), часто наблюдается их отклонение (или уход) от социального закона. Однако закон сам прокладывает себе дорогу там, где социальные условия становятся близкими к оговоренным.

Социальные законы не создаются сознательно членами общества или группами, как, например правовые. Люди поступают в соответствии с социальными законами неосознанно и обучаются такому «узаконенному» поведению в процессе общения с другими людьми и социальными институтами, исходя при этом из своих потребностей.

Социальные законы имеют большое значение в исследовании общественных явлений и управлении социальными процессами. Именно их наличие и действие обеспечивает возможность применения научного подхода в социологии.

**************************************************************************

Контрольные вопросы:

1. Что такое социология как наука?

2. Какие 2 главные задачи решает социолог?

3. Что является объектом и предметом социологии?

4. Какие функции выполняет социология?

5. Что такое категории социологии?

6. Что такое социальный закон?

**************************************************************************

Наши рекомендации