НАУКА ИНРАВСТВЕННОСТЬ. „

Данная проблема может быть рассмотрена в ходе:

1) характеристики дисциплины - этика науки,

2) анализа структуры этики науки,

3) изложения сути проблемы социальной ответственности ученого.

1.Предмет этики науки.

Этика науки как изучает:

а) моральные основы научной деятельности,

б) ценностные принципы, которые приняты в научном сообществе,

в) социальный и гуманистический аспекты науки.

Этика науки – это комплекс правил, предписаний, обычаев, ценностей, принципов, которые считаются обязательными для ученого.

2. Структура этики науки. Научная деятельность, также как и другие виды человеческой деятельности, подчиняются определенной системе этических норм, правил. Эти нормы формируются и изменяются в процессе развития науки, и они определяют, что допустимо и что непозволительно для ученого в различных ситуациях.

В структуру этики науки входят:

Во-первых, общечеловеческие моральные требования, например, «не лги», «не укради», но только применительно к деятельности ученых.

Например, разновидностью КРАЖИ в научной деятельности является плагиат – присвоение чужих научных результатов. В связи с этим следует иметь в виду, что для исследований, претендующих на научный статус, строго обязателен институт ссылок, благодаря которому фиксируется авторство тех или иных идей. ССЫЛКИ – это «академическая составляющая науки».

Примером этической нормы в науке является требование «не лги». Ложь – преднамеренное искажение (фальсификация) фактов, данных эксперимента. Это – явление распространенное в науке.

Например, Чарлз Дарвин писал, что ему ИЗВЕСТНЫ только ТРИ «намеренно искаженных представлений в науке». Но уже его современник, Чарлз Бэббидж, изобретатель ПЕРВОЙ вычислительной машины, составил целый список мошенничества в науке, посвятив этому свою книгу: «Упадок науки в Англии» (1830 год).

Пример мошенничества в науке. В 1976 году в ФРГ было обнаружено, что биохимик Галлис защитил докторскую диссертацию на основе экспериментальных данных и опубликовал более десяти статей в солидных научных журналах. Потребовались длительные исследования ученых-биохимиков из Института в Мюнхене, которые позволили прийти к заключению о том, что эксперименты Галлиса фальсифицированы. Его заставили послать «объяснительное» письмо в научный журнал и публично признаться в фальсификации экспериментальных данных. Свои действия Галлис объяснил тем, что он был так увлечен своей гипотезой, что решил придумать данные, ее подтверждающие, так как верил, что она абсолютно верна. В принципе поступки такого рода можно назвать ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ преступлением.

Во-вторых, этика науки, наряду с общечеловеческими моральными требованиями, включает этические нормы, специфичные именно для научной деятельности.

НАПРИМЕР:

- Бескорыстный поиск и отстаивание истины («Платон мне друг, а истина дороже» – Аристотель). Смысл этого выражения в том, что в стремлении к истине ученый не должен считаться ни со своими симпатиями и антипатиями, или с какими-либо иными привходящими обстоятельствами.

- Новое знание, полученное ученым, должно быть обоснованным (должны быть аргументы, логические и другие доказательства, которые, с точки зрения ученого, доказывают, что данное знание является правомерным). Говоря об этом аспекте, нужно иметь в виду, что в научной деятельности не всегда можно оценить полученное знание как истину или заблуждение. Поэтому нормы научной этики не требуют, чтобы результат каждого конкретного исследования непременно был истинным знанием. Они требуют, чтобы полученный результат был новым знанием и при этом обязательно логически или экспериментально – обоснованным.

- В работе норвежского писателя Г. Скирбекка можно найти попытку сформулировать некоторые нормы, регулирующие деятельность ученого: «ищи истину», «избегай бессмыслицы», «выражайся ясно», «старайся проверять свои гипотезы как можно более основательно».

Рассуждая о нормах научной этики, уместно обратиться к работе «Нормативная структура науки» (1942 г.) американского социолога, одного из основателей социологии науки Роберта Мертона (р. 1910). В ней он обосновывает идею о том, что НОРМЫ науки строятся вокруг четырех основополагающих ценностей.

ПЕРВАЯ ценность – универсализм. Это убеждение в том, что изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково и что истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их формулирует.

ВТОРАЯ ценность – общность. Ее смысл – научное знание должно свободно становиться всеобщим достоянием. Тот, кто его впервые получил, не вправе монопольно владеть им, хотя он и имеет право претендовать на достойную оценку коллегами собственного вклада.

ТРЕТЬЯ ценность – незаинтересованность. Первичным стимулом деятельности ученого является бескорыстный поиск истины, свободный от соображений завоевания славы, получения денежного вознаграждения. Последние - не цель, а возможное следствие научных исследований.

ЧЕТВЕРТНАЯ ценность – организованный скептицизм. В науке нельзя слепо доверяться авторитету предшественников – необходимо критическое (скептическое) отношение к результатам предшественников.

В-третьих, этика науки включает в себя проблему социальной ответственности ученого за полученные им результаты научной работы и нравственно-этической ОЦЕНКИ его деятельности. Имеется в виду, что в отличие от профессиональной, социальная ответственность реализуется во взаимоотношениях науки и общества. Поэтому ее иногда называют внешней (социальной) этикой науки.

Чрезвычайно актуальной проблема ответственности ученых становится после американских ядерных взрывов над японскими городами.

Социальная ответственность, это, образно говоря, проблема добра и зла в науке. Особое место эта проблематика занимает в таких науках как ядерная физика, генная инженерия, биотехнология, биомедицинские и генетические исследования человека.

ПРИМЕР: развитие генной инженерии, в частности, привело к уникальному в истории науки событию: в 1975 году ведущие ученые мира добровольно заключили мораторий (запрет), временно приостановив ряд исследований, потенциально опасных не только для человека, но и для других форм жизни на Земле. Речь шла о возможности создания организмов с совершенно новыми наследственными свойствами, ранее не встречавшимися на Земле и эволюционно не обусловленными.

Объявление моратория явилось уникальным событием для науки потому, что ВПЕРВЫЕ ученые по собственной инициативе решили приостановить исследования, сулившие им колоссальные успехи.

Одной из научных проблем, связанной с этической проблематикой, является технология клонирования. Клонирование – это процесс, предполагающий создание существа, генетически тождественным родительским. Изучение технологии клонирования началось в 60 - е годы ХХ века. Однако все принципиально изменилось в 90 – е годы прошлого века, когда искусственным путем было создано первое млекопитающее – овечка Долли. Кстати, ее появление последовало после 277 неудачных попыток. В связи с этим событием возникла проблема возможности проведения экспериментов по клонированию человека.

Не претендуя на однозначное решение этой сложной проблемы, можно сделать предположение о том, что клонирование, видимо, уместно в растениеводстве, рыбном хозяйстве, животноводстве. Хотя, это и спорная точка зрения. Значительно сложнее является вопрос, связанный с клонированием человека. Он ИМЕЕТ медицинский, философский, религиозный, экономический и другие аспекты.

Например, Ватикан, налагая запрет на клонирование, настаивает на том, что рождение человека должно происходить естественным образом. Иначе у родившегося не будет души. Клонирование, с позиций католицизма, - это вызов всемирной религиозной морали, измена ее принципам.

ВЫВОД:

Социальная ответственность ученых является одним из факторов, определяющих тенденции развития науки, отдельных дисциплин и исследовательских направлений. Таким образом, ОНА не есть нечто внешнее для научной деятельности. Это ее органическая составляющая, ощутимо влияющая на направления проводимых исследований.

Наши рекомендации