Заметки о профессиональной подготовке социологов

А.В. ВАЙСБУРГ

ВАЙСБУРГ Александра Владимировна - старший преподаватель кафедры со­циологии и социальных технологий Тверского государственного технического универ­ситета (E-mail: [email protected]).

Аннотация. Рассматриваются проблемы и особенности вузовского и поству­зовского этапа профессиональной подготовки социологов. Рекомендации основы­ваются на результатах анализа образовательных стандартов и мнениях экспертов.

Ключевые слова: профессиональная социализация • социолог • федеральные образовательные стандарты • социологическое образование

Профессиональная социализация - это социопсихологический, адаптационно-интеграционный процесс, в ходе которого на основе внутренней ориентации индиви­да, развития личностных ресурсов, под влиянием определенных агентов и институтов происходит усвоение профессиональных ролевых установок, норм, знаний, образцов поведения и последующее их воспроизводство в профессиональной деятельности.

Несмотря на признание важности социологического образования, на современном этапе существует немало проблем и противоречий. Среди них: отсутствие четкой госу­дарственной политики в сфере высшего образования и подготовки научно-педагогиче­ских кадров высшей квалификации; недостаточное государственное финансирование вузов; слабая государственная, ведомственная поддержка программ переподготовки и повышения квалификации преподавателей; непрозрачная система распределения грантов; коммерциализация образования; большая учебная нагрузка преподавате­лей; отставание от потребностей работодателей; низкий уровень качества учебной литературы и периодических изданий; распад крупных социологических коллективов; слабая интегрированность российского научного сообщества в международное; низ­кий уровень социологической культуры. При этом наблюдаются большие различия в качестве и содержании социологического образования в различных вузах. Об этом свидетельствуют эксперты-социологи из различных городов России1: "Наблюдается уклон социологического образования в философию, управление персоналом, эконо­мику ... в разных вузах общего найдется около 50-60%. Соответственно, это и на качестве не очень хорошо сказывается"(Интервью 6, архив автора).

При этом практически все эксперты отмечают большие проблемы с прохожде­нием практики студентами-социологами: "...Проблема -это практики, базы практик. Сейчас, конечно, есть определенный опыт заключения договоров о практиках, но мы ведь прекрасно понимаем, что приходит студент и он там никому не нужен" (Интер­вью 6, архив автора).

Отмечают эксперты и проблемы финансирования: «Экономят на всем: на коман­дировочных преподавателей, на конференциях, на выписываемых книгах и журна­лах, на приглашении хороших специалистов для чтения лекций из других городов, на зарплатах преподавателей, выстраивании специальных стратегий для молодых преподавателей. Из-за этой унизительной бедности вузы как бы "капсолидируются",

1 Вайсбург А.В. 30 экспертных интервью в 15 городах России. Май-июнь 2011 г., метод "снежного кома".

рвутся связи, нет притока свежих идей, происходит процесс тотальной и безнадеж­ной провинциализации» (Интервью 25, архив автора).

Проблемы современного социологического образования оказывают существен­ное влияние на процесс профессиональной социализации социологов и определяют его особенности на вузовском этапе.Среди них следует выделить: на младших курсах у большинства студентов слабый уровень информированности о профессии и профессиональной самоидентификации; отсутствие интереса к социологическим исследованиям; достаточно слабые связи с профессиональным сообществом.

В настоящее время наблюдаются преобладание на этапе обучения в вузе теоре­тической подготовки и острая нехватка практических навыков. Это подтверждают результаты социологического исследования среди студентов-социологов 5 курса Тверского региона2. При сравнении оценок подготовки социологов по 10-балльной шкале было выявлено, что большинство (79,9%) оценивают уровень теоретической подготовки в вузе выше среднего, а практической подготовке такую оценку дают только 52,8%. Половина студентов (52%) всех форм обучения (дневной, заочной фор­мы и сокращенной программы) участвовали за время обучения в вузе в менее 5 со­циологических исследованиях, так и не определившись, в какой области социологии они специализируются.

Эксперты-социологи единогласно свидетельствуют о нехватке практических навыков: "Подготовка социологов идет по классической схеме академического про­филя" (Интервью 21, архив автора); "Слабо владеют методами количественного и качественного анализа данных" (Интервью 18, архив автора); "Совсем не владеют ме­тодами исследования в сети Интернет и обработки данных по интернет-счетчикам... процентов 50 не умеют полноценно работать даже с Excel, не то, чтобы с другими программами обработки данных" (Интервью 16, архив автора).

Студенты-социологи указывают на низкий уровень подготовки по методике и технике социологических исследований, анализу данных в социологии, социальной статистике, иностранному языку и информатике, SPSS (96,5% выпускников). По­добные же проблемы отмечают и выпускники, работающие по специальности. По их мнению, социологическое образование во многом оторвано от требований работода­телей. Эксперты-социологи в интервью говорят о том, что "...доходим до эмпирии, а тут уже нет серьезной аналитики. Есть одна дисциплина, касающаяся методологии и методов, это единственный курс. Этого мало, мало..." (Интервью 27, архив автора); "Происходит поточная вульгаризация данных без аналитики, утрачивается научность, мало используются математические методы, расчеты, нераспространенные методи­ки" (Интервью 11, архив автора); "...Люди не знают языков, не могут работать с ба­зами данных, со статьями..."(Интервью 11, архив автора). У современных студентов-социологов отсутствуют навыки написания научных текстов: "Писать социологи даже не умеют ... не учат писать" (Интервью 24, архив автора); "Наблюдается недостаток критико-аналитического мышления, отсутствие саморефлексии и опыта групповой работы"(Интервью 1, архив автора).

К числу особенностей вузовского этапа профессиональной социализации отно­сится занятость студентов во время обучения. Приблизительно на третьем году об­учения почти 90% студентов работают. Наиболее способные и динамичные студенты-социологи прочно закрепляются в коммерческих структурах, причем не обязательно социологических [Добреньков, 2010: 36-48]. Совмещение учебы с работой на оплачи­ваемых электоральных и маркетинговых исследованиях приводит к формированию коммерциализированного отношения к специальности. Эксперты-социологи говорят, что "уже со 2-3-го курса студенты совмещают работу на конкретном месте с учебой, фактически по индивидуальному плану" (Интервью 1, архив автора). Все это опре­деляет желание современных студентов, в основном, трудоустраиваться в области

2Вайсбург (Федорова) А.В. "Уровень подготовки и процесс трудоустройства в современных компаниях социологов-выпускников Тверского государственного университета и Тверского госу­дарственного технического университета". Всего опрошено 264 студента 5-6 курсов.

5* 131

прикладной социологии. Лишь 10-15% студентов в процессе профессиональной со­циализации в вузе ориентируются на цели фундаментального научного образования [Покровский, 2010].

На поствузовском этапе профессиональной подготовки социологовв настоя­щее время существуют широкие возможности продолжения обучения в аспирантуре и докторантуре по социологии. В России на 2011 г. действует 139 диссертационных советов по 6 социологическим специальностям. Но подавляющее большинство вы­пускников не планируют поступление в аспирантуру. В половине случаев конкурса в аспирантуру вузов России нет. В каждом вузе абсолютное большинство аспирантов -свои выпускники. Из каждого выпуска, в среднем, в аспирантуру идет 3-4 человека [Балабанов, 2008: 75]. Эксперты в интервью также отмечают, что и среди учащихся в аспирантуре отсутствует высокий уровень мотивации к учебе. На основе результатов исследований можно констатировать, что 81% студентов не собираются получать по­слевузовское образование по специальности "Социология". Вместе с тем 41,1% соби­раются продолжать процесс своей профессиональной социализации за счет обучения по другой специальности.

Таким образом, для совершенствования вузовского этапа профессиональной подготовки социологов в связи с требованиями ФГОС к методике преподавания, по мнению экспертов, необходимо внедрение ряда мер. Эксперты-социологи считают це­лесообразным: использование активных и интерактивных форм проведения занятий, введение авторских курсов, что предусмотрено ФГОС 3-го поколения (п. 7.3, п. 7.12); развитие навыков командной работы путем групповых заданий; углубление самостоя­тельной работы студентов, чтение монографической литературы, развитие навыков написания научного текста; формирование вузом собственных электронных ресурсов.

По мнению экспертов, расширение практической составляющей в обучении со­циологов возможно за счет внедрения индивидуальных консультаций, увеличения количества и сроков выполнения курсовых работ с прикладными исследованиями; создания на базе вузов малых предприятий, научно-образовательных учреждений совместно с академическими организациями, прохождения "непрерывной" практики в организациях; вовлечения студентов в НИР, проекты и гранты кафедры. Для усиле­ния педагогической подготовки социологов-старшекурсников эксперты предлагают регулярное проведение тренировочных лекций и практических занятий. В экспертных интервью говорилось и о том, что требуется расширение свободы и формирование индивидуальной траектории обучения при подготовке социологов. Во ФГОС 3-го поко­ления по сравнению с ГОС 2-го поколения существенно увеличена вариативная часть дисциплин (бакалавры с 29,2% до 41-44%, магистры с 18% до 32-33%- п. 6.2, 6.3), расширены возможности академической мобильности (п. 7.14).

С целью формирования интереса к приобретаемой специальности, профессио­нальной идентичности, повышения активности и уровня мотивации студентов-социо­логов эксперты считают необходимым: наладить информирование студентов через вузовские СМИ и сайты кафедр (факультетов) о конкурсах, грантах, конференциях, вакансиях; оплачивать командировочные расходы на конференции; проводить спе­циализированные мероприятия ("День социолога", "День молодого исследователя", конкурс "Лучший социолог").

По мнению экспертов, для повышения спроса на социологические кадры вся со­временная подготовка должна быть направлена на формирование "гибридного", кон­версионного социолога3, ориентированного на деятельность в смежных с социологией сферах: "Нужен не просто социолог, а социолог-политолог, социолог-экономист, со-циолог-обществовед" (Интервью 27, архив автора); "Если говорить об американской вузовской академической социологии, то там социолог через дефис к чему-то: социо­лог-маркетолог, социолог-аналитик, вот к этому мы должны стремиться" (Интервью 3, архив автора).

3 Термин введен в интервью П.В. Романовым. 132

ФГОС 3-го поколения нацелен на решение многих проблем вузовского этапа про­фессиональной социализации. Однако эксперты высказывают свою обеспокоенность тем, что вузы, факультеты, кафедры и сами преподаватели во многом не готовы к изменению принципов подготовки социологов, продиктованных новым стандартом. Для повышения эффективности поствузовского этапа профессиональной социализа­ции эксперты предложили следующие меры: тщательный отбор претендентов в аспи­рантуру; учреждение ассоциаций выпускников-социологов; внедрение вузом доплат аспирантам за научные достижения и публикации статей в журналах, рекомендован­ных ВАК, оказание материальной помощи при защите кандидатской или докторской диссертации; выделение жилплощади, повышение квалификации аспирантов и док­торантов путем приглашения известных социологов для чтения специализированных курсов по тематике диссертации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Балабанов С.С. Подготовка научных кадров социогуманитарного профиля в аспирантуре // Социол. исслед. 2008. № 3.

Добренькое В.И. Вопросы качества подготовки социологов в контексте реформирования высшей школы России // Социология образования. 2010. № 9.

Покровский Н.Е. Социология, преподавание социологии, социологическая культура и их место в современном российском обществе. URL: http://www.sociolog.net/konf2003.html (дата обра­щения: 2.04.2011).

Наши рекомендации