Социологические аспекты фитнес[1]-движения в России

Одной из примечательных мировых тенденций современного общества является интенсивное развитие оздоровительного движения. Концептуально это движение охватывает разные направления: решение экологических проблем, повышение качества питания, борьба с табакокурением, алкоголизмом, наркоманией, улучшение условий труда, быта и отдыха, повышение физической активности и формирование здорового стиля жизни.

В развитых странах мира (США, Канада, Япония, Австралия, Швеция, Германия, Италия, Франция и др.) такой комплексный подход к проблеме оздоровления дает положительные результаты: снижается заболеваемость, сокращается смертность, увеличивается продолжительность жизни. Значительное место в этом комплексе мероприятий по оздоровлению населения занимает формирование здорового стиля жизни и повышение физической активности различных слоев населения.

Характерными особенностями современного этапа развития физической активности является формирование рынка оздоровительных услуг, становление фитнес-движения в мировом масштабе, широкое применение тренажеров (развитие производства тренажеров).

Сегодня в условиях глобализации фактически формируется единый стиль современного подхода к физической активности населения. Этот стиль характеризуется, прежде всего, технологичностью подхода, многообразием форм двигательной активности, широким использованием традиционных оздоровительных систем и новейших достижений науки. На международном рынке появляются такие гиганты физкультурно-оздоровительного бизнеса, как World Gym, World Class, которые становятся законодателями моды в отрасли оздоровительных услуг.

Надо отметить, что развитие фитнес-индустрии идет быстрыми темпами. По оценке специалистов международной компании World Class, сегодня фитнес-индустрия по темпам развития занимает второе место в мире, уступая лишь сфере высоких технологий.

Поскольку формирующееся мировое фитнес-движение в качестве предпосылок своего развития имеет определенные экономические и социокультурные основания, то, прежде чем характеризовать тенденции развития физической культуры в Российской Федерации, необходимо зафиксировать общую социально-экономическую ситуацию в России конца XX начала XXI веков. В целом эта ситуация характеризуется переходом на рыночные отношения хозяйствования, что влечет за собой качественные изменения производственных отношений.

Развитие рыночных отношений в России принципиально меняет отношение к здоровью. Интенсификация труда, ослабление гарантий со стороны государства (включая удорожание медицинских услуг), ужесточение конкуренции на рынке труда резко повышают значимость здоровья для человека. В российском обществе здоровье становится экономической категорией. От его качества зависят карьера человека, его профессиональные возможности, его работоспособность. Поэтому возникает объективная потребность в укреплении здоровья, снятии стрессов от напряженного труда, качественной рекреации и эффективной реабилитации или, если говорить языком рынка, возникает объективный устойчивый спрос на оздоровительные услуги. А растущий спрос по законам рынка стимулирует предложение и предъявляет требования к качеству оздоровительных услуг.

Фактически в последние годы в России этот рынок характеризуется проникновением фитнес-движения в нашу страну. Это явление требует всестороннего анализа, поскольку фитнес-движение складывается стихийно, без учета реальности российской действительности. (Даже использование самого термина «фитнес» вместо понятия «физическая культура» свидетельствует о качественных изменениях в этой сфере. Ведь понятие фитнес /fitness - годность, пригодность, соответствие/ отражает прикладность и целевую направленность двигательной активности. Критические замечания, высказываемые по поводу использования этого термина в нашей стране, отражают реальные опасения концептуальных изменений в понимании социальной природы физической культуры. В понятии «фитнес» скрыта философия «технологизма», технологического, инструментального подхода к жизни).

В различных регионах страны стремительно растет число фитнес-клубов. По оценкам аналитиков только в Москве в настоящее время функционирует до 700 фитнес-клубов. По самым скромным подсчетам, московский оборот фитнес-индустрии сегодня составляет около 200 млн. долларов в год. Ежегодно в столице открывается около пяти новых фитнес-клубов. В ближайшие годы специалисты предсказывают увеличение количества фитнес-клубов на 30-50 %. Потребность столичного рынка оценивается по крайней мере в 500 тыс. тренировочных мест, а все фитнес-клубы в городе вместе могут обслуживать сейчас примерно 150 тыс. клиентов. (…)

Многочисленные социологические и маркетинговые исследования, проводимые крупными фитнес-компаниями показывают, что развитие фитнес-движения теснейшим образом связано с ростом среднего класса и формированием цивилизованного рынка труда, при котором физические кондиции и работоспособность становятся неотъемлемыми требованиями к профпригодности работника.

Возрастная структура посетителей фитнес-клубов по данным зарубежных (Boeckh-Behreтs W-U, Buskies W, 2002) и отечественных (Т. С, Лисицкая) исследователей распределяется следующим образом: моложе 25 лет – 33,9 %; возраст 25 – 34 года – 37,7 %; возраст 35 – 44 – 15,3 %; старше 45 лет – 13,1 %. Таким образом, более 50 % посетителей фитнес-клубов составляет взрослая, трудоспособная часть населения в возрасте 25 – 45 лет. По данным зарубежных исследователей женский контингент фитнес-клубов составляет 52 – 54 %. В Российской Федерации по данным отечественных исследователей, доля женского контингента достигает 60 %.

Исследования мотивационной структуры, занимающихся в фитнес-клубах (Т.С.Лисицкая, С.И.Кувшинникова, 2004) позволили выявить высокую значимость мотивов здоровья, психологической «разгрузки», улучшения внешнего вида, социального благополучия и т.д. Так, среди 2360 обследованных посетителей фитнес-клубов г.Москвы на мотив «улучшение физической подготовленности» указали – 46,5 %, на мотив «улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы» указали – 27,3 %, «укрепление опорно-двигательного аппарата» (улучшение осанки, уменьшение болей в спине, суставах и т.д.) – 26,2 %. На снижение веса тела и корректировку фигуры указало 50,1 % и 39,9 % соответственно.

Весьма значимыми мотивами приобщения к фитнесу респонденты указали – снятие напряжения, стресса – 49,6 % и получение удовольствия – 50,4 %. Среди социальных мотивов разные ответы были получены от мужской и женской частей респондентов. Если у мужчин наибольший процент получил мотив – достижение большей уверенности в себе, ощущение собственной значимости – 40,1 %, то у женщин – приобретение друзей и знакомых – 38,6 %.

Клубный характер фитнес-движения позволяет фильтровать состав участников по принадлежности к определенным социальным стратам. По мнению Генерального менеджера фитнес-центра «Olimpic Star» Дениса Семенихина главная задача менеджмента фитнес-индустрии – создать клубную атмосферу, благоприятный микроклимат, ощущение сообщества единомышленников. Члены клуба должны чувствовать себя комфортно, единой дружной семьей. И социологические исследования показывают, что посетители фитнес-клубов воспринимают окружающих, как людей своего круга. На возможность приобретения партнеров по бизнесу указало 20,4 % мужчин и 12,0 % женщин.

Посетители фитнес-клубов отличаются высокой степенью осмысленного отношения к занятиям. Среди них высок процент людей, стремящихся сознательно контролировать уровень и состояние своего здоровья. На мотив «получение знания об уровне физической подготовленности» указали 51,2 % опрошенных, а на мотив «овладение новыми умениями и навыками» - 48,8 %. (...)

Таким образом, в последние годы в сфере физической культуры происходят динамические изменения, затрагивающие концептуальные вопросы физической культуры. Это связано с тем, что в новых социально-экономических условиях растет рынок физкультурно-оздоровительных услуг, существенно влияющий на содержание и формы организации физкультурно-оздоровительной деятельности. Эти динамические процессы требуют дальнейшего всестороннего изучения. (...)

Моченов, В.П. Социологический анализ современных тенденций развития физической культуры в Российской Федерации / В.П. Моченов // Матер. докл. науч.-практ. конф. – М., 2005.

Вопросы

1. Чем обусловлен рост потребности общества в услугах фитнесс-индустрии?

2. Каково смысловое содержание понятия «фитнесс»?

3. Каковы характерные социально-демографические особенности посетителей фитнесс-кулбов?

4. Чем обусловлен клубный характер фитнесс-движения?

Наши рекомендации