Социология ОМ | Это специальная социологическая теория, предметом которой являются его социальная сущность, степень влияния на различные стороны общественной жизни, способы, каналы и механизмы его формирования, функционирования, выражения и изучения. |
Обосновать важность изучения общественного мнения можно следующими моментами: - общественное мнение всегда связано со своим носителем – большими массами людей, с их насущными потребностями и интересами, свидетельствуя тем самым о важности их учета. - практически в каждой сфере общественной жизни для общественного мнения находится свой фронт работы. |
В политической сфере оно выступает как необходимая форма утверждения демократии, осуществления народовластия, развития системы самоуправления. В сфере экономики общественное мнение оценивают положение дел на различных направлениях экономики, является средством мобилизации людей на решение экономических задач. Через общественное мнение реализуется принцип социальной справедливости, регулируются социальные отношения. В идеологической сфере общественное мнение проявляет себя и как фактор идейного сплочения масс, как необходимый критерий эффективности пропагандистской, агитационной работы, показывает расстановку идеологических сил. - ОМ обладает большим социально-психологическим потенциалом и может проявлять себя как побудитель, предающий социальным действиям людей определенную направленность, широкий размах, активность и стабильность. - с ростом образованности, культуры, информированности людей значительно расширяется диапазон проявления общественного мнения. |
Сегодня оно смело вторгается в процесс решения самых разнообразных проблем, пытливо осмысливает сложные, противоречивые вопросы, поставленные жизнью. |
В целом любое общество, его политические и социальные институты должны быть заинтересованы в получении глубоких знаний о природе и функциях общественного мнения, предпосылках и закономерностях его формирования и проявления. |
Управленцам важно знать ОМ, чтобы компетентно принимать решения, прогнозировать развитие событий, уметь формировать ОМ. |
Общественное мнение издавна привлекало внимание ученых и политических деятелей, оно не раз становилось объектом дискуссий и предметом научных исканий. |
Сам термин «ОМ» появился в Англии в 12в., а всеобщее распространение получил в 18в. |
По своему характеру все явления и процессы общественной жизни делятся на две основные группы – Материальные и духовные. Общественное мнение принадлежит к сфере духовной жизни общества и непосредственно связано с общественным сознанием. |
Общественное сознание | Это система духовных способов отношения людей к миру и самим себе, возникающее в процессе жизнедеятельности. |
Попытаемся определить место общественного мнения в структуре общественного сознания. |
В зависимости от предмета (содержания) общественное сознание делится на Политическое, правовое, эстетическое, религиозное, философское и т.д. ОМ своеобразно отражает почти все стороны общественной жизни, затрагивает и политические, и правовые, и религиозные, и другие темы. |
Следовательно, по данному критерию нет четкого разграничения между общественным мнением и общественным сознанием. |
В зависимости от глубины отражения общественного бытия и общественных отношений общественное сознание бывает Обычным (обыденным, повседневным) и теоретическим (научным). Некоторые ученые выделяют еще один уровень: психику (эмоциональный уровень). |
Общественное мнение нельзя целиком отнести к какому-либо уровню. В нем может доминировать какой-либо один уровень, но в целом общественное мнение связано со всеми уровнями. |
В зависимости от распространения (субъекта) общественное сознание делится на Специализированное (для небольших социальных групп) и массовое ()для большиз социальных групп. |
Общественное мнение всегда связано с большими массами людей, следовательно, оно является одной из форм проявления массовым сознанием |
Таким образом, общественное мнение является специализированным проявлением общественного сознания с отсутствующими внутренними границами. |
Это не значит, что общественное мнение неопределенно. Этим лишь подчеркивается его сложность и многообразность как общественного явления. |
Общественное мнение | Это отношение больших групп людей к каким-либо событиям, явлениям, объектам, вызывающим общественным интерес. |
В поле зрения ОМ попадают лишь те проблемы, факты действительности, которые 1. Вызывают общественный интерес. 2. Отличается актуальностью. 3. Допускают многозначность толкований, возможность дискуссии. |
По своей сути общественное мнение всегда связано с оценками людьми того или иного события, поэтому общественное мнение – Это коллективно-нормативно-оценочное суждение. ОМ заключает в себе либо скрытое, либо явное отношение социальных общностей к проблемам, фактам, событиям. |
| | | |
Уже в определении общественного мнения названы его важнейшие структурные элементы - субъект и объект. |
Субъектом общественного мнения являются Его носители - ольшие социальные группы, проявляющие отношение (в виде суждений или действий) к той или иной актуальной проблеме действительности, вызывающей интерес. Пример: молодежь, россияне. |
В целом в зависимости от субъекта мнение может быть Индивидуальным, групповым, общественным. Общественным мнение является не только потому, что это мнение народа, но и потому, что это общественным продукт, результат общественного бытия. |
Объектом общественного мнения Называется та часть материального или идеального мира, которая представляет собой актуальный общественный интерес и требует выражение отношения людей. Пример: чернобыльская катастрофа, террористический акт; идеи: проводить выборы депутатов по партийным спискам. |
С объектом общественного мнения тесно связан его выразитель. |
Выразителем мнения большой социальной группы могут быть Более мелкие группы или даже индивиды, но при условии, что их публично оглашенное мнение соответствует общественному. |
Процесс выражения общественного мнения | Это предание гласности множества индивидуальных мнений по актуальным проблемам действительности, либо непосредственно (через формы прямой демократии), либо опосредованно (через формы представительной демократии). |
Существует по крайней мере три вида выражения ОМ: |
- стихийное | П: рельсовая война в Анжеро-Судженске |
- по инициативе партийных, государственных организаций и СМИ | П: референдумы, выборы |
- в ходе специальных социологических исследований | П: изменение мнения пенсионеров о монетизации льгот |
Также надо учитывать, что общественное мнение может выражаться, функционировать на двух уровнях: |
- уровень слова/вербальное поведение | П: выступление на митинге |
- уровень дела/реальное поведение | П: забастовки, бунты |
Вербальная и деятельностная стороны ОМ не всегда совпадают. В застойный период развития СССР думали и говорили одно в семье |
Структура общественного мнения (с содержательной точки зрения) |
Общественное мнение | Сложное многогранное социологическое явление, что нашло отражение в его структуре. |
Так как любое явление, событие, попавшие в фокус общественного мнения, рассматриваются прежде всего в оценочном плане, ведущим элементом общественного мнения является социальная оценка. |
Социальная оценка | Это форма выражения отношения субъекта к объекту: субъект определяет соответствие объекта или его отдельных сторон и свойств выдвигаемым критериям |
В структуре общественного мнения выделяют три основных уровня. |
1) эмоциональный (чувственный). Он включает в себя такие элементы как представление, установки. |
Представление | Наглядное образное знание, воображение, чувственное впечатление. |
Установка | Это готовность, предрасположенность индивида, группы действовать определенным образом |
2) рациональный. Это знание об объекте ОМ, которые бывают житейскими и научными. Социальные оценки бывают различными по степени рациональности: чем четче осознано отношение человека к окружающей действительности, тем рациональнее социальная оценка. |
3) волевой. В нем отражается сознательная и целевая направленность действий человека. |
Таким образом, общественное мнение по своей структуре представляет собой сложную систему, в которую входят и эмоциональные, и рациональные, и волевые элементы. |
| | | | |