Тема 4.Программа социологического исследования (2часа)

Программа социологического исследования. Методологический и методический разделы программы. Формулировка и типы исследовательских проблем. Цели, задачи, предмет, объект исследования. Гипотезы, выборка, единица наблюдения – как основа исследования. Процедурный раздел программы. Рабочий и стратегический планы исследования.

Измерение в социологическом исследовании. Общие принципы теории измерения. Основные характеристики шкал и измерения.

Тема 5. Методы социологического исследования (2 часа)

Количественные и качественные методы: теоретические истоки, различие стратегий. Содержание и последовательность операций в количественном и качественном исследованиях.

Количественные методы социологического исследования: опросные методы (анкетный опрос, интервью), неопросные методы (наблюдение, эксперимент, анализ документов).

Качественные методы социологического исследования: кейс-стади, этнографические исследования, исторические исследования, история семьи, биографическое исследование, метод «фокус-группы». Тактики (методы, процедуры) качественного анализа.

МОДУЛЬ 2.ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОБЩЕСТВА

(12 часов)

Тема 6. Общество как социальная реальность (2 часа)

Понятие общества в социологии. Основные теоретические подходы к анализу общества. Общество с позиций социального детерминизма и функционализма.

Теории происхождения общества (инструментальная, сексуальная, критическая, гендерная, семантическая).

Типологии обществ. Проблема критерия в типологизации обществ. Типы досовременных обществ (охотники и собиратели, скотоводческие и земледельческие общества). Неиндустриальные или традиционные государства. Индустриальные общества. Общество модерна и постмодерна. Проблема модерна как социокультурной эпохи или формации. Теории развития общества: эволюционная (О.Конт), диалектическая спираль, теории циклического развития (А.Тойнби), теории маятника и др.

Тема 7.Общество и культура (2 часа)

Культура как объект социального познания. Культурные универсалии.

Основные элементы культуры: язык, ценности, обряды, обычаи,

традиции.

Формы культуры: элитарная, народная, массовая. Разновидности культуры: субкультура, контркультура. Доминирующая культура. Восприятие культуры членами общества. Этноцентризм и культурный релятивизм. Диалог культур. Модели распространения культуры.

Ситуация постмодернизма в культуре.

Тема 8. Социализация (2 часа)

Понятие социализации. Феральные люди.Становление социального «Я».

Этапы социализации. Значение детства. Юность, зрелый возраст, старость.

Агенты и институты социализации.Роль семьи, образовательных учреждений, средств массовой информации и др. в социализации личности.

Десоциализация и ресоциализация.

Тема 9. Социальный контроль (2 часа)

Социализация и социальный контроль.

Социальные нормы: привычки, обычаи, традиции, нравы, законы, табу. Социальные санкции: формальные позитивные, формальные негативные; неформальные позитивные, неформальные негативные. Конформизм и нонконформизм.

Внутренний контроль (самоконтроль). Внешний контроль: формальный и неформальный. Методы контроля. Общественное мнение.

Тема 10. Социология девиантного поведения (2 часа)

Понятие девиации. Девиация и социальный контроль. Позитивная и негативная девиация. Социальные причины девиантного поведения в России в конце ХХ - начале ХХ1 века.

Основные концепции девиантного поведения. Биологические (Ч.Ломброзо, В.Шелдон) психологические (З.Фрейд) и социологические концепции девиаций. Теория аномического общества Э.Дюркгейма и Р.Мертона. Концепция девиантных субкультур (Р.Клауорд, Л.Оулин). Концепция дифференциальных связей Э.Сазерленда. Теории стигматизации (Г.Беккер).

Наши рекомендации