Потенциал человеческого развития


практики, для к-рых проблема взаимо­связи экон. роста и развития чел. высту­пала в кач-ве одной из ключевых.

Чел. развитие (эквиваленты термина — развитие чел. и П.ч.р.) как особая соц. концепция возникла в кон. 1980-х гг., ко­гда в экон. развитых странах достаточно четко обозначились тенденции перехода к постиндустриальному типу соц. изме­нений, к информационному об-ву. Науч. мысль пришла к этой концепции через категории чел. и соц. капиталов. Первая формулировалась в 1950—1960-х гг. в публикациях амер. ученого Т. Шульца и его последователей и понималась как совокупность знаний и квалификации соц. тр. работников, выполняющая двойственную функцию: 1) средства производства; 2) предмета длительного пользования. Тем самым подчеркивалась экон. роль образования, науки и здраво­охранения, к-рые обычно рассматрива­лись лишь как потребляющие и непро­изводительные.

Новое видение поступательных соц.-экон. изменений отводит чел. раз­витию центральное место не только тра­диционно в духовной сфере, но и в кру­гообороте воспроизводственных связей. Концепция роста П.ч.р., делая акцент на расширении возможностей жизненного выбора чел., т.е. степени его свободы как важнейшей цели и критерия соц. развития, превращает чел., или соц., его измерение в определяющую доминанту, а материально-вещный потенциал — в условие развития об-ва.

В условиях новой соц. реальности, проявляющейся в таких чертах, как гло­бальный, информационный, коммуни­кативный, медийный, инновационный характер обществ, развития, от техноло­гий high-tech осуществляется переход к технологиям high-hume. Благодаря ин­формационным, интеллектуальным тех­нологиям гл. становится изменение чел. сознания — индивидуального и коллек­тивного. На наших глазах, следователь­но, не только изменяется предмет тру­да, но и формируется личность постин­дустриального типа, и именно это цен­тральное звено глобальных соц. перемен

призвано стать осн. предметом совр. теории и обществ, практики.

Концепция П;ч.р. (проще: чел. разви­тия) в совр. период все больше привле­кает внимание мир. общественности, междунар. орг-ций, гос. органов, СМИ, ин-тов гражд. об-ва. Она разрабатывает­ся крупными науч. коллективами и отд. исследователями во мн. странах мира, обсуждается на конгрессах ученых и межправител ьственных конференциях, используется в гос. и муниципальном управлении, в сферах образования и культуры. Ежегодная, начиная с 1990, публикация Программой развития ООН (ПР ООН) всемирных докладов о чел. развитии (Human Development Reports), регулярная подготовка нац. докладов в более чем 120 странах мира (в т.ч. в Рос­сии с 1995) принесли этой концепции широкую известность.

С позиций концепций П.ч.р. процес­сы развития в об-ве не могут сводиться только к экон. росту, объему материаль­ных благ и услуг. Поэтому традицион­ные макроэкономические показатели: объем ВВП и среднедушевой доход — не выражают целостного характера этого развития во всем его многообразии. Бо­лее точно и комплексно позволяет его учитывать индекс чел. развития (ИЧР)(иногда называют индекс развития чел. потенциала, ИРЧП),предложенный ПР ООН как комбинация индексов долголе­тия, образованности и уровня жизни.

В основе определения критериев и индикаторов ИРЧПлежит принцип без­условности выбора, согласно к-рому каж­дый чел., располагая возможностью вы­бора, безусловно, предпочтет более долгую жизнь, высокий уровень образо­вания и материальный достаток. Хотя, разумеется, три названных измерения отражают значительно больший спектр чел. возможностей и способностей, не­жели то, что лишь непосредственно вы­текает из их определений. Все эти со­ставляющие формализованы и удобны для межстрановых сравнений.

Базовым показателем долголетия, яв­ляющимся одним из наиб, распростра­ненных индикаторов междунар. стати-



ПОТРЕБЛЕНИЕ

стики, служит средняя ожидаемая при рождении продолжительность предстоя­щей жизни. Измерителями степени об­разованности в модели чел. развития выступают такие показатели, как уро­вень грамотности и полнота охвата обу­чением. Для численного представления уровня жизни используется такой инди­катор, как скорректированный реальный ВВП на душу нас. (специальный инди­катор материального благосостояния как измерения чел. развития).

Многоуровневый расчетно-аналити­ческий аппарат, подробный инструмен­тарий разработки, реализации и оценки эффективности программ чел. развития, применимость прикладных приемов на нац. и региональном уровне обусловили высокую практическую значимость кон­цепции роста П.ч.р. Для России же и др. стран СНГ, в нач. 1990-х гг. испытавших соц.-экон. кризис, к-рый сопровождался деформацией соц. сферы и резким паде­нием уровня жизни, эта концепция при­обрела особую актуальность, поскольку реализация осн. на ней подходов пре­доставляет доп. средства для преодоле­ния последствий кризиса и активизации соц. политики.

Лит.: Жуков В.И. Потенциал чел.: ин­декс соц. развития россиян. М., 1995; Ос­новы изучения чел. развития. М., 1998; Чел. развитие: новое измерение соц.-экон. прогресса. М.. 2000; Чел. и соц. развитие: Сб. М, 2003; Всемирные док­лады о чел. развитии (ПР ООН, Нью-Йорк, 1990—2003); Левашов В.К. Гражд. об-во в совр. России (социол. из­мерения). М., 2006.

Э.М. Андреев

ПОТРЕБЛЕНИЕ- использование про­дуктов труда для удовлетворения потреб­ностей людей, в процессе к-рого эти продукты перестают быть потребитель­ными ценностями (благами), прекраща­ют свое существование. П. подразделя­ется на производственное и непроизвод­ственное.

Непроизводственное П. — особый процесс, отличный от собственно произ­водства и входящий в кач-ве необходи-

мого элемента (звена) в обществ, произ­водство в широком смысле наряду с соб­ственно производством, распределением и обменом. В ходе его перестают быть потребительными ценностями создан­ные в процессе собственно производства предметы П. Наряду с использованием вещей оно включает в себя П. услуг. Не­производственное П. делится на личное, когда удовлетворяются потребности отд. людей, и обществ., в процессе к-рого удовлетворяются потребности того или иного конкр. об-ва (социоистор. орга­низма). Непроизводственное П. явл. собственно П.

Производственное П. — не особый процесс, отличный ог собственно произ­водства, а то же самое собственно про­изводство, но выступающее в данном контексте не как создание новых потре­бительных ценностей, а как использова­ние средств производства, в ходе к-рого последние перестают быть тем, чем они были, изнашиваются, исчезают. Собст­венно производство представляет П. не только средств производства, но и рабо­чей силы.

Характер П. в том или ином конкр. об-ве зависит прежде всего от уровня развития производительных сил и типа производственных отношений. В об-ве. разделенном на обществ, кл., личное по­требление представителей разл. кл. дале­ко не одинаково. Важную роль в опреде­лении характера П. играют виды хоз. деятельности (охота, рыболовство, жи­вотноводство, земледелие и т.п.), а так­же особенности природной среды.

Наряду с отмеченными выше факто­рами на П. в значительной степени влияли и культ, традиции, к-рые особен­но сильно сказывались на личном Π Люди, находившиеся на одной и той же стадии обществ, развития и жившие ε сходных природных условиях, но отно­сившиеся к разным народам, по-разно­му питались, одевались, имели разные жилища, домашнюю утварь, украшения и т.п. С процессом личного П. связано множество разл. норм, предписаний, обычаев. У разных народов существуют, напр., не только разные приемы приго-



ПРАВИЛЬНОСТЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

товления пищи и разные блюда, но и разнообразные нормы, определяющие где, когда, с кем и каким именно обра­зом люди должны ее потреблять. Акты П. нередко имели не только чисто ути­литарное, но и символическое значение. Этнокульт. специфика П. была особенно значительной в докапиталистических (традиционных) об-вах, включая перво­бытное. С переходом к индустриальному кап. рыночному об-ву она начинает ут­рачиваться, однако этот процесс еще да­леко не завершился,

Особое место занимает П. предметов роскоши, к-рое нередко именуется пре­стижным П. Роскошь и потребность в ней возникли еще на стадии предклассо-вого об-ва и существовали на протяже­нии всей истории кл. (цивилизованного) об-ва. Но это касалось лишь незначи­тельного меньшинства об-ва — в основ­ном господствующего кл. и нек-рых свя­занных с ним гр. С появлением в разви­тых кап. странах Запада широкого слоя обеспеченных людей, включающего зна­чительную ч., если не большинство, тру­дящихся, возникло массовое престижное П., к-рое ведет в наст, время ко все бо­лее растущему расточительству природ­ных ресурсов.

Лит.: Веблен Т. Теория праздного кл. М., 1984; Маркс К. Введение (Из экон. рукописей 1857—1859 гг.) // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 12; Он же. К критике полит, экономии. Предисловие // Там же. Т. 13; Он же. Капитал. Т. 1 // Там же. Т. 23; Печчеи А. Чел. кач-ва. М., 1985; Семенов Ю. И. Введение во все­мирную историю. Вып. 1, 2. М., 1997—1999; Он же. Философия истории от истоков до наших дней: Осн. пробле­мы и концепции. М.. 1999.

Ю.И. Семенов

ПОТРЕБНОСТЬ - состояние недостат­ка в ч.-л., стимулирующее деятельность, направленную на восполнение этого не­достатка, одна из отличительных черт всякой жизнедеятельности. П. могут ис­пытывать организмы, индивиды, соц. гр., орг-ции, предприятия, учреждения, об-во в целом. Чел. П. бывают неосо-

знанными (их называют влечениями) и осознанными. П. лежат в основе образо­вания ценностей. Осознание П. служит формированию интереса, мотива, ори­ентации, установки, цели, решения, действия.

П. составляют единую систему и классифицируются по разл. критериям: материальные и духовные (культ.), ин­дивидуальные и групповые, производст­венные и непроизводственные, рацио­нальные и нерациональные, текущие и ожидаемые, реальные и идеальные, жиз­ненно важные и второстепенные, тради­ционные и новые, постоянные и вре­менные, самодовлеющие и престижные, элементарные и сложные, возвышенные и низменные и т.д. По критерию проис­хождения П. делятся на естеств. (био­генные, первичные) — в самосохране­нии, т.е. пище, воде, отдыхе, сне, тепле, сохранении здоровья, воспроизведении потомства, сексуальные и др.; и социо­генные, вторичные: в самоутверждении, общении, разл. достижениях, в дружбе, любви и т.д.; в знаниях, саморазвитии, в творчестве, самовыражении, самореали­зации.

Не только вторичные, но и первич­ные П. людей, в отличие от животных, носят обществ., а не просто биол. харак­тер. Они опосредуются обществ, произ­водством, об-вом, к-рое опред. конкр. формы их проявления и удовлетворения,

Соц-ей изучаются соц. П. людей: в общении, достижениях, лидерстве, ши­ре—в самосохранении, самоутверждении, саморазвитии, самовыражении; социоге-нез вторичных П., особенности обществ, формирования конкр. проявлений и способов удовлетворения П.

Лит.: Михайлов Н.Н. Потребности как социол. категория. Челябинск, 1974; Прогнозирование соц. потребностей мо­лодежи. М., 1978; Проблемы формирова­ния социогенных потребностей. Т. 1—2. Тбилиси, 1974-1981.

И. В. Бестужев-Лада

ПРАВИЛЬНОСТЬ СОЦИОЛОГИЧЕ­СКОЙ ИНФОРМАЦИИ - отсутствие систематических ошибок, связанных с

Наши рекомендации