Предмет ИН. Уровни реконструкции Н.

Предмет, структура и функции истории науки. Модели её развития

Вопросы:

- уровни реконструкции И[стории] Н[ауки], предмет ИН (1)

- классические модели ИН

a) кумулятивные концепции Н (2)

b) концепция научных революций (3)

- неклассические модели ИН

a) кейс стадис, case studies (4)

b) модельная концепция ИН (5)

Литература:

● Глава 1 в учебнике “И[стория] и Ф[илософия] классической Н”.

● Журнал “И[стория] Н и Т[ехники]” №7 за 2003-ий год, и №6 за 2002-ой год.

13-ая комната в 1-ом корпусе – библиографический отдел в 1-ом корпусе – литература по всем темам. Обязательно будут занятия (в этом или следующем семестре).

>> Узнать у Сергея Кузьмина - когда?

Отступление про цитирование (для реферата): цитирование бывает 3-х видов:

1. полное - в кавычках и с постраничной сноской

2. неполное - смесь цитирования и своей интерпретации

3. изложение - пересказ идей автора своими словами

Предмет ИН. Уровни реконструкции Н.

ИНи Т- одна из самых молодых отраслей. Целенаправленная разработка началась только в XIX.

Сколько существует историй Н? 2 истории: объективная, 2-ая – субъективная - как её трактовали? – трактовок много

До XIX ИНиТ понималась как раздел Ф[илософии], общей истории культуры или входила в другие Н.

Объект, предмет и другие проблемы ИН являются дискуссионными до настоящего времени.

Нет учебников и монографий, где была бы описана ИН в целом.

Профессионально ИН сложилась только к концу XIX. До сих пор в нашей и других странах нет профессиональной ФН и Т. Очень мало специалистов.

Основные направления (функции):

1. Хронологическая систематизация успехов в той или иной области Н и Т

2. Описание механизмов развития Н и возникновения идей

3. Внимание к человеческому элементу в научной деятельности

4. Воссоздание социокультурного и мировоззренческого контекста

5. Изучение или анализ новаций и традиций научно-технического сообщества

4 точки зрения на ИН

ИН может быть представлена в 2-х направлениях:

Презентизм – стремление рассказать о прошлом языком сегодняшнего дня (от англ. рrеsеnt - наст. время, современность), направление в методологии истории 20 в. (особенно в США в 20-40-х гг.), исходит из того, что ист. Н всегда анализирует прошлое с позиций современности; т.о. происходит модернизация истории. Презентизм (present - настоящее) – жизнь в настоящем, не имеющая темпоральных горизонтов или перспектив, когда время сознания синхронно времени жизни. Это ситуация, когда сознание не имеет собственного времени.

Антикваризм – желание восстановить картину прошлого во всей его внутренней целостности без учета сегодняшнего дня.

2 направления анализа ИН:

● Интернализм – взаимное влияние Н (изнутри)

● Экстернализм – влияние потребностей на развитие Н (извне) – учет социального контекста

2 вида исследователей ИН:

● Институализированный специалист – получающий за это деньги от государства (первые специалисты появляются во Франции в XVIII).

● Философ

Существуют определенные модели развития Н – эти модели получили название: модели реконструкции Н и Т.

Выписать: что такое модель и что такое реконструированная модель?

Модель – мера, образец, норма, образ, аналог определенного фрагмента реальности (сущ. > 37 определений моделей).

Наш учёный Уемов: Модель - система, которая служит для извлечения информации по другой системе.

Любой историк использует в своей деятельности модели.

Реконструкция – в исторической Н применяется 2 типа моделей:

● реконструкции – по фрагментам и следствиям

● ретроспективные – аккумуляционные модели

Виды моделей:

● Мыслительная модель

● Математическая модель – образы + знаки + символы

Семиотика – Н о знаках и знаковых системах. В Ф – Ф знака.

Реконструированные модели – по каким-то сохранившимся остаткам тот или иной исследователь пытается сказать нам, что такое Н и Т, как возникла и т.д.

Концепция моделей Н и Т. Существует несколько моделей ИН, которые классифицируются по различным основаниям:

1. по характеру:

1. статическими – без движения, раскрывается, что такое Н, что в себя включает: элементы, компоненты, связи между ними

2. динамические модели

1. генезис Н – как Н возникла

2. функционирование Н

3. развитие Н

2. содержательные: анализ содержания модели ИН

3. по уровню:

1. предметный или частнонаучный, модель развития физической Н, химической и т.д.

2. общенаучный уровень

3. науковедческий или техноведческий – с позиции всех наук

4. философский уровень НиТ

2 раздела:

• Историческая И

• Философская И НиТ

Общие модели И НиТ:

- доклассические модели

- классические (кумулятивные, научных революций)

- неклассические

- неонеклассические

- постнеонеклассические

Науковедческие Н:

● ИН

● Науковедение

● …и т.д. всего более 30 Н

Языки:

● Искусственные

● Естественные: самый первый язык – миф > религия > наука > философия

● Феномен – то, как на самом деле есть

● Отражение феномена в понятиях

● Концепты строим различного уровня – исторические концепции: предыстория, классическая, неклассическая любовь, постнеонеклассическая любовь. Концепты: Классические и Неклассические

Наши рекомендации