Раздел 4. Дисциплинарные методы исследования журналистики.

Программа дисциплины

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

Направление подготовки

Журналистика

Профиль подготовки

КАКОЙ

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная

Автор_______________________

Рецензенты(ы)________________

Программа одобрена на заседании кафедры__________________

от__________года, протокол №________

Утверждена на заседании учебно-методической комиссии__________________факультета

от__________года, протокол №___________

Набережные Челны – 2013

Цели освоения дисциплины

Курс «Методика исследования журналистики» входит в профессиональный цикл предметов базовой (общепрофессиональной) части журналистского образования. Курс ориентирован на формирование культуры научно-исследовательской деятельности студента. Цель дисциплины – освоение студентами общей технологии проведения научного исследования, а также основных исследовательских методов - теоретических, эмпирических, дисциплинарных – применительно к исследованию явлений журналистики.

К задачам курса относятся:

- освоение технологии проведения научного исследования;

- освоение студентами эмпирических методов исследования журналистики;

- освоение студентами теоретических методов исследования журналистики;

- освоение студентами дисциплинарных методов исследования журналистики.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Методика исследования журналистики» входит в состав профессионально-творческого модуля профессионального цикла ООП (раздел Б.3). Осваивается на третьем курсе (5 семестр). Курс основывается на знаниях, полученных в рамках дисциплины «Методика научной работы студента», и дополняет их.

Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций: культура мышления; знание основ организации научного исследования в сфере журналистики; участие в коллективном анализе деятельности СМИ и анализ результатов собственной работы (профессиональная рефлексия); осуществление сбора, анализа предварительной информации, необходимой для разработки медиапроекта; работа с редакционной почтой (ее анализ) – по ФГОС ОК-4, ПК-38, ПК-44, ПК-47, ПК-52.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: специфику научного познания, особенности познания явлений журналистики, основные методы исследования журналистики и область их применения;

Уметь: применять различные методы в исследованиях аудитории, журналистского творчества, деятельности редакций, анализе самих изданий;

Владеть: навыками проведения научного исследования.

4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Социология журналистики»

Трудоемкость дисциплины «Методика исследования журналистики» составляет две зачетные единицы, 72 часа.

В структуре дисциплины могут быть выделены четыре раздела, каждый из которых содержит в себе ряд тем:

Раздел 1. Специфика научного познания.

Темы раздела:

- Наука как форма познания мира.

- Особенности научного познания.

- Проблема метода в истории научного познания.

- Классификация методов познания.

Раздел 2. Общенаучные методы эмпирического исследования.

Темы раздела:

- Общая характеристика методов эмпирического исследования.

- Метод наблюдения, его использование при исследовании журналистики.

- Метод сравнения, его использование при исследовании журналистики.

- Метод описания, его использование при исследовании журналистики.

- Метод эксперимента, его использование при исследовании журналистики.

- Метод измерения, его использование при исследовании журналистики.

Раздел 3. Общелогические и теоретические методы исследования.

Темы раздела:

- Общелогические методы, их применение при исследовании журналистики.

- Теоретические методы, их применение при исследовании журналистики.

Раздел 4. Дисциплинарные методы исследования журналистики.

Темы раздела:

- Программа социологического исследования.

- Социологические методы в исследовании журналистики.

- Журналистские методы в исследовании журналистики.

Раздел (тема) дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в (часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Аудиторные занятия Самостоя-тельная работа
Лекции Семинарские (практические занятия)
1. Специфика научного познания Темы: - Наука как форма познания мира. - Особенности научного познания. - Проблема метода в истории научного познания. -Классификация методов познания.                            
2. Общенаучные методы эмпирического исследования Темы: - Общая характеристика методов эмпирического исследования. -Метод наблюдения, его использование при исследовании журналистики. - Метод сравнения, его использование при исследовании журналистики. - Метод описания, его использование при исследовании журналистики. -Метод эксперимента, его использование при исследовании журналистики. - Метод измерения, его использование при исследовании журналистики.                                            
3. Общелогические и теоретические методы исследования - Общелогические методы, их применение при исследовании журналистики. - Теоретические методы, их применение при исследовании журналистики.                        
4. Дисциплинарные методы исследования журналистики. - Программа социологического исследования. - Социологические методы в исследовании журналистики. - Журналистские методы в исследовании журналистики.                                        
5. ИТОГО:      

Форма итогового контроля: Курс «Методика исследования журналистики» завершается зачетом по материалу всех разделов.

5. Образовательные технологии.

Освоение дисциплины "Методика исследования журналистики" предполагает использование как традиционных (лекции и практические занятия), так и инновационных образовательных технологий с внедрением активных и интерактивных форм проведения занятий (реализация исследовательской работы в области сбора и анализа социологической информации по возможным проблемам деятельности СМИ, игровые симуляции отдельных видов редакционной деятельности в работе с социологической информацией).

Планы практических занятий

Практическое занятие №1.

Наши рекомендации