Уайт Л. (White) 13, 247-250 Уилер Д. (Wheeler) 175, 305 Уисслер К. (Wissler) 300 Уоллес Г. (Wallas) 236, 313 Уэбб Ч. (Webb) 149

Февр Л. (Febvre) 275 Фёгелин Э. (Voegelin) 318 Феокрит 127

Фергюсон A. (Ferguson) 25, 27—28, 31-43, 48, 57, 68, 258, 273, 294, 345, 349

Фёрс P. (Firth) 240, 308, 314-315, 323,

Филон 159

Фиркандт A. (Vierkandt) 199 Фихгенау Г. (Fichtenau) 280, 320 Фишер М. (Fischer) 323, 343 Флауэр У. (Flower) 118, 304 Фон Гирке О. (von Gierke) 280, 320 Фон Савиньи Ф.К. (von Savigny) 268, 280, 320

Фортес М. (Fortes) 308, 315, 331-332 Франклин Б. (Franklin) 292 Фрейд 3. (Freud) 120, 199-200, 239 Фрэзер Д (Frazer) 27, 30, 119-120, 125, 127, 129, 138-139, 157, 160, 164-187, 191, 212, 227, 239, 260, 262, 276, 284, 292, 305, 307-308, 310, 315, 335-337 Фурье LLI. (Fourier) 75

Хальбвакс М. (Halbwachs) 215,229, 336 Хаммонд Б. (Hammond) 280, 321 Хаммонд Д (Hammond) 280, 321 Харрисон Д. (Harrison) 284

Хартленд Э. (Hartland) 198-199, 308 Хаттон Д. (Hutton) 236, 314 Хатчисон Ф. (Hutcheson) 258 Хауитт A (Howitt) 195, 307 Хобсбаум Э. (Hobsbawm) 321 Хобхауз Л. (Hobhouse) 175, 240, 261,

Ходсон Т. (Hodson) 236, 314 Хокарт A. (Hocart) 232-235 Холмс О. (Holmes) 301 Хоманс Д. (Homans) 131—132 Хоум Г. см. Кеймс Хьюит Д (Hewitt) 199 Хэддон A (Haddon) 244, 292, 308, 313, 316, 336

Цезарь 19,205 Цицерон 128

Чайлд Г. (Childe) 236, 313-314 Чарлтон Д. (Charlton) 62

Шапера И. (Shapera) 331 Шатобриан Ф. 57 Шиллер Ф. 31

Шлейермахер Ф. (Schleiermacher) 311 Шмидт В. (Schmidt) 191, 198-199, 307 Шпенглер О. (Spengler) 268, 275 Штейнер Ф. (Steiner) И, 238-239, 314, 349, 350

Штейнмец С. (Steinmetz) 175, 225,

245, 305, 347 Штрелов К. (Strehlow) 195, 307-308 Штрелов'Т. (Strehlow) 195, 204-205, 308

Элиот Смит Г. (Elliot Smith) 233, 262, 313

Юбер A. (Hubert) 199, 209, 212-213,

Юм Д. (Hume) 25, 31-32, 44, 57, 258, 294

Якоби Ф. (Jacobi) 148

СОДЕРЖАНИИ

От редколлегии_____ 5

История антропологической мысли к.Сишер. Предисловие______________ 9

Глава 1. Монтескье (1689-1755)_______________________________________________ 14

Глава 2. Генри Хоум, лорд Кеймс (1696—1782)________________________________ 25

Глава 3. Фергюсон (1723-1816)_____________________________________________________ 31

Глава 4. Миллар (1735-1801)_________________________________________________ 44

Глава 5. Кондорсе (1743-1794)_____________________________________________________ 50

Глава 6. Конт (1798-1857)_________________________________________________________ 56

Глава 7. Мак-Леннан (1827-1881)___________________________________________________ 80

Глава 8. Робертсон Смит (1846-1894)_______________________________________________ 89

Глава 9. Мэн (1822-1888)____________________________________________________ 104

Глава 10. Тайлор (1832-1917)_____________________________________________________ 114

Глава 11. Парето (1848-1923)________________________________________________ 119

Глава 12. Леви-Брюль (1857-1939)___________________________________________ 148

Глава 13. Фрэзер (1854-1941)---------------------------------------------------------------------------------------- 164

Глава 14. Дюркгейм (1858-1917)__________________________________________________ 188

Глава 15. Герц (1882-1915)_______________________________________________________ 207

Приложения-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 222

Мюллер (1823-1900)_______________________________________________________________ 222

Нибур (1873-1919)_________________________________________________________________ 225

Ван Геннеп (1873-1957)_____________________________________________________________ 226

Мосс (1872-1950)___________________________________________________________________ 228

Хокарт (1883-1939)--------------------------------------------------------------------------------------------------- 232

Дриберг (1888-1946)________________________________________________________________ 235

Штейнер (1909-1952)-------------------------------------------------------------------------------------------------------- 238

Малиновский (1884-1942)----------------------------------------------------------------------------------------- 240

Рэдклифф-Браун (1881-1955)------------------------------------------------------------------------------------ 244

Уайт (1900-1975)__________________________________________________________________ 247

Литература---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 251

Лекции

Социальная антропология: прошлое и настоящее------------------------------------------------------------- 257

Антропология и история-------------------------------------------------------------------------------------------------- 273

Комментарии (А.Л.Елфимов)----------------------------------------------------------------------------- 292

А.А.Никишенков. Эдвард Э-Эванс-Причард в истории

антропологической мысли------------------------------------------------------------------------------------------------ 323

Указатель имен_______________________________________________________________ 352

Научное издание:

Эванс-Причард Эдвард

ИСТОРИЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Утверждено к печати Институтом этнологии и антропологии им. Н.НМихлухо-Маклая

Редактор С.В.Веснина Художник Э.А.Эрлшн Технический редактор О.В.Волхова Корректор В.И.Мартынюк Компьютерная верстка Е.В.Катышева

Подписано к печати 05.03.03 Формат 60x90'/i6 ■ Печать офсетная Усл. п. л 22,5. Усл. кр.-отт. 22,8. Уч.-изд. л 24,4 Тираж 2000 экз. Изд. № 8010 Зак. № 7759

Издательская фирма «Восточная литература» РАН 127051, Москва К-51, Цветной бульвар, 21

ППП "Типография "Наука" 121099, Москва Г-99, Шубинский пер, б

ISBN 5-02-018281-8

* В вере нет ничего, чего прежде не было бы в ощущениях (лат.).

1 Эдвард Генри Палмер (1840—1882) — английский востоковед, лингвист и путешественник-исследователь. Перевел многочисленные произведения с пер­сидского и арабского, в том числе и Коран. Участвовал в двух экспедициях на Синайский полуостров, пытаясь проследить путь исхода израильтян из Египта Материалы этих экспедиций были опубликованы в его двухтомной работе «Пустыня Исхода» (Palmer Е.Н. The Desert of the Exodus. Cambridge, 1971). В последние 10 лет своей короткой жизни Палмер был профессором арабисти­ки в Кембридже. По предложению британского правительства он присоеди­нился к политической миссии в Египте, где и погиб.

2 Теодор Нольдеке (1836—1930) — немецкий востоковед; основную часть жизни был профессором восточных языков в Страсбургском университете, осо-

1 Фредерик Поллок (1845—1937) нередко упоминается в английской лите­ратуре как последний крупный историк права викторианской эпохи. Предста­витель потомственной семьи юристов, Поллок блестяще знал историю англий­ского права и оставил современникам и потомкам богатое творческое наследие. Частью этого наследия была обширная 50-летняя переписка Поллока с выдаю­щимся американским теоретиком права Оливером Холмсом. Поллок примкнул к кругу ученых так называемой школы исторической юриспруденции, сменив в 1883 г. Мэна, ведущего представителя этой школы, на посту почетного про­фессора юриспруденции в Оксфорде. Данный пост Поллок занимал в течение 20 лет. Благодаря стараниям Поллока «Древнее право» несколько раз переизда­валось после смерти Мэна Поллок не во всем соглашался с идеями Мэна, ка­сающимися современной юриспруденции, но всегда считал «Древнее право» работой первостепенного теоретического значения, ценя ее как пример одухо­творенного творческого мышления. Детальную оценку работам Мэна он дал в своей лекции «Генри Мэн и его труды», впоследствии не раз опубликованной (Pollock F. Oxford Lectures and Other Discourses. L., 1890). Известно его харак­терное высказывание о работе «Древнее право»: «При всей ее гениальности она одухотворена прикосновением искусства».

2 Арминиане (или ремонстранты) — последователи голландского реформа­тора ЯАрминия (1560-1609). Арминиане учили, что человек наделен свободой

1 Эмиль Бутру (1845-1921) и Шарль Ренувье (1815-1903), философы неокантианских убеждений, и историк Фюстель де Куланж (1830—1889) были, собственно говоря, учителями Дюркгейма в tcole Normale Sup&ieure. Де Ку­ланж был директором Ёсо1е с 1880 г. и пользовался репутацией ее наиболее либерального профессора Биографы Дюркгейма сообщают, что Ренувье, соци­ально-политические взгляды которого оказали большое влияние на академиче­скую культуру Франции конца XIX в. в целом, особенно почитался Дюркгеймом за его рационалистический подход к научному изучению моральных проблем, отраженный в таких работах, как «Наука о морали» (Reiiouvier С. Science de la morale. P., 1869). Бутру, подобно Ренувье, говорил о необходимости научной проверки философских истин (Boutroux Е. La contingence des lois de la nature. P., 1874), и Дюркгейм признавал, что благодаря Бутру, в частности, он четко уяснил суть различия между социологическим и психологическим подходом к ис­следованию реальности. Влияние Фюстеля де Куланжа непосредственным обра­зом отразилось на взглядах Дюркгейма на социологию религии и на полезность сравнительного метода в социологических исследованиях, однако сам Дюркгейм заявлял в своей критике работ де Куланжа, что его «мэтр» неверно применял сравнительный метод и неверно истолковывал происхождение религии.

2 Отец Дюркгейма всю жизнь прослужил раввином в лотарингском городе Эпиналь, а его дед и прадед — раввинами в эльзасском городе Мютциге. Сам Дюркгейм, родившийся в Эпинале, с детства начал посещать раввинскую шко­лу, так как родители полагали, что он продолжит семейную традицию. Отход

1 Van Maaneti ). Tales of the Field: On Writing Ethnography. Chicago, 1988, p. 46.

2 Kuper A. Anthropologists and Anthropology: The British School, 1922-1972. Harmondsworth, 1978, p. 107-108.

4 GeUner E. Introduction. — A History of Anthropological Thought N. Y, 1981, p. XXV.

6 Evans-Pritcbard £.£. Social Anthropology. L., 1951, p. 53.

n Brown (RadcUff-Brown) A.R. Andaman Islanders. Cambridge, 1922.

15 Zande Themes: Essays Presented to Sir Edward Evans-Pritchard. Ed. by Singer A, Streat B.V. Oxf, 1973, p. V.

21 Kuper A. Anthropologists and Anthropology, p. 65.

24 См, например: Куббель A.E. Потестарная и политическая этнография. — Ис­следования по общей этнографии. М, 1979, с. 242—244; он же. Предисловие. — Эванс-Причард Э.Э. Нуэры. М, 1985, с. 3-13.

26 Evans-Pritchard E.E. Social Anthropology, p. 57.

27 Fortes М The Dynamics of Clanship among the Tallensi. L, 1945, p. XI.

28 GeUner E. Introduction. — Evans-Pritchard E.E. A History of Anthropological Thought, p. XV-XVI.

29 Douglas М Edward Evans-Pritchard, p. 45-46.

31 Англиканство, как и всякое направление протестанского толка, отличалось особым рационалистическим пафосом по сравнению со «старыми» христианскими конфессиями. См об этом: Вебер М Протестантская этика и дух капитализма Из­бранные работы. М, 1991.

34 Malino-wsH В. Magic, Science and Religion. Glencoe, 1948, p. 79; Radcliffe- Brown A.R A Natural Science of Society. Glencoe, 1957, p. 127.

36 Douglas М Edward Evans-Pritchard, p. 45.

37 Evans-Pritchard E.E. The Comparative Method in Social Anthropology. L, 1963.

39 Evans-Mtchard E.E. Levy-Bruhl's Theory of Primitive Mentality. — Bulletin of the Faculty of Arts of the Egyptian University. 1934, vol. 2, p. 28—29.

40 Evans-Pritchard E.E. The Nuer. Oxf, 1940; idem. Kinship and Marriage among the Nuer. Oxf, 1951; idem. Nuer Religion. Oxf, 1956.

46 Van Maanen J. Tales of the Field., p. 45-72.

47 Geertz С. Worb and Lives, p. 58, 70.

49 Geertz С The Interpretation of Cultures. N. Y, 1973; Marcus G.E, Fischer M.M.J. Anthropology as Cultural Critique. Chicago, 1986.

[1] Все еще сияет. Она будет сиять всегда (фр-)-

[2] Святой покровительницей (фр.).

[3] Тотальным фактом, тотальным явлением (фр-).

[4] Естественном центре Запада (фр).

[5] Букв.- «Наука, из которой — предвидение; предвидение, из которого — дейст­вие» (либо в другом часто цитируемом варианте: «От науки к предвидению, от предвидения к действию») (фр-)-

[6] Человечество состоит все больше из мертвых, чем из живых. Мертвые все больше и больше управляют живыми (фр-У

[7] Право народов (лат.).

[8] Право жизни и смерти (лапи).

[9] Власть мужа (лат.).

[10] Подобное лечат подобным; противоположное — противоположным (лат).

[11] Ни Бога, ни господина (фр.).

[12] Своего рода, особого рода (лат.).

[13] Мировоззрение, общий взгляд на мир (нем.).

[14] Запутанной, непроясненной (фр).

7 - 7759

[15] Высосано из пальца (нем.).

[16] Социальные объединения (фр.).

[17] Поддержка и коммуны (фр-)-

[18] Земельная политика муниципалитетов (фр.).

[19] Вещи (фр.).

[20] Ледяной холод смерти (лат.).

[21] Возможно, жизненные силы вернутся. Другое зерно упадет в землю и произ­растет (фр.).

[22] Именастали божествами (лат.).

[23] Букв, «следуй за мной» (лат.). В переносном смысле «наставление», «путево­дитель».

[24] Список литературы к «Истории антропологической мысли» был выверен А.Сингером и приводится по тексту первоначального издания книги без изменений. Ввиду того что многие из цитат в рукописях Эванс-Причарда содержали нечеткие или неразборчивые указания на источники, процесс проверки литературы, по заме­чанию самого А-Сингера, был чрезвычайно труден.

[25] Наваждение, навязчивость вопроса о происхождении (фр.).

[26] Гражданская община, гражданство (лат.).

[27] Неотделимые друг от друга (фр.).

[28] Marcus G.B., Fisher M.M.J. Anthropology as Cultural Critique. Chicago, 1986, p. 56.

[29] Evans-Pritchard E.E. Anthropology and History. Manchester, 1961; idem. The Sanusi of Cyrenaica. Ox£, 1949.

[30] Douglas М Edward Evans-Pritchard N. Y, 1980, p. 72; Pocock D.F. Social An­thropology. L, 1971, p. 73-74; Turner V. On the Edge of the Bush. Tucson, 1985, p. 71; Geertz C. Works and Lives: The Anthropologist as Author. Stanford, 1988, p. 70.

[31] Evans-Pritchard E.E. Social Anthropology, p. 53.

[32] Douglas M. Edward Evans-Pritchard, p. 29.

[33] Более подробный анализ функционализма см; Никишенков А.А. Из истории английской этнографии. Критика функционализма. М, 1986.

[34] Malinowshi В. Argonauts of the Western Pacific. An Account of Native Enter­prise and Adventure in the Archipelagoes of Melanesian New Guinea. L, 1922.

[35] MalinowsJci В. Argonauts of the Western Pacific, p. 11; Brown A.R Andaman Is­landers, p. 400.

[36] См, например: Malinowski B. Culture — Encyclopedia of the Social Sciences, 1931, vol. 4, p. 622; Radcliffe-Brown А.Я Method in Social Anthropology. Bombay, 1973, p. 21.

[37] Evans-Pritchard E.E. Witchcraft, Oracles and Magic among the Azande. Oxf., 1937, p. 220.

[38] Evans-Pritchard E.E. Operations on the Akobo and Gila Rivers, 1940-41. — The Army Quarterly. L, 1973, № 4, p. 1-10.

Наши рекомендации