Социология Ф.Тённиса Э.Дюркгейма

Ф. Тённис (1855 – 1936) – номиналист, марксист, материалист. Первый президент немецкого социологического общества. Людей подгоняет под классы.

Основные труды: « Введение в социологию», «Критика общественного мнения», «Маркс: жизнь и творчество», «Общности и общество: теорема, философия, культура», «Прогресс и социальное развитие».

Социология делится на 2 типа:

1. Общая – исследует все виды социальности в том числе в растительном и животном мире.

2. Специальная – исследует социальность людей, делится на чистую, прикладную и эмпирическую.

Основа понятия – «воля».

«Социумы создаются взаимодействием людей, основанным на человеческой воле».

Воля может быть направлена на сохранение утверждения чужой воли/тела (у Конта – альтруизм).

Взаимоутверждение – предмет чистой социологии. Также воля может быть негативна(генез и телезис у Уорда) и разрушительна -> предмет общей социологии.

В результате взаимодействия возникает нечто, обладающее значимостью для участников – моральные факты или значимые вещи(гештальд – психология)

Таким образом наука об обществе – не механистическое воззрение, а интуитивное и диалектическое философствование.

В обществе существует 2 вида связей:

1. Основывается на сущностной воле «весенвилле», психический эквивалент тела – эмоциональные, полуинстиктивные влечения, реализующиеся в деятельности. Субъект воли – органическое единство – «самость», то что относится ко мне самому. На основе данного вида связи получается связь – Гемейншафт – эмоции, привязанность, душевная склонность. На не надо покупать. Семья, дружба, супружество. Основа – единство.

2. Основан на избирательной воле. Все цели рациональные положения(выбираем цель сознательно), реализующиеся в деятельности. Субъект воли – лицо. Лицо есть внешнее механистическое единство, определяемое внешним случайным образом. Здесь же Гезельшафт – то, что основано на расчете, рациональном обмене между формальными лицами. Основа – разделенность.

Прототипы: акционерное общество, клуб по интересам, студ.группа. Отсюда, логика корпоративной этики. Эти отношения могут опираться на принципе Геноссеншафт (товарищество) -> гражданское право и хершафт (господство)->публичное право.

Все конструкции выделяются на 3 уровнях:

1. Верхалтниссе, как отношения: братья или друзья, товарищи – геноссельшафт; отцы и дети – хершафт

2. Самтшафтен, как совокупность. Общностные : сословия и касты( т.к. этически связаны) не только формально – гемейншафт. Гезельшафт – классы(отношение к собственности) и общества (АОО, ОАО, ООО)

3. Корпершафте (корпорация) – все действует как единое целое!Сюоз выступающий для всех своих членов дееспособным единством.

Гемайншафтлихе: племенные союзы(народ) .Государство как этнический организм(высшая форма) – нация.

Гезельшафтлихе: население(рационально выбрал свое место), собрание граждан(электоральный корпус. Государство, как рациональный организм(население).

Часть должны уподобиться целому – социализация.

Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917) – органист, реалист(100%), т.к. индивид подстраивается под общее. Франция.

Основные труды: «О разделении общественного труда» «Правила социологического метода», «Самоубийство: социологический метод», «Социология и философия», «Уроки социологии».

Общество – совокупность социальных фактов(предмет социологии)

Социальный факт – всякий образ действия, резко определенный или нет, но способный оказать на индивида внешнее давление и имеющий свое собственное существование независимо от его индивидуальных проявлений.

Рождаясь, индивид находит готовым язык, законы, обычаи, этикет, верования, обряды, денежную систему и т.п. Т.е. эти образы существуют объективно и принудительно воздействуют на индивида.

Факт - то, как упаковано и нами осознано.

Главная методологическая концепция – «социализм» - основополагающие принципы социологии:

1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок и развивается в соответствии с природными законами(Конт).

2. Общество – реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам

3. Человек – двойственная реальность(homo duplex) социальная и индивидуальная

4. Группа действует, чувствует иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы были разделены.

5. Если следовательно отправляться от этих последних(членов группы), томы легко? поймем, что происходит в группе

6. Социальная реальность первична. Определяет индивидуальное сознание и поведение.

Общество возникает в результате взаимодействия индивидов, но, возникнув, начинает жить по своим законам.

Методология и социальная статика.

Раз общество часть природы, то к нему применимы объективные методы.

Метод аналогии с биологией и физикой:

1. Социальные факты надо рассматривать как вещи(гештальт)

2. Социология – корпус социальных наук, изучающих общество. Все обществознание.

3. Коллективная психология – вся социология целиком

Динамика

Основная категория социальной динамики – солидарность.

Все общественное развитие – путь от механической солидарности к органической

Первые ранние общества: сегментированные, механическая солидарность основанная на сходствах.

Общество гомогенно(однородно) Нет функциональной специализации. Связей внутри общества – минимум. Легко разъединяются и соединяются. Коллективное сознание, господство репрессивного права.

Общество превращается в процесс эволюции в сложный механизм: путем разделения труда.

В организованных обществах преобладает органическая солидарность, основанная на автономии индивидов, разделении функций, функциональной взаимозависимости и взаимообмене (“органическая солидарность”), причем “коллективное сознание” здесь не исчезает, но становится более общим, неопределенным, его состояния становятся менее интенсивными, и оно действует в более ограниченной сфере.

Люди становятся специализированными и трудно заменимыми.

Господство совести…реститутивное право. Сегментация общества, сегментация общественного сознания.

Социализация: развитие социальной половины homo duplex . Подогнать индивида по общие требования.

Самоубийство: разбирает самоубийство по социальным причинам. Вероятность суицида: взаимодействие человека и общества.

1. Эгоистическое самоубийство: разрываются связи человека и общества(социопаты).

2. Альтруистическое -0 отдал жизнь за другого, связь обществом излишне усилена.

3. Аномическое - связь отсутствует, индивид теряет всякие ориентиры.

4. Фаталистическое самоубийство — возникает вследствие чрезмерного контроля общества над индивидом, «чрезмерной общественной регламентации», незначительно распространён.

Социология П.А. Сорокина.

Питирим Александрович Сорокин(1889 – 1968)

Основные труды: «Преступление и кара», «Подвиг и награда», «Система социологии», «Социология революции», «Социальная мобильность» « Социальная и культурная динамика».

Синтез позитивизма (Парето) и бихевиоризма

Теор. социология изучает соц. явления с точки зрения сущего.

Разделы теор.соц:

1. Социальная аналитика, институты взаимосвязи.

2. Социальная механика. Соц. силы и процессы.

3. Соц. генетика. Эволюция соц.жизни.

Практическая социология – явления с точки зрения должного.

Взаимодействие – простейшая модель.

Элементы:

1. Индивиды. Наличие ВНС, потребностей, способностей реагировать на стимул.

2. Акты(действия). Внешние раздражители и внутренняя реализация психологической жизни индивида.

3. Проводники. Символы передачи реакции между субъектами интеракции. Язык, искусство(культура), деньги

Дихотомии:

Виды взаимодействий:

1. антагонистические – рассчитаны на конфликт; солидаристские – сотрудничество

2. односторонние; двусторонние

3. шаблонные;нешаблонные

Статика

Социальные группы строятся на взаимодействии.

Виды:

1. элементарные группы – строятся по одному признаку(семья, партия)

2. кумулятивные группы – сочетание элементарных группировок(каста, национальность, класс)

3. сложные группы – комбинация элементарных и кумулятивных. Комбинация составляющих дихотомий(население)

Факторы влияющие на взаимодействие:

1. бессознательные(рефлекс), биосознательные(голод, секс)

2. социосознательные(нормы, ценности)

Социальная динамика:

Возможно, ввел понятие социально пространство – некая внешняя составляющая из народонаселения Земли.

Индивид – как точка пространства, занимает место (соц.положение), определяемое путем установления связей с другими индивидами и/или группами. Т.е. чтобы определить статус, надо выяснить в каких взаимоотношениях состоит с др. индивидами/группами.

Стратификация – дифференциация некой данной совокупности людей(население) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличия/отсутствия соц.ценностей/власти/влияния среди членов того или иного сообщества.

Основные формы: экономическая, политическая, профессиональная.

Соц. мобильность: регулярное перемещение индивида, групп, ценностей из одной позиции в другую: горизонтальная(переход на 1м уровне стратификации); вертикальная(из страты в страту) – восходящая; нисходящая.

Тенденции к уравниванию и дифференциации находятся в неустойчивом равновесии -> плоских социумов не бывает.

Пирамида то снимается в результате катаклизмов и опять превращается в трапецию, то опять восстанавливается.

Разница между типами обществ в размере и качестве социальных лифтов(Парето) и фильтров.

Динамика.

Противник идеи прогресса.

«Если в истории и есть трансцендентальная цель, то ее еще никто не открыл».

«Исторический прогресс скорее напоминает мне человека, который вращается в разных направлениях без определенной цели и пункта назначения».

Вводит понятие суперсистемы – социокультурной системы, развитие которой определяется перегруппировкой классов и ценностей(когнитивных: истина, эстетических: красота, социально – адаптационные: добро и добродетель, интегративных: польза).

В истории сменяют друг друга следующие типы суперсистем, по критерию: какие культуры в основе:

1. Идеациональная – ориентирована на трансцендентные ценности

2. Сенситивная – ориентирована на материальные ценности

3. Идеалистическая – сочетание трансцендентных и материальных ценностей

4. Эклектический – 3 типа указанных выше не составляют органическое единство(культура упадка).

Наши рекомендации