Распределение эмпирическое 5 страница

Осн. категориями С. явл.: становле­ние, развитие, самоорганизация, откры­тость, хаос, порядок, аттрактор, кризис, бифуркация, флуктуация, энтропия, па­раметры порядка, фрактал и др. К прин­ципам С. относятся: два принципа Бы­тия — гомеостатичность и иерархичность; пять принципов Становления — нелиней­ность, неустойчивость, незамкнутость, динамическая иерархичность, наблюдае­мость. В принципы С. также включают принципы: согласия, соответствия, до­полнительности и др.

Начиная с 90-х гг. 20 в, формируется соц. С. в России (теория соц. самооргани­зации). Сложный науч.-теор. конструкт С. адаптируется к иссл-ю динамических процессов в об-ве — взаимопереходов разрушения и созидания соц. систем, соц. изменений и нестационарных со­стояний. Развиваются фундаментальная (теор.) и прикладная соц. С, в к-рых ис­следуются: осн. принципы и стратегии С. — трансдисциплинарность, междис­циплинарное согласование и диалог (В.И. Аршинов, В.Г. Буданов, Ю.А. Да­нилов, Е.Н. Князева и др.); поведение открытых самоорганизующихся челове-коразмерных (B.C. Степин) или антро-



СИСТЕМА ДЕЙСТВИЯ

по-социокультурных систем (М.С, Ка­ган); самоорганизация соц. и социокульт. систем (ГА. Аванесова, 0,Н. Астафьева, В.Л. Романов); теория сои. отбора (В. П. Бранский); соц. и фил ос. основа­ния концепции фрактала (В.Э. Войцехо-вич); соц. трансформации как теор. и практическое прогнозирование, управле­ние и самоуправление социокульт. сис­тем (К.Х, Делокаров, B.C. Егоров); ста­новление синергетического яз. и понима­ния процессов, происходящих в разных культурах (Л.П. Киященко, Я.И. Свир-ский); проблемы соц. кризиса и разного рода рисков (Буданов, СП. Капица, Г.Г. Малинецкий, B.C. Капустин, Π Д. Ти-щенко и др.); становление личности и связанные с ним процессы, социализа­ции, образования, воспитания, Теор. ме-тодол. основания С. позволили, синтези­руя возможности матем. моделирования и рез-ты историко-культурологических и социол. работ, исследовать проблему роста народонаселения как преодоление кризиса будущего человечества.

Для социол. и культурологического знания С. выступает одной из теорий развития, акцентируя внимание на иссл-и закономерностей становления и эволю­ции сложных самоорганизующихся сис­тем. Т.о., С. показывает рез-ты нели­нейности эволюции — многомерности пространственно-временных изменений социокульт, реальности, зависимости со­отношения сил порядка и хаоса в истор. процессе не только от объективных фак­торов и случайностей, но и от свободы воли (индивидов, микро-, макрогрупп, сооб-в и т.д.), что ставит перед социаль­но-гуманитарными науками проблему пересмотра осн. положений цикличе­ски-волновой модели развития об-ва и культуры.

Можно выделить четыре типа иссле­довательских стратегий, в к-рых С. вы­ступает в кач-ве ведущего инструмента познания социокульт, процессов: ком­муникативная (диалоговая) стратегия; теор. моделирование; трансдисципли-нарная стратегия; синергетический дис­курс. В силу неустоявшегося категори­ального аппарата, новизны и привлека-

тельности яз. С. в иссл-ях имеют место «метафоричность» и неудачные терми­нологические заимствования. Развитие С. показывает ее направленность на пре­одоление разобщенности естеств. и гу­манитарных наук.

Лит.: Пригожий И., Стенгерс Я. По­рядок из хаоса: Новый диалог чел. с природой. М., 1986; Капица СП., Курдю-мов СП., Малинецкш Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., 1998; Синерге­тика и соц. управление. М., 1998; Ва-силъкова В.В. Порядок и хаос в развитии соц. систем: Синергетика и теория соц. самоорганизации. СПб., 1999; Аршшюв В.И. Синергетика как феномен постнеклас-сического знания. М., 2000; Каган М.С Введение в историю мир. культуры: В 2 т. СПб., 2000-2001: Астафьева О.Н. Синергетический подход к иссл-ю социо­культ. процессов: возможности и пределы, М., 2002; Бранский В.П., Пожарский С.Д. Соц. синергетика и акмеология: теория самоорганизации индивидуума и социу­ма. СПб., 2002; Князева Ε.Ν., Курдю-мов СП. Основания синергетики. М.. 2002; Романов BJI. Соц. самоорганиза­ция и государственность. М., 2003; Си-нергетическая парадигма: Чел. и об-во в условиях нестабильности. М., 2003; Бу­данов В.Г. Методолгия синергетики в по-стнеклассической науке и образовании. М., 2007.

О.Н. Астафьева

СИСТЕМА ДЕЙСТВИЯ - совокупность разл. уровней соц. реальности в струк­турно-функциональной теории Т. Пар-сонса, объединяемых в опред. целое по принципам информационно-кибернети­ческой модели. Согласно Парсонсу все многообразие чел. деятельности может быть упорядочено в виде четырех осн. систем: культ., соц., личностной и пове­денческого организма. Среда функцио­нирования системы действия имеет двг границы: верхнюю и нижнюю. Первую образуют физико-органические явления природы, а также анатомо-физиологиче-ские процессы чел. организма. Верхняя граница представляет собой «предель­ную реальность», под к-рой понимается



СИСТЕМА (СЛОЖНАЯ)

совокупность значений и символов, оп­ределяющих отношение чел. об-ва к эк­зистенциальным проблемам: рождению, смерти, страданиям и т.п. Указанные уровни С.д. находятся в опред. взаимо­связи, именуемой Парсонсом «иерар­хией кибернетическою контроля»; ниж­ний уровень обеспечивает необходимые ресурсы и условия для нормального функционирования высшего уровня, к-рый осуществляет контроль над пер­вым. Для нормального функционирова­ния С.д. в целом необходимо, чтобы она удовлетворительно решала четыре фун­даментальные задачи: поддержание цен­ностного образца системы, интеграцию, достижение цели системы и адаптацию. Именно выполнение этих системных требований и составляет содержание деятельности культуры, соц. системы, личности и организма. В свою очередь каждая из указанных подсистем дейст­вия должна обладать структурными ме­ханизмами, необходимыми для тех же самых системных проблем.

Лит.: Тернер Дж. Структура социол. теории. М, 1985; Очерки по истории теор. соц-и 20 столетия. М., 1994; Пир­соне Т. Система совр. об-в. М., 1997; Громов И.А.. Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Зап. теор. соц-я. М., 2000; Parsons Т. The Structure of Social Action. N.Y., 1937; Parsons T. Social System and the Evolution of Action Theory. N.Y., 1977.

M.C Комаров

СИСТЕМА КИБЕРНЕТИЧЕСКАЯ-

осн. объект иссл-я кибернетики, рас­сматриваемый, как правило, абстрактно, вне зависимости от его материальной природы и отвечающий гл. системно-кибернетическим представлениям. Абст­рактная С.к. представляет собой множе­ство взаимодействующих, взаимосвязан­ных элементов и подсистем, способных воспринимать, хранить, перерабатывать информацию и обмениваться ею. К кл. С.к. могут принадлежать системы разл. природы — техн., биол., соц. Примера­ми С.к. могут служить автоматические регуляторы в технике, вычислительные машины, автоматизированные предпри-

ятия, нервная система организма, мозг, биол. популяции, биогеоценозы, соц. орг-ции, чел. об-во. Элементы абстракт­ной С.к. представляют собой объекты любой природы, состояние к-рых может быть полностью описано значениями нек-рого множества параметров. Орг-цию связей между элементами С.к. опред. как структуру этой системы. Различают системы с постоянной и переменной структурой. Изменения структуры зада­ются в общем случае как функции от со­стояний всех элементов и от входных сигналов системы в целом. Если эти функции однозначны, С.к. называется детерминированной; если хотя бы ч. функций явл. случайной, — вероятност­ной, или стохастической. С.к, считается изолированной, замкнутой, когда ин­формация циркулирует только внутри системы; и открытой, когда происходит обмен информацией с внешней средой. Открытую С.к. можно рассматривать как преобразователь информации. Такая система имеет рецепторы (датчики ин­формации) и эффекторы (исполнитель­ные механизмы). Осн.трудность изуче­ния человековключающих С.к. состоит в необходимости объединения разных об­ластей науки (инженерной психологии, эргономики, физиологии, соц-и, фило­софии и тд.).

Лит.: Новик И. Б. О моделировании сложных систем. М., 1965; Бирюков Б.В., Геллер Е. С. Кибернетика в гуманитарных науках. М., 1973; Винер Н. Кибернетика. М., 1983; Костюк В.Н. Изменяющиеся системы. М., 1993; Винер Н. Чел. управ­ляющий. СПб., 2001.

А.В. Кацура

СИСТЕМА (СЛОЖНАЯ)- целостный комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся в функциональных отно­шениях и связях друг с другом. Специ­фика ее находит выражение в иерархии систем: сама С. может быть элементом С. более высокого порядка; элементы С. в свою очередь выступают как С. более низкого порядка. С. обладает особы­ми целостными кач-вами: порядком, орг-цией, динамикой. Любая С. от атома



СИСТЕМА СОЦИАЛЬНАЯ

до об-ва всегда представляет собой не­что большее, чем простую сумму состав­ляющих ее элементов и подсистем. По­добная взаимозависимость ч. и целого проявляется в иптефальпых свойствах С. Каждый системный элемент, свойст­во или отношение зависят от их места и роли внутри С. как целого. Важным сис­темным принципом поэтому явл. струк­турность, т.е. сеть связей и отношений С. обусловленность функционирования элементов С. свойствами этой сети. Су­ществует взаимозависимость С. и среды (С. формирует и проявляет свои свойст­ва в процессе взаимодействия со сре­дой). Системы, мало изменяющиеся под воздействием окружающей среды, на­зываются закрытыми, а организмы или об-ua, поддерживающие свое внутреннее рашювесие (гомсостаз) во взаимодейст­вии с окружающей средой, — открыты­ми.

Лит.: Берталанфи Л. Общая теория систем — критический обзор // Иссл-я по обшей теории систем. М., 1969; Он же. История и статус обшей теории сис­тем // Системные иссл-я: Ежегодник. М. 1973; Шрейдер Ю.А. Особенности описа­ния сложных сисгем // Системные иссл-я: Ежегодник. М., 19X3; Руткевич Μ.ΙΙ. Об-во как система: социол. очерки. СПб., 2001.

Ю.Г. Волков, В.Н. Нечипуренко

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНАЯ - струкзур-ный элемент соц. реальности, опред. це­лостное образование, осп. элементами к-рого яат. люди, их связи и взаимодей­ствия. Система — это предмет, явление или процесс, состоящий из качественно опред. совокупности элементов, находя­щихся во взаимных связях и отношени­ях и образующих единое целое, способ­ное во взаимодействии с внешними ус­ловиями существования изменять свою структуру. Существенными чертами лю­бой системы явл. целостность и интегра­ция. Целостность фиксирует объектив­ную форму существования явлений, т.е. существование как целого, интегра­ция — процесс и механизм обьединсния ч. Целое всегда больше суммы входящих

в него ч. Это означает, что каждое це­лое обладает новыми кач-вами, к-рыс механически несводимы к сумме его элементов, обнаруживают некий «инте­гральный эффект». Эти новые кач-ва. присущие явлению как целому, обычно обозначаются как системные или инте­гральные.

Специфика С.с. состоит в том, что она склалывастся на базе той или иной сои. общности (сои. гр.. соц. орг-ция и др.), а се элементами явл. люди, чье поведение детерминируется опред. сон. позициями (статусами), к-рые они зани­мают, и конкр. соц. функциями (ролями ι к-рые они выполняют, соц. нормами и ценностями, принятыми в данной С.с. а также их разд., индивидуальными кач-вами (соц. кач-ва личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы и т.д.). В число элементов С.с. могут входить разд. идеальные (верования, представле­ния и т.п.) и случайные элементы. Ин­дивид осуществляет свою деятельность не изолированно, а в процессе взаимо­действия с др. людьми, объединенными н разд. общности в условиях данной сон. среды. В процессе взаимодействия как люди, так и соц. среда оказывают систе­матическое воздействие на индивид,!, равно как и он оказывает обратное воз­действие на др. индивидов и срсд> В рез-те данная соц. общность становит­ся С.с, целостностью, обладающей сис­темными кач-вами, т.е. кач-вами, к-ры\ нет ни у одного из включенных в нес элементов в отдельности. Самодетерми­нированность разя. С.с. — важнейший принцип, к-рый в равной степени свой­ствен как истор., так и социол. науке.

Лит.: Осипов Г.В. Соц-я и сои. мифо­логия. М., 2002; Сои-я: Основы обшей теории / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.П. Μ сквичев. 2-е изд. М.. 2008.

Г.В. Осипов

СИСТЕМА СОЦИЕТАЛЬНАЯ (от лат

societas — общность) — система отноше­ний и процессов, рассматриваемых >:ι уровне об-ва в целом. В кач-вс С.с. рас­сматривают обществ, формацию, вклю­чающую функциональное взаимоде

СИСТЕМА СОЦИОТЕХНИЧЕСКАЯ

вне ее осн. структур: экон., соц., идеол. и полит. Каждая из структур С.с, будучи ее элементом, не только выполняет оп-ред. функцию, но и придает этой систе­ме в процессе взаимоотношений с др. ее структурами новое (системное) кач-во, несводимое к кач-вам ее элементов. С.с. постоянно воспроизводит соц. кач-во своих структур и соотв. соц. кач-ва ин­дивидов и гр. индивидов, включенных в их функционирование. Возникает тен­денция адаптации к формам и способам функционирования С.с. ее структурных и личностных элементов.

Вместе с тем в процессе поведения С.с, могут иметь место: или «подмена» функций, когда субъекты соц. отноше­ний, включенные в функционирование данной системы, начинают выполнять не свойственные ей функции; или «не­компетентность» личностных элементов данной структуры. Вследствие этого на­рушается баланс в функционировании как структурных, так и личностных эле­ментов системы, ее поведение становит­ся дисфункциональным. Дисфункцио­нальные расстройства или аномалии в поведении С.с. с объективной необходи­мостью ведут к ее деформации и деста­билизации, росту соц. напряженности. Выходом из такой ситуации явл. пере­стройка как структурных, так и личност­ных элементов С.с, придание их функ­ционированию естеств.-истор. характе­ра. Перестройка обычно затрагивает не тип, а вид данной С.с, обеспечивая пе­реход ее к новому качественному со­стоянию (напр., переход от бюрократи­ческого об-ва к об-ву демократии).

В зависимости от того места, к-рое та или иная структура начинает занимать в С.с, эта система может развиваться ес-теств. или искусственным путем. Ес-теств. путь функционирования и разви­тия С.с строится в соответствии с ес­теств.-истор. потребностями развития экономики, познания ее объективных законов, иссл-я процессов согласования и рассогласования всех структур С.с. Как орг-ция взаимодействующих эле­ментов С.с в целом, так и включение в ее функционирование разл. структур и

их институциализация осуществляются естеств. путем на основе данных науки. Если на первый план выдвигается не экон., а, напр., полит, структура, к-рая подчиняет идеол. структуру и духовное производство в целом, то выбор и ин­ституциализация стратегических элемен­тов соц. реальности осуществляются ис­кусственным путем на основе соц. и экон. мифотворчества. Это ведет к дез­организации всех соц. структур и дефор­мации С.с. в целом.

Лит.: Осипов Г.В. Соц-я и соц. мифо­логия. М., 2002; Соц-я: Основы общей теории / Отв. ред. Г.В. Осиное, Л.Н, Мо-сквичев, 2-е изд. М., 2008.

Г.В. Осипов

СИСТЕМА СОЦИОТЕХНИЧЕСКАЯ -

одна из подсистем соц. орг-ции пред­приятия, образующаяся на линии взаи­модействия чел. фактора производства и его техн.-технол. базы. В наиб, типич­ном виде представляет собой систему рабочих мест, в к-рой чел. выступает как рабочая сила, как элемент технол. про­цесса, как оператор станков, приборов и т.д. Его связи с др. работниками в под­системе строятся по логике техн. орг-ции, а трудовое поведение обуслов­лено режимом работы механизмов. Од­нако возникающая при этом производ­ственная связь носит уже соц. характер, т.к. она соединяет людей, ставит работу одного в зависимость от работы др., вы­зывает трудовое общение. Под техн. орг-цией понимается совокупность ма­териально-технических средств и про­цессов, образующих единый комплекс в соц.-производственной системе. Она включает в себя след. элементы: физиче­скую, материальную среду (помещение, планировка, нек-рые санитарно-гигие­нические условия и др.); средства труда (станки, приборы, энергия и др.); тех­нол. процесс (последовательность опера­ций, производственный режим, ритмич­ность и т.п.).

Техн. орг-ция составляет материаль­ную основу функционирования соц. орг-ции, явл. средством реализации ее целей. Однако значение техн. орг-ции в жизни соц. орг-ции в целом отнюдь не



СИСТЕМА СОЦИОТЕХНИЧЕСКАЯ

сводится к ее производительной функ­ции. В производственных орг-циях она в значительной мере опред. статусно-ролевую структуру. Это проявляется, напр., в разделении труда, при к-ром технол. требования играют решающую роль. Последовательность производст­венных операций вызывает разделение соц. состава орг-ции на ряд специализи­рованных подразделений (цехов), осна­щенность средствами труда и уровень их развития опред. наличие тех или иных служб; многочисленность разл. функций и гр., связанных с обслуживанием про­изводственного процесса, требует выде­ления особой сферы труда по координа­ции и управлению. От техн. орг-ции в большой мере зависит также профессио­нально-квалификационный состав кол­лектива предприятия. Это прежде всего опред. уровнем техн. оснащенности, сложностью технол. процесса, масшта­бами производства. Из низкой развито­сти техн. орг-ции вытекают наличие ма­локвалифицированного, ручного и фи­зически тяжелого труда, требования к повышению соц. образования и культур­но-технического уровня работников. Именно развитие техники вызывает по­явление в сфере производства новых профессий (программисты, инженеры по ЭВМ), привлечение специалистов из др. сфер знания (психологи, художни­ки-конструкторы). Техн. условия накла­дывают отпечаток и на нек-рые демогр. характеристики контингента работников на преобладание, напр., «чисто» муж­ских или женских профессий. Кроме то­го, техн. орг-ция во ми. влияет на харак­тер труда, содержание деятельности разл. работников. Такие показатели, как монотонность, сложность, трудоемкость, ритмичность, использование интеллек­туальных способностей в значительной степени опред. техн. природой труда.

Естественно, что на функционирова­ние орг-ции в той или иной степени влияют и такие элементы техн. орг-ции, как конструкция и планировка помеще­ний, освещение, вентиляция, окраска интерьера и т.д. С этим связано интен­сивное развитие в последние гг. техн. эс-

тетики, дизайна с целью наиб. целесооб= разного приспособления окружающей чел. на производстве предметной среды к физиол. и психол. особенностям лю­дей. Гл. же соц.-управленческим следст­вием техн. орг-ции явл. необходимость централизации. Наличие именно этого организационного комплекса вызывает появление осн. элементов единой соц. орг-ции.

Почти каждая отд. деталь сложного технол. процесса требует выделения в орг-ции специальной функции. Опера­циональная взаимозависимость двух производственных узлов образует функ­циональную связь. Совокупность свя­занных фаз производства находит свое выражение в создании организационных подразделений и т.д. Но множествен­ность, расчлененность и вместе с тем единство технол. циклов порождает не­обходимость в ритмичном и последова­тельном движении всего технол. процес­са, а значит, и в специфической функ­ции по координации, управлению. Эта функция начинается с объединения эле­ментарных производственных задач и выделения технол. звеньев; возникает потребность в новом объединении уже на более высоком уровне и т.д.; нако­нец, процесс замыкается в общий про­изводственный цикл и объединения каждого уровня сводятся в иерархиче­скую пирамиду с единым центром. Ина­че говоря, технол. процесс явл. той объ­ективной основой, на к-рой возникает организация формальная предприятия. Централизованный принцип ее построе­ния выступает как следствие ее техн. основы. А отсюда и такие продукты цен­трализации, как принципы единонача­лия, ранговых различий, рук. — подчи­нения, закрепляющие возникающую в этих условиях систему авторитетов. Ав­торитет и власть на производстве в сво­ем формально-организационном выра­жении явл. необходимым следствием ав­торитета и власти техники. Т.о., состав­ляя материальную основу чел. трудовых отношений на производстве, техн. орг-ция в значительной степени опрел. соц. орг-цию производства.



СИСТЕМОТЕХНИКА

Лит.: Преобразование предприятий / Под ред. Дж. Лоуга, С. Плеханова, Дж, Симмонса. М., 1997; Медынский В,Г., Илъдеменов СВ. Реинжиниринг иннова­ционного предпринимательства. М., 1999; Пригожий А.И. Методы развития орг-ций. М., 2003; Он же. Дезорганизация. Причи­ны, виды, преодоления. М., 2007.

А. И, Пригожий

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД - направле­ние методологии науч. познания и соц. практики, в основе к-рого лежит иссл-е сложных объектов как соц. систем. С.п. позволяет раскрыть целостность объекта и обеспечивающих ее механизмов, вы­явить многообразие типов связей слож­ного объекта и свести их в единую теор. картину.

С.п. занимал одно из ведущих мест в науч. познании 20 в. Его предпосылками явились: в науке — изучение проблем орг-ции и функционирования сложных объектов, границы и состав к-рых дале­ко не очевидны и требуют специального иссл-я в каждом отд. случае; в соц. практике — крупные комплексные про­блемы, решение к-рых зависит от тесно­го взаимодействия экон., соц., экол. и иных аспектов обществ, жизни (напр., глобальные проблемы).

С.п. не существует в виде строгой ме-тодол. концепции: он выполняет свои эвристические функции, оставаясь нек-рой совокупностью познавательных принци­пов. Среди них: комплексный подход к изучению сложных объектов, обеспече­ние преемственности и взаимодействия в развитии знаний об объекте, систем­ный анализ. Важнейшие задачи систем­ного анализа сводятся к след.: выявить и четко сформулировать конечные цели конкр. иссл-я, соотнести их с общими целями программы; рассматривать объ­ект как целое, как единую систему и вы­являть все последствия и взаимодейст­вия каждой его ч.; провести анализ воз­можных альтернатив развития объекта. Центральной процедурой в системном анализе явл, построение обобщенной модели, отражающей все факторы и взаимосвязи реального объекта иссл-я.

Новизна С.п. по отношению к тради­ционным методам познания состоит в след.: 1) понятия и принципы С.п. выяв­ляют более широкую познавательную реальность по сравнению с той, к-рая фиксировалась в прежнем знании; 2) С.п. содержит новую схему объясне­ния реальности, в основе к-рой лежит поиск конкр. механизмов, обеспечиваю­щих целостность соц. объекта и выявле­ние типологии его связей; 3) изучение многообразия типов соц. связей позво­ляет выделить «единицу» системного анализа, фиксирующую целостные свой­ства объекта, его структуру и динамику.

Распространение принципов С.п. на область соц. явлений привело в сер. 20 в. к появлению структурно-функциональ­ного анализа, сущность к-рого состоит в системном рассмотрении элементов соц. взаимодействия, определению их места и роли. Теоретики этого подхода — со­циологи Т. Парсонс и Р. Мертон пред­ложили осн. постулаты изучения об-ва, пригодные для любых систем, на любых уровнях соц. взаимодействия.

Пережив пик распространения в 20 в., в наст, время С.п. фактически ус­тупил лидерство др. методам изучения соц. систем, в части., синергетическим.

Лит.: Гвишиани Д.М. Орг-ция и управление. М., 1972; Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность сис­темного подхода. М., 1973; Афанась­ев В.Г. Системность и об-во. М., 1980; Шреидер Ю.А. Особенности описания сложных систем // Системные иссл-я. Ежегодник. М., 1983; Парсонс Т. Систе­ма совр. об-в. М., 1998; Соц-я: Основы общей теории / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвинев. 2-е изд, М., 2008.

М.Б. Буланова

СИСТЕМОТЕХНИКА - направление науки и техники, охватывающее проек­тирование, создание, испытание и экс­плуатацию сложных систем техн. и соц-техн. характера. При проектировании и создании сложных (больших) систем не­обходимо учитывать не только свойства элементов и составных ч. проектируемой и создаваемой системы, но общесистем-



СИТУАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ные закономерности и связи, задающие видение системы как целого; опреде­ляющую структуру системы, уровень и характер взаимодействия между эле­ментами и между подсистемами; влия­ние внешней среды, осуществлять выбор оптимальных режимов функционирова­ния, оптимальное управление системой. Большую роль в системотехнической практике играют методы системного анализа и системного моделирования. В гр. проектировщиков и создателей совр. сложных (больших) систем, к-рые, как правило, явл. человеко-машинными, помимо естествоиспытателей и инжене­ров привлекаются психологи, социологи, философы, что открывает возможность широкого междисциплинарного подхода к возникающим комплексным проблемам. Лит.: Гуд Г.-Х., Макол Р.Э. Системо­техника; введение в проектировании не­больших систем. М., 1962; Справочник по системотехнике. М., 1970; Лебе­дев В.В. Матем. моделирование соц.-экон. процессов. М., 1997; Смирнов Г.А. Понятие целостности и принципы по­строения систем знания // Системные иссл-я; Ежегодник. М., 1997; О'Коннор Д., Мак-Дермотт Я. Искусство системного мышления М.; Киев, 2001.

А.В. Кацура

СИТУАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ - вос­приятие и истолкование ситуации людь­ми в целях получения представления о статусах и ролях вовлеченных в нее индивидов. Чтобы действовать, люди должны знать, где они находятся, с кем взаимодействуют, ради какой цели, чего ждут от них, чего следует ждать от др. Со. — не установление фактов, а их ис­толкование. Благодаря тем субъектив­ным определениям, к-рые сформулиро­вали участвующие в ситуации индивиды, рез-т взаимодействия может иметь мало общего с исходными объективными фактами. Такого рода явления позволи­ли У. Томасу утверждать: то, что люди опред. как реальное, реально в своих рез-тах.

Г. В. Осипов

СИТУАЦИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ(де-могр. обстановка, соц.-демогр. ситуа­ция) — состояние нас. на опред. момент времени, т.е. в том или ином году. Включает анализ состояния демогр. про­цессов (рождаемости, смертности, брач-ности, разводимое™), демогр. структур (половозрастной, семейной, нац.), а так­же размещение нас, (городское и сель­ское) и миграции (типы, виды, формы, причины) на опред. терр. (страна, регио­ны, области, районы и т.д.); прогнозные оценки развития нас.

Понятие «С.д.» явл. одним из осн, в демогр. науке. Однако широко употреб­ляться оно стало сравнительно недавно, примерно с кон. 1960-х гг. При этом, несмотря на весьма значительное рас­пространение этого понятия, единого, общепризнанного определения С.д. не существует.

Информационной базой для анализа С,д. служат данные переписей нас, те­кущего стат. учета демогр. событий, ма­териалов выборочных и специальных соц.-демогр. обследований.

С.д. характеризуется целой системой показателей, а иссл-е С.д. предполагает анализ данных об общей численности нас, его половозрастной структуре, уров­не старения, а также показателей, харак­теризующих уровни рождаемости, смерт­ности и воспроизводства нас, т.е. заме­щения поколений родителей поколением детей.

Иссл-е С.д. может также включать изучение миграционных потоков, их объемов и направлений для учета влия­ния миграции на изменение численно­сти и структуры нас.

Оценка состояния С.д., ее анализ, как правило, производятся не только пс состоянию на рассматриваемый момент времени, но и за достаточно длительна ретроспективу. Учитывая опред. инерци­онность демогр. процессов, к.-л. вывода об изменении С.д. можно сделать, толь­ко изучив изменения ее отд. компонен­тов за продолжительный период време­ни. Такой анализ позволяет выявит; осн. закономерности в развитии демо.т процессов за период, предшествуют.



СОБСТВЕННОСТЬ

их реально существующему состоянию, и дает возможность опред. их будущие тенденции. Последнее позволяет оце­нить соц.-экон., демогр. и иные послед­ствия С.д., к-рые могут возникнуть на рассматриваемой терр. в рез-те благо­приятного или неблагоприятного разви­тия С.д. Это, в свою очередь, в случае неблагоприятного развития демогр, про­цессов, помогает об-ву оценить все нега­тивные последствия этого явления, а также выработать и осуществить меры соц.-демогр. политики, направленные на оптимизацию С.д.

Лит.: Захарова О.Д. Методика анали­за демогр. ситуации. М., 1994; Депопу­ляция в России: причины, тенденции и пути выхода. М„ 1996; Рыбаковский Л.Л. Миграция нас. (вопр. теории). М,, 2003.

Г. П. Киселева

СИТУАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ- рез-т взаимодействия разл. элементов струк­туры социальной в конкр. условиях места и времени. При изучении С.с. необходи­мо учитывать цели развития об-ва, при­нимая во внимание особые жизненные обстоятельства, образующие реальную основу поведения соц. гр., коллективов и кл. С. с. представляет собой сложное многостороннее явление, испытываю­щее воздействие разл. факторов. Соци-ол. анализ конкр. С.с. позволяет строго науч. опред. характер теор. и практиче­ских задач, решаемых в процессе соци-ол. иссл-я. Социолог должен выявить всю совокупность объективных соц. факторов (экон., полит., экол,), воздей­ствующих на изучаемую конкр. С.с. По­лучаемая социологом с помощью особых методов конкр. информация о субъектив­ных аспектах чел. деятельности должна рассматриваться как субъективное отра­жение объективных соц. закономерно­стей и фактов.

Важной задачей социолога явл. уста­новление зависимостей между условием объективных соц. факторов и субъектив­ными представлениями людей, сознани­ем социальных групп и коллективов. Ре­шение этих исследовательских задач дает возможность сформулировать новые теор.

Наши рекомендации