Четвертый этап — 20-е — 30-е годы XX в. 5 страница

В 1991 г. состоялся Первый съезд советских социоло­гов. На съезде были внесены изменения в устав и форму правления ССА. А также тайным голосование были из­браны три сопрезидента ССА — В.А.Ядов, Ж.Т.Тощенко иА.Г.Здравомыслов [см.: 1].

Следует отметить, что распад СССР, естественно, при­вел к ослаблению связи между бывшими республикански­ми ассоциациями. Поэтому большим шагом вперед было создание в феврале 1993 г. на основе ССА Профессио­нальной социологической ассоциация. На прошедшей в июне 1993 г. конференции «Многообразие интересов и институты власти» была принята Декларация о создании содружества социологических ассоциаций, президентом которой был избран А.Г.Здравомыслов, вице-президен­том Г.А.Погосян (Армения) и К.Исаев (Кыргызстан).

В 1993 г. в Санкт-Петербурге было воссоздано Русское социологическое общество им.М.М.Ковалевского (РСО). Председателем комитета Общества является А.О.Бороно-ев. Цель создания Общества заключается в содействии развитию социологии и социологического образования в России, а также развитии научных контактов между рос­сийскими и зарубежными социологами [см.: 209. С.334].

Ведущие социологи страны внесли заметный вклад в изучение и решение проблем методологии и методики проведения конкретных социологических исследований. Следует выделить особую роль, которую сыграли в сфере методологии и процедуры социологических исследований В.А.Ядов, А.Г.Здравомыслов, Г.М.Андреева, Г.В.Осипов. Разработкой методики и техники конкретных социологи­ческих исследований также занимались и продолжают занимаются многие известные ученые: В.А.Устинов, А.Ф.Деев, И.М.Слепенков, Л.Я.Аверьянов, В.Г.Андреен-ков, Ю.П.Коваленко, Г.П.Давидюк, Ф.Э.Шереги, Л.П.Ве-ревкин, В.Н.Шаленко, В.Г.Гречихин, И.А.Бутенко, Г.С.Батыгин, В.П.Васильев, О.М.Маслова, Г.И.Саганен-ко, Ю.Н.Толстова, Г.Г.Татарова и др.

Ряд работ социологов был направлен на изучение про­блем сельского хозяйства (Т.И.Заславская, В.И.Старове­ров и др.); рабочего и внерабочего времени (Б.А.Грушин, Г.А.Пруденский, Г.Е. Зборовский, Ю.Г.Швецов и др.); образования и культуры (В.Н.Шубкин, Л.Н.Коган, Д.Л.Константинов, Ю.Н.Давыдов, Ф.Р.Филиппов, А.Я.Куклин, Ю.В.Перов, М.Н.Руткевич, И.В.Бестужев-Лада, Л.Я.Рубина, Л.Г.Ионин, Л.И.Михайлова, Г.Е.Збо-ровский, Н.Г.Осипова, Ф.Э.Шереги, В.Г.Харчева, В.В.Се­риков, В.Я.Нечаев, и др.); социальной структуры общест­ва (О.И.Шкаратан, М.Н.Руткевич, В.Г.Подмарков, И.Н.Сиземская, Н.И.Лапин, В.В.Колбановский, В.И.Ста­роверов, Т.И.Заславская, Р.В.Рывкина, Ф.Р.Филиппов, В.В.Радаев, З.Т.Голенкова и др.); образа жизни (А.В.Безруков, И.В.Бестужев-Лада, В.Н.Иванов и др.), а также на изучение общественного мнения, средств массовой ин­формации и пропаганды (Б.А.Грушин, Л.Н.Коган, Р.А.Сафаров, Я.С.Капелюш, Ж.Т.Тощенко, В.А.Мансу­ров, Б.М.Фирсов и др.). По итогам многих проведенных исследований вышел ряд обобщающих трудов.

Дальнейшее развитие получили социология семьи (А.Г.Харчев, В.Б.Голофаст. С.И.Голод, М.С.Мацковский, В.А.Сысенко, А.И.Антонов, В.М.Медков и др.); социоло­гия личности (И.С.Кон, В.А.Ядов, А.Г.Харчев, Ю.А.Лева-да, В.Б.Ольшанский и др.); социология труда и промыш­ленная социология (Ю.Н.Давыдов, В.Г.Подмарков, А.И.Пригожин, И.И.Чангли, Л.С.Бляхман, А.Г.Здраво­мыслов, О.И.Шкаратан, В.Я.Суслов, Н.И.Дряхлов, А.И.Кравченко, В.В.Щербина и др.).

Различные аспекты трудовой деятельности рассматри­вались в ряде социально-философских трудов такими уче­ными, как Р.И.Федосеев, Г.Е.Глезерман, А.Г.Здравомы­слов, Р.И.Косолапов, Н.В.Марков, Ф.В.Константинов, Г.В.Осипов и др.

Определенные успехи были достигнуты в исследова­нии отечественной и зарубежной истории развития соци­ологии (Г.Ф.Александров, А.М.Деборин, Б.А.Чагин, В.И.Клушин, В.П.Федотов, Г.В.Осипов, Е.В.Осипова, Г.М.Андреева, Ю.Н.Давыдов, И.С.Кон. В.П.Култыгин, И.А.Голосенко, А.Б.Гофман, Е.И.Кукушкина, А.Н.Елсу-ков, А.И.Кравченко, И.А.Громов, А.Ю.Мацкевич, В.А.Семенов, В.В.Сапов, Л.Г.Ионин, М.С.Ковалева, и др.).

Следует отметить, что процесс возникновения и офор­мления специальных социологических теорий еще не за­вершен, по мере углубления социологического знания и исследования все более новых явлений и проблем возни­кают новые специальные социологические теории. В пос­ледние десятилетия успешно развивается социология по­литики, социология права, социология досуга, социоло­гия организации, социология конфликта, социология девиантного поведения и др. Много статей и книг выхо­дит в нашей стране по этим проблемам. Но так как подробное рассмотрение развития всех специальных со­циологических теорий и работающих в соответствующих областях знаний ученых не входит в задачу данной моно­графии (это тема отдельного изучения, причем каждой социологической теории отдельно), то остановимся на данном выше кратком перечислении [см. об этом подроб­нее: 252; 178].

В нашей стране долгое время не было налажено систе­матическое социологическое образование. Первые отде­ления прикладной социологии появились в 1984 г. в Мос­ковском университете на философском факультете и в Ленинградском университете на экономическом факуль­тете. В Московском университете первое отделение соци­ологии было создано на философском факультете. В 1989 г. состоялся первый выпуск профессиональных социологов. 25 человек было выпущено Московским университетом и 25 — Ленинградским. Это были первые выпускники, у которых в дипломе стояла запись: специальность — соци­ология. Но это, как отмечает А.О.Бороноев, декан факультета социологии Санкт-Петербургского университе­та, была усеченная подготовка социологов, так как специ­альность называлась «прикладная социология» [см.: 256. С.15-16].

Социологическое образование, в полном смысле этого слова, по мнению А.О.Бороноева, началось в нашей стра­не только с 1989 г. [см.: 256. С.16). В этом году были образованы факультеты социологии в Московском госу­дарственном университете и Санкт-Петербургском уни­верситете.

Важным шагом в институционализации академичес­кой социологии стало массовое преобразование кафедр научного коммунизма, начавшееся в высших учебных за­ведениях в 1990-е гг. Университеты и институты, получив относительную свободу в формировании учебных про­грамм, начали проводить сокращение общественнонаучных кафедр. Реальная угроза исчезновения нависла над почти тысячей кафедр научного коммунизма, для того чтобы выжить им срочно пришлось перепрофилировать­ся, менять свои учебные планы и переименовываться в новые кафедры: социологии, политологии или культуро­логии.

В начале 90-х годов социологию начали преподавать почти во всех вузах России, а также в некоторых гимнази­ях, колледжах, лицеях и среднеобразовательных школах. В настоящее время социологические факультеты и отде­ления имеются в 30 учебных заведениях, в т.ч. в Новоси­бирском, Томском, Омском, Алтайском университетах, Институте молодежи и т.д. Как видим, только в 90-е годы XX столетия в нашей стране начала налаживаться система подготовки и выпуска дипломированных социологов в России.

Специфика развития социологии в России повлияла на то, что в течение последних 40 лет всем отечественным социологам присваивались ученые степени кандидата и доктора философских наук. Степень же по социологии впервые появилась в нашей стране в 1990 г. Это произо­шло после того, как ВАК учредил шесть социологических специальностей.

С начала 90-х годов в России стали появляться новые социологические журналы и альманахи. С 1989 г. начал издаваться журнал «Философская и социологическая мысль» (на украинском и русском языках в Киеве). С 1991 г. выходит нерегулярно журнал «Социология», учре­дители — Институт социологии РАН и ЦЭМИ РАН. С 1992 г. издаются «Вопросы социологии», «Теория и исто­рия экономических и социальных институтов и систем» (Theory and History of economic and Social Institution and Systems — THESIS). С мая 1993 г. начал выходить Инфор­мационный бюллетень «Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения», он изда­ется совместно Интерцентром и ВЦИОМом, а с 1994 г. — «Социологический журнал», учредителем которого явля­ется Институт социологии РАН. Следует также отметить выход в Сыктывкаре журнала «Рубеж. Альманах социаль­ных исследований». Журнал «Социология: методология, методы, математические модели (4м)» был задуман как ежеквартальник, но наладить его регулярный выход сразу не удалось.

Начали издаваться различные словари и справочники по социологии. В связи с включением социологии как обязательной учебной дисциплины в учебные планы вузов появилось множество книг по социологии с подза­головком «Учебное пособие по курсу», «Учебник» или «Курс лекций». Количество изданных в 1997 г. учебников и учебных пособий увеличилось в два раза по сравнению с 1995 г. [см.: 16. С.41). Они выпущены в свет вузовскими, центральными и периферийными издательствами, одни подготовлены отдельными авторами, а другие — коллек­тивами. Все они очень разные как по объему и структуре, так и по качеству содержания.

В последние годы значительно облегчено знакомство с западной социологией. Издаются и переиздаются труды многих известных классиков: Э. Дюркгейм, М.Вебер, Р.Арон, Г.Тард, Н.Смелзер, П.А. Сорокин, М.М.Ковалев­ский, Н.И.Кареев и др. Начали выходить сборники текс­тов выдающихся зарубежных и отечественных классиков социологии. Эти работы знакомят читателей с материа­лом, пока еще недостаточно доступным в нашей стране.

Но, к сожалению, большинство названных работ вышло малым тиражом, поэтому, хотя список отмечен­ных книг кажется очень большим для такого маленького промежутка времени, на самом деле, они в ограниченном количестве имеются только в некоторых городских и ву­зовских библиотеках, а также в личных библиотеках пре­подавателей. Политическая нестабильность, всевозможные организационные и финансовые барьеры, возникшие в нашей стране, оказывают существенное влияние на развитие периодической социологической печати.

Таким образом, к настоящему времени в нашей стране сложился и признан статус социологии как самостоятель­ной науки, социология реабилитирована политически и идеологически, признана ее важная роль в решении соци­альных проблем. Крупные ученые-социологи стали при­влекаться для разработки и экспертизы документов, имеющих важнейшее народнохозяйственное значение. Появился реальный шанс не только наверстать упущен­ное, но и преодолеть существующий сегодня разрыв в уровнях развития социологии в нашей стране и на Западе.

Перед социологами поставлена задача перейти от изу­чения отдельных сторон жизнедеятельности общества, анализ которых не отличался глубиной и зачастую носил эпизодический характер и проводился недостаточно раз­витой методикой и техникой, к проведению фундамен­тальных и целенаправленных социологических исследо­ваний. То есть перед социологами открылись широкие возможности для творческой работы.

Наши рекомендации