Спорт как фактор развития общества и

Практикум по разделу IV. Проблемы личности в спорте

Введение в проблематику

(информация для ориентации и размышления)

В спорте происходит процесс социализации субъекта спортивной деятельности. Осваивая социальные ценности и нормы, он тем самым интегрируется в социальную среду, превращает социальное в индивидуальное. Спорт предоставляет каждому человеку огромные возможности для самовыражения, самоусовершенствования и самоутверждения. При правильной организации спорт может стать серьезным и действенным средством в формировании социальной активности и здорового образа жизни детей и молодежи.

Социологические исследования, связанные с взаимоотношением личности и спорта, сводятся, как правило, к двум ключевым проблемам. Во-первых, это проблема привлечения молодежи к занятиям спортом, формирования ценностного отношения к своему здоровью и стремления улучшать его средствами спорта. Она обусловлена отсутствием четкого представления о социальной ценности спорта среди молодежи, наличием более 200 конкурирующих видов досуга, что сдерживает процесс привлечения молодежи к занятиям спортом. Во-вторых, это проблема амбивалентного воздействия спорта на личность спортсмена. Доминирование профессиональных и групповых норм в спортивной среде над общекультурными оформляется в особую спортивную субкультуру, характеризующуюся собственной системой норм и ценностей, идеологией. Обобщенный социальный портрет персонажей этой субкультуры требует обязательной коррекции содержания и форм воспитания в сфере спорта. Трансформация ценностей спорта в спортивной субкультуре часто приводит к возникновению контркультурных черт. Первоначальные мотивы к спортивным занятиям у детей и подростков зачастую слабо связаны с социальной значимостью этой деятельности. Чаще бывает, когда побудительной причиной такого выбора являются зачастую либо прямо асоциальные мотивы (повышение авторитета среди подростков за счет превосходящей физической силы), либо внешние атрибуты (красивая фигура, яркая спортивная форма, «модность» вида спорта и т.п.).

К числу актуальных проблем современного спорта, привлекающих внимание социологов, следует отнести трудности в реализации его гуманистического потенциала, практическую реализацию принципов Фэйр Плэй в сфере спорта. Многочисленные социологические исследования выявляют слабую ориентацию большинства спортсменов на следование морально-этическим принципам. Все большее число стран сталкивается с волной насилия, грубости, агрессивности не только со стороны спортсменов, но и с побоищами между болельщиками во время и после футбольных, хоккейных и других матчей. Результаты исследований, проведенных в разных странах мира, свидетельствуют о том, что задача формирования гармонично развитой личности юного спортсмена нередко входит в непреодолимое противоречие с установкой добиться высокого результата (побед) любыми средствами, в том числе и далекими от педагогики.

Другая проблема спорта, имеющая социальный контекст, - использование допинга. Известные спортсмены, употребляя запрещенные препараты, показывают негативный пример подрастающему поколению. Мы сталкиваемся с феноменом так называемого «допингового поведения», которое является прямой дорогой к наркотической модели поведения. Это указывает на необходимость использования спортивно-гуманистических образовательных программ при работе с молодыми спортсменами.

Контрольные вопросы

1. Какие проблемы интересуют социологов, исследующих процесс социализации личности в сфере спорта?

2. Какие факторы определяют эффективную социализацию посредством спортивной деятельности?

3. Каковы особенности положения человека в спорте?

4. Каковы особенности первичной и вторичной социализации личности в спорте?

5. В чем суть специфического воздействия спорта на формирование личности?

6. В чем суть амбивалентного воздействия спорта на личность спортсмена?

7. Какое место занимают занятия спортом в системе ценностных ориентаций молодежи?

8. В чем суть социальной ответственности спортсмена? Каковы пути ее формирования?

9. Что такое спортивная карьера? Как спортивная карьера связана с проблемами социализации личности спортсмена?

10. Каковы основные мотивы людей, занимающихся спортом? Какие факторы определяют динамику мотивационных установок?

11. Что такое «критические точки» спортивной карьеры? С какими событиями в карьере они связаны?

12. Что такое субкультура? Каковы признаки молодежной субкультуры?

13. Какие субкультурные черты спорта вы знаете?

14. Что такое контркультура? Почему спортивная субкультура часто обретает контркультурные черты?

15. Чем объясняются трудности, связанные с реализацией принципов Фэйр Плэй в спортивной субкультуре?

16. Какие вы знаете популярные разновидности молодежных субкультур, имеющие спортивную ориентацию?

17. Какие признаки фан-движения характеризуют его как субкультуру, а какие как контркультуру?

18. Как понимается девиация в социологии? Какие формы проявления девиантного поведения в среде спортсменов вы можете назвать?

19. Как вы думаете, являются ли агрессия и насилие социальными пороками спорта, или их следует рассматривать в качестве необходимых элементов спортивной интеракции?

20. Дайте краткую характеристику теориям, объясняющим природу агрессии применительно к сфере спорта.

Тексты для анализа

Спорт как фактор развития общества и

Социализации личности

Спорт как важный социальный феномен пронизывает все уровни современного социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей. В подтверждение этого тезиса можно привести слова известного спортсмена Александра Волкова: "...спорт сегодня - это главный социальный фактор, способный противостоять нашествию дешевой культуры и дурным привычкам. Это лучшая "погремушка", которая сможет отвлечь людей от нынешних социальных проблем. Это, пожалуй, единственный "клей", который способен склеить всю нацию воедино, что не удается ни религии, ни тем паче политикам. Когда играет "Динамо" (Киев), на стадионе и у телевизора в едином порыве объединяются все - и верующие, и неверующие, и центристы, и радикалы ("Известия", 04.02.1993). Действительно, феномен спорта обладает мощной социализирующей силой. Политики давно рассматривают спорт как национальное увлечение, способное сплотить общество единой национальной идеей, наполнить своеобразной идеологией, стремлением людей к успеху, к победе.

В США, например, еще в 60-е годы, после выхода в свет книги Р. Бойла "Спорт - зеркало американской жизни", спорт, став национальным увлечением, был объявлен моделью самого американского общества. Американский философ М. Новак подчеркивал: "Пренебречь спортом означало бы упустить одно из важных национальных достояний!" ("Америка", январь 1981, с. 49). Однако в начале XXI века в мире найдется не так уж много государств, руководители которых действительно понимают роль и значение спорта в современном обществе. В качестве примера позитивного отношения к спорту можно привести американское государство.

Начиная с 70 - 80-х годов прошлого столетия спорт в США является "второй религией", в которую верят большинство американцев. Население бережно относится к своему здоровью, понимая, что это - личный капитал, от качества которого в жизни зависит многое: карьера, личное счастье, светлое будущее. Немаловажную роль в популяризации спорта сыграли СМИ. Именно этот фактор помог преодолеть так называемый "психологический барьер" в отношении населения к физической активности.

Анализ развития спорта в США и других странах мира показывает, что активная позиция населения по отношению к спорту формируется как следствие хорошей пропаганды СМИ. Именно от СМИ, и в первую очередь от TV, зависит популяризация видов спорта, а занятия физкультурно-спортивной деятельностью рассматриваются как неотъемлемая часть культуры жизнедеятельности.

Социологические опросы населения, особенно молодежи, занимающейся спортом, показывают, что спорт формирует первоначальное представление о жизни и мире. Именно в спорте наиболее ярко проявляются такие важные для современного общества ценности, как равенство шансов на успех, достижение успеха, стремление быть первым, победить не только соперника, но и самого себя.

Люди, прошедшие "школу спорта", убеждены, что спорт помог им воспитать веру в свои силы и возможности, а также умение ими воспользоваться. Спорт учит идти на жертвы ради достижения цели. Уроки, усвоенные юными спортсменами на спортивном поле, затем, как правило, помогают и в жизни. Многие из спортсменов утверждают, что именно спорт сделал из них человека, способного быть личностью. Посредством спорта реализуется принцип современной жизни - "рассчитывать на самого себя". Это означает, что достижение успеха зависит прежде всего от личных, индивидуальных качеств - честолюбия, инициативы, трудолюбия, терпения, волевых навыков.

Эффективность социализации посредством спортивной деятельности зависит от того, насколько ценности спорта совпадают с ценностями общества и личности. Например, можно проанализировать тесную взаимосвязь между такими ценностями американского общества, как равенство, свобода, демократия, индивидуализм, национализм и патриотизм, соблюдение внешних приличий в своем поведении, гуманизм, соревнование, дружба, сотрудничество, уважение существующего порядка, самоуважение, и ценностным содержанием спорта.

Американские ученые-социологи сделали заключение, что спорт аккумулирует в себе основные ценности американского общества. Благодаря занятиям спортом или даже в процессе созерцания спортивных состязаний общественные ценности присваиваются индивидом, интериоризируются как личностные. Данное положение нашло подтверждение в трудах американских ученых. Историк Джон Беттс пишет: "Спорт и капиталистический дух имеют много общего: дух инициативы, противоборства и соревнования" (J. Betts, 1974). Другой известный американский профессор Р. Форс справедливо считает, что спорт является миниатюрой самой жизни и, таким образом, служит как бы лабораторией, в которой может создаваться положительная система ценностей (1982).

Однако, говоря о положительных моментах социализации средствами спорта, нельзя не сказать о негативных фактах развития современного спорта, которые серьезно повлияли на его ценности. Погоня за медалями и рекордами привела к возникновению таких негативных явлений в спорте, как стремление к победе любой ценой, допинг, ранняя специализация, жестокость, насилие и т.д. Поэтому все чаще возникает вопрос: "Гуманен ли современный спорт, что необходимо сделать, чтобы сохранить этот феномен для благородных целей развития личности и общества?". По своей природе спорт, несмотря на присущую ему соревновательность, гуманен, поскольку он способствует развитию личности, помогает раскрывать непознанные возможности человеческого организма и духа. Реализация гуманистического потенциала спорта не происходит сама собой и во многом зависит от того, в каких целях общество использует спорт.

Процессы коммерциализации и профессионализации приняли чрезмерный и необратимый характер. В конце XX века профессиональный спорт стал составной частью международного спортивного и олимпийского движения. Сегодня многие ученые, критикуя существующий путь развития международного спорта, пытаются найти новые модели соревновательной деятельности. Особенно важны такие исследования для массового и детского спорта. Уже созданы концепции спартианского движения, спортизированного физического воспитания, валеологического и олимпийского воспитания молодежи. Это первые шаги, позволяющие сохранить и развивать гуманистические ценности спорта. (…)

Лубышева, Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2001. - № 4.

Вопросы

1. Какова социализирующая роль спорта в современном обществе?

2. Как взаимосвязаны ценности американского общества с ценностями спорта?

3. В чем заключаются негативные стороны влияния спорта на личность?

Наши рекомендации