Семинар№ 10. Массовая коммуникация и культура.
1 Массовая культура
2 Формы массовой коммуникации
Методы анализа СМИ.
Рекомендуемые кейсы:
Концепция эволюции коммуникативных систем Маклуэна
Массовое сознание, массовая культура, «человек-масса»: функционализм и Франфруктская школа
Бегство от свободы: Э. Фромм
СМИ: функции и используемые доктрины
Социальные мифы.
Мода
Семинар№ 11.ТСУ: Экономическая социология
- Экономическое действие как форма социального действия.
- Мотивация хозяйственной и трудовой деятельности.
- Предпринимательство.
Семинар №12. ТСУ: Религия как социальный институт
- Функции религии
- Религиозные объединения
- Религиозная социализация
Семинар. Тема №13.Социальные конфликты и логика их разрешения
- Понятие, причины и виды социальных конфликтов
- Условия успешного разрешения конфликтов
- Массовые действия
№14 Методология, техника и методика социологического исследования.
1 Виды социологического исследования
2 Программа и техника социологического исследования
Рекомендуемые кейсы:
Эмпирический и социальный факт
Социальная проблема: определение и способы конструирования
Выборка. Проблема репрезентативности выборки
Этапы социологического исследования
№15 Методы сбора и обработки информации.
1 Метода сбора информации.
2 Метода обработки информации
Рекомендуемые кейсы:
Количественные методы в социологии
Качественные методы в социологии
Методические рекомендации к семинарским занятиям.
Ориентироваться на подготовку кактивным методам обучения: индивидуальные и групповые презентации, аргументированное эссе, дискуссии и диспуты, комментарии. Формат семинара – изложение и обсуждение (интерпретация и критические оценки) содержания рассматриваемой темы на основе прочитанной литературы. В рамках семинарской работы рекомендуются короткие выступления с докладами на заранее выбранную тему – выполнение кейс-стади, комментирование и активное участие в коллективном обсуждении докладов, выполнение индивидуальных письменных заданий (логические задания, анализ источников-текстов, решение логических задач, составление таблицы. научное реферирование текстов и т.д.). На семинарских занятиях вы должны овладеть фундаментальными понятиями и принципами качественного анализа социальных явлений и процессов.
Метод case-study
Метод case-study или метод конкретных ситуаций основан на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решении кейсов). Цель метода – совместными усилиями группы проанализировать и выработать практическое решение описанной ситуации. Основными понятиями, используемыми в кейс-методе, являются понятия «ситуация» и «анализ», а также производное от них – «анализ ситуации».
Технология работы с кейсом включает следующие этапы:
1) работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
3) презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
Этапы разработки кейса
- Построение, или выбор модели ситуации
- Создание описания
- Сбор дополнительной информации
- Подготовка окончательного текста
- Презентация кейса, организация обсуждения
Структура кейса. Как правило, кейс включает в себя:
- Ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни
- Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.
- Комментарий ситуации, представленный автором
Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
- - соответствовать четко поставленной цели создания;
- - иметь соответствующий уровень трудности;
- - иллюстрировать несколько аспектовсоциальной жизни;
- - быть актуальным на сегодняшний день;
- - иллюстрировать типичные ситуации;
- - развивать аналитическое мышление;
- - провоцировать дискуссию;
- - иметь несколько решений.
Презентация, или представление результатов анализа кейса, выступает очень важным аспектом метода сase-study.
Критерии к оценке:
1. Выступление, которое характеризует попытку серьезного предварительного анализа (правильность предложений, подготовленность, аргументированность и т.д.).
2. Обращение внимания на определенный круг вопросов, которые требуют углубленного обсуждения.
3. Владение категориальным аппаратом, стремление давать определения, выявлять содержание понятий.
4. Демонстрация умения логически мыслить, если точки зрения, высказанные раньше, подытоживаются и приводят к логическим выводам.
5. Предложение альтернатив, которые раньше оставались без внимания.
6. Предложение определенного плана действий или плана воплощения решения.
7. Определение существенных элементов, которые должны учитываться при анализе кейса.
8. Заметное участие в обработке количественных данных, проведении расчетов.
9. Подведение итогов обсуждения.
Лист самооценки
Тема_______________________________________________
2. Что нового узнали? _________________________________
3. Чему новому научились?____________________________
4.Чему хотели научиться, но не получилось? ____________________________________
5. Почему не получилось?______________________________
Какие проблемы возникли в процессе работы _____________________________________________________
Пути решения проблем______________________________
8.Материалы для текущего, рубежного и итогового контроля и методические рекомендации по их выполнению
Проверить степень усвоения учебного материала, ответив самостоятельно на контрольные вопросы
Контрольные вопросы
Какова взаимосвязь между парадигмой и предметом социологии?
Каковы особенности фундаментальных социологических исследований?
На что ориентированы прикладные социологические исследования?
Каков предмет общей социологии?
Какие теоретические задачи решает общая социология?
Каковы принципы методологического анализа позитивизма? В чем сущность позитивистского понимания социальных процессов?
Что такое социальные факты?
Что такое социальная динамика и социальная статика?
Как понимал трактовку эволюции Г. Спенсер?
Какова роль функций в структурировании общества с точки зрения Г. Спенсера?
Что понимал под «идеальными типами» М. Вебер?
Каковы методологические цели метода «понимания»?
Какие социологические понятия были введены М. Вебером?
В чем заключается сущность метода социологизма Э. Дюркгейма?
Как объяснить требование Дюркгейма «объяснять социальное социальным»?
Какие функциональные требования Т. Парсонс считал обязательными для функционирования общества?
Какие теоретические положения ввел в теорию функционализма Р. Мертон?
Что такое социальные общности?
Что такое социальные группы?
Чем различаются малые и вторичные группы?
Какие элементы составляют уровни социальной системы?
Каковы характерные особенности и признаки социальных институтов?
Каковы характерные особенности и признаки социальных институтов?
В чем заключается различие между формальными и неформальными
институтами?
Каковы цели политических, экономических, социально-культурных
институтов, государства, права, религии и семьи?
Каковы функции социальных институтов?
В чем состоит различие явных и латентных функций социальных институтов?
Что такое стратификация?
Что такое социальная структура и какие методологические подходы его анализа различают в социологии?
Что такое социальная мобильность?
Какие исторические типы стратификации выделяют?
Какие формы стратификации присущи всем обществам?
Что такое страта и класс?
Кто является автором теории стратификации?
Какие виды социальной мобильности выделяют?
Что определяет уровень социальной мобильности?
В чем сущность функционалистского подхода к стратификации?
Каково отношение к стратификации у марксизма?
Каковы различия в трактовке класса, данные К. Марксом и М. Вебером?
Какие критерии стратификации выделил Т. Парсонс?
Как трактуется личность в социологии?
Как различают понятия индивид, индивидуальность, человек?
Какие концепции личности известны?
В чем сущность ролевой концепции личности?
Какие элементы составляют структуру личности?
Что такое потребности? Какие виды потребностей выделяют?
Как различают понятия потребности, интерес и мотив
Что такое статус и роль?
Какие виды статусов известны?
Какие элементы составляют структуру роли?
Что такое социализация?
Какие этапы социализации выделяют?
Какие виды социализации существуют?
Кто является агентом первичной и вторичной социализации?
В чем отличие макросоциологического и микросоциологического подхода к изучению личности?
Каковы функции образования как социального института?
Что изучает социология образования?
В чем сущность социологического изучения экономических явлений?
Что такое экономическое действие? Каковы её источники?
Какие виды экономических институтов выделяют?
Какие типы бедности различают?
Каковы социальные функции предпринимательства?
Что означает термин «культура»?
Что такое материальная и духовная культура?
Что такое артефакты?
Что означает понятие субкультура?
Что означает понятие контркультура?
Как различают народную и национальную культуру?
Что такое элитарная культура?
Какие функции культура реализует в обществе?
Что такое ассимиляция культуры и как она отличается от аккультурации?
Какие социальные явления отражает культурный шок?
Что такое этноцентризм и культурный релятивизм?
Что является предметом социологии массовых коммуникаций?
Что является предметом социологии общественного мнения?
Каковы функции массовых коммуникаций?
Что такое «массовая культура»?
Что относится к средствам массовой коммуникации?
Чем отличается социальный конфликт от межличностного?
Кто может стать субъектом социального конфликта?
Чем обусловлена социальная значимость конфликтологии?
Назовите основные признаки социального конфликта.
Дайте определение понятиям "социальный конфликт", конфликтная ситуация.
В чём состоит основной способ разрешения социальных конфликтов?
В чем принципиальное отличие формальных и неформальных массовых движений?
Что такое социологическое исследование?
Какие виды социологических исследований различают?
Как составляется программа социологического исследования?
Что такое выборка?
Что такое репрезентативность выборки?
Чем различаются понятия «генеральная совокупность», «выборочная совокупность»?
Что такое операционализация понятий?
Какие этапы социологического исследования различают?
Каковы цели проведения социологических исследований?
Какие методы сбора информации выделяют?
Что такое контент-анализ?
Чем наблюдение отличается от опроса?
Какие виды опроса различают?
Какие виды документов различают при анализе документов?
Задания рубежного контроля. Методические рекомендации:Тематика промежуточной аттестационной работы соответствует тематике прослушанных студентами лекций (на конкретном этапе обучения) и рекомендуемой дополнительной учебной литературе. Рекомендуем выполнить предварительную письменную подготовка к коллоквиуму в виде тезисного изложения ответов на вопросы рубежного контроля.