Массовые и групповые общности 7 страница
- мировоззренческие (ценностно-оценочные) — формируют его мировоззрение, ценностные ориентации индивида (определяют установки, ценности, убеждения, идеалы и цели), а также побуждают личность к самовоспитанию. Благодаря этим функциям личность становится способной формулировать свою идеальную референтную группу. Следует отметить, что данное разделение носит относительный характер, так как в жизни все перечисленные выше функции референтных групп перекрещиваются.
Деление на группы членства и референтные группы представляет большой интерес как для социологов, особенно при проведении прикладных социологических исследований, связанных с изучением эффективности педагогических и пропагандистских воздействий, так и для социальных психологов. Умение находить и выделять референтные группы позволяет существенно упростить не только работу по изучению направленности личности, но и поиск путей целенаправленного влияния на ее формирование. Например, при изучении противоправного поведения подростков очень важно бывает выявить вопрос, почему индивид, включенный в такие группы членства, как школьный класс, спортивная секция, вдруг начинает ориентироваться не на те нормы, которые приняты в них, а на нормы других групп, часто даже такие, в которые он совершенно не включен. В настоящее время теорию референтных групп на практике применяют при изучении процесса адаптации личности к различным социальным средам, социальной мобильности и эффективности средств массовой коммуникации.
Членские группы — это группы, членом которых индивид является.
3.3.4.4. Некоторые особенности построения групп
Для рассмотрения составных частей, строения и функций групп остановимся подробнее на формализованных группах, как уже полностью развившихся и оформившихся.
Группа строится как из ее членов, так и из многих элементов, которые не являются людьми. Индивид как вся личность не принадлежит полностью к группе, а только частью, той общественной ролью, которую он выполняет в этой группе. Правда, некоторые религиозные, политические группы, военные и др. почти полностью поглощают всю личность своих членов, сужают до минимума их личную сферу и даже подчиняют себе роли, выполняемые индивидом в других группах. В основном же только определенный объем всей жизненной активности человека тратится в рамках одной группы.
Для каждой группы характерно вырабатывание физического эталона, Т.е. внешнего вида члена группы. Так, в армии это определено очень подробно, в других же чаще всего происходит ограничение только негативным определением, например, как не должен одеваться член группы либо как должен заботиться о своем внешнем виде.
Разрабатывается группой и моральный эталон, или комплекс моральных черт, которыми должен обладать член группы и реализовывать в своих поступках, например, турист должен оказывать посильную помощь попавшим в беду туристам, даже если это приведет к сходу с маршрута.
Группа также определяет функции члена, в том числе объем работы, которую ему необходимо выполнить для группы, для того чтобы помочь ей реализовать свои задачи.
Группы, в которых сильное внутреннее единство и сильная дисциплина, обычно имеют высокий физический и моральный эталон, функции всех членов четко определены и их выполнение обязательно и безусловно. Можно отметить, что сила группы как единого целого будет находиться в прямо пропорциональной зависимости от требований, предъявляемых к ее членам. Подобного рода группы способны решать важные задачи.
Внутригрупповая идентификация основана на нормативно-ценностной регуляции поведения членов группы. Выполнение или невыполнение членами группы определенных групповых требований влечет за собой соответствующее поощрение или санкцию.
Группы имеют право ограничивать количество членов, на этом основании они делятся на закрытые, ограниченные и открытые.
В закрытых группах выработаны четкие критерии, предъявляемые новым членам при приеме в группу. В ограниченных группах критерии приема менее строгие. В открытые группы могут войти все желающие, в них к новым членам не предъявляются никакие специальные требования.
Обычно группа также разрабатывает способ приема новых членов и правила выхода из нее. Часто для идентификации членов группы используется какой-либо физический эталон, например, ношение значка.
Для появления группы необходима внутренняя организация, Т.е. институты, формы контроля, образцы действий. Свободные объединения, не имеющие своей внутренней организации и основанные только на контактах, не будут считаться группами.
Группа должна обладать собственными ценностями, Т.е. что-то должно выступать в качестве центра объединения (символ, лозунг, идея и т.п.). Это ведет к развитию в группе специфического чувства общности, находящего свое выражение в слове «мы». Возникшее осознание «мы» выступает психической связью, которая способствует объединению членов данной группы и является основой общности действия и солидарности группы.
И последнее условие — группа должна обладать собственным принципом обособления, т.е. обладать таким признаком, который отличал ее от других групп и позволял, на основе этого, других людей, не принадлежащих к группе, определять как «они» или «чужие». Таким признаком может быть идеология, проживание на определенной территории, обладание определенным предметом и т.д.
Принцип обособления оказывает решающее влияние на требования, предъявляемые при приеме новых членов, а значит, и на внутреннюю однородность группы. Однородность может быть определена возрастом (детские группы), религией (христиане), национальностью (грузины) и т.п.
Остановимся поподробнее на принципе обособления. Как уже отмечалось выше, составным элементом группы является также и центр ее объединения, Т.е. все те ценности, предметы и символы, идентифицирующие группу и которые выступают в качестве материальной и идейной основы для ее существования и развития. Это может быть помещение или место, где постоянно встречаются члены группы, лозунги, символы, имущество, которым они располагают, библиотеки и т.п., а также это может быть управление или личности вождей, приобретающие символическое значение. Наличие таких центров является сильным фактором устойчивости группы по времени. Ведь состав групп всегда текучий. Одни выходят из группы по разным причинам или умирают, другие приходят на их место, но, несмотря на свое изменение состава во многом благодаря таким центрам, группа сохраняет свою идентичность и продолжает устойчиво существовать как единое целое на протяжении даже нескольких сот лет.
Задачи группы — следующий элемент развитой группы. Появление задач ведет к развитию внутренней организации и системы контроля, а также влияет на принцип обособленности группы, требования, предъявляемые при приеме новых членов, и, самое главное, на функции, выполняемые ее членами. Задача группы — это не сумма функций отдельных членов, а синтез их функций. Необходимо подчеркнуть, что обычно группа не может до конца реализовать свои задачи, так как реализация одних задач приводит к постановке новых задач. Например, даже группы, созданные каким-либо комитетом для выполнения четко определенной задачи, часто после ее осуществления стараются продлить свое формальное существование, находя новые аспекты задачи, а если это не получается, продолжают существовать и дальше как неформальные группы. Данное явление, часто называемое стремлением группы к устойчивости, своим источником имеет как механизм личности, так и механизм отношений, возникших между членами группы в процессе реализации поставленной задачи.
Наличие определенных задач у группы оправдывает и придает вес ее существованию среди других групп. В каждой группе, и это естественно, появляется склонность к идеализации своего прошлого и тех задач, которые она выполняла. С одной стороны, это обусловлено необходимостью соответствующего воспитания новых членов, для которых в качестве эталона представляют идеализированные поступки и действия членов в прошлом. А с другой стороны, идеализированная традиция выступает фактором, способствующим повышению внутренней сплоченности членов группы, укреплению их морали, Т.е. подготавливает их к интенсивному выполнению своих групповых функций. Поэтому история группы, а тем более история государства или народа, написанная по случаю какой-либо годовщины для молодого поколения, — это подчас идеализированная история, в которой преувеличиваются заслуги и превосходство, а также показывается «величие» данного народа, его слава и мощь в прошлом.
Раньше часто некоторые группы рассматривали свои задачи как специфическую миссию группы, порученную ей провидением, историей и возникшую благодаря особым чертам группы, например, миссия немецкого народа, основанная на его расовых чертах. Постановка задачи группы как миссии предполагала, что данная группа и ее члены уже достигли совершенства и поэтому призваны передать это совершенство другим. Параллельно с реализацией этой миссии члены группы стремились к достижению и личного совершенства как необходимого для того, чтобы совершенство своей группы передавать другим.
Как отмечал Я.Щепаньский, не только группы, выполняющие какую-либо миссию, имеют чувство превосходства над другими. Он писал: «Чувством собственного достоинства, по крайней мере в определенной области, должна обладать каждая группа. Так же, как индивид в своем субъективном «я» обладает комплексом положительных представлений о себе и своей ценности, что позволяет ему устранять противоречия и компенсировать унижения, не теряя равновесия личности, так и каждая группа обладает каким-то комплексом представлений о собственном превосходстве, хотя бы только в какой-либо ограниченной области. Без этого чувства группа быстро дезорганизуется. Принадлежность к группе служит поводом для гордости, для отличия. Принадлежность к группам, ничем не отличающимся, не обладающим ни красивыми традициями, ни высокоценными чертами и достижениями, — не привлекательна. Поэтому каждая группа стремится отличиться, придать себе некоторый блеск, дающий превосходство над другими. Отсюда, между прочим, проистекает паблисити[55] (publicity) спортивных побед и международных успехов в разных конкурсах: таким путем все граждане государства могут разделять чувство превосходства и могут черпать отсюда ощущение гордости, что они принадлежат к народу, который имеет такие выдающиеся достижения и так превосходит все другие» [312. С.139-140]
В итоге все составные элементы группы Я.Щепаньский классифицировал следующим образом:
- члены, их черты и особенности, определяющие идентичность и непрерывность устойчивости группы;
- задачи группы, средства, служащие для реализации задач, психосоциологические механизмы, созданные для реализации задач, факторы, поддерживающие внутреннюю сплоченность группы, институты и системы общественного контроля, образцы взаимодействий, эталоны поведения и нормы, регулирующие отношения между членами;
- институты со средствами регулирования контактов и отношений с другими группами [312. С.141].
Глава 4