Экономика и социология труда

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Направление подготовки

38.03.03

Управление персоналом

Профиль

Управление персоналом организации

Квалификация выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная

Москва 2017

Введение

1.1. В программу государственного междисциплинарного экзамена включены вопросы по базовым дисциплинам учебного плана, обеспечивающие выполнение квалификационных требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС): теории организации; основам теории управления; экономики и социологии труда; основам управления персоналом; управленческие решения в кадровой работе.

1.2. Квалификационная характеристика выпускника, предусмотренная ФГОС.

Бакалавр по направлению подготовки управление персоналом готовится к следующим видам профессиональной деятельности: организационно-управленческой и экономической; информационно-аналитической; социально-психологической; проектной.

Бакалавр по направлению подготовки управление персоналом решает следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

организационно-управленческая и экономическая деятельность: разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом; планирование кадровой работы и маркетинг персонала; обеспечение организации кадрами специалистов требуемой квалификации, необходимого уровня и направленности подготовки; организация профессиональной ориентации и трудовой адаптации молодых специалистов, деятельность по их закреплению и рациональному использованию; участие в разработке стратегии профессионального развития персонала; организация и контроль подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации и стажировки персонала; организация работы по оценке и управлению деловой карьерой, формированию резерва, аттестации персонала; мотивация и стимулирование труда персонала, в том числе оплата труда; участие в обеспечении соблюдений требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда; организация работ с высвобождающимся персоналом; оценка экономической и социальной эффективности управления персоналом;

1.3. Итоговый государственный междисциплинарный экзамен проводится в форме устных ответов на вопросы экзаменационного билета.

1.4. Критерии оценки:

Оценку «отлично» студент получает в результате отражения в ответе на поставленные в билете вопросы:

- глубокие и полные знания программного материала, понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений;

- логически последовательные, содержательные, полные, правильные и конкретные ответы на все вопросы билета и дополнительные вопросы членов комиссии;

- использование в необходимой мере в ответах на вопросы материалов рекомендованной литературы;

- приведение примеров практической деятельности, уверенно подтвердив тем самым сформированность компетенций, предусмотренных ФГОС ВО.

Оценку «хорошо» студент получает в результате отражения в ответе на поставленные в билете вопросы:

- твердые и достаточно полные знания программного материала, правильное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений;

- последовательные, правильные, конкретные ответы на поставленные вопросы при свободном устранении замечаний, сделанных экзаменационной комиссией по отдельным вопросам, подтвердив своими ответами сформированность компетенций, предусмотренных ФГОС ВО.

Оценку «удовлетворительно» студент получает в результате отражения в ответе на поставленные в билете вопросы:

- знание и понимание лишь основных вопросов программы, если при ответах на уточняющие вопросы членов комиссии он допускает существенные ошибки, вызывая сомнения членов комиссии в сформированности компетенций, предусмотренных ФГОС ВО.

Оценку «неудовлетворительно» студент получает в результате отражения в ответе на поставленные в билете вопросы:

- неправильный ответ на два из трёх вопросов, ошибки в ответе, искажающие содержание теории и практики профессиональной деятельности, непонимание сущности излагаемых вопросов;

- неуверенные и неточные ответы на дополнительные вопросы, что демонстрирует несформированность у выпускника соответствующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВО.

П. Содержание программы

В программу государственного междисциплинарного экзамена включаются следующие вопросы:

Теория организации

1. Характерные черты классической и неоклассической теории организации

2. Жизненный цикл организации. Характеристика основных этапов

3. Бизнес-планирование и бизнес-проектирование в организации

4. Законы строения организации и их практическое применение

5. Законы функционирования организации и их практическое применение

6. Факторы внешней среды организации, их характеристика

7. Линейная, функциональная и линейно-функциональная структуры организации: их сущность, достоинства и недостатки

8. Организационные (адаптивные) организационные структуры: особенности построения, основные преимущества и недостатки

9. Особенности хозяйствования организации в условиях совершенной конкуренции.

10. Особенности хозяйствования организации в условиях монополистической конкуренции.

11. Олигополия как рыночная структура. Ценообразование в условиях олигополии.

12. Монополистический рынок и поведение фирмы – монополиста.

Основы теории управления

13. Принципы эффективности и производительности организации Г. Эмерсона.

14. Школа социальных систем: теория Ч. Барнарда.

15. Субъекты и объекты управления.

16. Управление как система.

17. Управление как процесс.

18. Общие функции менеджмента.

19. Прагматический и научно-аналитический подходы в методологии и организации менеджмента.

20. Принципы системы менеджмента качества (СМК).

21. Иерархия, обязанности и функции менеджеров в организации.

22. Методология разработки управленческого решения.

23. Управление как форма коммуникационного действия.

24. Направления управленческих действий руководителя по совершенствованию коммуникаций в организации.

Экономика и социология труда

25. Понятие и роль труда в развитии человека и общества.

26. Предпосылки реализации трудового потенциала личности.

27. Типы социально-трудовых отношений.

28. Методы регулирования социально-трудовых отношений.

29. Понятие, социальные основы и характеристики трудовой деятельности.

30. Социометрическая процедура как метод социологического исследования в организации.

31. Классификация трудовых функций в организации.

32. Анализ качества труда в организации.

33. Анализ эффективности использования средств на оплату труда и выплат социального характера.

34. Показатели изменения производительности труда.

35. Понятие и виды трудоемкости.

36. Внутренние и внешние факторы эффективности управленческого труда.

Наши рекомендации