Марксистская теория личности

В марксистской теории личности главный аспект исследования посвящен Взаимодействию личности и общества, т.е. установлению зависимости свойств личности от общественно-экономических и предметно-деятельностных особенностей ее социализации.
При этом общественная сущность человека раскрывается тремя основными тезисами:
1)«Человек – существо общественное» Этот тезис выдвинут очень давно и противопоставляется односторонней биологической интерпретации человека. Человек является биологическим существом, но в то же время он - существо социальное, так как его существенные свойства возникают в процессе общественной жизни людей, имеют социальную природу.
2)«Человек развивается как социальное существо, прежде всего благодаря труду» Труд обусловил кооперацию, способствовал развитию мышления и языка. Он является организующим элементом социальной жизни людей.
3)«Человек – исторически изменяющееся существо» Биологические свойства человека меняются в течение веков, а социальные - в исторически короткие сроки.
Итак, предметом социологического анализа является не абстрактный, стоящий вне социальной структуры человек, а личность, которой присущи определенные социальные качества (типовые). Однако личность - не пассивный результат общественного развития, не механический продукт социального окружения. Часть процесса развития личности протекает как самоформирование. Оно выражается в сознательном принятии решений и в сознательных действиях.
Каждый человек обладает неповторимыми индивидуальными чертами и определенной индивидуальной структурой, которые формируют его поведение. Воздействие среды специфически «преломляется» индивидом и преобразуется в индивидуальных установках и поведении.
Социология должна показать социальное содержание личности, выявить, как определенные социальные факторы отражаются в ее структуре и действиях, поскольку понятно, что каждый человек проходит индивидуальный путь развития. Формирование человека начинается с его рождения, сначала протекает в семье, в дошкольных учреждениях, а затем – в школе, в окружении друзей, в секциях, в кружках и т.д. Большое влияние оказывают литература и искусство, СМИ.
Под влиянием социальной среды, непосредственных отношений с другими людьми, групповых отношений личность усваивает принятые в обществе нормы, ценности, привычки.
Проникновение личности в общество, осознание ею своего места в социальной структуре характеризует процесс интеграции.
Интеграция личности в обществе это процесс установления оптимальных связей между личностью и обществом.
Включение человека в общество, общественные отношения, осуществляется посредством его интеграции в различные социальные общности, социальные институты.
Выделяют четыре уровня интеграции личности в обществе.
1. Интеграция в социально-экономических отношениях Процесс включения в общество посредством трудовой деятельности, принадлежности к определенному социальному классу (слою). Данный вид интеграции начинается еще в детстве - опосредованно, через родительскую семью, школу и другие социальные институты.
2. Функциональная интеграция Интеграция в различных сферах общественной жизни. Индивид выполняет в обществе множество функций, каждая из которых обладает своими особенностями, правилами, требует от человека определенного поведения.
3. Нормативная интеграция Социальное обучение, усвоение социальных норм, правил поведения, привычек. В итоге создается внутренняя структура личности, система побуждения к действиям.
4. Межлич- ностная интеграция Форма положительных связей, которыми обладает личность в группе, в более широком смысле – в обществе. Межличностные отношения во многом регулируют поведение людей, групп. Измерениями форм межличностных связей занимается социометрия.
Близким к понятию "интеграция" является понятие "социализация".
Социализация Освоение личностью социальных требований и функций в качестве непременного условия активного включения в социальную общность.
В процессе социализации выделяют две фазы: социальную адаптацию и интериоризацию.
Социальная адаптация Вид взаимодействия личности с социальной средой, в ходе которого происходит согласование требований и ожиданий обеих взаимодействующих сторон.
Адаптация означает приспособление индивида к ролевым функциям, социальным нормам, к социальным общностям, слоям, группам, институтам, организациям, условиям функционирования различных сфер общества.
     
В процессе адаптации индивид согласовывает самооценки и свои притязания со своими возможностями и реальностями социальной среды.
Интериоризация (от латинского intezioz - внутренний) Процесс формирования внутренней структуры человеческой психики с помощью усвоения социальных норм, ценностей и других компонентов социальной среды вследствие деятельности.
На основе взаимопереходов биогенных и социальных свойств формируются внутриличностные образования, в которых оказываются срощенными генетическое своеобразие и социальные качества личности. Если в первой фазе социализации личности (адаптации) происходит приспособление индивида к социальной среде, то во второй фазе (интериоризации) воздействия социальной системы, преломляясь через внутреннее Я человека, проявляется в изменении его поведения.
Марксистская теория предложила наиболее адекватное определение категории «личность».
Личность Устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.
К элементам системы личности относят следующее: - социально определенная цель деятельности человека. - занимаемые социальные позиции и выполняемые социальные роли. - ожидания в отношении этих позиций и ролей. - нормы и ценности, которыми руководствуется человек в процессе жизнедеятельности. - система знаков, которые он использует. - совокупность полученных знаний, позволяющих выполнять принятые на себя роли и более-менее свободно ориентироваться в окружающем мире. - уровень образования и специальной подготовки. - социально-психологические особенности. - активность и степень самостоятельности в принятии решений.
Только устойчивая взаимосвязь этих элементов образует систему личности.
Одно из направления марксисткой теории личности является ее типологизация.
Социальная типология личности Это выявление ее сущностных черт, обусловленных образом жизни, социальными условиями.
Выделение типов личности аналогично типологии социальных общностей, сохраняется и некоторый идеологический отпечаток.
1) в зависимости от общей социально-экономической системы, общественно-экономической формации П: «капиталистическая» личность, «коммунистическая» личность
2) в зависимости от социального слоя, класса П: буржуа, пролетарий, колхозник
3) в зависимости от национальных особенностей П: истинный француз, немец
4) в зависимости от профессиональных особенностей П: педагог, врач
5) в зависимости от социально-демографических особенностей - пола, возраста, семейного положения и т.д. П: женщина, престарелый человек, холостяк
6) в зависимости от других характеристик - территория проживания, принадлежность к политическим партиям, трудовым коллективам и т.д. П: сибиряк, националист, бамовец
Важно учитывать, что один и тот же человек обладает типичными свойствами различного порядка и, следовательно, может относиться к различным социальным типам. В социальной типологии личности выделяют также свойства идеального типа, нормативного типа и реально распространенных типов.
         

Ролевая теория личности

Значительное место в социологии личности занимает ролевая теория личности. Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р. Минтоном, активно разрабатывались Р. Мертоном и Т. Парсонсом, а также западногерманским социологом Р. Дарендорфом. Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль».
Социальный статус Это определенное место человека, личности в общественной иерархии, обуславливающее определенные права и обязанности.
Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один из них определяет его положение в обществе. Он называется главным или интегральным. Социальный статус человека отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и т.д.), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.)
Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный – навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности (обуславливается этническим происхождением, полом, семьей и т.д.). Приобретенный статус определяется усилиями самого человека (дипломированный студент, директор).
Совокупность требований, предъявляемых со стороны общества индивиду в соответствии с его статусом, образует содержание социальной роли.
Социальная роль Это совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус в социальной системе.
Каждый статус обычно включает несколько ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором.
Т. Парсонс предложил описывать роли с помощью пяти характеристик:
1) эмоциональной (чувственные отношения).
2) способом получения (одни предписывается, другие завоевываются).
3) масштабом (часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая - размыта).
4) формализацией (действие в строго установленных правилах либо произвольно).
5) мотивацией (на личную прибыль, на общее благо и т.д.)
Любая роль характеризуется некоторым набором этих пяти свойств.
Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: Ролевого ожидания и ролевого исполнения.
Если кто-то не играет роли в соответствии с общественным ожиданием, то он вступает в определенный конфликт с обществом. Ролевые требования воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса.
Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей в множестве различных ситуаций, между ролями может возникнуть, так называемый, Ролевой конфликт. Например, мать и учительница, староста и друг.
Рассмотренные теории личности не являются противоположными, антагонистичными. Они, скорее, дополняют друг друга, описывая личность с разных исследовательских позиций.
     

Наши рекомендации