Распределение трудоемкости дисциплины
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УЧЕБНО – НАУЧНО – ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС
КАФЕДРА «СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ»
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ»
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ВСЕХ
ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Орел 2009
Автор ____________________________д. п. н. , проф. А.Ф. Калашников
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «Социология, культурология и политология»
Протокол № _____ от «____» ________________ 2009 года
Зав. кафедрой _____________________ к.полит.н, проф. Старостенко К.В.
Рабочая программа согласована с заведующим выпускающей кафедры
Зав. кафедрой_______________________
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании УМСС факультетов.
Протокол № _____ от «_____» __________________ 2009 года
Председатель УМСС ____________________
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка:
– цель;
– задачи;
– требования (знать и уметь)
2. Содержание тем
3. Использованная литература
4. Учебно-методический план
5. План проведения семинарских занятий 6. Вопросы к зачету или экзамену (с критерием оценок)
7. Критерии оценки студентов
8. Задания на самостоятельную подготовку
9. Рекомендуемая литература:
– список основной литературы;
– список дополнительной литературы
10. Задания на самостоятельную подготовку
11. Тесты для проверки усвоения знания
Пояснительная записка
Основополагающим документом при составлении рабочей программы по общей социологии является Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Дисциплина «Общая социология» определяется как базовая для таких дисциплин социологического профиля, как социология управления, социология труда и экономических отношений, социология семьи, социология молодежи, социология малых городов и др.
Общая социология способствует формированию представления у студентов об основных явлениях и процессах, происходящих в обществе, а также о закономерностях и законах, по которым они осуществляются. Это способствует не только ускорению процесса социализации студентов, но и успешной их адаптации в сферах последующей профессиональной деятельности.
В содержании учебного материала включены исторические и методологические основы социологического знания, понятийный аппарат, стратификационный, институциональный, организационный и коммуникативный подходы к изучению разнообразных аспектов социальной жизни, а также социологические методы и процедуры.
Цель изучения дисциплины
Целью изучения дисциплины «Общая социология» является ознакомление студентов со структурой общества, с основными проблемами современной социологии, с социологическим анализом. Формирование и регулирование у них мировосприятия категориальной структуры социологического мышления.
Приобретенные студентами знания и умения могут быть использованы ими при изучении других дисциплин гуманитарного блока: политологии, конфликтологии, социальной психологии и др.
Задачи изучения дисциплины
При изучении дисциплины «Общая социология» решаются следующие задачи:
– усвоение базовых понятий о структурных элементах общества;
– ознакомление с ролью и значением социальных институтов для развития общества;
– определение принципиальной схемы функционирования социальных институтов и взаимодействия их с индивидами;
– формирование навыков проведения научного анализа социальных процессов и отношений в обществе;
– прогнозирование перспектив социологических и нравственных последствий профессиональной деятельности;
– приобретение студентами знаний и навыков в области теоретической и прикладной социологии.
Требования к уровню освоения содержания
Дисциплины
В результате изучения курса «Общая социология» студент должен: Знать
– общество и социальные институты; мировую систему и процессы глобализации;
– социальные группы и общности, виды общностей, общность и личность;
– малые группы и коллективы, социальную организацию.
– социальные движения, социальное неравенство, стратификацию и социальную мобильность;
– понятие социального статуса, социальное взаимодействие и социальные отношения;
– взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры;
– формирование мировой системы, место России в мировом сообществе; – методы социологического исследования.
Уметь
– прогнозировать последствия социальных изменений;
– определять личность как социальный тип, осуществлять социальный контроль и девиацию, личность как деятельный субъект;
– различать социальные изменения, социальные революции и реформы, концепцию социального прогресса.
– рассматривать культуру как фактор социальных изменений;
– относиться к общественному мнению как институту гражданского общества.
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
Таблица 3.
№ раз- дела | № лек- ции | Тема лекции, план лекции | Кол-во часов | Рекомен- дуемая литера- тура | |
Введение в социологию 1.История социологии. Предмет социологии. 2. Объект и предмет социологии. 3. Методы социологического исследования. | 5,11,19, 26, 27, 28, | ||||
Общество и личность. 1. Социальные группы и общности. Социологические концепции личности. 2. Виды общностей; общность и личность. Социальная среда личности. Макро- и микроуровни социальной среды. 3. Малые группы и коллективы; социальная организация. | 2,3,4,7, 9,13,19,20, 21,23,26, 29,32,33, 34,35,41, 50,51,53, 58,67. | ||||
1. Социальное действие, взаимодействие, социальный статус и социальная роль. Формы взаимодействия. 2. Ролевое напряжение и ролевой конфликт. 3. Девиантное поведение и социальный контроль. Аномия | 6,8,9,19,20,24,29,34,46, 52. | ||||
Социальные группы 1. Классификация социальных групп. 2. Формы массового поведения. 3. Малые группы. | 6,21,41,46,47,51,52,62. | ||||
Культура как социальное явление 1. Подходы к определению культуры и их особенности. 2. Основные компоненты культуры: ценности, верования, обычаи, нормы, язык и техника. 3. Функции культурных ценностей: утилитарная, эстетическая, информационная, символическая. 4. Типы культур: субкультуры, контркультуры, культурный релятивизм. | 23, 26, 29, 46,48,51, 54 | ||||
Социальные системы и социальные структуры 1. Понятия социальной системы и социальной структуры. Типы социальной структуры. 2. Уровни социальных систем, их иерархичность. 3. Классификация социальных систем: социальные группы, общности, организации, институты. 4. Социальное взаимодействие среды и системы. Типы взаимодействия. | 6,19,25, 28,37,46, 55,65, | ||||
Социальное действие 1. Активность и деятельность, поведение, свобода действий. 2. Иерархия потребностей, их динамика. 3. Мотивы и мотивация. | 3,9,20,23,24,26,51. | ||||
Социализация 1. Социализация и формирование социального «Я». 2. Процесс социализации и социальные ценности. Агенты и институты социализации. 3. Десоциализация и ресоциализация. Социальный контроль. | 9,12,23,47,51,52. | ||||
Социальная стратификация и социальная мобильность 1. Понятие социальной стратификации, ее виды. Теории М. Вебера, Т. Парсонса, П. Сорокина. 2. Современные концепции классовой структуры общества. 3. Социальная мобильность, виды и движущие силы. 4. Социальное неравенство, его показатели, маргинальная личность. | 5, 8, 22, 34,37,50, 51,55. | ||||
Общество и социальные институты, социальный прогресс и развитие общества 1. Социальные институты, их функционирование. 2. Взаимосвязь государства и общества. 3. Социальный прогресс, типология и эволюция обществ. | 6,13,19, 37,41,54, 56, 60, 65 | ||||
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДОЕМКОСТИ ДИСЦИПЛИНЫ
ПО ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Таблица 1 .
Вид учебной работы | Всего часов | Семестр | |
№№ п / п | Общая трудоемкость дисциплины | Часов на семестр | |
1.1 1.2 | Аудиторные занятия, всего Лекции (Л) Семинарские занятия (С) | ||
Индивидуальные занятия с преподавателем | |||
3.1 3.2 | Самостоятельная работа студента (СРС), всего Реферат Другие виды самостоятельной работы (подготовка к семинарским занятиям, проверочным работам, творческие домашние задания) | ||
Вид итогового контроля | зачет |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО РАЗДЕЛАМ
И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ
Таблица 2.
№ Раздела | Тема раздела | Количество часов | |||||
Всего | Л | С | ЛР | СРС | ИРС | ||
Социология как наука | 18,5 | - | 0,5 | ||||
Общество как система | 18,5 | - | 0,5 | ||||
Социальная структура и социальные процессы | 16,5 | - | 0,5 | ||||
Социологические исследования | 14,5 | - | 0,5 | ||||
Всего часов |
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1
Введение в общую социологию
1.История социологии. Предмет социологии.
2. Объект и предмет социологии.
3. Методы социологического исследования.
4. Значение знаний основ общей социологии для профессиональной деятельности специалиста инженерной специальности.
Литература
1. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проспект: Фонд «Мир», 2003. – 384 с. С. 3 – 40.
2. Социология: Учебник для вузов / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб.: Питер. 2006. – 432 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов). С. 28-36.
3. Фролов С.С. Социология: Учебник. – 3-е изд., доп. – Гардарики. 2000. – 344 с. С. 16-20.
4. Маршак А.Л. Социология: Учеб. пособие / А.Л. Маршак – М.: Высшая школа, 2002. – 317 с. С. 10- 36.
Тема 2
Общество и личность.
1. Социальные группы и общности. Социологические концепции личности.
2. Виды общностей; общность и личность. Социальная среда личности. Макро- и микроуровни социальной среды.
3. Малые группы и коллективы; социальная организация.
4. Практическое значение знаний об общности и личности для члена общества и для предстоящей профессиональной деятельности специалиста инженерной специальности.
Литература
1. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проспект: Фонд «Мир», 2003. – 384 с. С. 41-60, 182-207.
2. Социология: Учебник для вузов / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб.: Питер. 2006. – 432 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов). С. 28-36.
3. Шарков Ф.И. Социология. Курс лекций: Учебное пособие для вузов / Ф.И. Шарков, А.А. Родионов. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 160 с. (Серия «Курс лекций»). С. 111-115.
3. Фролов С.С. Социология: Учебник. – 3-е изд., доп. – Гардарики. 2000. – 344 с. С. 68-72.
4. Маршак А.Л. Социология: Учеб. пособие / А.Л. Маршак – М.: Высшая школа, 2002. – 317 с. С. 120-123.
Тема 3
Социальное взаимодействие и социальная структура
1. Социальное действие, взаимодействие, социальный статус и социальная роль. Формы взаимодействия.
2. Ролевое напряжение и ролевой конфликт.
3. Девиантное поведение и социальный контроль. Аномия.
4. Практическое значение знаний по теме для предстоящей профессиональной деятельности специалиста инженерной специальности.
Литература
1. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проспект: Фонд «Мир», 2003. – 384 с. С. 60-109.
2. Социология: Учебник для вузов / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб.: Питер. 2006. – 432 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов). С. 175-195.
3. Шарков Ф.И. Социология. Курс лекций: Учебное пособие для вузов / Ф.И. Шарков, А.А. Родионов. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 160 с. (Серия «Курс лекций»). С. 34-37.
Тема 4
Социальные группы
1. Классификация социальных групп.
2. Формы массового поведения.
3. Малые группы.
4. Практическое значение знаний по теме для предстоящей профессиональной деятельности специалиста инженерной специальности.
Литература
1. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проспект: Фонд «Мир», 2003. – 384 с. С. 182-208.
2. Шарков Ф.И. Социология. Курс лекций: Учебное пособие для вузов / Ф.И. Шарков, А.А. Родионов. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 160 с. (Серия «Курс лекций»). С. 71-74.
3. Фролов С.С. Социология: Учебник. – 3-е изд., доп. – Гардарики. 2000. – 344 с. С. 170-194.
Тема 5
Культура как социальное явление
1. Подходы к определению культуры и их особенности.
2. Основные компоненты культуры: ценности, верования, обычаи, нормы, язык и техника.
3. Функции культурных ценностей: утилитарная, эстетическая, информационная, символическая.
4. Типы культур: субкультуры, контркультуры, культурный релятивизм.
5. Практическое значение знаний по теме для предстоящей профессиональной деятельности специалиста инженерной специальности.
Литература
1. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проспект: Фонд «Мир», 2003. – 384 с. С. 158-181.
2. Фролов С.С. Социология: Учебник. – 3-е изд., доп. – Гардарики. 2000. – 344 с. С. 38-55.
3. Маршак А.Л. Социология: Учеб. пособие / А.Л. Маршак – М.: Высшая школа, 2002. – 317 с. С. 153-171.
Тема 6
Социальные системы и социальные структуры
1. Понятия социальной системы и социальной структуры. Типы социальной структуры.
2. Уровни социальных систем, их иерархичность.
3. Классификация социальных систем: социальные группы, общности, организации, институты.
4. Социальное взаимодействие среды и системы. Типы взаимодействия.
5. Практическое значение знаний по теме для предстоящей профессиональной деятельности специалиста инженерной специальности.
Литература
1. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проспект: Фонд «Мир», 2003. – 384 с. С. 332-351.
2. Социология: Учебник для вузов / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб.: Питер. 2006. – 432 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов). С. 374 – 421.
3. Шарков Ф.И. Социология. Курс лекций: Учебное пособие для вузов / Ф.И. Шарков, А.А. Родионов. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 160 с. (Серия «Курс лекций»). С. 46-50.
Тема 7
Социальное действие
1. Активность и деятельность, поведение, свобода действий.
2. Иерархия потребностей, их динамика.
3. Мотивы и мотивация.
4. Практическое значение знаний по теме для предстоящей профессиональной деятельности специалиста инженерной специальности.
Литература
1. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проспект: Фонд «Мир», 2003. – 384 с. С. 60-85.
2. Шарков Ф.И. Социология. Курс лекций: Учебное пособие для вузов / Ф.И. Шарков, А.А. Родионов. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 160 с. (Серия «Курс лекций»). С. 36-37.
Тема 8
Социализация
1. Социализация и формирование социального «Я».
2. Процесс социализации и социальные ценности. Агенты и институты социализации.
3. Десоциализация и ресоциализация. Социальный контроль.
4. Практическое значение знаний по теме для предстоящей профессиональной деятельности специалиста инженерной специальности.
Литература
1. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проспект: Фонд «Мир», 2003. – 384 с. С. 110-130.
2. Кравченко А.И. Социология в вопросах и ответах: Учеб. пособие. М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2003. – 240с. С. 171-191.
3. Фролов С.С. Социология: Учебник. – 3-е изд., доп. – Гардарики. 2000. – 344 с. С. 72-79.
4. Шарков Ф.И. Социология. Курс лекций: Учебное пособие для вузов / Ф.И. Шарков, А.А. Родионов. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 160 с. (Серия «Курс лекций»). С. 115-116.
Тема 9
Социальная стратификация и социальная мобильность
1. Понятие социальной стратификации, ее виды. Теории М. Вебера, Т. Парсонса, П. Сорокина.
2. Современные концепции классовой структуры общества.
3. Социальная мобильность, виды и движущие силы.
4. Социальное неравенство, его показатели, маргинальная личность.
5. Практическое значение знаний по теме для предстоящей профессиональной деятельности специалиста инженерной специальности.
Литература
1. Фролов С.С. Социология: Учебник. – 3-е изд., доп. – Гардарики. 2000. – 344 с. С. 291-305.
2. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проспект: Фонд «Мир», 2003. – 384 с. С. 208-218, 254-276.