Взаимосвязь гос и гражд. общества
Гражданское общество и государство соединены друг с другом целым рядом структурных связей, поскольку государство, осуществляя управленческо-посреднические функции в общественной жизни, не может не соприкасаться с гражданскими ценностями и институтами, так как последние через систему горизонтальных связей как бы охватывают все общественные отношения. Кроме того, ряд общественных элементов и институтов занимает маргинальное положение, частично переплетается с государственными структурами, а частично — с гражданским обществом. Примером здесь может служить, скажем, правящая в данный момент политическая партия, которая вышла из недр гражданского общества, но в то же время тесно связана в своей деятельности с государственным аппаратом. Таким образом, государство и гражданское общество неразрывно связаны друг с другом, составляют две части единого общественного организма
1. Понятие «гражданское общество» и «государство» характеризуют различные, но внутренне взаимосвязанные, взаимополагающие стороны (элементы) глобального общества, общества как единого организма. Данные понятия соотносительные, они могут противопоставляться лишь в определенных аспектах. Гражданская жизнь в той или иной степени пронизана феноменом политического, а политическое не изолировано от гражданского.
2. Разграничение гражданского общества и государства, являющихся составными частями глобального целого, естественно закономерный процесс, характеризующий прогресс социально-экономической и духовной сфер, с одной стороны, и политической сферы жизни — с другой.
3. Гражданское общество — первооснова политической системы, им обусловливается и определяется государство. В свою очередь, государство как институт — эта система учреждений и норм, обеспечивающих условия бытия и функционирования гражданского общества.
4. Гражданское общество не есть некая совокупность автономных индивидов, законом жизни которых является анархия. Это форма общности людей, совокупность ассоциаций и других организаций, обеспечивающих совместную материальную и духовную жизнь граждан, удовлетворение их потребностей и интересов. Государство есть официальное выражение гражданского общества, его политическое бытие. Гражданское общество — сфера проявления и реализации индивидуальных, групповых, региональных интересов. Государство же — сфера выражения и защиты общих интересов. Потребности гражданского общества, неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение. Государственная воля определяется потребностями и интересами гражданского общества.
5. Чем больше развито гражданское общество в смысле прогресса самодеятельности его членов, многообразия ассоциаций, призванных выражать и защищать индивидуальные и групповые интересы людей, тем больший простор для развития демократичности государства. Вместе с тем, чем демократичнее политический строй, тем шире возможности для развития гражданского общества до наивысшей формы объединения людей и их свободной индивидуальной и коллективной жизнедеятельности.
Гражданское общество на современном уровне человеческой цивилизации — это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между индивидами, группами и сообществами, не опосредованными государством.
Основные принципы правового государства:
1) Основополагающий принцип – верховенство права (закона) в обществе во всех сферах. Он закреплён в Конституции Республики Беларусь. Законы правового государства опираются на Конституцию и обладают наивысшей обязательной силой по сравнению со всеми иными нормативными актами, издаваемыми государственными органами. Закон не может быть отменён ни ведомственными актами, ни решениями партии.
2) Второй принцип правового государства – незыблемость свободы личности, её прав и свобод, чести и достоинства, их охрана и гарантированность. При этом следует иметь в виду, что права и свободы человека не дарованы государством. Человек от природы обладает основными правами, а государство обязано гарантировать их соблюдение. В правовом государстве все законодательные акты согласуются с правами человека. Например, американская революция наряду с Декларацией о независимости приняла Билль о правах, Великая французская революция – Декларацию прав человека и гражданина, а Генеральная Ассамблея ООН 10 декабря 1948 г. приняла Всеобщую Декларацию прав человека. В то же время простое декларирование прав и свобод граждан ещё не означает, что они соблюдаются в реальной жизни. В условиях демократизации во многих странах СНГ права молодёжи на труд пока только декларация, т.к. многие выпускники школ и вузов не могут найти работу.
3) Третий принцип правового государства – наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией законов, других нормативных актов. В частности, для контроля за соблюдением международных документов о правах человека существуют Международный суд в Гааге, Европейский суд в Страсбурге, создан пост Уполномоченного по правам человека во многих странах.
4) Четвёртый принцип правового государства – это принцип разделения властей. Принцип разделения властей предполагает единство и взаимодействие властей, а также определённое верховенство законодательной власти, конституционные решения которой обязательны для всех.
5) Пятый принцип правового государства – взаимная ответственность личности и государства. Это значит, что человек становится центром, вокруг которого и в интересах которого функционирует государство. Государство, издавая законы, принимает на себя конкретные обязанности по защите прав граждан. Однако есть и другая сторона этой проблемы. Предоставление прав предполагает выполнение гражданином определённых обязанностей. Например, платить вовремя налоги, соблюдать законы, уважать права и свободы других лиц и т.д. Чем ответственнее люди к этому подходят, тем более широким диапазоном прав они обладают.
Образова́ние — целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).[1] Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.
Социальные функции
1. определяет основную ведущую социальную функцию образования - гуманистическую.
2. Социальная селекция. В образовании индивиды разводятся по неким потокам, предопределяющим их будущий статус.
3.Накопление и хранение культуры общества.Образование поддерживает тот необходимый уровень сплоченности общества, способствует поддержанию его стабильности, ведет к непосредственному социальному воспроизводству общества как культурной целостности.
4. Формирование и воспроизводство общественного интеллекта (менталитета, определенных отраслей и социальных технологий интеллектуальной деятельности) включает в себя положения, сформулированные еще Дюркгеймом: распространение существенных знаний через обучение, привитие индивидам познавательных навыков, передача ценности господствующей культуры новым поколениям.
5.Социализация личности. Процессы социализации человека преследуют цель подготовки квалифицированных кадров для поддержания выживаемости общества в постоянно меняющихся исторических условиях его существования
6. Социальный контроль. Законодательство многих стран предусматривает обязательное образование.
Социология науки изучает социальные структуры и процессы научной деятельности, взаимодействие научных структур, статус науки и ученых в обществе. В центре внимания социологов находятся научные коллективы, научные коммуникации, условия труда ученых, исследование процессов воздействия общественных условий на развитие науки, а науки - на общество.
· Предмет теории науки двояк:
o с одной стороны, изучение внутренней природы науки, общая теория научного познания;
o с другой - исследования общественного назначения науки, ее отношения к другим видам общественного творчества.
Для того чтобы возник мир науки (а произошло это около двух с половиной тысячелетий назад), понадобилось достаточно много самых разнообразных условий - экономических, социальных, духовных. Среди них стоит отметить прогрессирующее разделение труда, процесс классообразования, высокий уровень абстрактности мышления, появление письменности, счета, накопление опытных знаний о природе и пр.
По данным Дж. Бернала, к началу ХХ в. научный прогресс в мире обеспечивали не более 15 тыс. ученых. Большинство научных лабораторий можно было разместить в одной комнате, подвале. К середине 50-х гг. научных работников было уже 400 тыс., к середине 60-х гг. - 2 млн.
По данным ЮНЕСКО, в 1990 г. научными исследованиями занимались 5,2 млн. человек, что в среднем составляет 1 тыс. на миллион жителей планеты. Из общего числа научных работников в 1990 г. на долю Северной Америки приходилось 17,8 процента, Латинской Америки - 3,1, Азии и Океании - 23,6, Африки - 0,7, Европы - 20,9, СССР - 32,4 процента. Треть всех научных работников планеты работала в СССР. Однако если посмотреть распределение мировых затрат на научные исследования по группам стран, то на долю Северной Америки приходилось 42,8; Азии и Океании - 19,6; Европы - 23,2; СССР - 12,3 процента. Из этих данных хорошо видно, где созданы самые благоприятные условия для научной деятельности и где объективно находится центр научно-технического прогресса. В 1994 г. США продали 444 тыс. патентов и лицензий, Германия - 160 тыс., Япония - 129 тыс., Англия - 97 тыс., Россия - только 4 тыс., заняв место между Венгрией и Испанией.
В настоящее время в России заняты научной деятельностью 1,3 млн. человек, включая преподавательский корпус высшей школы, в том числе 484 тыс. кандидатов наук и 47 тыс. докторов, правда, треть старше 60 лет. Соотношение: 1-10-30. В вузах несколько иная ситуация: примерно половина - кандидатов наук и на десять кандидатов наук - один доктор. В Тюменском государственном университете из 750 преподавателей 90 докторов и 350 кандидатов наук, то есть ученую степень имеют 58 процентов преподавателей.
Что такое наука? В чем заключается своеобразная природа науки, положительного знания? Великий английский теоретик науки, Томас Гексли, отвечает на этот вопрос так: "Наука есть не что иное, как вышколенный и организованный здравый смысл. По мнению сподвижников Дарвина, от обыденного житейского опыта научный опыт отличается лишь в той степени, в какой старый ветеран - от молодого рекрута: их методы различны столько же, сколько приемы современного воина и первобытного дикаря".
Наука - самое динамичное создание человека, наложившее свой отпечаток на всю историю нашего времени. На основе научных достижений создан технологический базис современной цивилизации. Но обретенная человеком мощь достигла такого уровня, когда он должен подумать о себе, о своем спасении. Науку воспринимают не только как благо, но и как зло. Ее не только принимают, но и отвергают. Премии за научные открытия сосуществуют с мощной критикой науки.
Оценивая рост числа научных работников в ХХ в., можно сделать такое предположение, что если он продолжится по такой экспоненте, то через полвека все взрослое население планеты будет заниматься наукой.
Научные приборы - инструменты научного познания: радиотелескопы, ускорители, космодромы - стали циклопическими по своим размерам, сравнимыми с крупными промышленными предприятиями, для их обслуживания строятся целые города.
ХХ в. правомерно называют веком научно-технической революции, технологической революции, "зеленой" революции, информационной революции и т.п. Научный потенциал определяет практически все - обороноспособность, национальное богатство, уровень, качество и продолжительность жизни. Дальнейшее наращивание научного потенциала требует все больших затрат материальных и интеллектуальных ресурсов.
Удвоение числа научных открытий в СССР 1990 г. - 377 открытий, 85 тыс. изобретений и 3 млн. рацпредложений - требует увеличения объема научной информации в 8-10 раз, числа занятых в науке - в 15-20 раз и ассигнований на науку - в 30-40 раз. Вот почему не всегда стоит соглашаться с обвинениями в адрес науки. По мере развития каждый новый шаг в познании становится дороже на несколько порядков. Кстати, стоит напомнить, что только одной электрической лампочкой наука рассчиталась с обществом за все затраты, которые были на нее сделаны за всю историю цивилизации. Американцы подсчитали, что экономически выгодно содержать 100 научных работников, 10 из которых продуктивно работают, а 90 при сем присутствуют, создают научную среду, оппонируют.
сообщество людей, выступающее как некая целостность, анализируется с разных научно-дисциплинарных позиций — социологических или культурантропологических. Между социологией и культурной/социальной антрополо1 ией устанавливаются тесные связи, не стирая, однако, разделяющей их междисциплинарной черты. Исследователи культуры постепенно адаптируют общие и специальные социальные теории к антропологическим изысканиям. в обществоведении России дореволюционного периода между социологическим и культурологическим анализом существовала гесная взаимосвязь. В понимание культуры наша научная мысль того периода вкладывала содержание, вполне совместимое с нынешними представлениями. Однако конструктивные качества дореволюционной социальной и антропологической мысли не были наследованы обществоведческой мыслью советского периода. Советский марксизм трактовал культуру как явление сугубо вторичное по отношению к политике и экономике. В настоящее время понимание культуры не вызывает в мировой науке прежних разногласий. Общепризнано, что культура — исключительно сложное по строению и многоплановое по факторам развития историческое явление, регулирующее жизнедеятельность крупных сообществ — народов, конкретных граждан той или иной страны. Она рассматривается как системный феномен, который приобретает базисный характер по отношению к общественным явлениям, в немалой степени определяя трансформацию социальных форм, наполняя их ценностно-смысловым содержаниОбъектом культурологического анализа выступает культура, рассматриваемая либо как целостный феномен, либо в виде своих элементарных единиц и важнейших составных частей. В настоящее время на пересечении социологического и культурологического знания сформирована междисциплинарная область научной аналитики — социология культуры, которая ставит целью раскрыть связь между ценностно-смысловым содержанием общественной практики, принципами самопознания, строением целостной духовной деятельности, с одной стороны, и социальными институтами, структурой общества, с другой, применительно к разным этнонациональным системам, областям общественной практики и конкретно-историческим ситуациям. Таким образом, социология культуры рассматривает закономерности социокультурных изменений, изучает функционирование культуры разных стран и народов сквозь призму социальных отношений, структур, институтов. Среди аналитиков, внесших практический вклад в формирование идей социологии культуры, выделим имена Г. Зимме- ля, П. Сорокина, М. Вебера. Их идеи о близости социологического и антропологического анализа начали активно реализовы- ваться в 70-е гг. в деятельности западногерманских и французских исследователей (Ф.-Х. Тенбрук, В. Липп, Ю. Штагль, Й. Вайс, П. Бурдье и др.). В отличие от этнологических и антропологических подходов, описывающих практику традиционных культур, исследователи второй половины XX в. ставят целью выйти на концептуальные обобщения, в частности на соотнесение смысловых конструкций культуры с системами действия разных социальных групп, с общественными условиями жизни разных народов, в том числе тех, которые достигли уровня постиндустриальной культуры. ем.