Качество социологического исследования


наст, время активно развивается на ос­нове междисциплинарного подхода. Цель науч. изысканий — преодолеть влияние количественных подходов к популяциям как сплошным недифференцированным массам. Были выделены качественные характеристики нас. (физическое, пси­хическое и соц. здоровье; интеллекту­альный уровень, сод. активность), пока­зана двойственность их природы. С од­ной стороны, они определены в кач-ве ресурса об-ва и объекта соц. поддержки, а с др. — как собственность каждого отд. чел. с надежными правовыми га­рантиями.

Социол. иссл-я в этом направлении заложили теор. и эмпирические основы комплексного изучения К.н. В рамках парадигмы соц. модернизации активно развиваются: соц-я жизни (Ж.Т. Тощен-ко), соц-я социокульт. уровня жизни (Ю.А. Левада, Н.А. Нечаева), рассматри­вающие в кач-ве осн. фактора цивилиза-ционного пути меру преобразования са­мого чел, Теор.-методол. обоснование К.н. включает след. категории. «Образ жизни» отражает способ жизнедеятель­ности, реализуемый в моделях на основе обществ, норм. «Качество жизни» интег­рирует все значимые для личности усло­вия существования, способные удовле­творять материальные и духовные по­требности. Многообразие показателей кач-ва жизни классифицировано по че­тырем осн. гр.: продолжительность жиз­ни; состояние здоровья нас; образова­ние; возможность доступа членов об-ва к жизненно необходимым ресурсам. В кач-ве критерия для оценки К.н. ис­пользуется индекс развития чел. потен­циала (ИРЧП). «Уровень жизни» как ме­ра реализации потребностей индивидов и соц. гр. «Соц. жизнеспособность» как адаптивность нас. к изменяющимся макро-социальным условиям. «Соц. самочувст­вие» как субъективная оценка рез-та соц. адаптации конкр. обществ, гр.

Существенный вклад в разработку проблемы К.н. вносят ученые Санкт-Пе­тербурга (Б.М. Фирсов, СИ. Голод, О.Н. Бурмыкина и др.), развивая данное направление в рамках конкр. исследова-

тельских программ. В их числе: «Чел. в меняющемся мире»; «Чел. «экон.» на­встречу вызовам цивилизации»; «Рос­сийское нас. сквозь призму гендерных отношений» и др.

Вместе с тем данная область науч. по­знания находится в стадии становления, вследствие чего отличается многообрази­ем теор. и методол. позиций, выдвигае­мых гипотез и выводов. Потребности соц. управления повышают значимость унифицированной системы показателей К.н., критериев и методов оценки этого феномена, ориентированных на разл. уровни управления: федеральный, регио­нальный, муниципальный.

Лит.: Леей Л., Андерсон Л. Нас, окру­жающая среда и кач-во жизни. М., 1979; Цивилизации и культуры. Вып. 1. М., 1994; Кач-во нас. Санкт-Петербурга, СПб., 1995.

Л.Д. Чернышева

КАЧЕСТВО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ- интегральная ха­рактеристика. Опред. кач-вом цели иссл-я, кач-вом средств (напр., экономич­ность, оперативность), кач-вом про­цесса иссл-я (напр., этические аспекты взаимодействия с исследуемыми) и кач-вом рез-та иссл-я.

Кач-во рез-та иссл-я опред. его важ­ностью (теор. значимостью и приклад­ной первоочередностью, актуальностью) и достоверностью, под к-рой понимается соответствие выводов, сделанных иссле­дователем (соответствие теории, постро­енной в рез-те иссл-я), действительно­сти, адекватность полученного знания изучаемому объекту. В сбою очередь дос­товерность рез-тов социол. иссл-я зави­сит как от кач-ва эмпирических данных, полученных в ходе иссл-я, так и от кор­ректности теор. выводов, к-рые сделаны на основе этих данных, т.е. от кач-ва со­циол. информации и теории, к-рая ис­пользовалась для ее интерпретации (от логики и методологии иссл-я, формаль­ных методов анализа данных и т.п.), Д-(Я наиб, общей характеристики кач-ва ме­тодов перехода от эмпирических данных к теор. выводам используется понятие



КЛАССИФИКАЦИЯ ВОПРОСОВ

«истинность теории», а для наиб, общей характеристики кач-ва эмпирических данных — надежность социологической информации (в др. системе понятий нет названия для общей характеристики кач-ва эмпирических данных, а надежность наря­ду с валидностью — две осн. характеристи­ки кач-ва эмпирических данных.

Надежной считают такую информа­цию, в к-рой мало ошибок, поэтому дальнейшая конкретизация понятия «на­дежность» осуществляется через пере­числение ошибок, контролируемых в со­циол. иссл-и. Эти ошибки могут быть связаны либо с недостатками специаль­ной методологии, т.е. теории разработки методич. средств социол. иссл-я (теор. ошибки), либо с недостатками методики (инструментальные ошибки, в части., с недостатками отбора единиц иссл-я и из­мерения характеристик отобранных еди­ниц). Вероятность отсутствия теор. оши­бок измерения называется валидностью (обоснованностью) социологической инфор­мации, а вероятность отсутствия ошибок отбора единиц иссл-я — репрезентатив­ностью. Вероятность отсутствия случай­ных ошибок измерения называют точно­стью (нек-рые авторы — устойчивостью), а отсутствие систематических ошибок — правильностью социологической информа­ции.

Др. типология ошибок измерения да­ет др. систему понятий, характеризую­щих кач-во информации. Напр., вероят­ность отсутствия ошибок, как случай­ных, так и систематических, связанных с влиянием времени опроса, влиянием ин­тервьюера, условий опроса, инструмента иссл-я, называется воспроизводимостью информации.

В зависимости от источника ошибок используются те или иные методы их из­мерения и коррекции (см. Надежность социологической информации, Валидность (обоснованность) социологической инфор­мации, Правильность социологической ин­формации, Точность (устойчивость) со­циологической информации, Измерения ошибки).

Лит.: Волович В.И. Надежность ин­формации в социол. иссл-и. Киев, 1974;

Докторов Б.З. О надежности измерения в социол. иссл-и. Л., 1979; Саганен-ко Г.И. Социол, информация (стат. оценка надежности исходных данных социол. иссл-я). Л., 1979; Она же. На­дежность рез-тов социол. иссл-я. Л., 19S3; Паниотто В.И. Кач-во социол. ин­формации (методы оценки и процедуры обеспечения). Киев, 1986; Ядов В.А. Стратегия социол. иссл-я. М., 2007.

В.И. Паниотто

КВАНТИЛЬ — одна из характеристик распределения вероятностей К. порядка ρ (0 < ρ < 1), или р-К. для некоторой слу­чайной величины ξ (см. Величина случай­ная), наз. такое число Кр, при котором вероятность того, что произвольно вы­бранное значение ξ меньше Кр, равна: ρ = Ρ(ξ < Кр). К|/2 есть медиана случай­ной величины ξ (см. Величины средние). Квантили К |/4 , К \р., К 3/4 наз. кварти­лями, квантили Koj, ..., Ко,9 — дециля-ми, К о,ш. ■-■, К 0.99 — процентилями.

Лит.: Квантиль // Математическая энциклопедия. Т. 2. М., 1979; Толсто-ва Ю.Н. Анализ социологических дан­ных: Методология, дескриптивная ста­тистика, анализ связей между номиналь­ными признаками. М., 2000.

Ю.Н. Толстова

КЛАССИФИКАЦИЯ ВОПРОСОВ-

распределение вопр. на кл. по разл. осно­ваниям. В зависимости от цели, с к-рой задается вопр., выделяются вопр. содер­жательные, имеющие целью получение информации об исследуемых перемен­ных, и функциональные, решающие ме­тод, задачи, связанные с ходом опроса и кач-вом получаемой информации.

По содержанию выделяют вопр. о фактах, знаниях, мнениях, установках, мотивах поведения и т.д. По метод, функциям выделяют вопр., решающие разл. задачи по управлению ходом опро­са, его психол. атмосферой, логической последовательностью и непротиворечи­востью вопр. и получаемых ответов. Контрольные вопр. позволяют прове­рять логическую непротиворечивость, достоверность, искренность ответов;



КЛАССИФИКАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ

контактные вопр. обеспечивают контакт с респондентом в начальной фазе опроса, создают установку на сотрудничество; от­влекающие, игровые вопр. снижают на­пряжение и усталость респондента; напо­минающие вопр. активизируют память и внимание; зондажные, уточняющие вопр. выясняют понимание респондентом смысла заданного вопр.; вопр.-филътры выделяют из совокупности опрашивае­мых ту ч., к-рой будет адресован след. вопр.

По наличию/отсутствию возможных вариантов ответов (т.е. по способу обо­значения области поиска ответов) выделя­ют открытые вопр., в к-рых не содержит­ся готовых вариантов ответов, а респон­дент сам формулирует ответ (см. Вопрос), Закрытые вопр. содержат предлагаемые исследователем возможные варианты от­ветов. Полузакрытые вопр. предполага­ют, что респондент может дополнить предложенный список возможных вари­антов ответов собственной формулиров­кой в том случае, если ни один из имею­щихся вариантов ему не подошел.

По отношению к респонденту выде­ляют вопр. прямые, относящиеся к лич­ности респондента («Что Вы думаете о событии Χί», «Чем Вы предпочитаете за­ниматься в свободное время?»); вопр. косвенные (проективные), выясняющие мнение или отношение к предмету оп­роса через оценку респондентом разл. мнений и поведения др. людей, в т.ч. «значимых др.». («Как поступает боль­шинство Ваших товарищей по работе в ситуации Λ?»). Ожидается проекция соб­ственных предпочтений респондента при ответах на подобные вопр. Ней­тральные вопр., не нарушающие психол. комфорт личности при формировании ответа, и острые (щепетильные) вопр., касающиеся сугубо личных сторон жиз­ни респондента, нарушающие его пред­ставления о необходимой соц. дистан­ции в ходе опроса. Трудные вопр., предъявляющие завышенные требования к памяти респондента, превышающие его информированность, содержащие непонятные слова, сложную технику за­полнения. Внушающие вопр,, оказываю-

щие психол. и нормативное давление при формировании ответа («Насколько устраивает Вас в Вашей работе возмож­ность служебной карьеры, повышения в должности и оплате труда?»). Вопр. со­держит неявное утверждение, что все опрашиваемые должны стремиться к служебному росту и продвижению, по­вышению зарплаты. Снять эффект вну­шения можно вопр.-фильтром, к-рый разделит совокупность опрашиваемых на тех, у кого карьерный рост входит в ценностное ядро жизненных планов, и тех, для кого этот аспект не актуален, т.е. выделить гр., к-рой адресован вопр. По графическому оформлению выделя­ют текстовые вопр., во пр.-иллюстрации, вопр.-табл., схемы.

Лит.: Соколова Е.Т. Проективные ме­тоды изучения личности. М., 19S0; Мето­ды сбора информации в социол. иссл-ях. М., 1990. С. 64-105; Ядов В.А. Стратегия социол. иссл-я. М., 2007. См. также Оп­рос социологический, Вопрос.

О.М. Маслова

КЛАССИФИКАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ-

распределение док-тов по разл, основа­ниям для разработки методов их анализа и использования в социол. иссл-ях. Ин­формация в док-тах фиксируется с по­мощью букв, цифр, стенографических и иных знаков, рис., фотографий, звукоза­писи и т.д. В зависимости от техн. средств фиксации информации различа­ют след. виды док-тов: письменные (официальная документация гос. и об­ществ, орг-ций; лит.: кн., брошюры; пресса: газеты, журналы; личные док-ты: письма, дневники); иконографические (видео-, кино-, фотодок-ты, картины, гравюры и т.д.); фонетические (радио-, магнитофонные записи, грампластинки, аудиокассеты).

Среди письменных источников со­циологу часто приходится обращаться к стат. источникам, к-рые подразделяются на след, гр. Оперативная стат. информа­ция включает статистику естественного движения нас. (регистрация рождений, смертей, браков, разводов, миграции), ведомственную статистику промышлен-



КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕРВЬЮ

ных предприятий, учреждений (планы и отчеты, личные карточки работников, данные об условиях и оплате труда, по­вышении квалификации кадров и т.д.), отраслевую статистику о деятельности и состоянии разл. соц. ин-тов (здравоохра­нение, образование, культура и т.д.). Сводная стат. информация включает изд. стат. органов: тематические сб. и от­четные материалы по разл. стат. иссл-ям и данным текущего стат. учета (ежегод­ники «Нар. хоз-во РФ» и региональные сб. аналогичного содержания о субъек­тах РФ), материалы переписей нас, дан­ные единовременных стат. обследований (профессиональных учетов, бюджетов потребления, обследования заработной платы и др.).

В гр. личных док-тов выделяются док-ты, составленные частным лицом по собственной инициативе (письма, авто­биографии, мемуары, дневники, речи, записные книжки и др.), и док-ты, спро­воцированные внешними стимулами (отклики на газетные публикации, теле-и радиопередачи, письменные предло­жения и рекомендации по обсуждаемым гос. мероприятиям, автобиографии для поступления на работу, соч., рассказы, истории жизни, присланные на конкурс, школьные соч. на заданную тему и т.д.).

Лит.: см. Документ.

О.М, Маслова

КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕРВЬЮ-

выделение и систематизация видов ин­тервью по разл. основаниям, позволяю­щие обосновать выбор опред. вида ин­тервью, адекватного задачам иссл-я К.и. осуществляют по степени формализа­ции, по условиям проведения (время, место, ситуация общения), по соц.-де-могр. и статусным характеристикам рес­пондентов и др. Степень формализации интервью явл. осн. видом классифика­ции и относится к степени формализа­ции инструментария, а также регламен­тации поведения респондента и интер­вьюера в процессе опроса.

По степени формализации выделяют формализованные, полуформализован­ные и неформализованные виды интер-

вью. Формализованное предполагает ис­пользование закрытых вопр. (см. Класси­фикация вопросов) и жесткую формализа­цию поведения интервьюера в соотв. с детально разработанной инструкцией (см. Интервьюер). Формализованное ин­тервью используется в массовых опро­сах, где участвует большое число интер­вьюеров и важнейшим условием профи­лактики систематических ошибок явл. стандартизация условий получения ин­формации от респондентов.

Полу формализованное включает след. виды: интервью с закрытыми, полуза­крытыми и открытыми вопр. Закрытые вопр. преобладают в получении осн. массива эмпирической информации. Ответы на открытые вопр. (см. Класси­фикация вопросов) кодируются по едино­му кодификатору, т.е. фактически при­водятся к закрытому виду.

К этой гр. относится интервью с вопр., открытыми для респондента и за­крытыми для интервьюера. В таком слу­чае интервьюер задает вопр. в открытой форме и кодирует полученный свобод­ный ответ в соотв. с вариантами ответов, к-рые содержатся в формализованном вопроснике.

Интервью с открытыми вопр., после­довательность к-рых жестко фиксирова­на, требует от интервьюера дословной записи ответов респондента с сохране­нием лексики, синтаксических особен­ностей.

Фокусированное (направленное) — еще один вариант полуформализованно­го интервью, в к-ром используется зара­нее разработанный список открытых вопр. по предмету опроса, но последова­тельность вопр. не фиксирована жестко и может меняться в соотв. с развитием беседы. При этом предполагается, что респондент имеет предварительный опыт знакомства с предметом иссл-я (читал, покупал, использовал, участвовал). Для интервьюера важно, чтобы все вопр. были заданы и способствовали макс, раскрытию позиции респондента. Фоку­сированное интервью бывает не только индивидуальным, но и групповым (см. Интервью групповое фокусированное (фо­кус-группы)).



КОГОРТА

Полуформализованное интервью с путеводителем предполагает предвари­тельную разработку примерного плана, в к-ром в соотв. с исследовательской зада­чей разрабатываются открытые вопр., определяющие тематическое направле­ние беседы. Последовательность вопр. не задается жестко, а подчиняется логи­ке рассказа респондента. Интервьюер контролирует два аспекта интервью: с одной стороны, обеспечение свободы и самостоятельности респондента в рас­крытии темы, а с др. — соблюдение те­матических границ, заданных путеводи­телем.

К неформализованным интервью от­носятся нарративное (повествователь­ное), биографическое, лейтмотивное, клиническое, углубленное (глубинное). Ключевым понятием в этой гр. интер­вью явл. нарратив — повествование, рас­сказ респондента. После установления контакта с респондентом и получения согласия на интервью побудительным стимулом для начала повествования явл. нарративный импульс — обращение к респонденту, в к-ром обозначается тема и достаточно свободные правила расска­зывания.

Биографическое интервью — повест­вование о жизни явл. в тематическом плане наиб, общим видом нарративного интервью, содержание к-рого имеет ком­плексный характер и содержит разно­образную информацию о личности, об-ве, времени и содержании их взаимодейст­вия (см. Метод биографический),

Лейтмотивное нарративное интервью дает информацию о более узком, ло­кальном аспекте жизнедеятельности рес­пондента, напр. о взаимоотношениях с разл. соц. ин-тами: история выбора и ос­воения профессии, трудовая биография, здравоохранение (здоровье, врачи, меди­цина в жизни респондента), кн. и чте­ние, религия и церковь и т.д.

Глубинное (углубленное) интервью используется для иссл-я мотивационной основы поведения, оценочных сужде­ний, предпочтений респондентов. В этом случае социолог не только получает ин­формацию о респонденте, но часто и по-

могает ему в осмыслении собственных жизненных ситуаций и психол. пережи­ваний, в самоанализе жизненного опыта.

В гр. полуформализованных и не­формализованных видов интервью роль и ответственность интервьюера (или мо­дератора в фокусированном групповом интервью) чрезвычайно возрастают, в связи с чем интервьюером обычно вы­ступает сам исследователь, автор проек­та. Важным условием явл. способность интервьюера к эмпатическому (заинте­ресованному, понимающему) слушанию, сохранению психол. комфорта, уверен­ности рассказчика в ценности и необхо­димости его повествования. После окон­чания рассказа исследователь при необ­ходимости задает дополнительные вопр. (постнарративная стадия).

Первичная эмпирическая информа­ция в данных видах интервью фиксиру­ется в виде аудио- и видеозаписей, к-рые затем транскрибируются в соответствии с опред. правилами и представляются в виде текстов (транскриптов). Анализ этих транскриптов производится с помо­щью более или менее формализованных процедур по специально разработанным методикам (см. Методы качественные). Описание и интерпретация полученных данных проводятся в традициях пони­мающей соц-и, этнографического опи­сания, интуитивной интерпретации и концептуализации.

Лит.: см. Интервью.

ОМ. Маслова

КОГОРТА(лат. cohors (cohortis) — от­ряд) — в демографии и соц-и совокуп­ность людей, переживших одновременно (в один год, период) одинаковое собы­тие, напр. К. родившихся, вступивших в брак, разошедшихся, родивших ребенка, поступивших в учеб. заведение или окончивших его, призванных на воен­ную службу и т.п. К., образованная по году рождения, называется поколением. Люди, принадлежащие к одному поколе­нию, явл. ровесниками друг друга. Все др. К., образованные по отношению к иным событиям, состоят из разновозра­стных современников.



КОДИРОВАНИЕ

Изучение интенсивности соц. про­цессов на разных этапах жизни К. слу­жит способом анализа их динамики в связи с конкр. изменениями условий жизни. При этом важной характеристи­кой явл. итоговая величина изучаемого явления или процесса у конкр. К. к оп-ред. моменту времени или возрасту, напр., число рожденных детей опред. по­колением или брачной К. женщин к оп­ред. возрасту или за весь репродуктив­ный период жизни; доля вступивших в брак к опред. возрасту из К., достигших совершеннолетия в опред. периоде и т.д.

Лит.: Народонаселение // Энцикло­педический словарь. М., 1994. С. 182— 183; Борисов В.А. Демография: Учеб. для вузов. 4-е изд. М., 2006.

В.А. Борисов

КОДИРОВАНИЕ— процесс представле­ния информации с помощью кода в бо­лее компактной и удобной форме для оперирования ею при передаче, обработ­ке и хранении (запоминании). В матем. лит. К. называется отображение произ­вольного множества А в множество ко­нечных последовательностей (слов) в нек-ром алфавите В,

Изучение кодов и разработка наиб, экономных кодов, позволяющих переда­вать информацию при помощи самого малого кол-ва символов, явл. одной из задач теории информации. Источником идей для развития этой теории явл., с одной стороны, кибернетическая т.з. на информационные процессы и системы, а с др. — потребность техники связи в преобразовании информации. Отправ­ным пунктом для развития теории ин­формации явились работы К. Шеннона и Н. Винера, опубликованные в 1948.

Коды бывают равномерные (все шиф­ры содержат одинаковое кол-во симво­лов) и неравномерные (шифры содержат разл. кол-во символов). Основание ко­да — макс, кол-во разл. символов, со­держащихся в его алфавите, оно может быть любым числом: 2, 8, 10 и др. Выбор основания зависит от особенностей по­строения систем обработки и передачи

информации. Для записи шифров кодов используются цифры, буквы и др. знаки,

К. социол. информации — операция присюения каждому варианту ответа на вопр., выраженному на естеств. языке, условных обозначений: шифров или ме­ток в соответствии с выбранным кодом. Цель К. — обеспечить обработку, хране­ние и обмен информацией с помощью техн. средств (персональных компьюте­ров). Этапу К. социол. информации предшествует этап ее структурирования. Информация считается структурирован­ной, если она представлена в формали­зованном док-те т.н. альтернативами. Под альтернативой понимается любое суждение, конституирующее структуру данных, для проявления отношения к к-рому достаточно один раз принять ре­шение типа «да—нет». Состояние аль­тернативы «да» утверждает наличие оп­ред. признака в структуре данных, «нет* — отсутствие этого признака. Си­нонимами альтернативы в социол. лит. явл. такие понятия, как кодовая пози­ция, градация вопр., вариант ответа на вопр., значение признака.

Переход от описания альтернатив на естеств. яз. к описанию их на информа­ционном яз. (на яз. кодов) осуществля­ется с помощью процедуры К. Целесо­образно выбрать наиб, эффективную систему К., к-рая обеспечит минимум затрат труда на этапе подготовки инфор­мации к вводу в персональный компью­тер (в кач-ве техн. средств обработки со­циол. данных будем рассматривать пер­сональный компьютер (ПК) как наиб, перспективный в наст, время и вытес­няющий все остальные типы ЭВМ). При выборе системы кодирования необходи­мо руководствоваться след. принципами.

1. Система К. первичной информа­ции опред. требованиями принятого па­кета программ обработки и анализа со­циол. данных.

2. Система К. выбирается с учетом структуры, размера и общего числа док-тов, подлежащих формализации. Эффективность системы К. в значитель­ной степени зависит от параметров и ха­рактеристики док-та, подлежащего К.:



КОММУНИКАЦИЯ МАССОВАЯ

наличие в док-те количественных и ка­чественных признаков с совместимы­ми и несовместимыми альтернативами (многозначными и однозначными отве­тами), размер и кол-во док-тов, форма фиксации информации в док-тах и уро­вень формализации.

3. Код, или информационный яз.,
должен быть простым и удобным для К.
соц. информации, т.е. он должен обес­
печивать адекватное и однозначное К,
при миним. затратах труда. Простота ко­
да и удобство его применения зависят
прежде всего от его основания.

4. Выбранный код должен обеспечить
минимум логических и механических
операций на всех этапах подготовки
данных, начиная с К. и кончая вводом
информации в ПК.

Систему К. необходимо выбирать и внедрять на этапе разработки полевых док-тов, учитывая конкр. особенности имеющейся техники и матем. обеспече­ния. Если в кач-ве полевого док-та при­меняется анкета, то код следует заранее напечатать на ее полях. В том случае, когда используется бланк интервью или др. док-ты, на к-рых невозможно зара­нее напечатать код, информацию можно фиксировать на специальных листах — кодировочных бланках. Применение лю­бой системы К. требует соблюдения двух условий: 1) каждая альтернатива вопр. (признака) обязательно имеет метку и притом только одну; 2) две разл. альтер­нативы одного и того же вопр. не могут иметь одинаковые метки.

К. в зависимости от подхода можно разделить на априорное и апостериор­ное. Априорное К. предполагает форми­рование гр. возможных ответов еще до нач, проведения иссл-я, на этапе созда­ния полевого док-та. Апостериорное К. используется в тех случаях, когда вари­анты ответов не могут быть представле­ны заранее. Оно называется также за­крытием открытых вопр. и представляет собой весьма трудоемкую операцию. В наст, время ведутся разработки эффек­тивного программного обеспечения, позволяющего полностью ее автомати­зировать.

В совр. пакетах стат. обработки соци-ол. данных на ПК информация записы­вается в виде прямоугольной матрицы «объект-признак» (строки — это объек­ты: респонденты, семьи, бригады и др.; признаки — это вопр. анкеты). Приме­нение такой матрицы позволяет сущест­венно облегчить процедуру априорного К,, поскольку для записи разнородных признаков можно использовать неравно­мерные коды, содержащие как буквен­ные обозначения, так и цифровые. Напр., для записи признака «пол» требу­ется односимвольный шифр: м — муж­ской, ж — женский или 1 — мужской, 2 — женский. Для записи признака «до­ход» в той же матрице можно ввести цифровой шифр, содержащий любое требуемое число символов.

Лит.: Как провести социол. иссл-е. М., 1985; Ранее Б., Йорданова С, Нау­мов В. Мультимедиа и компрессия на информация. Варна, 1995; Ядов В.А. Стратегия социол. иссл-я: методология, программа, методы. М., 1998.

Н. И. Ростегаева

КОММУНИКАЦИЯ МАССОВАЯ (лат communicatio — способ сообщения, пе­редачи) — процесс распространения ин­формации и влияния в об-ве посредст­вом специальных средств: печати, теле­видения, радио, кино и т.д., в рез-те чего сообщение поступает сразу к большим гр. людей. Осн. функциями, к-рые вы­полняет К.м, в об-ве, явл.: информиро­вание о происходящих событиях; по­мощь об-ву в решении его проблем; пе­редача знаний об об-ве от одного поко­ления к др. (социализация и обучение); развлечение.

Процесс влияния К.м. на индивиду­альное и групповое сознание можно описать след. образом. Соц. ин-ты и СМИ, взаимодействуя с аудиторией, формируют у людей разнообразные по­требности, интересы и влечения. Сфор­мировавшись, данная мотивационная система начинает в свою очередь влиять на то, где, в какой области чел. станет искать источники удовлетворения по­требностей. Выбрав те или иные источ-

1S6

КОММУНИКАЦИЯ МАССОВАЯ

ники, чел. может в дальнейшем оказать­ся в опред. зависимости от них. Напр., пожилые люди в силу снижения воз­можностей передвижения, мало обща­ются, что повышает их зависимость от такого вида СМИ, как телевидение. Подростки могут становиться зависимы­ми от видеоиндустрии, поскольку увле­чения такого рода соответствуют нормам данной соц. гр.

К.м. — феномен, буквально прони­зывающий все стороны совр. об-ва и воздействующий на массовое и группо­вое сознание самыми разнообразными способами и совершенно неоднозначно. К.м. оказывает формирующее и закреп­ляющее воздействие на соц. стереотипы, т.е. схематичные и упрощенные пред­ставления о соц. объектах, широко рас­пространенные в об-ве. Стереотипы мо­гут касаться др. национальностей, кл., гр. и т.п. Восприятие чужой гр. через стереотипы имеет две стороны: позитив­ную (стереотип дает относительно бы­строе знание, позволяет отнести гр. к более широкому кл. явлений) и негатив­ную (наполнение стереотипа негативны­ми характеристиками приводит к фор­мированию межгрупповой враждебно­сти).

Влияние К.м. на полит, процессы также многосторонне: это и ее вклад в полит, социализацию, и ее место в пред­выборной борьбе, и роль в оценке дея­тельности полит, лидеров и структур. СМИ делают претендентов известными, формируют их опред. образ в глазах нас, воздействуя на итоги голосования. Влияние СМИ на избирателей осущест­вляется не только в период проведения предвыборной кампании, но и задолго до ее официального нач. посредством формирования у нас. опред. схемы по­лит, реальности.

К.м. явл. важным источником полит, социализации (процесса усвоения зна­ний, установок, ценностей и форм уча­стия в сфере политики). Наиб, значимы­ми в данном отношении явл. программы новостей. Именно посредством СМИ зрители и слушатели, особенно моло­дые, получают наиб, кол-во информа-

ции, касающейся политики. Интерес к полит. К.м. тесно связан с полит, ин­формированностью и активным обсуж­дением полит, тем с родителями и свер­стниками. Вместе с тем воздействие К.м. более выражено в сфере полит, фактов и оценок, чем реального полит, поведения людей (формы участия, голосование).

В ряде случаев можно говорить и о негативном воздействии К.м. К негатив­ным последствиям К.м. можно отнести формирование у реципиентов потребно­сти в немедленном удовлетворении соб­ственных желаний и потребностей, а также ослабление навыков чтения и снижение творческого потенциала. Мас­сированное воздействие К.м. может от­рицательно влиять на кач-во межлично­стного общения детей, уменьшать кол-во игр со сверстниками. Мультфильмы с их быстрой сменой визуальных и аудиаль-ных стимулов особенно привлекают внимание детей и способны существен­но уменьшать межличностные контакты. Отмечается влияние СМИ и на развитие у людей неадекватного страха перед пре­ступностью. Значительная представлен­ность насилия в СМИ ставит проблему их воздействия на агрессивное поведе­ние людей. В целом большинство уче­ных в последнее время склоняется к мнению о том, что насилие, акцентируе­мое СМИ, оказывает, хотя и не очень выраженное, воздействие на агрессивное поведение в реальных жизненных усло­виях. К.м. оказывает не только негатив­ное влияние на массовое сознание. Она может противодействовать этнич. и по­ловым стереотипам. К ее позитивным рез-там относятся повышение осведом­ленности, любознательности, улучшение речевых навыков. К.м. способствует воз­растанию великодушия, дружелюбия, кооперации и сдержанности, строгому соблюдению соц. норм, а также умень­шению тревоги и страхов.

Лит.: Землянова Л.М. Совр. амер. коммуникативистика. М., 1995; Средства массовой информации в совр. об-ве. М., 1995; Дмитриев А.В., Латынов В. В. Массовая коммуникация: пределы по­лит, влияния. М., 1999; Littlejohn S.W.

1S7

КОММУНИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

Theories of Human Communication. N.Y., 1989; Media, Children and the Family. N.Y., 1994.

B.B. Латыше

КОММУНИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ-

необходимый элемент взаимодействия людей, гр., народов, гос-в, в ходе к-рого осуществляется передача и взаимопере­дача информации, чувств, оценок, зна­чений, смыслов, ценностей и т.д. Без коммуникации невозможно конституи-рование соц. общностей, соц. систем, ин-тов, орг-ций и т.д., невозможно су­ществование социальности, социума как такового. В 1948 амер. политолог Г. Лас-суэл предложил простую и наглядную модель коммуникативного процесса, включающую следующие пять элемен­тов. J. Кто? (передает сообщение) — коммуникатор. 2. Что? (передается) — сообщение. 3. Как? (осуществляется пе­редача) — канал. 4. Кому? (направлено сообщение) — аудитория. 5. С каким эффектом? — эффективность.

Были выделены характеристики ком­муникатора, способствующие повыше­нию эффективности воздействия. Для того чтобы выступление чел. оказало нужный эффект, он должен, по мнению слушателей, обладать такими кач-вами, как компетентность (наличие соотв. зна­ний и навыков), надежность (способ­ность вызывать доверие), динамизм (личностная открытость, активность, эн­тузиазм). На принятие сообщения влия­ют и опред. особенности аудитории. Так. Я-включенность в содержание ком­муникации (близость ее содержания наиб, значимым для аудитории пробле­мам) снижает эффективность убеждения: у людей именно в тех областях, к-рые наиб, им близки, существуют весьма обоснованные и проверенные опытом мнения, и изменить их крайне сложно.

Активное ролевое проигрывание из­начально неприемлемой позиции спо­собствует ее принятию в будущем. Важ­ным явл. степень идентификации чел. с гр. Люди, наиб, сильно привязанные к гр., вероятно, менее подвержены влия­нию сообщения, не соотв. групповым

нормам. Влияние гр. проявляется и в том плане, что мнения, к-рые люди со­общают публично, труднее изменить, чем те, к-рые широко не афиширова­лись. Замечено также, что поддержка да­же одного чел. ослабляет давление боль­шинства на индивидуальное мнение.

Существуют разл. виды К.с. Обще­принятой признана классификация на основании уровня или контекста, в к-ром она осуществляется. Согласно этому критерию наиб, часто выделяют след, виды: межличностную, групповую и массовую. Межличностная представляет собой непосредственный, «лицом к ли­цу» контакт людей. Такая коммуникация предполагает известную психол. бли­зость партнеров, наличие понимания и сопереживания. В межличностной ком­муникации можно выделить три взаимо­связанных стороны: коммуникативную (в узком смысле слова «коммуника­ция»), перцептивную и интерактивную. Коммуникативная сторона (в узком смысле слова) состоит в обмене инфор­мацией между партнерами по общению, передаче и приему мнений и чувств. Ин­терактивная (от слова «интеракция*- — взаимодействие) заключается в обмене действиями между сторонами (напр., вопр. — ответ, просьба — отказ или со­гласие). 11ерцептивная сторона межлич­ностной коммуникации затрагивает про­цесс восприятия и понимания людьми друг друга, формирование опред. меж­личностных отношений.

В тех ситуациях, когда люди вступа­ют в общение в малых гр. (кол-во их членов может быть от 3 до 20—30 чел.), принято говорить о групповой комму­никации. Здесь продолжают действовать все закономерности, присущие межлич­ностной коммуникации, однако, появ­ляются и специфические для данного типа коммуникации феномены, к к-рым относятся: лидерство и рук-во в гр., т.е. процесс межличностного влияния, сти­мулирование гр., нацеливание ее на вы­полнение опред. задач; процесс приня­тия группового решения, т.е. обсуждение значимых для гр. проблем, в процессе к-рого происходит выяснение позиции



КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕОРИЯ

ее членов, оценка проблемы, поиск и выработка общего группового решения; структура коммуникации в гр., совокуп­ность позиций членов гр. относительно получения и хранения значимой для них информации. Массовая коммуника­ция — это процесс распространения информации и влияния в об-ве посред­ством специальных средств: печати, те­левидения, радио, кино и т.д., в рез-те чего сообщение поступает сразу к боль­шим гр. людей.

Лит.: Агеев B.C. Межгрупповое взаи­модействие. Соц.-психол. проблемы. М., 1990; Андреева F.M. Соц. психология. М., 1995; Lasswell Η. The Structure and Function of Communication in Society // The Communication of Ideas / Ed. by L. Bry~ son. N.Y., 1948; Littlejohn S. W. Theories of Human Communication. N.Y., 1989.

B.B. Латынов

КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕОРИЯ(от лат. converge — сближаюсь, схожусь) — I. Одна из концепций в зап. соц-и и по­литологии, усматривавшая в обществ, развитии преобладающую тенденцию к сближению двух соц. систем — капита­лизма и социализма с их послед, синте­зом в «смешанном об-ве», сочетающем в себе положительные черты и свойства каждой из них. К.т. имеет много общего по происхождению и аргументации с концепциями «единого индустриального об-ва», «деидеологизации» и др., мн. идеи к-рых она усвоила. Термин «кон­вергенция» заимствован социологами и политологами из биологии, где он обо­значает приобретение относительно да­лекими по происхождению организмами (рыбы, пресмыкающиеся, млекопитаю­щие и т.д.) в процессе эволюции сход­ных анатомических форм благодаря оби­танию в одинаковой среде.

К.т. разрабатывали П.А. Сорокин, Дж. Гэлбрейт, У. Ростоу (США), Ж. Фу-растье и Ф. Перру (Франция), Я. Тин-берген (Нидерланды), X. Шельски и О, Флехтхайм (Германия) и др. Она по­лучила распространение в зап. обществ, мысли в 50—70-х гг. 20 в., особенно сре­ди либерально-демократической, уни-

верситетской интеллигенции как альтер­натива апологии «холодной войны» меж­ду двумя системами, и отчасти среди ин­теллигенции социалист, стран как под­тверждение объективной возможности мирного сосуществования и экон. со­трудничества двух систем (А.Д. Саха­ров). Сторонники К.т. усматривали под­тверждение ее правильности в сближе­нии уровня индустриального развития социалист, стран с экон. опережавшими их странами Запада, в интернационали­зации экон., науч.-техн. и культ, дея­тельности в совр. эпоху, в возрастающей взаимозависимости всех стран в услови­ях обостряющихся глобальных проблем человечества.

К.т. включает широкий диапазон фи­лею,, социол., полит., экон. взглядов, а также футурологических прогнозов — от либерально-реформистских и социал-де­мократических стремлений совершенст­вования гос.-монополистического регу­лирования соц.-экон. процессов до концепций ассимиляции двух систем посредством «либерализации», «плюра­лизма» и т.п. Благодаря своей популяр­ности она была также воспринята пред­ставителями неоконсервативных тече­ний (3. Бжезинский, С. Хантингтон, К. Менерт и др.); для обоснования своих взглядов к ней обращались многие по­борники «рыночного социализма», «со­циализма с чел. лицом» в социалист, странах (О. Шик, 3. Бауман и др.). Представители Римского клуба (Тинбер-ген и др.) обосновали необходимость конвергенции ссылками на объективную тенденцию к интернационализации экон., полит, и культ, деятельности, на всемир­ный характер НТП,настоятельную не­обходимость в совместном решении гло­бальных проблем и т.д. Вместе с тем среди зап. интеллигенции получила рас­пространение идея т.н. негативной кон­вергенции (Р. Хейлбронер, Г. Маркузе, Ю. Хабермас, Т. Роззак), согласно к-рой обе соц. системы усваивают друг у друга не столько положительные, сколько от­рицательные элементы: возрастающий авторитаризм, манипуляцию сознанием и поведением людей, подавление свобо-

Наши рекомендации