Предыстория развития к началу XIX века

• Оформление в XVII веке идеала организованного, обще­значимого, проверяемогознания, предполагающего методическоеисследование и логически исходные категории истины, субъекта и объекта.

Приложение 1. Планы лекционных занятий_____________________ 234

• Две степени критики идеала доказательного знания в гумани­
тарных сюжетах: 1) признание его невозможности и 2) попытка оправ­
дать право на существование недоказательного знания.

• Гипотеза Вико: значение действий других людей может быть
познано не потому, что оно может быть единственно таким. Оно может
быть приблизительно похожимна то, что готов вчитать в него абст­
рактный исследователь.

Варианты отношения к подобным гипотезам:

1) Вернуться к математическому идеалузнания. Позитивистская
программа с намерением устранять индивидуальность исследования,
опираться только на «неопровержимо» установленные факты
и на предельную детализацию исследовательской процедуры.

2) Гуманитарные программы: изначальная общность, консубстан-
циальность предмета и исследователякак гарантия возможности
корректного познания.

а) Умозрительная стратегия(на примере Гегеля и Маркса),
основанная на гипотезе о том, что и предмет, и исследователь суть сту
пени разворачивания законов.

б) Романтически-интуитивистская стратегия, намеревающая­
ся оспорить гипертрофию разума и реабилитировать интуицию
как средство исследования.

3) Критико-релятивистская позиция по отношению к возможно­
сти убедительного гуманитарного знания, ее непопулярность
в XIX веке.

Лекция 4. Умозрительная стратегия гуманитарного исследования

• Гегелевский вариант решения сформулированной Кантом
«проблемы синтетических суждений» при помощи гипотезы о том,
что субъект и предикат любого суждения суть разные стадии
разворачивания единой субстанции.

• Реконструкция Б. Расселом («История Западной Философии»,
Новосибирск, 1994, т. 2, С. 219 - 225) гегелевского хода рассуждений
при принятии предпосылки о том, что знание возможно и оно должно
быть логическим.Установление взаимосвязи всего с Едиными уста-

Приложение 1. Планы лекционных занятий_____________________ 235

новление признаков Единого (интеллигибельность, необходимость развития, свобода).Тогда Единое становится содержательно более определенным и его можно далее именовать Абсолютным Духом.

• Гегелевское понятие диалектического противоречиякак про­
должение кантовского намерения выйти за пределы формальной логики.
Готовность Гегеля ради реабилитации познания принять, что диалектика
распространяется не только на сознание, а противоречия имеют строго
определенную логическую форму.

• Характерная для умозрительной стратегии преувеличенная
уверенность в истине собственной точки зрения и готовность ради ло­
гической последовательности и неопровержимости отказаться от ис­
пользования внешних источников и данных, найденных коллегами.
Подозрительная схожесть посылок и выводов в умозрительных (спекуля­
тивных, тавтологических, дискурсивно-философских) исследованиях
и необходимость принимать метафизику, которая оправдывала бы умо­
зрение как метод.

• Удобства философии Гегеля для гуманитарной методологии:

1) Легитимация познанияблагодаря презумпции консубстанци-
альностипредмета и исследователя. Малоуязвимость для альтернатив­
ных данных и концепций, особенно при наличии таких амортизаторов,
как диалектические противоречия и исторически конкретная отно­
сительная рациональностьпроявлений Абсолютного Духа.

2) Историзм:а) Возможность отказаться от «вещи всебе» и обос­
новать формирование априорных структур мышления историей само­
развития Абсолютного Духа, б) Как гарант и поле действия логических
и диалектических законов история становится основным пространством
их поиска и исследования, в) Этическое оправдание хода событий
в меру необходимости соглашаться с тем, что «все действительное ра­
зумно, а все разумное — действительно».

Лекция 5. Позитивизм

• Открытость для внешнего материала и построений коллег.
Стремление достичь общезначимости благодаря максимальной детализа­
ции исследовательской процедуры, предпочтение описанию и индукции.

Приложение 1. Планы лекционных занятий_____________________ 236

• Социальные новации первой половины XIX века. Осознание
возможности изменения политической системы, бытовой технический
прогресс, рост социальной мобильности и приход среднего класса (бур­
жуазии) в науку, утверждение нерелигиозного - эмпирического и бес-
предпосылочного — мышления.

• Исследование «ножниц и клея». Представление Э. Дюркгейма
(1858 — 1917) о правильном исследовании.

1) Организация материала: отбор фактов- единиц, значение кото­рых приблизительнодано; 2) преодоление приблизительности - обна­ружение за явлениями закономерностей, разоблачение ошибок и обманов источников, деконструкция обыденности и пристрастности субъектив­ного исследователя; 3) реконструкция законоподобных формул.

• Недостатки позитивистской стратегии. 1) Некорректность дове­
рия исследовательской способности регистрировать факты. 2) Отказ от
исследования специфически гуманитарных проблем объяснения ду­
шевной деятельности и мотивов поведения. 3) Невозможность полно­
стью устранить аксиомы и риторику, сохранение уверенности
в рациональной организации вещей. 4) Позитивистское исследование
оправдывается только в рамках представления о службе знания обще­
ству. Таким образом, оно возможно лишь пока не приходится заду­
мываться о его возможности.

• Привлекательность позитивистской научной этики. Оконча­
тельное профессиональное оформление гуманитарного знания: ста­
новление системы разделения труда и создания профессиональной
идентичности путем практики исследовательских проектов, кодифика­
ции классической литературы и периодических изданий, объединения
специалистов в ассоциации, гуманитарного образования.

Лекция 6. Интуитивистски-иррационалистическая стратегия

Иррационалистическая метафизика А. Шопенгауэра (1788 -1860)

• Отказ от требования полной рациональной непротиворечи­
вости в гегелевском варианте ответа на кантовскую проблему воз­
можности мышления. Предположение о единстве иррациональной
субстанции - Воли, Жизни.

Приложение 1. Планы лекционных занятий_____________________ 237

• Реабилитация интуиции и интроспекции как средств гумани­
тарного исследования.

Методология В. Дильтея (1833 -1911)

• Принятие оправдывающих стратегию метафизических аксиом:
1) заинтересованность Жизни в самопознании; 2) Временность (тем-
поральность)как главная характеристика Жизни и достаточность
структуры времени для выяснения механизмов смыслонаделения.

• Первая фаза исследования - угадывание смысла творчества и по­
ведения исследуемого лица при посредстве вчувствования (эмпатии,
сопереживания).

• Вторая фаза - контроль и сообщение коллегам своей интуиции.
Способность к коммуникации и накоплению общезначимого знания.

• «Техника личной гениальности». Упражнения в ней возможны,
поскольку и исследователь, и предмет существуют в единой среде Жиз­
ни, исторического опыта, пространства языка, в котором и возникают
усваиваемые исследователем в личном опыте значения.

• Функционирование механизма герменевтической переинтерпре­
тации: сиюминутные интересы оставляют полученное знание ограничен­
ным, но позволяют лучше понять горизонты, с которых производилось
познание, и приступить к новому циклу с более разработанных позиций.

Лекция 7. Неокантианство. Разработка понятия культуры как пространства взаимосвязанных ценностей

• Развитие кантианской позиции о предопределенности струк­
турой исследовательского сознания самой возможности и хода по­
знания.В отличие от классических стратегий неокантианцы осознают
сложность исследования мира, «как он есть», и предполагают, что по­
рядок привносится только исследующим субъектом.

• Возможности редуцировать субъективность: однозначность
понятийного выражения (контекст обоснования) гипотезы и попытка
разработать оптимальную (трансцендентально-субъективную, непод­
властную условиям конкретной ситуации) методологию познания.

• Две школы неокантианства: марбургская(логическая) и ба-
денская(психологическая). Представители баденской школы: В. Вин-
дельбанд(1848 - 1915) и Г. Риккерт(1863 - 1936).

Приложение 1. Планы лекционных занятий_____________________ 238

Центральное неокантианское понятие «ценностей»— исходных стандартов смыслополагания.

• Культуракак совокупность явлений, приведенных исследова­
телем в ценностное соотношение друг с другом. Культура как специ­
фическое пространство гуманитарной деятельности.

• Первоначальное жесткое разделение культуры и природы
(как привнесенного порядка и хаоса) заменяется осознанием наук
о природе как частного варианта наук вообще - а именно, основанного
на ценностях повторяемости и единообразия. Закон как специфический
вид ценности.

• Неокантианская типология научных методов: номотетический
(«устанавливающий законы», генерализирующий, обобщающий) и идио-
графический(«описывающий особое», индивидуализирующий).

• Разделение оценки (положительного или отрицательного отно­
шения к явлению) и отнесения к ценности. Цель этого сопоставления -
сократить произвольность исследования и достичь общезначимости.
Неокантианская типология наук.

Лекция 8. Методология Макса Вебера (1864 -1920)

Идеальный тип- ключевая категория методологии М. Вебера

• Понятность вместо эмпирической точности, логическое
усилениеодного аспекта в ущерб остальным. Идеальный тип —
не методологический совет или норма исследования, а неизбежная
(пусть даже не осознаваемая исследователем) модель, помогающая
концептуализировать явление. Идеальный тип не воспроизводит эм­
пирические данные, но служит для сопоставления с ними и выявле­
ния собственной неточности и односторонности. Идеальный тип не
является ни статистическим усреднением, ни теоретической попыт­
кой установления структуры, смысла, сущности или ценности явле­
ния — скорее, он позволяет расставить акценты в собственном пред­
ставлении о предмете и, предполагая свое дальнейшее опровержение
и уточнение, соответствует картине знания, развивающегося путем
критики и исправления собственных ошибок.

• Изучение индивидуальных поступков и их мотивации. Пони­
мающаясоциология - соотнесение собственных представлений о цели

Приложение 1. Планы лекционных занятий_____________________ 239

и средствах действия с представлениями деятелей. Понятие социаль­ного(ориентированного на других) действия.

• Типология социального действия: целерациональное, ценно­
стно-рациональное, традиционное, аффективное.

• Анализ именно социального действия — возможность отличить
поддающееся сопоставлению (и способное быть предметом науки) по­
ведение от непонимаемого. Обязанность фиксировать исследователь­
скую позицию.

Лекция 9. Прагматизм

Общая характеристика

• Нехарактерное для Европы сочетание элементов герменевтиче­
ской (понимание познания как деятельности, причем зависящей
от таких неинтеллектуальных параметров, как практика и исследова­
тельская позиция; включенность наблюдателя) и позитивистской (сци­
ентизм) стратегий.

• Определение содержания понятия из перспективы последствий
практического применения его значения. Готовность вечно переопре­
делять результаты, понимание философии как процесса. Истина
как результат познавательных усилий.

Наши рекомендации