Социальная среда, активность и социализация личности
социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в социальную среду, в систему социальных взаимодействий с другими людьми, а с другой стороны, процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм, стандартов поведения за счет активной социальной деятельности, личностной переработки и видоизменения социального опыта. две основные формы социализации —
Ненаправленная, или стихийная форма социализации - это как бы стихийное «автоматическое» формирование определенных
социальных качеств в процессе и результате пребывания индивида is непосредственном социальном окружении — в кругу семьи, сверстников, сослуживцев и т.п.
Направленная форма социализации - это специально разработанная обществом или его определенными институтами и организациями система средств воздействия на развивающуюся личность с целью сформировать ее в соответствии с доминирующими в данном обществе (или общности) ценностями, идеалами, интересами и целями. Одним из важных способов направленной социализации является воспитаниеЭлементы социализации:
• Социальная среда с её многообразными сферами;
• Человек с его природными задатками;
Предметная деятельность человека;
• Круги общения человека;
• Структура сознания человека
17Понятие «социальный институт». Институт как элемент социальной структуры общества Соц. Институт – совокупность правовых норм учреждений, материальных и человеческих ресурсов, обеспечивающих функционирования какой-либо отрасли общественной жизни.Соц.институты складываются исторически на протяжении длительного времени и призваны удовлетворять потребности , характерные для большинства
Классификация:
СИ брака и семьи ( удовлетворяет потребности природы и социализации личности)
СИ политики (удовлетв. Потребность в безопасности и общественном порядке)
СИ экономики ( процесс производства и потребления материальных благ)
СИ образования и науки ( потребность в получении знаний и передачи знаний последующим поколениям)
СИ религии ( занимается решением духовных проблем, поиском смысла жизни)
Внешняя сторонаСИ – люди, учреждения, материальные ресурсы, осуществляющие конкретную соц.функцию)
Внутренняя сторона– стандарты поведения людей в конкретных ситуациях
Процесс формирования СИ включает следующие стадии:
1. Возникновение потребностей, которые можно удовлетворить в результате совместной деятельности
2. Принятие, реализация норм и правил
3. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов общества
Отличительные признаки СИ:
- четкое разделение обязанностей, функций и прав членов СИ, что обеспечивает предсказуемость их действий
- разделение труда и профессионализация выполнения функций, т.е в рамках каждого СИ
- особый тип регламентации когда требования предписываются под статус
- жесткий характер регулирования в СИ с помощью норм, соц.контроля и санкций
- наличие учреждений в рамках деятельности СИ
- наличие культовых символов, кодексов поведения, идеологии и философии
- каждый человек является членом сразу нескольких СИ, и в этой связи система СИ представляет из себя «скелет» общества
Формальный СИ имеет нормативную базу, официально утвержденную и все члены СИ обязаны ей следовать
Функции СИ:- воспроизводственная,-регуляторная,-функция социализации,- интегративная,-оммуникативная
- функция автоматизации
Соц.норма – нормы существующие в обществе, правила, стандарты поведения
В каждом СИ имеются свои нормы
Нормы бывают : формальные и неформальные