Усыновление (удочерение), опека и попечительство над детьми, приемная семья, патронатное воспитание.

Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей. Учет детей, подлежащих усыновлению и лиц, желающих усыновить детей. Понятие и значение усыновления. Обеспечение тайны усыновления. Юридические последствия усыновления. Прекращение усыновления. Отмена усыновления. Правовые вопросы международного усыновления.

Понятие и значение опеки и попечительства. Организация опеки и попечительства. Права и обязанности опекунов и попечителей. Прекращение опеки и попечительства. Передача детей (ребенка) на воспитание в приемную семью. Договор о приемной семье.

Устройство детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги и другие организации. Детский дом семейного типа.

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка 1989 г. (ст.20) дети, которые временно или постоянно лишены семейного окружения либо не могут оставаться в таком окружении, имеют право на особую защиту и помощь со стороны государства.

В Российской Федерации проводится соответствующая политика по отношению к детям, лишенным возможности воспитываться и жить в семье вместе со своими родителями, функционирует государственная система поддержки и защиты таких детей, их прав и охраняемых законом интересов. Меры государственной поддержки реализуются через деятельность всех ветвей и уровней государственной власти. Особую значимость среди законов, направленных на защиту детей, имеет Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[23].

В осуществлении государственной политики защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимают участие и органы государственной власти субъектов РФ, которые в рамках собственных бюджетов осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране прав детей в соответствии с возможностями и потребностями регионов: обеспечивают создание государственных учреждений и центров для воспитания и содержания детей, поддерживают негосударственные центры по социальной адаптации и реабилитации детей на базе образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания населения и других учреждений.

Определяя круг детей, оставшихся без попечения родителей, следует учитывать, что ребенком считается человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста.

Необходимо выяснить, что следует понимать под «утратой родительского попечения», поскольку законодательное определение этого термина отсутствует. Утрата родительского попечения имеет место, как вследствие смерти родителей, так и когда родители не осуществляют должной заботы о ребенке (по каким-либо причинам не выполняют надлежащим образом своих обязанностей по отношению к нему) – такое толкование вытекает из анализа содержания статьи 121 СК РФ «Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей», которая относит к этой категории детей и детей-сирот, и детей, родители которых уклоняются от их воспитания, отказываются взять детей из различных детских учреждений, длительно отсутствуют, лишены родительских прав, и детей, оставшихся без родительского попечения в других случаях, например, признания родителя в судебном порядке недееспособным.

Факт утраты ребенком родительского попечения имеет юридическое значение и влечет за собой определенные правовые последствия. С этого времени начинает работать механизм государственной защиты ребенка и охраны его прав в крайне неблагоприятной для него ситуации, которая не только исключает возможность его нормального воспитания, образования, но нередко создает прямую угрозу его здоровью и даже жизни.

Ключевое место в государственном механизме занимает деятельность органов опеки и попечительства. Это органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 121 СК РФ, п.1 ст.34 ГК РФ, ст.6 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48-ФЗ[24]. Согласно ч.2 п.2 ст.121 СК РФ основными функциями органов опеки и попечительства применительно к защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, являются: 1) выявление таких детей; 2) ведение их учета; 3) выбор формы устройства таких детей; 4) последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, обычно осуществляется по месту их фактического нахождения. Информацией о детях могут располагать должностные лица образовательных учреждений (дошкольных, общеобразовательных); учреждения здравоохранения по месту лечения, смерти родителей детей; жилищные органы по месту жительства детей и их родителей; правоохранительные органы (предварительного следствия, прокуратуры); органы записи актов гражданского состояния по месту регистрации смерти родителей, рождения детей и др.

На должностных лиц соответствующих учреждений, располагающих сведениями об оставшихся без родительского попечения детях, возлагается обязанность сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Такая же обязанность лежит на гражданах, которым стала известна подобная информация (ч.1 п.1 ст.122 СК).

Органы опеки и попечительства обязаны проверить полученные сведения: в течение трех дней должны провести обследование условий жизни ребенка. Если факт отсутствия попечения родителей, других родственников подтверждается, орган опеки и попечительства обеспечивает защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве (ч.2 п.1 ст.122 СК РФ).

До устройства ребенка на воспитание в семью или детское учреждение органы опеки и попечительства временно выполняют обязанности опекуна (попечителя) (п.2 ст.123 СК РФ), в том числе по защите его имущественных прав (организация охраны имущества ребенка, закрепление за ним занимаемой жилой площади и др.).

Сведения о выявленных детях должны регистрироваться и вноситься в государственный банк данных. Порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, должен определяться специальным федеральным законом (п.3 ст. 122 СК РФ). В настоящее время порядок учета детей устанавливается ФЗ от 16 апреля 2001 г. «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»[25].

Учет осуществляется поэтапно: 1) первичный учет (ведется органами опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка, оставшегося без попечения родителей); 2) региональный учет (ведет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации); 3) федеральный учет (ведется Министерством образования и науки РФ).

Основные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей определены в Семейном кодексе РФ, – это либо передача ребенка на воспитание в семью (на усыновление или удочерение, под опеку или попечительство, в том числе в приемную семью, в патронатную семью), либо передача в организацию любого типа: специализированные образовательные учреждения; учреждения социального обслуживания (детские дома, интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и др.

Семейные формы воспитания в соответствии с СК РФ являются приоритетными, поскольку в условиях семьи в большей степени могут быть развиты и реализованы индивидуальные личностные качества детей. Семья является универсальным и общепризнанным средством передачи культуры от одного поколения к другому.

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании (п.1 ст.123 СК).

Будучи переданными на воспитание в семью или в детское учреждение, дети, оставшиеся без попечения родителей, не теряют своего статуса и сохраняют права, возникшие в связи с утратой родительского попечения.

На территории России не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей.

Усыновление следует рассматривать как правоустанавливающий юридический факт, поскольку в результате его возникает новая правовая связь между усыновителем и усыновленным. Вместе с тем, этот факт можно отнести и к правопрекращающим, так как прекращается правовая связь между усыновленным и его кровными родителями и другими родственниками. Семейный кодекс РФ устанавливает границы, в пределах которых осуществляется усыновление, а также условия усыновления. Согласно ст.124 СК РФ усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. Если раньше усыновление осуществлялось в административном порядке по решению местных органов власти, то в настоящее время предусмотрен судебный порядок. Как следует из п.1 ст.125 СК РФ, усыновление производится судом по заявлению лица (лиц), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об установлении усыновления производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством. Особое внимание рекомендуется обратить на постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей»[26].

План семинара

1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Усыновление (удочерение) детей: понятие, условия и порядок.

3. Правовые последствия усыновления ребенка.

4. Тайна усыновления ребенка и ее обеспечение.

5. Отмена усыновления: основания, порядок и правовые последствия.

6. Опека и попечительство над детьми: основания и порядок установления.

7. Права детей, находящихся под опекой (попечительством).

8. Права и обязанности опекуна (попечителя).

9. Опека и попечительство над детьми, находящимися в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения.

10. Прекращение опеки (попечительства).

11. Понятие и порядок образования приемной семьи. Содержание договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.

12. Права и обязанности приемных родителей.

13. Права ребенка (детей), переданных на воспитание в приемную семью.

14. Материальное обеспечение приемной семьи.

15. Расторжение договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.

Задачи

адача 1.

Супруги Панины взяли в детском доме ребенка и усыновили его. Позже выяснилось, что ребенка сдала в детский дом мать, от которой не поступало заявление о согласии на усыновление, и которая не давала такого согласия при определении ребенка в детский дом. Впоследствии от матери не поступало никаких известий в течение шести лет.

Законно ли такое усыновление?

адача 2.

В юридическую консультацию обратились супруги Фещенко. Они сообщили, что их сын Алексей год назад трагически погиб. Его жена, забрав с собой пятилетнюю дочку, переехала в другой город и вновь вышла замуж. Ее новый муж удочерил девочку. Фещенко очень скучают по внучке и хотели бы ее навестить. Но не знают, имеют ли право требовать встреч со своей внучкой.

Что можно посоветовать супругам Фещенко?

адача 3.

Зайцева просила разрешить усыновление ее семилетнего сына Олега ее новым мужем Серегиным без согласия отца мальчика Ткачука. Свою просьбу она мотивировала тем, что Ткачук женился во второй раз, злоупотребляет спиртными напитками, в связи с чем был ограничен в дееспособности. Кроме того, участия в воспитании и содержании сына не принимает.

Подлежит ли удовлетворению просьба Зайцевой?

Задача 4.

Сидоров обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил отменить удочерение в отношении пятилетней Олеси Климовой. Свои требования он мотивировал тем, что удочерение носило чисто формальный характер. Он женился на матери Олеси, которая была рождена в незарегистрированном браке. Через месяц после регистрации брака он удочерил ребенка, которого никогда не видел, поскольку девочка постоянно жила с бабушкой. Через год Сидоров обратился в суд с иском, в котором просил расторгнуть брак и одновременно отменить удочерение.

Должен ли быть удовлетворен иск Сидорова?

адача 5.

Родители десятилетнего Вити Попова погибли в автокатастрофе. Его дальний родственник Пашкин обратился в орган опеки и попечительства с просьбой о назначении его опекуном. При рассмотрении его просьбы выяснилось, что Пашкин ранее судим и несколько лет тому назад болел туберкулезом.

Подлежит ли удовлетворению просьба Пашкина?

Изменится ли решение, если выяснится, что Пашкин болен раком?

адача 6.

Газов был назначен опекуном десятилетнего Саши Мишина. Спустя два года Газов заболел и получил инвалидность, в связи с чем исполнение опекунских обязанностей стало для него затруднительным. Поэтому он обратился в орган опеки и попечительства с просьбой освободить его от обязанностей опекуна.

Подлежит ли просьба Газова удовлетворению?

адача 7.

В юридическую консультацию обратился Колобов. Он представил документы, подтверждающие его опекунские полномочия в отношении внучатого племянника Андрея Фролова. Колобов пояснил, что он проживал вместе со своим подопечным. Три дня назад он, вернувшись с работы, домой обнаружил, что Андрея нет дома, а на столе лежала записка, из которой следовало, что мальчика забрала к себе Елена Хвостова – тетя Андрея. Мотивировала свой поступок тем, что Колобов плохо воспитывает мальчика.

Может ли Колобов забрать Андрея у Хвостовой? Какие документы подтверждают полномочия Колобова?

адача 8.

Пушкин Костя 13 лет, находящийся под опекой своего деда, совершил кражу личных вещей Изюмовой на сумму 500 рублей. Вещи он продал, а деньги израсходовал. Потерпевшая Изюмова обратилась в юридическую консультацию за советом, кто и в каком размер должен возместить причиненный ей ущерб.

Какой ответ следует дать Изюмовой?

адача 9.

Щукин был опекуном малолетнего Гришы Рыжова. Зять Щукина решил продать свой дом и поручил Щукину найти покупателя. Однако никто не соглашался покупать дом за назначенную цену. Тогда Щукин решил сам купить дом по назначенной цене для своего подопечного. Нотариус отказался удостоверить сделку купли-продажи, ссылаясь, на то, что, во-первых, для совершения сделки требуется согласие органа опеки и попечительства, а во-вторых, Щукин не вправе выступать в заключаемой сделке в качестве представителя обеих сторон (малолетнего Гришы и своего зятя).

По мнению Щукина, действия нотариуса неправомерны, поскольку согласие органа опеки и попечительства требуется только для отчуждения имущества подопечного, а не для приобретения имущества для него. Кроме того, основания его представительства различны – закон и договор.

Решите спор.

адача 10.

Катя Алексеева, родившаяся в 1990 году, после смерти матери воспитывалась бабушкой Николаевой и отцом – Алексеевым В.В. В 1995 году Алексеев вторично женился на Семеновой, а в 1999 году умер. После смерти Алексеева Семенова поселилась отдельно от Николаевой и взяла с собой Катю. Николаева, назначенная опекуном девочки, предъявила Семеновой иск об отобрании девочки и передаче на воспитание ей. Свои требования Николаева мотивировала тем, что Семенова для Кати чужой человек, а она родная бабушка и, кроме того, является опекуном ребенка.

Обследованием, произведенным органом опеки и попечительства было установлено, что Семенова работает учительницей в школе, с девочкой обращается хорошо. Сама Катя зовет ее мамой и не желает от нее уходить. Бабушка имеет преклонный возраст, и обеспечить надлежащий уход за ребенком не сможет.

Какое решение должен вынести суд?

адача 11.

Освободившись из мест лишения свободы по амнистии в 2001 году, Сидорова обратилась в детский дом об истребовании сына Ромы, в отношении которого два года назад она была лишена родительских прав. В детдоме ей сообщили, что в 2000 году Роман был усыновлен супругами Добрыми. Сидорова предъявила иск об отмене усыновления.

Какое решение вынесет суд?

адача 12.

Рычков в 1997 году зарегистрировал брак с Лежневой и усыновил ее ребенка. В 1999 году он расторг брак с Лежневой и вступил в новый брак с Микушевой. В 2001 году Лежнева предъявила в суд иск о взыскании алиментов с Рычкова на содержание ребенка. Возражая против иска, Рычков пояснил, что уже платит алименты на двоих детей Пупковой, а с Лежневой никакой связи с момента расторжения с ней брака не поддерживал и, кроме того, у усыновленного им ребенка есть родной отец, получающий более высокий доход, чем он.

Как решить возникший спор?

адача 13.

В органы загса Дзержинского района г.Перми обратился гражданин Германии Блейхрот К., работающий на строительстве одного из объектов на территории Пермской области, с просьбой оказать ему содействие в усыновлении мальчика в возрасте до 5 лет.

Какие разъяснения должны дать работники загса гражданину Блейхроту?

Допускает ли действующее законодательство усыновление российских детей иностранными гражданами?

Дайте ответ со ссылкой на конкретные правовые нормы. Каков порядок усыновления российских детей иностранными гражданами и лицами без гражданства? Какие документы должны быть представлены для установления усыновления?

адача 14.

Гражданка Львова сообщила в прокуратуру, что в одной из комнат их квартиры проживают 15-летний Коля и 8-летний Вова Зенковы. Их мать воспитанием детей не занимается, пьянствует, а полгода назад куда-то уехала, и место нахождение ее неизвестно. При этом Львова просила назначить ее опекуном оставшихся без надзора детей, пояснив, что 5 лет назад была лишена родительских прав в отношении собственной дочери и, не имея других своих детей, все эти годы заботилась о Коле и Вове Зенковых.

Как решить дело?

адача 15.

12 февраля 1995 года Андреев решением суда был лишен родительских прав в отношении сына Ивана. Этим же решением суда Андреев был выселен из квартиры. Опекуном Ивана был назначен К.Сергеев.

В декабре 1999 года отец Ивана вернулся из мест лишения свободы и вновь был зарегистрирован по месту жительства по адресу, где проживали его сын с опекуном К.Сергеевым.

Правомерны ли действия администрации района?

Приобретает ли опекун право на жилье подопечного?

адача 16.

!7-летний Олег Смирнов обратился в сельскую администрацию с просьбой назначить его опекуном 10-летнего брата Васи. Олег пояснил, что после смерти их единственного родителя (матери) остался жилой дом и другое имущество, и что опекунство ему необходимо для продажи имущества, так как они нуждаются в средствах для переезда в город.

Какое решение должна принять администрация? Почему?

адача 17.

Органом опеки и попечительства и супругами Михалевыми был заключен договор о передаче им на воспитание сроком на пять лет оставшихся без попечения родителей несовершеннолетних братьев Сверчковых. В результате была образована приемная семья. Через два года Михалевы обратились в орган опеки и попечительства с просьбой расторгнуть указанный договор, сославшись на плохое поведение детей, причиняющее им многочисленные неприятности.

Какое решение может быть принято по заявлению Михалевых? Назовите основания досрочного расторжения договора о приемной семье?

адача 18.

Супруги Васильевы, проживающие в однокомнатной квартире общей площадью 36 кв.м., подали в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями. К своему заявлению они приложили справку с места работы с указанием должности и размера заработной платы, копию финансового лицевого счета и выписку из домовой книги с места жительства, копию свидетельства о заключении брака и медицинскую справку о состоянии здоровья. Через месяц органом опеки и попечительства было произведено обследование условий жизни Васильевых и составлен акт о ненадлежащих жилищно-бытовых условиях их жизни, препятствующих Васильевым быть приемными родителями. Кроме того, орган опеки и попечительства указал, что заявителями представлены не все необходимые документы. На этом основании по заявлению Васильевых было составлено отрицательное заключение о их возможности быть приемными родителями, в связи с чем им было отказано в подборе детей в приемную семью.

Дайте правовую оценку решению органа опеки и попечительства по заявлению Васильевых. Какие документы должны быть представлены в орган опеки и попечительства лицами, желающими стать приемными родителями? Каковы порядок и сроки рассмотрения заявления лиц, желающих стать приемными родителями (при ответе сошлитесь на постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 № 342 )?

Дополнительные нормативные акты:

1. ФЗ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»//СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5880.

2. ФЗ от 17 декабря 1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», ст.3 //СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6270.

3. ФЗ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» //СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.

4. ФЗ от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 2001. № 17. Ст. 1643; Российская газета. 2001. 30 апреля.

5. ФЗ от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (ред. 01.07.2011) // СЗ РФ. 2008. № 17. Ст. 1755.

6. Постановление Правительства РФ от 04.04.2002 № 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» (ред. 11.04.2006) // РГ. № 67. 13.04.2002.

7. Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (ред. 26.07.2010 № 559) // СЗ.РФ. 2009. № 21. Ст. 2572.

8. Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Утверждено постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 676 (ред. 10.03.2009) //СЗ РФ. 1995. № 28. Ст.2693; 1996. № 43. Ст. 4917; 1997. № 36. Ст.4191; 1998. № 14. Ст. 1595.

9. Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате, п.25-27. Утверждено постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 612 (ред. 10.03.2009) //СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 2671; 1996. № 43. Ст. 4917; 1997. № 36. Ст.4191.

10. Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением. Утверждено постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. № 420 (ред. 10.03.2009). //СЗ РФ. 1995. № 18. Ст.1681.

11. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью. Утвержден постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542. //СЗ РФ. 1996. № 19. Ст. 2304.

12. Форма бланка записи акта об усыновлении и форма бланка свидетельства об усыновлении. Утверждены постановлением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. № 709 «О мерах по реализации Федерального закона «Об актах гражданского состояния» (ред. 08.12.2008) // СЗ РФ. 1998. № 28. Ст.3359.

13. Форма бланка заявления об усыновлении (удочерении). Утверждена постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. № 1274 (ред. 02.02.2006) //СЗ РФ. 1998. № 45. Ст.5522.

14. Правила заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния. Утверждены постановлением Правительства РФ от 17 апреля 1999 г. № 432 (ред. 02.02.2006) //СЗ РФ. 1999. № 17. Ст.2149.

15. Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 № 654 «Об утверждении Положения о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ и контроле за ее осуществлением» (ред.27.09.2011) //СЗ РФ. 2006. № 46. Ст.4801.

16. Примерное положение о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних. Утверждено постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896 (ред. 10.03.2009 № 216) //СЗ РФ. 2000. № 49. Ст.4822.

17. Примерное положение о социальном приюте для детей. Утверждено постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896 //СЗ РФ. 2000. № 49. Ст.4822.

18. Примерное положение о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей. //Там же.

19. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа» (ред. 18.08.2008) // СЗ РФ. 2001. № 13. Ст.1251.

20. Приказ Минобрнауки РФ от 14.09.2009 № 334 «О реализации постановления Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423 // РГ. № 252. 29.12.2009.

21. Приказ Минобрнауки РФ от 24.09.2010 № 957 «Об утверждении Административного регламента исполнения федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (Зарегистрирован в МЮ РФ. 13.11.2010 № 18947) // БНА федеральных органов исполнительной власти. № 50. 13.12.2010.

22. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 сентября 1996 г. № 332 «О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями. // БНА РФ. 1996. № 8.

23. Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ и Министерства образования РФ от 25 декабря 1995 г. № 369/641 «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью». Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 марта 1996 г. Регистрационный № 1045 //Российские вести. 1996. 24 апреля.

24. Закон Пермской области от 5 июня 1997 г. № 771-112 (в ред. от 12 мая 2000 г. № 934-141) «О приемной семье» //СПС «КонсультантПлюс» (утратил силу)

25. Закон Пермской области от 7 августа 1997 г. № 813-120 «Об организации работы по опеке и попечительству в Пермской области» (ред. 11.11.2009) // СПС «КонсультантПлюс»

26. Закон Пермской области от 6 октября 2000 г. № 1129-164 «О патронатном воспитании» // СПС «КонсультантПлюс» (утратил силу)

27. Закон Пермского края «Об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Пермском крае» от 10.12.2008 № 353-ПК (ред. 06.06.2011) // СПС «КонсультантПлюс»

28. Распоряжение губернатора Пермского края от 28.05.2008 № 58-р «О государственном уполномоченном органе опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц Пермского края» // СПС «КонсультантПлюс»

Наши рекомендации