Задания для тем контрольных работ N 32-37

Задание для категориального анализа

Этнос, род, племя, народность, нация, народ, национальность, са­мосознание нации, этногенез, миграция, национализм, шовинизм, расизм.

Логическое задание

1. "Национальная идея, понимаемая в смысле политической справед­ливости, во имя которой защищаются и освобождаются народности слабые и угнетенные, имеет высокое нравственное значение и заслуживает всякого уважения и симпатии".

"Национализм и национальный эгоизм, т.е. стремление отдельного народа к утверждению себя за счет других народностей, к господству над ними, - есть полное извращение национальной идеи; в нем народность из здоровой и положительной силы превращается в болезненное, отрицатель­ное усилие, опасное для высших человеческих интересов и ведущее самый народ к упадку и гибели"(Соловьев В.С. Национальный вопрос в Рос­сии.СПб.,1891).

Поясните различие между национальной идеей и национализмом, как его характеризует в приведенных отрывках В.С.Соловьев, на примере рос­сийской истории или современных национальных отношений.

Если Вы не согласны с этим автором, приведите свои аргументы.

2. Русский философ Н.А.Бердяев полагал, что все попытки рацио­нального определения национальности ведут к неудачам. Природа нацио­нальности неопределима ни по каким рационально-уловимым признакам.

Можете ли Вы опровергнуть это определение?

3. Два человека принадлежат к одной нации, если и только если их объединяет одна культура, которая, в свою очередь, понимается как сис­тема идей, условных обозначений, связей, способов поведения и общения.

Два человека принадлежат к одной нации, если и только если они признают принадлежность друг друга к этой нации (Гелнер Э. Нации и на­ционализм//Вопросы философии.1989.N2).

Какое из двух суждений верно? Обоснуйте свой ответ.

4. Принято считать, что каждая нация имеет свою характерную чер­ту: французы галантны, немцы педантичны, американцы деловиты и т.д. Какие особенности, на Ваш взгляд, присущи русским?

5. Хрестоматийные тютчевские строки утверждают:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить,

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

А какой смысл вкладываете Вы в понятия "Россия" и "Отечество"?

6. В 1918г. А.Блок писал: "России (того, что мы так называли), действительно, уже не существует. Это был больной, давно гнивший; те­перь он издох; но он еще не похоронен, смердит; толстопузые мещане злобно чтут дорогую память трупа".

Как Вы относитесь к этому суждению поэта? Применима ли такая оценка к нынешнему положению России? Обоснуйте свою позицию.

Социологический практикум

1. Используя метод наблюдения, проанализируйте, влияет ли нацио­нальность окружающих (знакомых) людей на их взаимоотношения.

2. Национальный состав населения Курганской области

Национальность Численность    
     
       
           

Заполните таблицу, используя справочную литературу и статистичес­кие сборники. Что Вы скажете об изменении национального состава насе­ления. Каковы причины этих изменений?

3. Заполните таблицу:

Типы этносоциальных общностей

Типы общности Время существования Сущностные признаки
Род Племя Народность Нация Субэтнос Национальная группа Метаэтнос    

Проблемные задания

1.Социологический анализ межнациональных конфликтов на территории бывшего СССР показывает их многоаспектный характер - то, что они по­рождаются множеством разнородных факторов экономического, политическо­го, социального, культурно-идеологического характера. Иллюстрацией мо­жет служить наблюдение узбекского писателя Тимура Пулатова, его описа­ние событий в Фергане: "Судя по массовости и размаху беспорядков, тут было несколько движущих сил; поначалу разрозненные, они постепенно сошлись, слились. Но при всей их спаянности...до некоторой степени просматривались интересы каждой. Откровенная, жестокая уголовщина, вы­лившаяся в убийства, поджоги, ограбления, сочеталась с демонстрациями, митингами, участники которых выдвигали экономические и экологические требования. И все это получало еще, так сказать, "духовную" окраску в выступлениях небольшой части местной интеллигенции, в умах которой сумбур из идей Ленина, ультрасовременных лозунгов перестройки и ис­ламских догм оказался сильнее здравого смысла"(Пулатов Т. Причины и следствия//Дружба народов.1990.N11). Кроме этого, писатель отмечает особую роль здешней мафии, искусственно нагнетавшей атмосферу в регио­не и выступавшей зачинщицей кровавых событий.

На примере этого и других межнациональных конфликтов попытайтесь найти ответ на вопрос: Какие идеи, ценности объединяют столь разные социальные группы людей?

2. В левом столбце указаны понятия, а в правом - содержание поня­тий. Приведите их в соответствие друг с другом.

Геноцид Идеология отрицания национальных особенностей

Апартеид Нетерпимость к лицам еврейской национальности

Национализм Национальное чванство, высокомерие

Расизм Идеология о физической и психической неполноценности рас

Интернационализм Физическое уничтожение других народов

Космополитизм Любовь к Родине, Отечеству, своему народу

Шовинизм Признание приоритета национального фактора в общественном

развитии

Сепаратизм Дискриминация национальных меньшинств

Патриотизм Стремление к отделению, обособлению

Антисемитизм Идеи равноправия всех народов, различных наций и рас

3. Приведите примеры и проанализируйте национальные конфликты каждого из указанных ниже типов, используя теорию национальных конф­ликтов.

           
 
   
из-за насильственного включения территории народа в соседнее государство    
   
 

       
 
из-за изгнания народа со своей территории и возвращение депортированного народа на свою историческую родину
   
между этническим большинством и компактно проживающим меньшинством (некоренная национальность)

 
 

4. Этнос - это исторически сложившаяся на определенной территории общность людей, обладающая общими относительно стабильными особеннос­тями культуры, языка, психики, а также сознанием своего единства, сво­его отличия от других этнических образований. Этносы имеют два главных признака:

внешний фактор внутренний фактор

       
   
 

Самоназвание Особенности Самосознание этноса

этноса характера (т.е. ощущение принадлежности

к той или иной группе)

Вспомните этапы и особенности формирования русского этноса:

- самоназвание в разное время;

- особенности характера русских;

- когда и под воздействием каких событий (вспомните, например, роль войны 1812г.), на каких этапах формировалось русское национальное сознание?

5. Карабах, Молдавия, Осетия, другие "горячие точки" в нашей стране и на ее границах. А в дальнем зарубежье? Конфликты в бывшей Югославии, проблема народов Ближнего Востока, Северной Ирландии...Что вызывает национальные конфликты?

Наши рекомендации