Тема: Базовые понятия, концепции и направления теорий среднего уровня

Экзаменационные вопросы по социологии

2 Объект, предмет, структура и функции социологии.

3 Макро и микросоциология.

4 Теоретическая и прикладная социология.

5 Категории, методология, парадигмы социологии.

6 Понятие социального факта.

7 Этапы развития и направления социологии.

8 Социология О.Конта, теория социальной статики и динамики.

9 Концепция эволюции Г.Спенсера.

10 Социологизм Э.Дюркгейма.

11 Социология ХХ столетия – теория цивилизационных циклов А. Тойнби, П. Сорокина.

12 Новая историческая социология: Р. Мертон, Н. Смелзер.

13 Общество как социальная система. Понятие общества и системный подход.

14 Принципы функционального подхода к анализу общества и социального детерминизма (Г. Спенсер, Р. Мертон, Т. Парсонс).

15 Современный взгляд на общество: Н. Луман, Ю. Хабермас и другие. Синергетический подход.

16 Функциональный анализ общества.

17 Социальные институты и социальные процессы.

18 Социальные институты: понятие, функции, признаки.

19 Теоретические подходы анализа социальных институтов. Типы и структура институтов.

20 Формальные институты. Организация: понятие, виды, законы и принципы.

21 Социальный процесс: понятие, подходы, виды.

22 Эволюционные процессы: классические и современные трактовки.

23 Циклические процессы социальных изменений: П. Сорокин.

24 Синергетический подход к обществу.

25 Особенности социальных процессов в Казахстане.

26 Понятие социальной структуры общества. Методология изучения: теории П. Сорокина, М. Вебера.

27 Теории социальной стратификация.

28 Типы и критерии стратификации.

29 Теория среднего класса.

30 Социальные группы.

31 Социально-демографическая, поселенческая структуры.

32 Классы и страты.

33 Социология предпринимательства.

34 Тенденции развития социальной структуры Казахстана.

35 Рынок и формирование классовой стратификации.

36 Бедность. Уровень жизни.

37 Социологическая характеристика личности. Личность, индивид, человек.

38 Теория «зеркального Я» Ч.Кули Д. Мида.

39 Концепции личности.

40 Структура личности: ценности, нормы, потребности, мотивы, интересы, статусы, роли, поведение.

41 Социализация: понятие, виды, этапы, факторы, институты.

42 Понятия «ресоциализация», «десоциализация», «глобализация».

43 Этапы и институты социализация.

44 Первичная и вторичная социализация.

45 Факторы социализации: социальная среда, формальные и неформальные институты, объективные и субъективные.

46 Направления в социологии религии: Эволюционизм в социологии религии (О.Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, Г.Зиммель) Функционализм в социологии религии (А.Р. Рэдклифф-Браун, Б.Малиновский, Т.Парсонс, Н.Луман, Р.Мертон) Неоэволюционизм в социологии религии (Р.Белл, М.Вебер). Конфликтологические теории религии.

47 Глобальные проблемы социальной жизни и общечеловеческие ценности. Понятие глобальных проблем социальной жизни

48 Причины формирования и содержание глобальных проблем современности

49 Пути и возможности решения глобальных проблем

50 Культурные универсалии и культурная интеграция

51 Процесс взаимодействия культур

52 Контркультуры и субкультуры в современном обществе

53 Глобализация: интеграция культур или разрушение. Феномен мимикризации и гибридизации

54 Культурный шок. Культурный фундаментализм

55 Этноцентризм и релятивизм.

56 Массовая культура.

57 Формы массовой коммуникации

58 Концепция эволюции коммуникативных систем Г. Маклуэна

59 Массовое сознание, массовая культура, «человек-масса»: функционализм и Франфруктская школа

60 Бегство от свободы: Э. Фромм

61 СМИ: функции и используемые доктрины

62 Социальные мифы.Мода

63 Экономическое действие как форма социального действия.

64 Мотивация хозяйственной и трудовой деятельности.

65 Предпринимательство.

66 Религия как социальный институт. Функции религии

67 Религиозные объединения. Религиозная социализация

68 Социальные конфликты и логика их разрешения

69 Понятие, причины и виды социальных конфликтов

70 Условия успешного разрешения конфликтов

71 Программа и этапы социологических исследований.

72 Методы сбора первичной социологической информации.Опрос.

73 Наблюдение.Эксперимент, социометрия.

74 Анализ документов. Контент-анализ.

75 Выборка. Репрезентативность выборки.

76 Виды выборки.

77 Методы обработки и анализа информации.

78 Научное описание данных, составление отчета с выводами, рекомендациями, предложениями.

79 Репрезентативность полученных данных.

80 Этические принципы исследовательской работы. Анонимность исследований.

Экзаменационные тестовые вопросы

По мнению какого античного философа, стабильным следует считать общество, поделенное на три класса (сословия): высший, состоящий из мудрецов; средний, включающий воинов, охраняющих его от смуты и беспорядка; низший.
Кем использовались в качестве метода исследования "идеальные типы"?
В научный оборот термин «социология» ввёл:
Позиция индивида в обществе, определяется термином
По мнению Платона, править в обществе должны те, кто:
Методы и стратегии, регулирующие поведение людей в рамках общества
Ш.Л.Монтескье считал, что жизнь общества прежде всего определяется факторами
Центральным понятием социологии К.Маркса является:
Э. Дюркгейм в качестве главной силы, цементирующей общество, считал:
Выделите тип социального действия индивида, обусловленный эмоциональном состоянием индивида или аффектами
Произведение Ш.Л.Монтескье:
Термин, применявшийся Ч. Кули к процессу, в котором мы мысленно ставим себя на место других людей и смотрим на себя так, как они смотрят на нас
Представления людей о самих себе как о мужчинах и женщинах
Система стратификации, в которой люди испытывают затруднения в изменении своего статуса
Статус, который индивид получает благодаря собственным усилиям и конкуренции, называется
Метод, при котором исследователи участвуют в деятельности наблюдаемых ими людей
Наборы культурных ожиданий, определяющие модели поведения в обществе для представителей каждого из полов
Этап политической социализации, когда для индивида образцами власти становятся конкретные политические фигуры
Социолог, утверждавший, что социальные законы - это законы подражания
Психолог считавший, что борьба инстинктов жизни и смерти, бессознательного и сознания определяет природу общества и личности
Кому из ниже перечисленных социологов принадлежит определение социологии как позитивной науки об обществе
Социальные взаимодействия преимущественно в их символическом содержании изучает
С позиций социального дарвинизма выступал:
Биологический принцип «борьбы за существование» распространял на общество:
Социальный контроль включает в себя:
Кто автор термина "социология"
«Определяющую роль в жизни общества играет способ производства материальных благ», — утверждает
Форма культуры, произведения котрой стандартизируются и распространяются среди широкой публики
Социальный статус, связанный с получением образования, трудовой квалификации, с трудовой деятельностью и деловой карьерой:
Социальная роль:
Общие представления, идеалы, разделяемые большей частью общества, относительно того, что является правильным, желательным, полезным
Экономическое положение человека в обществе определяет его:
Организационно-технические средства, позволяющие распространять информацию среди численно большей аудитории
Передача определенных знаний и навыков членам общества путем формального и систематического обучения
В какой стране существовала всеобъемлющая кастовая система?
Процесс, противоположный социализации, означающий утрату индивидом определенных социальных ценностей и норм, сопровождающийся отчуждением индивида от определенной группы
Образ жизни, система ценностей, осознанно и целенаправленно противопоставляющий себя господствующей в данном обществе культуре
Состояние хаоса ценностей, отсутствия однозначных указателей на то, как надо поступать
Роды, племена, народности, нации – это социальные общности:
Совокупность социальных перемещений людей в обществе называется:
Социальные группы, выделяемые по уровню доходов, образования, размерам богатства, обладания властью, по роду трудовой деятельности
Термином, обозначающий расхождение между утвердившимися в обществе ценностями и институционализированными нормами
С помощью какой функции социология способна представить наиболее полно картину социальной жизни общества
Автор идеи о том, что социология должна быть позитивной, опираться на опыт и наблюдение
Процесс, посредством которого индивидом усваиваются основные элементы культуры: символы, ценности, смыслы, нормы
Устойчивая форма организации и регулирования совместной жизни людей для удовлетворения какой-либо одной фундаментальной потребности
Раздел социологии, изучающий законы и этапы изменения общества
Вид социологического наблюдения, которое проводится в естественной обстановке, в реальной жизненной ситуации
Материальный базис развития общественных отношений создают институты:
Тип социального поведения, основанный на вере в самодовлеющую ценность (религиозную, этическую и прочее)
Инструментом осуществления власти в обществе являются институты:
Теория, согласно которой социальное взаимодействие состоит в обмене "деятельностями" и "сантиментами"
Требования, предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения
Главная функция образования:
Формальные и неформальные кодексы поведения относятся к методам
Про тех, кто приобретает новую собственность, чьи доходы и статус повышаются, говорят, что для них характерно:
Религия, по мысли Э. Дюркгейма - это способ:
Переплетение на общепланетарном, общемировом и общечеловеческом уровне социально-экономических, идеологических, культурных, биосоциальных и социоприродных противоречий в современном мире называют:
Документ, содержащий совокупность вопросов, сформулированных и связанных между собой по определенным правилам
Метод, применяемый для извлечения из документальных источников необходимой социологической информации
По М. Веберу, социологическое понимание означает выяснение:
Предметом социологии назвал социальные факты
Социальный слой людей, имеющих сходные показатели по четырем шкалам стартификации
Средства, поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать нормы общества
Процесс, который создает транснациональные связи и пространства, способствуя взаимозависимости мирового сообщества
Структура социального неравенства в обществе
Тип стратификации, где разделение возникает на различии в доступе к социально значимой информации
Экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием
Смена статуса, перемещения индивидов из одной группы в другую
Модель поведения, соответствующая требованиям, ожиданиям статуса
Тип бедности, характеризируемый состоянием, когда индивид способен удовлетворить только минимальные потребности
Процесс отождествления индивида себя со значимой общностью
Люди, связанные с социализацией личности и ответственные за её результаты
Культурный идеал общества - это тип личности…
Пограничная социальная ситуация, в которой оказываются субъекты, не желающие или не сумевшие идентифицировать себя с конкретной группой
Отрасль социологии, изучающая образование как процесс передачи социокультурного опыта от одного поколения к другому
Основное произведение Т.Гоббса:
Совокупность профессиональных знаний, навыков, норм, ценностей и символов, необходимых для исполнения хозяйственных ролей
Факторы, влияющие на работоспособность человека, уровень жизни и развитие личности работника
Тип бедности, передаваемый из поколения в поколение
Осуществление организационной инновации с целью извлечения прибыли
Тип культуры, ориентированный на избранных людей с развитой художественной восприимчивостью
Сущность предпринимательства - создание ею новых факторов производства, считал
Цель какой социологии - изучение влияния социальных факторов на развитие экономики
Тип стратификационной системы, где перемещения из страты в страту запрещены, изменения возможны только в "следующей жизни"
Тип мобильности, когда перемещения совершаются в иерархическом порядке
Совокупность нематериальных элементов, созданных творчеством людей
Стрессовое воздействие "иной" культуры на человека, разрушение устоявшихся социальных условий в результате столкновения с другой культурой
Знак, указывающий на что-либо, понятный представителям одной культуры
Автор закона "трех стадий развития человеческого общества"
Динамическая характеристика статуса
Упрощенное, схематизированное представление о других
Передача и обмен информацией в обществе посредством знаков, символов и образов
Суицид как социальное явление изучал
Форма предположения об изучаемом объекте, его структуре и взаимосвязях с другими
Свойство выборки отражать характеристики изучаемой совокупности
Метод изучения межличностных отношений в малой группе
Сбор информации об объекте путем прямой визуальной регистрации событий
Теория общественно-экономической формации связана с трудами классиков
Наиболее известным представителем теории обмена был
Автор понятий "латентная" и "явная" функция
Использование символов в процессе социального взаимодействия изучает
Автор труда "Протестантская этика и дух капитализма"
Автор труда "Курс позитивной философии"
Автор труда "Самоубийство: социологический этюд"
Автор понятия "престиж" как критерия стратификации
Автор понятий "производительные силы" и "производственные отношения"
Автор понятия "обобщенный Другой"
Закон эволюции - процесс интеграции и дифференциации общества, считал
Автор труда "Капитал"
Развитие общества как смену общественно-экономических формаций рассматривал
Степень уважения статуса в общественном мнении
Эпизодически выполняемые статусы
Поведенческую концепцию личности разрабатывал
Административный персонал, обеспечивающий организационную деятельность
Дисфункция также закономерна, как и функция, считал
Ожидаемые и необходимые функции названы Р. Мертоном
Автор понятия "стратификация"
Многофункциональный институт, обеспечивающий потребности основных систем общества
Произведение Ж-Ж Руссо:
Направление эволюции - переход от механической солидарности к органической, считал
Собственность, труд, рынок относят к институтам
Власть, политика, государство относят к институтам
«Общая воля» - это по мысли Ж-Ж Руссо:
Имитация - это механизм социализации
Социометрия -.метод, изучающий (Дж. Морено):
Потребность человека в общении относится к
Социализация, осуществляемая в детстве
Позитивная неформальная социальная санкция:
Укажите на межличностное отношение:
Что обусловило появление духа капитализма? (М.Вебер)
Школа, детские учреждения, вузы относятся к институтам
Церковь, секта как форма религиозных объединений относятся к институтам
Культура, наука, религия, образование- составляющие какой сферы жизни общества
Конфликт - это (Козер, Дарендорф):
Получатель сообщения в процессе коммуникации
Тот, кто передает в процессе коммуникации сообщение
Заводы, рынки, банки, деньги - составляющие какой сферы жизни общества
Автор труда "Элементарные формы религиозной жизни":
Автор общей теории коммуникации
Проверка инструментария и доведения его до совершенства - цель исследования
Получение объективных, эмпирически измеряемых данных - цель исследования
Способ установления социальных связей, где экономический расчет сочетается с борьбой за социальное признание , в экономической социологии называется
Понятия "естественный отбор", "борьба за выживание" - формулы объяснения социальной жизни в теории
Тип исследования, предполагающий выявление причинно-следственных связей
Кто изучал социальную статику и динамику
Уменьшанная модель генеральной совокупности, представляющая его структуру
Какой метод сбора информации предполагает личное общение с респондентом по заранее составленному вопроснику
Какое из указанных направлений в социологии относится к макросоциологии
Какое из указанных направлений в социологии относится к микросоциологии
Предмет «понимающей социологии» Вебера:
Основатель структурно-функциональной социологии:
Автором какой концепции является П.А.Сорокин:
Основа общественной жизни по Л. Козеру:
Первичный агент социального взаимодействия:
Что означает понятие «страта»:
Традиционным М. Вебер называет действие:
Культурные источники капитализма исследованы в трудах
Какое направление было разработано в трудах Т. Парсонса:
Группа, выступающая эталоном, с помощью которых индивид оценивает себя и других
Анонимность (члены не выделяются и не воспринимают себя как отдельных индивидов) - свойство такой группы как
Какой документ является безличным:
Понятие, не относящееся макросоциологическому уровню:
Группа, осуществляющая первичную социализацию
Временное собрание людей, объединенных в замкнутом пространстве общностью эмоций
Противоположность первичной группы
Группы, для которой характерны интимные и доверительные отношения
Группы, для которой характерны безличные, формальные отношения
Микромодель генеральной совокупности:
Анкетирование - разновидность:
Первый труд по социологии:
Учреждение, осуществляющая социализацию подрастающего поколения
Какая часть анкеты содержит социально-демографические данные респондентов
Письменный опрос посредством анкеты называется
Тип выборки, где отбор производится на основе статистической случайности
Функциональную необходимость и универсальное значение стратификации в каждом обществе объясняет теория
Тип действия, формируемый культурной традицией
Процесс отождествления индивида себя со значимой группой
Высказывание исследователя, адресуемое респонденту и требующее от него ответа
Тип стратификационной систем, где неравенство групп основано на "естественных" социально-демографических характеристиках
Длительное изучение объекта до достижения им определенной стадии - вид …исследования
Направление в социологии, изучающая конфликты
Проверка инструментария, доведение его до технического совершенства - цель исследования
Описание объекта исследования, его структуры - цель исследования
Точные и объективные данные об изучаемом явлении - цель исследования
Период активного накопления знаний
Социальная мобильность - это изменение:
Отождествление личности себя с определенной религиозной группой - идентичность
Отождествление личности себя с определенной этнической группой - идентичность
Кто считал, что преступность реализует функцию индикатора уровня социального развития
Что является инструментом в социологическом опросе?
Процесс взаимодействия культурных систем, в результате которого каждая культура осознает свою индивидуальность
В современном обществе инструментом формирования общественного мнения являются
Получение информации о динамике контрольных свойств в контролируемых и нестандандартных для объекта условиях - это
Центральное понятие социологии:
Какое понятие может заменить слово «общество»?
Социальная стратификация - процесс:
Неформальная форма социального контроля:
Положительные социальные санкции:
Социальная мобильность бывает:

9.Иллюстративный материал по учебной дисциплине, позволяющий лучше воспринять и понять учебный материал

Наши рекомендации