Подберите и обоснуйте технологии коррекции девиантного поведения детей

Практ

Алгоритм ответа:

1Определения понятий «технологии», «девиантность».

2Коррекция девиантного поведения детей.

Девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние "социальной дезорганизации", когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения.
Существуют разные виды социальных отклонений.
1. Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют, прежде всего, культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм личностной организации: психозы, неврозы и так далее. Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Например, сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания и многие другие отклонения в социальном поведении связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря, с психическими отклонениями. Однако личностная дезорганизация - далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для личностей, психически вполне нормальных, бывают характерны весьма серьезные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов.
2. Индивидуальные и групповые отклонения.

индивидуальные отклонения: отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;

групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре (например, подростки из трудных семей, проводящие большую часть своей жизни в подвалах. "Подвальная жизнь" кажется им нормальной, у них существует свой "подвальный" моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо групповое отклонение от доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры)

3. Первичное и вторичное отклонения.Под первичнымотклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой.
Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.
4. Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Следует выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям.

сверхинтеллектуальность. Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера;

особые склонности. Позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности.

сверхмотивация. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или юности. Например, существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного им в детстве, или Никколо Паганини постоянно стремился к славе и почету в результате перенесенных в детстве нужды и насмешек сверстников;

личностные качества- личностные черты и свойства характера, которые помогают достичь возвышения личности;

счастливый случай.Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.
5. Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Нарушение же нравственных норм и законов в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось.
В зависимости от степени нарушений поведения применяют технологическую модель подхода коррекции.
К девиантному поведению трудно применять конструктивный подход, потому что оно выводит из равновесия, опасно, деструктивно-провокационно, не поддается разумным выводам. Исследователь методики технологий Е.В. Титова дает такое определение: «технологию можно рассматривать как воспроизводимое ядро методики, причем воспроизводимо логически операционно, а не буквально содержательно». В практики работы с детьми можно выделить технологии индивидуальной работы с личностью и технологии групповой работы. В основе технологий лежит развивающая стратегия, реализующаяся в условиях взаимодействия. Обычно используется пятишаговая модель их организации.

Первая стадия- структурирование ситуации и достижение взаимопонимания. Это выясняется на первичной консультации с родителями ребенка.

Вторая стадия – сбор информации о проблеме клиента и его потенциальных возможностей. Этому способствуют диагностические методики (опросники, интервью, проективные методики..). Выявление причины.

Третья стадия –выявление желаемого результата решения проблемы (возможность решить проблему медико-психологическим путем, индивидуально или в группе, краткосрочно или длительно).

Четвертая стадия – выработка альтернативных решений, составление карты реабилитации ребенка (программа коррекции поведения. Нап-р: «Задачи взросления» К.С. «Лисецкий, А.В.Березин; Созависимость», Областной Центр «Семья»; «Личностный рост», «Школа лидера» Нижегородская служба добровольчества; «Связующая нить» Областной центр «Семья» г.о. Самара; «Семейная гостиная», Е.И. Середа».

Пятая стадия – переход к действиям. Работа с семьей т. к. проблемы детей- отражение проблем в родительской семье. Формы различны: кинотерапия, библиотерапия, тренинги, занятия, беседы, музыкотерапия, арт-терапия, сказкотерапия…

Техника работы с девиантным ребенком или подростком ведется поэтапно: подготовительный, основной и заключительный.

Наши рекомендации