Предмет и метод социологии. На научное развитие Моски оказали решающее воздействие А

На научное развитие Моски оказали решающее воздействие А. Сен-Симон, О. Конт, Г. Спенсер, Дж.С Милль, классики анг­лийской политической экономии, К. Маркс. Сам Моска назвал в числе вдохновителей своей мысли, кроме того, И. Тэна, Т. Маколея, швейцарского историка и юриста К. Блюнчли, немецкого юриста Р. Гнейста.

Вопросы теории познания занимают важное место в теории Моски. Оба его наиболее важных произведения — «О теории правления...» и «Основы...» — начинаются с рассмотрения логи­ко-методологических проблем науки. Социолог был безусловным приверженцем позитивистской парадигмы и оставался верным ей в течение всей своей научной карьеры. Максимально широкий опыт, формальная логика, отбрасывание любой мистики и ме­тафизики были для него краеугольными камнями любой науки. Моска констатировал факт значительного отставания социальных дисциплин от естественных наук. Физика, химия, астрономия, география, геология, ботаника, анатомия, физиология достиг­ли уровня научной зрелости, которая проявляется в накоплении истин, бесспорных и для тех, кто занимается этими науками, и для непосвященных в эти науки. Общественные науки — Моска делает исключение для политической экономии и отчасти для статистики — не располагают научно обоснованными и общепри­знанными принципами и не подчинены научному методу, в них любое положение является дискуссионным. Более того, Моска полагал, что социальные дисциплины еще даже и не вступили в период научного развития. Причиной отставания социальных на­ук является недостаточность базы наблюдений и трудности при­обретения опытных данных. Все те, кто ранее писал об обществе и политике — Аристотель, Макиавелли, Монтескье, — не были знакомы с тем относящимся к различным странам и эпохам объ­емом исторических фактов, изучение которого было необходимой предпосылкой для возникновения науки. Отставанию знания об обществе способствует и господство если не религиозных пред­ставлений и суеверий, то метафизических положений. Если ра­нее в социальных дисциплинах ссылались на сверхъестественные начала, то теперь — на априорные конструкции вроде народного

СОЦИОЛОГИЯ ИТАЛИИ



суверенитета. Априоризмом грешили, как полагал итальянский социолог, и видные социологи-позитивисты. Полностью разделяя методологию Конта, Моска вместе с тем критиковал многие его теоретические воззрения. Например, по поводу закона трех ста­дий итальянский ученый считал, что религия, метафизика и пози­тивизм, связываемые Контом с этими стадиями, не разделены во времени, а сосуществуют в любом обществе и в любом человеке. По мнению Моски, социологические взгляды Конта основаны на «посредственном знакомстве с всемирной историей»1 и являются навязыванием социальной действительности априорных конс­трукций. Сложным было отношение Моски и к другому классику социологии — Г. Спенсеру. Итальянский социолог не принял, в частности, выделение Спенсером военных и индустриальных об­ществ, считая эту классификацию слишком неопределенной и не соответствующей истории.

Чтобы избавить социальные науки не только от априоризма и метафизики, но и от идеологической предвзятости, от апологе­тики по отношению к существующим общественным порядкам, Моска полагал необходимым полное преобразование их на осно­ве экспериментального метода. Наука широко основывается на наблюдениях и опыте, обобщение которых позволяет установить бесспорные истины и на этом фундаменте сформулировать теоре­мы, вначале простые, а потом сложные. Так устроена математика, которую Моска считал идеалом научного знания. Но одного опыта совершенно недостаточно (и алхимия, и астрология, и магия апел­лировали к опыту), подчеркивал итальянский ученый, — необхо­дим научный метод. Экспериментальный метод у Моски развер­тывался как исторический, как обобщение исторических фактов, объемлющих всю историю человечества.

Наиболее объективными и универсальными из применяе­мых в общественных науках в конце XIX в., наиболее близкими к идеалу, хотя и недостаточно научными, Моска считал метод географического детерминизма (от Геродота до Монтескье), ме­тод биологического детерминизма, характерный для социаль­ного дарвинизма, и метод расово-антропологической школы (Ж.-А. де Гобино, Л. Гумплович и т.д.). Итальянский ученый в своих «Основах политической науки» подробно рассмотрел эти методы и развернул против них систему довольно убедительных критических аргументов1.

1 Mosca G. Storia delle dottrine politiche. Bari, 1964.

2 Mosca G. Elementi di scienza politica. Bari, 1953. Vol. 1. Cap. 1.



История социологии

Предмет и метод социологии. На научное развитие Моски оказали решающее воздействие А - student2.ru Предмет и метод социологии. На научное развитие Моски оказали решающее воздействие А - student2.ru Предмет и метод социологии. На научное развитие Моски оказали решающее воздействие А - student2.ru Предмет и метод социологии. На научное развитие Моски оказали решающее воздействие А - student2.ru Лейтмотивом научного творчества Гаэтано Моски была идея создания новой социальной науки, которая интегрировала бы данные всех общественных дисциплин и необходимость которой, как полагал ученый, созревала в течение веков и созрела окон­чательно во второй половине XIX в. Ее предметом должно стать исследование законов или стабильных тенденций, управляющих поведением людей, иначе говоря, законов и стабильных тенденций политического устройства общества. Социолог предложил назвать эту дисциплину «политической наукой» (la scienze politica), пос­кольку предложенное Контом название «социология» казалось ему недостаточно определенным и точным, применяемым к очень раз­нородным по своему предмету и по уровню обобщения отраслям знания об обществе. Название дисциплины «политическая наука» является у итальянского ученого по сути синонимом социологии, поскольку для социологии Моски главным предметом интереса было политическое устройство общества. Поэтому Моска является социологом и политологом одновременно.

Чтобы стать наукой, знание об обществе должно преодолеть технологическое, прагматическое отношение к предмету познания. Моска подчеркивал отличие науки как знания законов, управля­ющих жизнью предмета, от технологии, от умения использовать предмет. «Экономист высочайшей квалификации может быть ре­ально абсолютно неспособным на то, чтобы нажить себе состоя­ние, а банкиру, промышленнику, биржевому дельцу, которые, хотя и могут иметь некоторое представление об экономических законах, не нужно быть учеными, им удается достаточно хорошо делать свое дело, даже если они абсолютно не в курсе этих законов»1. Подобная же закономерность обнаруживается и в политике. Мыслители пред­шествующих эпох, и в особенности Макиавелли2, рассматривали знание о политике преимущественно как практическое ремесло, как искусство править, приходить к власти и удерживать ее. Речь не шла о научных обобщениях. Переход социологии от донаучного, обы­денно-технологического знания к уровню зрелой науки, исследую­щей глубинные, существенные связи предмета, Моска связывал с разработкой проблематики «политического класса» как ядра любых социальных образований. Социолог полагал, что природа человека и общества в принципе неизменна, но допускал возможность оп-

1 Mosca G. La classe politica. Milano, 1966. P. 4.

2 В глазах Моски автор «Государя» воплощал все черты донаучного уровня
развития знания об обществе: 1) недостаточную эмпирическую основу; 2) техно-
логизм, практичность и 3) присутствие априорных построений.

СОЦИОЛОГИЯ ИТАЛИИ



ределенных позитивных реформ и изменений, чему и должна спо­собствовать предложенная им дисциплина.

Итальянский мыслитель фактически считал, что дает начало социологии как науке. Более того, Моска был убежден, что после его трудов обязательным условием научности любой теории обще­ства является признание в качестве главной социальной реальнос­ти политического класса.

.

Наши рекомендации