Социалогич. понимание культуры.

Культура-совокупность духовных и материальных способов и результатов деятельности, осуществляемой человеком и отличающей его от животных.

Несколько компонентов, образующих культуру, которые взаимно переплетены и помогают людям взаимодействовать друг с другом. Они возникают и эволюционируют вместе с самим человеком(язык как средство общения; общие ценности и нормы, верования и знания, мифы; СМИ; обычаи, общие умения действовать, навыки труда; орудия действий, орудия труда; Результаты деятельности, труда человека).

Универсальные характеристики культуры: она передаётся посредством научения, прививается воспитанием, институционализирована, идеационна, предстает в форме идеальных норм, обеспечивает удовлетворение потребностей человека, адаптивна, интегративна)

Прежние достижения культуры не утрачиваются, а сжимаются, архивируются и уходят в глубинные основания современной культуры. Поэтому современная культура многослойна.

При самом общем социологическом подходе к пониманию культуры обычно отмечаются три ее характеристики:

1) культура представляет собой общеразделяемую систему
ценностей, символов и значений;

2) культура - это то, что постигает человек в процессе своей
жизнедеятельности;

3)культура - это все то, что транслируется от поколения к поколению.
Таким образом, можно дать следующее определение: культура представляет собой систему социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

20. Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.

Признаками института образования являются:
1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость
2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни
3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы
4. кодекс устный и письменный - правили учащихся
5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении

В примитивных первобытных обществах образование являлось частью социально-производственного процесса.

В доиндустриальном обществе с расширением масштабов общественного разделения труда, появлением государственной власти и социального неравенства начинается обособление института образования. Наглядным примером могут служить школы Древней Греции и Древнего Рима, в которых учителя обучали за плату детей благородных сословийграмматике, философии, музыке, спорту, красноречию, основам юриспруденции, медицине и др.

В эпоху средневековья начинает складываться более организованная система образования, когда христианская церковь создает в Европе сеть специальных учебных заведений по подготовке лиц духовных званий и возникают первые университеты - в Париже, Оксфорде и других городах.

В обществе индустриального типа образование перестает быть элитарным и становится массовым, доступным для широких слоев населения.

Функции:

1. Трансляция и распространение культуры в обществе – наиболее существенная из функций образования. Она заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколению к : поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле этого слова (научных знаний, достижений в области культуры, моральныхценностей и норм, правил поведения, опыта и навыков присущих различным
профессиям).

2. Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентиров, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе.

3. Социальная селекция - одна из важнейших функций института образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся:

4. Социальное и культурное изменения являются прерогативой современного института образования. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами:

во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах вузов;

во-вторых, институту образования присуща специализация различных видов педагогической деятельности. Здесь, как и в любой формальной организации, существует возможность для профессиональной карьеры. Специализация преподавательской деятельности позволяет осуществлять образовательный процесс с высокой степеньюпрофессионализма и компетентности.

Третий момент, сближающий образование с формальной организацией сложного типа, заключается в стандартизации учебного процесса.

21. Семья выступает как существенный элемент социальной структуры общества, одна из ее подсистем, деятельность которой регулируется и направляется господствующими в обществе ценностями, нормами, традициями, обычаями и т.п. Социальный институт семьи, будучи включенным в нормативную структуру общества, представляет собой ценностно-нормативный комплекс, посредством которого регулируется поведение членов семьи - родителей и детей, определяются присущие им социальные роли и статус. Понятие «семьи» характеризует ее с точки зрения межличностных отношений между супругами, между супругами и детьми. Семья определяется как своеобразная малая, первичная группа, члены которой объединяются в единое целое на основе общих интересов, общих чувств и стремлений. Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа (социальная ячейка) члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью, взаимопомощью.

Брак– это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество:

§ упорядочивает и санкционирует их новую жизнь и

§ устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности

Функции семьи:

1) репродуктивная - биологическое воспроизводство членов семьи;

2) воспитательная - социализация личности;

3) хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов семьи, уход за детьми;

4) экономическая - экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

5) сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах, ответственность и обязательства родителей перед детьми;

6) сфера духовного общения - развитие личности члена семьи;

7) социально-статусная - предоставление социального статуса членам семьи; воспроизводство социальной структуры.

8) досуговая - организация рационального досуга, социальный контроль в сфере досуга;

9) эмоциональная - эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия;

10)Накопления собственности и передача её по наследству.

Роль религии

1. Религия, представляясь мировоззрением, т. е. концепцией принципов, взглядов, идеалов и убеждений, показывает человеку устройство мира, конкретизирует его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.

2. Религия является людям утешением, надеждой, духовным утолением, опорой. Не случайно люди, как правило, обращаются к религии в трудные моменты своей жизни.

3. Человек, обладая каким-то религиозным идеалом, внутренне перерождается и становится способен нести идеи своей религии, устанавливать добро и справедливость (так, как диктует их данное учение), смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его.

4. Религия контролирует поступки человека через свою систему ценностей, духовных установок и запретов. Она может очень сильно действовать на большие сообщества и целые государства, которые живут по правилам данной религии.

5. Религии содействуют объединению людей, оказывают помощь в складывании наций, образовании и укреплении государств (например, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, наших далеких предков объединяла не столько национальная, сколько религиозная идея: «все мы – христиане»). Однако та же самая религиозная причина может приводить к разделению, расщеплению государств и обществ, когда большое множество людей начинает противоборствовать друг другу по религиозному принципу. Натянутость и противостояние появляются и тогда, когда из какой-нибудь церкви обособляется новое направление (так было, например, в эпоху борьбы католиков с протестантами, всплески этой борьбы ощущаются в Европе и по сей день).

В среде последователей различных религий подчас появляются крайние течения, участники которых признают только свои божеские законы и правильность исповедания веры. Нередко эти люди доказывают правоту жестокими методами, не останавливаясь перед террористическими актами. Религиозный экстремизм (от лат. extremus – «крайний»), к сожалению, остается довольно распространенным и опасным явлением и в XX в. – источником общественной напряженности.

6. Религия оказывается вдохновляющей и сохраняющей причиной духовной жизни общества. Она берет под защиту общественное культурное наследие, иногда в прямом смысле преграждая дорогу разного рода вандалам.

Выделяются четыре основные функции религии в обществе:

1. Интегративная функция религии была достаточно полно раскрыта
Э. Дюркгеймом, который, изучая первобытные религии аборигенов
Австралии, обратил внимание на то, что религиозные символы, ценности,
обряды и обычаи способствуют сплоченности, обеспечивают устойчивость
и стабильность первобытных обществ.

Стабилизирующая роль религии проявляется в следующем:

1) будучи институционализированной, официально признаваемой государством системой идей и ценностей, она своими действиями стремится сохранить и поддержать тот социальный порядок, частью которого сама является;

2) если иметь в виду современные общества, в которых действуют признанные мировые религии, то присущие им универсальная направленность, а также громадное воздействие на моральное сознание общества, его традиции, обычаи, нравы способствуют сохранениюинтегративной функции религии.

2. Регулятивная функция религии заключается в том, что она поддерживает и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный – через деятельность церковных организаций, так и неформальный, осуществляемый самими верующими как носителями моральных норм по отношению к окружающим людям.

3. Сферой деятельности психотерапевтическойфункции религии выступает само религиозное сообщество через отправление религиозного культа - богослужения, молитвы, ритуалы, обряды и т.п., имеющие успокоительное, утешительное воздействие на психику человека.

4. Коммуникативная функции проявляется прежде всего по отношению к самим верующим. Общение развертывается для верующих в двух планах: общение с Богом и общение друг с другом. Богообщение является высшим видом общения, и соответственно общение с ближними приобретает второстепенный характер.

Личность и общество

Изучая личность и общество социология рассматривает весь процесс, в котором человек усваивает социальные знания и опыт, правила и нормы поведения. В результате этого процесса человек сам уже становится полноправным членом общества. Обычно в процессе социализации личности можно выделить две стадии: процесс с момента рождения человека и до формирования зрелой личности является первичной социализацией. Вторичная социализация обычно происходит в случае изменения и перестройки уже сложившейся личности.

Фактически общество является для человеческого индивидуума социальной средой, которая объединяет в себе множество различных социальных факторов, оказывающих влияние на формирование личности и ее поведение. Такую большую социальную среду как мировое сообщество социология рассматривает как взаимодействие различных личностей в мировом масштабе. Из всего понятия социальная среда можно выделить макросреду – это общественное разделение труда и социальная структура общества, вытекающая из характера такого разделения, системы образования и воспитания в обществе и так далее. Кроме нее существует микросреда – это школа, семья, трудовой коллектив. Процесс как между собой взаимодействуют личность и общество социология определяет как взаимосвязанный. С одной стороны среда обитания человека и социальная система воздействуют на него, а с другой стороны, сам человек своими активными действиями способен изменять и среду обитания и социальную среду, в которой он находится. В процессе такого взаимодействия реализуются отношения, которые называются социальными. Эти отношения являются устойчивой определенной системой связи различных индивидов, которая складывается в условиях данного общества в процессе их взаимодействия друг с другом. По своей сути это отношения, которые складываются между людьми, состоящими в различных социальных группах. Все, что мы делаем, является результатом социальных отношений и любая наша деятельность сводится к тому, чтобы строить и воспроизводить эти отношения. Если человек смог в чем-нибудь преуспеть, это означает, что прежде всего он преуспел в умении выстраивать отношения с другими людьми. Поэтому взаимоотношения личности и общества рассматриваются не только как деятельность общества, но и как деятельность индивида, который в определенных социальных условиях удовлетворяет свои потребности и при этом преследует определенные личные цели.

Наши рекомендации