В основе солидарность или борьба? 11 страница

В основе солидарность или борьба? 11 страница - student2.ru как и следует ожидать, представлен «системщиками», микроуро­вень — как ни странно — в основном культурантропологами.

Главное подтверждение того, что общество существует как особая, самостоятельная сущность, исследователи в первую очередь ищут в его самовоспроизводстве. Если нечто производит себя собственными внутренними операциями, используя продукты, созданные внутри системы, значит, оно обладает относительно независимой жизнью и не является результатом действия исклю­чительно внешних факторов. О природе такой «самости» выска-(ываются довольно смелые (и многих смущающие) гипотезы. «Мы должны несколько рискнуть при определении способа оперирова­ния, при помощи которого общество производит и воспроизводит себя... Мое предложение: положить в основу понятие коммуника­ции и тем самым переформулировать социологическую теорию на базе понятия системы вместо понятия действия, — пишет Н. Луман. — Это позволяет представить социальную систему как оперативно закрытую систему, состоящую из собственных опера­ций, производящую коммуникацию из коммуникаций» . Столь оригинальную идею (трактовки общества как транслируемой информации в диапазоне непрерывных актов «сообщения» и «понимания») он обосновывает методологически весьма убеди­тельно.

В основе концептуализации общества (общественной системы) как некоей самости лежит проблема границ. Любая система с гочки зрения формы есть определенное различение между ней i ямой и окружающей средой, которое производится как изнутри, гак и снаружи. Мы сами (россияне), и японцы, и американцы, и другие «свидетели» часто сходным образом идентифицируем «рос-i ийское общество» как ограниченное социальное пространство со i пецифическими внутренними процессами и культурными харак­теристиками. По логике вещей, мы (люди) должны также объек­тивировать «общество», отличать его от себя, признавая его само-i тоятельное существование, а общество должно проявляться в особых, самодостаточных формах, отделяющих его собственное

В основе солидарность или борьба? 11 страница - student2.ru 1 Луман И. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии СПб., 1994 < . 31.

В основе солидарность или борьба? 11 страница - student2.ru Jk.

Те мл 3 ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТЕКСТЕ

В основе солидарность или борьба? 11 страница - student2.ru «тело» (систему символических сообщений) от реальности соци­альных «свидетелей» (их позиций, установок и мнений).

Сохранение системного единства и определенной формы обще­ства требует специфических, согласованных, целенаправленных операций: с одной стороны, по самопроизводству и самоорганиза­ции его элементов, с другой — по контролю за внутренними параметрами системы и ее метаболизмом (обменом продуктами со средой). И в том, и в другом случае речь идет о сохранении и регулировании «границ». Внутренние взаимозависимости произво­димых элементов и их особой комбинации создают энергетический кокон, обеспечивающий силу натяжения «поверхности» (границ) общества, а обращенность актов системы «вовнутрь», на самовос­производство, характеризуют такое важнейшее качество, как опе­ративная закрытость системы коммуникаций.

При таком подходе к обществу «социальной операцией явля­ется лишь сама коммуникация», которая каждым своим событием открывает и закрывает систему. Говоря более «ясным» языком, любое (информационное) сообщение либо воспринимается, либо отклоняется человеком, создавая момент неопределенности «вы­бора» между дальнейшим производством или пресечением акта коммуникации (бифуркацию в процессе развития коммуника­ции). Восприятия рассматриваются как своеобразные «поры» (ворота, шлюзы) системы (общества), поскольку в избранной Н. Луманом теоретической перспективе «конкретные люди явля­ются не частью общества, а частью его окружающей среды. Нет большого смысла утверждать, что общество состоит из «отноше­ний» между людьми. Понятие коммуникации содержит в себе гораздо более точное предположение (но и реконструирует то, что полагают обычно социологи, когда говорят об «отношени­ях»)» .

Общество, рассмотренное как поток самовоспроизводящихся информационных сообщений, отражает специфику социальной системы, которая предстает «самоописывающей и самонаблюдаю­щей» , поскольку коммуникации предполагают последовательность, тематическое обобщение, сомнение (критику) и нормирование в

В основе солидарность или борьба? 11 страница - student2.ru 1 Ауман Н Указ соч С 33

ЧТО ТАКОЕ «ОБЩЕСТВО» ?

В основе солидарность или борьба? 11 страница - student2.ru пределах собственных границ. Люди же, которые в такой теоре­тической модели являются автономными «системами» и в прин­ципе могли бы дать независимое внешнее описание «общества», оказываются заложниками стереотипов восприятия воспитавшей их культуры (символических сообщений — «коммуникаций» и их социальных значений — «отношений»).

Поскольку процесс социализации формирует (производит, «окультуривает») индивидов, они используют определенные (предписанные культурными нормами) «схемы наблюдения» об­щества и детерминируют себя «к установлению того, что поведение согласуется с нормой или отклоняется от нее». В этом смысле эффект накопления (резонанса) определенных информационных возбуждений закрепляет коммуникативные паттерны в воспроиз­водящихся символах и системах значений конкретной культуры, а те в свою очередь запускают механизмы самодетерминации соци­альных структур.

Человек становится общественным существом «в процессе его превращения в Homo faber'a, в Homo loquens'a и в Homo ludens'a, г е. научаясь нечто практически делать, начиная играть в челове­ческие игры и овладевая речью; но и то, и другое, и третье суть формы культуры — осмысленной и целенаправленной, генетичес­ки не программируемой и не кодируемой свободной деятельнос­ти» . Таким образом, культура может быть рассмотрена как относительно автономная от индивида система трансляции кол­лективного опыта, поток сообщений, передающих социальную информацию. Причем общество как воспроизводящаяся комму­никация предполагает возможность наследования сотворенных людьми символов, а также их значений и смыслов, не только инутри «здесь и сейчас существующих» человеческих ассоциаций, но тагсхе в социальном пространстве и времени. В этом смысле можно рассматривать процессы социальной ассимиляции, «куль­турное подражание» низших слоев образу жизни элиты, колони­альное развитие, устойчивое воспроизводство системы духовных паттернов в истории европейской цивилизации, феномен россий-

В основе солидарность или борьба? 11 страница - student2.ru 1 Каган МС О структуре современного антропологического знания // Очерки юпиальной антропологии СПб, 1995 С 35

10 1689


В основе солидарность или борьба? 11 страница - student2.ru

*■

В основе солидарность или борьба? 11 страница - student2.ru Тема 3. ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТЕКСТЕ

В основе солидарность или борьба? 11 страница - student2.ru ского общества (уклоняющегося и от насильственного овосточи-вания, и от регулярных политических вестернизаций)...

Более того, человек с этой точки зрения сам целиком предстает как артефакт, продукт культурного производства, и создается обратная перспектива: теперь люди образуют «среду», «случай­ный» фон, контекст общества, которое существует как система воспроизводства культуры посредством коммуникации. При этом на первый план выступает проблема кодирования, или согласован­ного обмена между «человеком» и «обществом» на границах их теоретического различения. Одним из распространенных подходов в двух других моделях общества является признание людей произ­водителями: они создают «вторую (искусственную) природу», предметы культуры, а также духовные символы, которые упоря-' дочивают и социальное («отношения»), и эмоциональное («пере­живания» , восприятие информации) поле их общежития. Тем не менее оказывается, что творчество человека весьма ограничено самим характером воспроизводящихся коммуникаций, поскольку поддержка (восприятие и отклик) как интегральный элемент воспроизводства сообщений обусловливает в целом низкую транс-ферабельность (изменчивость) культурных форм.

Конечно, мы живем в век технических, научных и социальных революций, но именно они показывают нам, что преобразователь­ные возможности человека не безграничны, а его инновации стано­вятся транслируемыми и воспроизводимыми только в подготовлен­ной системе коммуникаций. Теорию английского физика О. Хеви-сайда, который обосновал особые электрические свойства опреде­ленных слоев земной атмосферы, давно забыли, и только через много поколений такого рода информация приобрела производст­венно-технологическое значение в развитии телекоммуникаций. И открытие было сделано вновь. «Изобретение велосипедов» —j общее следствие консервативной общественной практики, которая! построена на селекции определенного типа коммуникаций и изме-j няется под влиянием большого числа «типовых» отклонений.

Воспроизводство коммуникаций и их мультипликация имеют очень интересные закономерности с точки зрения социального анализа. Весьма различные по своему характеру коммуникации часто реализуют один и тот же «культурный генотип». Такие

ЧТО ТАКОЕ «ОБЩЕСТВО» ?

В основе солидарность или борьба? 11 страница - student2.ru специфические сообщения, как словесные обращения, форма и цвет одежды, разделение на части жилых и ритуальных помеще­ний, практикуемый способ передвижения в физическом простран­стве, могут означать одно и то же с точки зрения социальной структуры. «Так, разделение на две части внутреннего простран­ства кабильского дома... несомненно, устанавливает парадигму любых делений разделяемой площади (в церкви, в школе, в публичных местах и в самом доме), в которые переводится снова и снова, хотя все более скрытым образом, структура разделения труда между полами» .

Поскольку структура общества (системы коммуникаций) не­избежно предписывает соответствующую конфигурацию социаль­ной структуре (не верите? просто переоденьтесь, слегка измените стиль сообщений о себе и наблюдайте за изменениями отношения к Вам и взаимодействия с Вами), любой социальный знак может рассматриваться в качестве индикатора. При этом главный прин­цип социолога — искать подтверждение полученной информации в нескольких независимых источниках — помогает выявить еще одну важную закономерность: форма и характер сообщений предъявляют негласные условия своим участникам. Эти условия при операциональном подходе могут восприниматься как правила, а их выполнение — как поощрительный механизм игры в соци­альные взаимодействия и перемещения.

Поскольку человек в прямом смысле слова является произве­дением (культуры), он может жить только в особой реальности созданных им значений — в мире символов. «Я поддерживаю, — пишет К. Гиртц, один из лидеров символико-интерпретативного подхода, — по существу семиотическое понимание культуры. Полагая, вместе с Максом Вебером, что человек есть животное, подвешенное к паутине значений, которую он сам сплел, я понимаю культуру как эту паутину и ее анализ, следовательно, не как экспериментальную науку в поисках закона, а как интер-нретативную в поисках значения» . В таком ракурсе изучение

В основе солидарность или борьба? 11 страница - student2.ru 1 Бурдьс П. Физическое и социальное пространства: проникновение и присвоение
// Социология политики. М., 1993. С. 36.

2 Geertz С. The Interpretation of Cultures. 1973. P. 5,

Ж ж

В основе солидарность или борьба? 11 страница - student2.ru

Тема 3 ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТЕКСТЕ

В основе солидарность или борьба? 11 страница - student2.ru строения общества становится делом социальной семантики' фиксации знаков различий в символической структуре и их интерпретации.

То, что проявляется в западном обществе «социальных дости­жений» как символическая динамика изменения статуса путем прямой экспансии в физическое, социальное и культурное про­странства (дома, поместья, автомобили, звания, посты, образова­ние, коллекции произведений искусства и т.п.), в обществах с более стабильной статусной диспозицией может осуществляться не только в переносном, но и в прямом смысле как игра. « Кровавая баня» статусов — петушиный бой на Бали — есть лишь эстети­ческое переживание невозможной в этом обществе, фантазийной социальной мобильности, ощущение структурирующих общество реальных эмоций, более мягко проявленных в неигровых формах коммуникации. «Образ, фикция, модель, метафора — петушиный бой есть средство выражения; его функция — не смягчать соци­альные страсти, не разжигать их... а посредством перьев, крови, толпы и денег изображать их» .Geertz С. Op. cit.

Своим собственным теоретическим путем антрополог К. Гиртц приходит к тому же выводу, что и социолог Н. Луман: «...Обще­ства, как и жизни, содержат свои собственные интерпретации. Нужно только научиться находить к ним подход» .

Культура, коммуникация, символ, значение, интерпретация становятся областью смыслов, с помощью которых современные социальные мыслители теоретизируют по поводу «общества». Дадут ли такие подходы новые возможности в изучении процессов социального структурирования? Позволят ли эффективно втор­гаться в процессы форматирования социального пространства как на индивидуальном, так и на глобальном уровнях? Проще говоря, можем ли мы в своей индивидуальной жизни манипулировать социальной реальностью и способно ли общество как реальность манипулировать нами? Оставаясь в рамках этой теоретической перспективы, интуитивно хочется согласиться .. Но не будем забывать о других взглядах на проблему.

В основе солидарность или борьба? 11 страница - student2.ru 1 Geertz С Op cit P 443—444

2 Ibid P 453

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ОБЩЕСТВА

Теории происхождения общества

Посмотрев на общество «механистически», «спиритуалистически» и «семантически» и отдав должное изысканности социологических интерпретаций, способных запечатлеть как портрет человека на фоне общества («Герой нашего времени» ), так и портрет общества на фоне людей («Язык предков»), обратимся к проблеме перво­источников зарождения человеческой ассоциации.

Сколько вы знаете гипотез происхождения общества? «Стихий­ные» социологи в нашей стране обычно отмечают три:

■ естественную («труд создал человека» и превратил стадо в
культурное сообщество производителей),

■ божественную («Бог создал человека» и заповедовал ему
материальный мир и нравственный закон),

■ космическую («инопланетяне создали людей» и манипулиру­
ют человеческим прогрессом в своих лабораторных целях).

Все они ценны и интересны, в равной мере дискуссионны, и ни одна не отвечает на вопрос о «технических деталях» социо-генетического механизма, производящего социальную организа­цию.

В то же время сложился ряд научных теорий, которые, взяв за основу одну из особых характеристик биологии человека, рассмат­ривают вытекающие из нее этапы социального конструирования общественных объединений.

Действительно, если проигнорировать (за недоказанностью) тезис о том, что организм такой сложности, как человеческий, просто не мог сформироваться эволюционным путем за короткий период существования жизни на Земле, и тем самым отмести все «демиургические» и «мутационные» концепции, остается рассмот­реть, каким образом человек воплотил свою собственную природу в созданную им общественную систему и социальную организа­цию.

На этот счет существует ряд интересных догадок, каждая из которых нашла достаточно развернутое теоретическое воплощение и имеет свой доказательный ряд: инструментальная, семантичес­кая, сексуальная, тендерная, кратическая. Рассмотрим их в общих чертах.

Тема 3 ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТЕКСТЕ

В основе солидарность или борьба? 11 страница - student2.ru Инструментальная концепция ставит во главу угла человечес^ кую догадливость и сообразительность, повлекшие изобретение специальных орудий для удовлетворения потребностей. Прими­тивные, а затем все усложняющиеся, они экономили усилия человека в добыче тепла и пропитания, обеспечении защиты и сохранении продуктов. Используя орудия, люди обучались трудить­ся, повышалось их благосостояние. Это привело к функционально­му делению общины и закреплению системы разделения труда, а также к появлению экономических различий между людьми и семейными группами. Возникла и стала развиваться социальна^ организация.

Сексуальная концепция базируется на такой особенности чело*; века, как внесезонный характер размножения и удовольствие от спаривания. Это сочетание физиологических характеристик пр водит к спонтанному, неконтролируемому хаосу вынашиваний рождений, которые выбивают жизнь группы из ритма, делают ее непредсказуемой, требуют обеспечения повышенной физической защиты слабых членов общины — женщин и детей — и могут создавать нагрузки, гибельные для конкретного сообщества. Уста­новление контроля над рождаемостью связано с формированием семей и возникновением норм, регулирующих сексуальные, а вместе с ними и другие отношения членов общины. Регламент воспроизводства, развиваясь и принося свои плоды в виде более предсказуемой перспективы, возможности планировать хозяйст­венную жизнь и персональные взаимоотношения, дает социальную организацию, которой человечество успешно пользуется до сих пор.

Критическая концепция опирается на принципы общей теории систем и выводит возникновение человеческих ассоциаций, спо­собных выполнять сложную целесообразную деятельность, из раз­вития управляющей подсистемы. Сила и ум, присущие людям, распределены среди них неравномерно. Соединяясь с природной экспансивностью (жадностью и любопытством), эти качества легко превращаются в «монополии», когда приоритет человека по значимому признаку (физическая мощь, ловкость, изобретатель­ность, наблюдательность и др.) позволяет ему занять позицию лидера и прибрать к рукам сразу все выигрыши: лучшее место,

В основе солидарность или борьба? 11 страница - student2.ru В основе солидарность или борьба? 11 страница - student2.ru ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ОБЩЕСТВА

В основе солидарность или борьба? 11 страница - student2.ru лучшую пищу, лучших сексуальных партнеров и т.п. Научаясь повелевать и принимать знаки подчинения соплеменников, лидеры начинают формировать и утверждать систему правил почитания иождей, передачи власти, распределения привилегий среди осталь­ных членов общины. Нормы, сохраняющие и поддерживающие отношения неравенства (суть: порядка), ложатся в основу соци­альной организации, т.е. регламентированной, упорядоченной, подконтрольной в своей деятельности и развитии человеческой ассоциации. Элита, получая желаемое, использует власть — разно­образные рычаги влияния на массу, чтобы сохранить привилегию своего положения и присваивать создаваемые группой ресурсы, но взамен, в силу своей же заинтересованности, стремится обеспечить (ащиту, рост и процветание общины (продуктами которой она кормится).

Гендерная кон1<,епция основана на анализе распределения соци-.иьных ролей между полами. Рожденная в русле феминистской социологии, она отражает гамму теоретических установок иссле­дователей, изучающих половое неравенство в обществе. Поскольку женщина обладает биологической монополией на воспроизводство рода, а в силу физической недееспособности человеческих младен­цев становится не только родительницей, но и первым образцом для подражания, она «по естеству» обладает значимостью и рас­порядительной волей. Мужчина в силу тех же причин индивиду­ально незначителен, заменяем и функционально занимает роль сервера по обслуживанию процесса воспроизводства, обеспечивая: зачатие, защиту, тепло, кров и питание. Неудовлетворенные своей вспомогательной позицией, мужчины (и в этом состоит их исто­рическая гениальность) создают искусственный противовес жен­ской монополии воспроизводства в виде мужской монополии на установление порядка. Теоретики феминизма делают вывод, что в тот момент, когда происходит договор между мужчинами о распределении женщин, возникает социальная организация, об­щность, в которой действуют правила общежития. Несмотря на то что мужчины испокон века нарушали собственные договорен­ности, они продолжают держаться своей первобытной круговой поруки и не допускают женщин в социально значимые сферы, связанные с руководством, распоряжением ресурсами, властью. В

Тема 3 ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТЕКСТЕ

В основе солидарность или борьба? 11 страница - student2.ru этом смысле политика есть порождение андрогеннои цивилизации (которая, кстати, именно в период нашей жизни потихоньку приходит в упадок и расслабление, поэтому роль женщин в современном мире повышается и существенно видоизменяет сло­жившиеся отношения, решения и структуры).

Семантическая концепция строится на признании слабости человека как биологического существа. Люди действительно потря­сающе уязвимы и в физическом, и в психическом смысле. Стоит также допустить, что мы не самые хитрые и не самые умные на планете (хотя бы потому, что мы самовлюбленные, т.е. «слепые», и недальновидные, т.е. «тупые»). К тому же, для разнообразия, стоит подумать над тем, что человек — один из относительно молодых видов, поскольку антропологи отводят ему самое большее 8—10 миллионов лет эволюции, в то время как по планете бегают, ползают и плавают существа, в десятки раз более «апробирован­ные» разнообразными циклами земной жизни, поэтому считать себя достаточно неуязвимыми у нас нет никаких оснований. В связи с этой биологической слабостью закон выживания толкает человеческих индивидов к объединению усилий, к созданию кол­лективного «органического тела», способного справляться с мно­жеством разнообразных задач. Групповое взаимодействие связано с координацией усилий, дифференциацией и комбинированием функций. Такая сложноорганизованная деятельность требует пред­варительного согласования и непосредственной корректировки. Это возможно только с развитием общения, с использованием языка. Разрабатывая «обозначения» и символы, договариваясь о правилах толкования знаков, все активнее используя речь, люди формируют организованный мир коммуникации, которая предва­ряет, опосредует и завершает циклы материальной, продуктивной, деятельности. В результате возникает система упорядоченных (до­говоренных) коллективных взаимодействий и специальных груп­повых функций, формируется общество.

Социологические концепции происхождения человеческих ас­социаций, как видим, очень разнообразны. Они апеллируют к разным факторам формирования наблюдаемой сегодня общест­венной реальности. И действительно, техника, семья, власть, не-

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО ГУМАНИЗАЦИЯ СРЕДЫ

В основе солидарность или борьба? 11 страница - student2.ru равенство, язык являются неотъемлемыми, существенными фак­торами организации особого облика современных обществ в их уникальном воплощении.

Современное общество: гуманизация среды

Продолжая уточнять наши представления об «обществе», мы следуем традиционным путем научной логики: от общего — к частному. Рассмотрев общество как среду обитания человека, как общность «вообще» и как специфическую общность «в частности», изучив факторы его возникновения, стоит пойти дальше и выяс­нить, что оно представляет сегодня, т.е. обратиться к социологии современного общества.

Однако первым делом нужно разобраться с терминами. Что такое «общество», нам уже более или менее ясно, а что такое «современное» — это еще вопрос. Поскольку «общество» есть качественная характеристика общности современного типа, то дефиниция «современное общество» звучит для понимающего человека примерно как «масло масляное» — весьма тавтологично. Следовательно, надо стать еще более компетентными знатоками, чтобы различать нюансы этих значений.

Сложность различения состоит в следующем. В понятии «со-пременное общество» переплетаются и характеристики сложной организации крупных статусных сообществ, и указание на качест­венно новый тип социальной системы, и отнесение явления к исторической современности. В этом плане современное нам российское общество является «обществом», но не «современ­ным», поскольку оно по принципам своей организации и по сформировавшимся к концу тысячелетия тенденциям социальных изменений не может быть отнесено к социологической постсов­ременности.

Если свести воедино многочисленные разнообразные индикато­ры (критерии, показатели) современного общества, то получится интересная картина скрытого до времени, но очень существенного разлома нашего метасообщества (человечества) на качественно различающиеся составные части (табл. 5).


В основе солидарность или борьба? 11 страница - student2.ru


T

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО ГУМАНИЗАЦИЯ СРЕДЫ

культуры). А поскольку такая научная позиция не требовала соединения в одной модели всех наблюдаемых соответствий в жизни общества, поскольку каждая область социального развития имеет свои собственные причины и механизмы, они выявляли реальные организационные изменения (в строении и функциони­ровании) современного общества.

Смена технологического базиса, которая отражает прогресс прикладного знания и совершенствование средств производства, действительно вывела современное общество за рамки детерми­нистской логики экономической цивилизации (доиндустриального и индустриального типа). Добыча (в аграрных обществах) и переработка (в промышленных) продуктов природы сменяется добычей и переработкой информации и преимущественным раз-питием сферы услуг.

Изменение технологии сказывается на организации всей систе­мы социальных связей. Меняются структура занятости, соотноше­ние разных профессионально-квалификационных групп Доля жи­вого труда в производственных затратах катастрофически снижает­ся (почти до 1/10), и теряет смысл расчет стоимости по капита­ловложениям, поскольку «общество потребителей» перестает инте­ресоваться тиражируемым (массовым) товаром и ищет уникаль­ных, индивидуально-ориентированных, творческих способов удов­летворения потребностей своих членов. «Стоимость» окончательно превращается в «ценность» (для покупателя важно не сколько пложено в товар, а что он для него значит), а «собственность» (которая, по К. Марксу, реализуется только в адресном доходе, полезном эффекте от употребления) становится экономическим нонсенсом, поскольку эффект от использования информации тем больше, чем больше она распространена. (Поэтому реклама — гачастую самые значимые вложения производителей товаров и услуг — для наивных потребителей распространяется бесплатно.)

Информационные технологии захватывают важнейшие сферы жизни современного общества: промышленную, милитаристичес­кую, политическую и культурную. Они создают принципиально новые условия для индивидуальной конкуренции. Поскольку в современном обществе структура социальных позиций определя­ется экономическими статусами, а те в свою очередь — преиму-

Тема °> ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТЕКСТЕ

В основе солидарность или борьба? 11 страница - student2.ru щественно характером профессиональной деятельности человека1, разницу стартовых условий социального продвижения определяют уже не расовые, половые или возрастные различия, а образование, опыт, мастерство, талант. Одним из далекоидущих последствий «информатизации» и «серверизации» общества является тенден­ция «лидерства женщин» , наконец получивших реальный шанс соперничать в сфере равных (наука, образование) или даже приоритетных для них (услуги) возможностей. В России, где женщины в массе давно более образованы и эмансипированы, чем мужчины, они эффективно реализуют выгоды свободной конку­ренции между полами в сфере малого бизнеса.

Новый технологический базис производства изменяет само содержание труда, который должен быть: ответственным, профес­сиональным, компетентным, творческим. В противном случае нарушается технология, падает эффективность, снижается конку­рентоспособность, система приходит в упадок Недаром японский менеджмент во второй половине XX в. одержал чистую победу над американским1 социальные технологии выиграли у безупречной технической оснащенности предприятий.

Вообще говоря, анализ динамики социально-экономического развития ряда современных обществ позволил специалистам вы­явить прямую связь между стратегией капиталовложений и эко­номическим ростом. Развивающиеся страны, направляющие зна­чительные инвестиции в образование и науку, вышли в число конкурентоспособных мировых лидеров производства, а те, кто за счет продажи ресурсов «латает» экономические и социальные дисбалансы общества, оказываются в углубляющемся кризисе Знание в современном мире — это важнейший ресурс, позволяю­щий радикально повысить качество социального управления и использовать возможности организации, не прибегая к другим видам капитала.

Наши рекомендации