Определение уровня опасности вопроса для респондента
Самый простой способ выяснить, вызывает ли вопрос опасения у респондента, – это спросить его, чувствует ли он, что ответил «правильно» или «неправильно». Многие люди представляют некий стереотип поведения как социально одобряемый, и это влияет на их ответы. Примером представлений о «положительном» поведении может служить следующее:
Хороший гражданин
Регистрируется на выборах и голосует
Общается с официальными лицами
Принимает участие в общественной жизни
Знаком с существующими проблемами
Хорошо информированный и культурный человек
Читает газеты, журналы, книги и пользуется библиотеками
Посещает культурные мероприятия: концерты, театральные представления, музеи, выставки
Занимается повышением своего образования
Человек, исполняющий моральный долг и социальные обязанности
Проявляет милосердие и помогает друзьям в беде
Активно участвует в семейных делах и занимается воспитанием детей
Работает
Таблица 9
Вопросы по основным предметам бытовой техники
Источник: Бюро переписи населения США, 1972-1973.
И наоборот, о некоторых обстоятельствах и поступках опрашиваемые предпочитают умалчивать:
Болезни и недомогания
Рак
Венерические болезни
Психические отклонения
Незаконное или ненормативное поведение
Совершение преступления, включая транспортные нарушения
Неуплата налогов
Употребление наркотиков
Употребление алкогольных напитков
Сексуальные отношения
Финансовое положение
Доход
Накопления и имущество
Многие вопросы о поведении тем не менее не вызывают или почти не вызывают опасений респондентов. Из вопросов, приведенных выше в разных таблицах, только несколько из таблицы 5 (о воспитании детей) могут вызывать некоторые не очень серьезные опасения респондентов.
Социальные изменения за последние несколько десятилетий привели, в каком-то смысле, к облегчению положения исследователя при проведении социологических опросов. Сейчас лишь некоторые респонденты могут отказаться отвечать на вопросы по поводу рака, употребления наркотиков, сексуального поведения, о чем нельзя было спрашивать раньше, но, к сожалению, подобные вопросы так и не стали нейтральными.
Каждый конкретный вопрос воспринимается респондентами индивидуально. Например, вопрос о курении марихуаны не вызовет опасений у тех, кто этим не занимается, а также у тех, кто не видит ничего предосудительного в таком занятии. Опасения этот вопрос вызовет у тех, кто курит, но боится вызвать негативную реакцию интервьюера.
Если вы предполагаете, что вопрос потенциально может вызвать опасения респондента, то лучше всего обратиться к более ранним исследованиям, в которых задавались аналогичные вопросы. Если нет возможности использовать такой опыт, очень информативным может быть небольшой пилотажный тест (см. одиннадцатую главу).
Если вопрос явно не вызывает опасений респондентов, можно ограничиться изучением второй главы; в остальных случаях нужно обратиться и к третьей главе.