Глава 1. социологическое знание 4 страница

Традиции

Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традицию. Традиция — все то, что унаследовано от предшественников. Первоначально это слово обозначало предание.

глава 1. социологическое знание 4 страница - student2.ru глава 1. социологическое знание 4 страница - student2.ru глава 1. социологическое знание 4 страница - student2.ru глава 1. социологическое знание 4 страница - student2.ru глава 1. социологическое знание 4 страница - student2.ru глава 1. социологическое знание 4 страница - student2.ru В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы по­ведения, идеи, общественные установления, вкусы, взгляды. Традици­онными могут стать встречи бывших однокашников, однополчан, подъем национального или корабельного флага. Одни традиции выпол­няются в обыденной, а другие в праздничной, приподнятой обстановке. Они относятся к культурному наследию, окружены почетом и уваже­нием, служат объединительным началом. Разновидностью традиции является обряд.

Обряд

Онхарактеризует не избирательные, а массовые действия.

Обряд — совокупность действий, установленных обычаем или ри­туалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды неограничиваются одной социальной груп­пой, а относятся ко всем слоям населения. Обряды сопровождают важ­ные моменты человеческой жизни, связанные с рождением (крещение, наречение именем), свадьбой (сватовство, выкуп невесты, помолвка), вступлением в новую сферу деятельности (посвящение в студенты, в рабочие) или переходом в другой возраст (инициация), смертью (отпе­вание, погребение, поминки).

Церемония и ритуал

Они существуют не только в сфере религии, как об этом можно по­думать. Символические действия пронизывают все области человече­ской культуры.

Церемония — последовательность действий, имеющих символиче­ское значение и посвященных отмечанию (празднованию) каких-либо событий, людей или дат. Их функция — подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или какой-либо социальной груп­пы. Коронование — яркий пример важной для общества церемонии.

Ритуал — сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными и подго­товленными для этого. Ритуал наделен символическим значением. Он призван драматизировать данное событие, вызывать у зрителей благо­говение и трепет. Принесение человека в жертву языческому богу — яркий пример ритуала. Ритуалы широко распространены в религиоз­ной, политической (например, подписание международных договоров) и даже бытовой сферах (ритуал бракосочетания, выдачи паспорта и т.п.).

Нравы

Нравы — обычаи, имеющие моральное значение. Под эту катего­рию подпадают те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. В Древнем Риме это понятие обозначало "самые уважаемые и освященные обы­чаи". Во многих обществах считается безнравственным ходить по ули­цам обнаженным (хотя это разрешается делать у себя дома), оскорб­лять старших, бить женщину, обижать слабого, издеваться над инвали­дами. А в других обществах, например, в Спарте, сбрасывать физиче­ски слабого ребенка в пропасть считалось вполне нравственным пове­дением. Вообще, что именно считать нравственным, зависит от куль­туры данного общества. Однако во всех случаях наказание за безнрав­ственное, с точки зрения данной культуры, поведение следовало более суровое, нежели наказание за нарушение других норм и правил.

Особой формой нравов является табу. Табу — абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет. Особенно оно было распространено в традиционном обществе. Табу охраняло от опасностей, связанных с прикосновением к трупу или с употреблением отравленной пищи. В современном обществе табу накладывается, на­пример, на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил и другие подобные действия.

Законы

Разновидностью нравов являются законы. Это нормы поведения, оформленные парламентским или правительственным документом, т.е. подкрепленные политическим авторитетом государства и требую­щие неукоснительного выполнения. Различают два вида законов. Обычное право — в доиндустриальном обществе совокупность неписа­ных правил поведения, санкционированных государством. Из обычно­го права постепенно возникли формальные, или юридические законы, закрепленные конституцией — главным политическим законом стра­ны. Нарушение законов влечет за собой уголовные наказания, самым сильным из которых является смертная казнь (в тех странах, где она не отменена, т.е. предусмотрена законодательством). Законами общество защищает самые дорогие и почитаемые ценности: жизнь человека, го­сударственную тайну, человеческие права и достоинство, собствен­ность.

Вкус, мода и увлечения

Традиции и обычаи человек усваивает независимо от своей воли и желаний. Здесь нет свободы выбора. Напротив, такие элементы куль-

глава 1. социологическое знание 4 страница - student2.ru глава 1. социологическое знание 4 страница - student2.ru глава 1. социологическое знание 4 страница - student2.ru туры, как вкусы, увлечения и мода, свидетельствуют о свободном вы­боре человека.

Вкус — склонность или пристрастие к чему-либо, чаще всего это чувство или понимание изящного. Вкус в одежде формирует индивиду­альный стиль, манеру одеваться. Вкус индивидуален, поэтому он пока­зывает то, насколько человек отклонился от общепринятых норм, ус­редненных стандартов. Вкус называют еще прихотью. Увлечение — кратковременное эмоциональное пристрастие. У каждого поколения или индивида свои увлечения: брюками или галстуками определенной ширины, джазовой или рок-музыкой, коллекционированием марок и т.п. Смена увлечений, овладевших большими группами, называется модой.

Мода — смена культурных образцов и норм, замена одних увлече­ний другими. Если вкус может сохраняться у человека на протяжении всей жизни, то увлечения чаще меняются. Когда увлечения овладева­ют массами, они перерастают в моду, также довольно кратковремен­ную форму поведения и пристрастий. Пристрастие к какому-то танцу или "летающим тарелочкам" можно назвать и модой, и увлечением.

В отличие от увлечения мода выражает социальные символы. Нали­чие модных слаксов считается престижным не потому, что они краси­вы, а потому что слаксы — символ массовой культуры. Модные вещи стоят дороже обычной одежды, а их приобретение расценивается как успех. Модные веяния присущи скорее городской среде, где статус и престиж человека зависят не столько от трудолюбия или характера, сколько от стиля жизни, уровня благосостояния, манеры одеваться.

Ценности

Культура, как и общество, покоится на системе ценностей. Ценно­сти — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, ро­мантическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомне­нию, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Если верность яв­ляется ценностью, то отступление от нее осуждается как предательст­во. Если чистота является ценностью, то неряшливость и грязь осуж­даются как неприличное поведение.

Без ценностей не может обходиться ни одно общество. А индивиды? Они могут выбирать — разделять эти или другие ценности. Одни при­вержены ценностям коллективизма, а другие ценностям индивидуа­лизма. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других — моральная безупречность, для третьих — политическая карьера. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи придумали термин ценностные ориентации. Они описывают индиви-

дуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нор­мы поведения.

Итак, ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации — индивиду. Ценности представляют собой разделяемые вами совместно с другими убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.

Верования, знания и мифы

Идеи, которые лежат в основе ценностей, служат также основой знания. Знание — достоверные сведения о чем-либо, научные сведе­ния. Знания служат результатом познания — специализированной де­ятельности, осуществляемой подготовленными людьми. Прежде чем получить наименование знаний, сведения проверяются на истинность или ложность. Ложные сведения отбраковываются, а истинные, т.е. со­ответствующие реальности, признаются в качестве научных знаний. Сегодня они стали одним из самых главных элементов культуры.

На противоположном полюсе находятся мифы. Миф — фантасти­ческая, вымышленная картина мира в целом, места в нем общества и человека. Мифы существовали не только в первобытном обществе, где в образе богов или легендарных героев отражались природные и соци­альные явления, но существуют и в современном. Современные мифы выражают освященные идеологией или традицией верования членов общества. Многие американцы верят в американскую мечту о равных возможностях, а советским людям полагалось верить в светлое комму­нистическое будущее (хотя, конечно, далеко не все в это верили).

Верование — убежденность, эмоциональная приверженность ка­кой-либо идее, реальной или иллюзорной. Средневековые люди вери­ли, что Земля плоская и держится на трех китах. Но они не считали это заблуждением или ложным сведением. Они относились к этому, как к доказанному знанию. Принять на веру — значит признать истинным без доказательств. Вера не требует никаких доказательств. На верова­ниях основаны не только мифы, но и научные знания. Ученые уверены в правильности своих теорий. Верование — утверждение о том, что считается истинным или фактически достоверным. Ценности же каса­ются того, что считается хорошим или желаемым. В этом и состоит раз­личие между ними. Верование само по себе не отличает миф от знания.

Кодекс чести

Среди правил, регулирующих поведение людей, есть особые, кото­рые основаны на понятии чести. Они обладают этическим содержанием и означают то, как человек должен вести себя, чтобы не запятнать свою репутацию, достоинство или доброе имя. Все они не биологического, а

глава 1. социологическое знание 4 страница - student2.ru глава 1. социологическое знание 4 страница - student2.ru глава 1. социологическое знание 4 страница - student2.ru социального происхождения. Честь может быть родовой, семейной, со­словной и индивидуальной. Родовая честь выступает моральным сим­волом, дополняющим социальные символы, в частности, дворянское звание, формальные атрибуты власти — герб, титул, должность.

В европейской аристократической культуре понятие чести оказа­лось центральным элементом. Кодекс чести предписывал вызвать на дуэль обидчика и в равном поединке отомстить ему. За честь платили высшую цену — собственную жизнь. Простые люди тоже высоко цени­ли честь, о чем свидетельствуют выражения "девичья честь", "честное имя", "честь организации", У некоторых современных народов, особен­но в самом низу социальной пирамиды, сохранился пережиток родово­го общества — кровная месть, также связанная с защитой чести и иму­щества.

Формы культуры

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, со­циологи различают три ее формы — элитарную, народную и массовую, и две разновидности: субкультуру и контркультуру.

Элитарная культура

Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шенберга, трудна для понимания не­подготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережа­ет уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потре­бителей — высокообразованная часть общества: критики, литературо­веды, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потре­бителей высокой культуры расширяется. К ее разновидностям можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — "искусство для искусства".

Народная культура

В отличие от элитарной культуры народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений неизвестны. Народную культуру называ­ют любительской (но не по уровню, а по происхождению) и коллектив­ной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть инди­видуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца

или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор — еще од­но название народного творчества. Фольклор локализован, т.е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его со­здании участвуют все желающие.

Массовая культура

Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появле­ния — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись и магнитофоны) проникли в боль­шинство стран мира и стали доступны представителям всех социаль­ных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и наци­ональной. Популярная и эстрадная музыка, цирк — примеры массовой культуры. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям насе­ления независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художествен­ной ценностью, чем элитарная или народная культуры. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сию­минутные запросы людей, отражает и реагирует на любое новое собы­тие. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быс­тро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведе­ниями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура — сленговое название массовой культуры, а китч — ее раз­новидность.

Задание

Население итальянского городка Мот тола составляет около 20 тысяч человек. Но там есть три оркестра, в репертуаре ко­торых оперная и симфоническая музыка. Дирижером одного из них является крупный финансист, президент ассоциации "Во-лонтерство за мир", а его брат выступает флейтистом. В го­родке очень популярны домашние фестивали и концерты, где музыканты-любители играют для близких. О какой форме культуры идет речь?

Задание

Определите, к какой из трех форм культуры относятся следу­ющие произведения:

1. Песни Высоцкого и Окуджавы. 2. Оперы Верди. 3. Рок-опера "Юнона и Авось". 4. Частушки. 5. Мыльные оперы. 6. Порно­графическая литература.

глава 1. социологическое знание 4 страница - student2.ru глава 1. социологическое знание 4 страница - student2.ru глава 1. социологическое знание 4 страница - student2.ru глава 1. социологическое знание 4 страница - student2.ru глава 1. социологическое знание 4 страница - student2.ru глава 1. социологическое знание 4 страница - student2.ru глава 1. социологическое знание 4 страница - student2.ru Субкультура

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которы­ми руководствуется большинство членов общества, называется доми­нирующей культурой. Поскольку общество распадается на множество групп — национальных, демографических, социальных, профессио­нальных, — постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культур­ные миры называют субкультурами.

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, тради­ций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о моло­дежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре наци­ональных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминаль­ной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культу­ры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкуль­тура не противостоит доминирующей культуре. Своя культура у нар­команов, глухонемых, бомжей, одиноких, алкоголиков, спортсменов. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отлича­ются поведением от детей из низшего класса. Они читают разные кни­ги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждо­го поколения и каждой социальной группы свой культурный мир.

Молодежная субкультура

У современной молодежи отдых и досуг — ведущая форма жизнеде­ятельности, она вытеснила труд как важнейшую потребность. От удов­летворенности досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. В молодежной субкультуре отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конфор­мизм (соглашательство). Молодежная субкультура обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения. Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы.

В конце 1989 г. Н.В. Кофырин обследовал неформальные молодеж­ные группы, называемые "дворовыми тусовками". Они образованы по месту жительства: 70% их участников составили юноши, 30% — де­вушки.

"Уйти в неформалы" побудили молодых людей внутреннее одиноче­ство, потребность в друзьях, конфликты в школе и дома, недоверие к взрослым, протест против вранья. Почти каждый восьмой пришел в группу, потому что "не знал, как жить дальше".

Наиболее распространенными способами проведения свободного времени являются "тусовка на своей площадке", посещение видеосало­нов, где молодые люди предпочитают смотреть фильмы ужасов, коме­дии и эротику. "Сидят у себя в подвале" лишь 15% опрошенных.

Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер — она полна искусственными заменителями реальных ценностей: про­дленное ученичество как псевдосамостоятельность, подражание отно­шениям взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в приключениях экранных и литера­турных героев вместо реализации собственных стремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности вместо ее пере­устройства и совершенствования. Одним из способов бегства от дейст­вительности, или эскапизма, а также реализации стремления походить на взрослых является употребление наркотиков.

Контркультура

Она обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конф­ликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов про­тивостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности: усерд­ный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

Дополнительная информация Дети Сатаны

Родилось новое неформальное молодежное объединение или, лучше сказать, движение. Оно достаточно многочисленное, но о нем пока мало говорят. Его приверженцы называют себя сатанистами. Су­ществует даже классификация тинэйджеров-сатанистов. Первый и самый многочисленный тип — "осатаневшие тины", или гопники. Их символика: черные кожанки, нашивки с черепами, скелетами, пе­ревернутыми крестами. Патлы длинные и немытые или наголо бри­тые головы, татуировки в виде крестов или трех шестеренок, у не­которых — свастика. Словарный запас 100—150 слов, считая ма­терные. Тусуются в каждом районе, в тусовке обычно 15 человек.

Посвящение в "братство" новых членов происходит крайне при­митивно. Вся тусовка едет в заброшенную церковь, убивает кошку или собаку, их кровью рисует на стенах всякую похабщину, потом все накачиваются водкой и устраивают неприличные оргии. Иногда они

глава 1. социологическое знание 4 страница - student2.ru "(

выскакивают на крестных ходах, поливают всех матом, бросаются камнями.

Второй тип сатанистов более серьезный. Они сознательно про­тивостоят "продажной действительности". Многие из них, как могли, изучали историю религии, но сделали односторонние выводы, разочаровались в ней и в современных служителях культа. Они пола­гают, что святая церковь ныне бессовестно наживается на прихо­жанах (священники ездят на "фордах", бабульки обогащаются про­дажей свечей, а их слова о любви к ближнему — наглая ложь), а рань­ше она отринула славянских, греческих, египетских, римских языче­ских богов, назвав их приспешниками Сатаны.

Третий тип — хорошо организованные, сплоченные и иерархизи-рованные "маги офигительные". Они на "ты" с самим Сатаной: взглядом якобы останавливают кровь и зажигают сигареты. Их за­дача — подготовка почвы для пришествия Антихриста.

Сатанизм — увлечение каких-то групп подростков необычным, экстравагантным. Его можно бы было сравнить с пристрастием к катанию на роликах или с алисоманством, но оно может принимать более опасные формы.

Адаптировано по источнику: Московский комсомолец. — 1993 — 12 мая.

Культурное разнообразие

Анализ культурной статики мы завершаем рассмотрением разнооб­разия национальных культур и субкультур. Культурное разнообразие (культурная дифференциация) — это многовариантность, неоднород­ность национальной культуры в целом либо различия национальных культур в рамках общечеловеческой культуры. Разнообразие культур возникает там, где одни и те же символы, нормы, правила и ценности, т.е. черты культуры, приобретают разное, иногда противоположное значение. В одних культурах браки между родственниками запреща­ются, в других, напротив, разрешаются.

Культурное разнообразие народов, отличие каждого из них от дру­гих проявляется во всем — в приготовлении пищи, приветствиях, гос­теприимстве, манере общения, жилище, отношении к работе и многом другом.

Дополнительная информация

Чем различаются народы

Национальные особенности проявляются и в правилах вежливо­сти. Европейцы, здороваясь, протягивают для пожатия руку, чего

не делают китайцы, японцы и индийцы. Житель Вены при знаком­стве с дамой говорит "целую руку", а поляк на самом деле целует ей руку. Англичанин начинает письмо словами "дорогой сэр", даже если он не очень уважает своего адресата. Христиане-мужчины при входе в церковь, костел или кирху снимают головные уборы, а еврей, входя в синагогу, покрывает голову. В Европе цвет траура — черный, а в Китае — белый. У русских принято в гостях не оставлять ничего на тарелке, а в Китае к чашке сухого риса, которую подают в конце обе­да, никто не притрагивается (показывают, что сыты). Индийца, наверное, удивляет, если жена европейца назовет своего мужа по име­ние присутствии его матери, а у народности ашанти в Гане зять не имеет права разговорить с тещей. Если европеец попадет на обед к вождю папуасов и его угостят, косточкой дичи, то он должен, напо­ловину обглодав ее, передать вождю. Таков знак высокого уважения к хозяину. Гость как бы показывает, что он — его друг, с которым на­до делиться едой. Разумеется, европейцам такой обычай показался бы унизительным.

В разных культурах различаются даже представления о рассто­янии, на котором следует вести беседу. Североамериканец не любит, чтобы до него дотрагивались, и отступает назад как раз тогда, ког­да латиноамериканец сочтет, что наконец-то подошел достаточно близко, чтобы заговорить. Для канадца удобное расстояние при раз­говоре — 75 см, а для аргентинца это слишком далеко. Поэтому по­следний считает, что американец, с которым он разговаривает, де­ржится холодно и отчужденно. Таковы нравственно-психологиче­ские критерии общения. Не в меньшей степени различаются эсте­тические нормы, представления о прекрасном.

Древним сарматам не нравилась естественная форма головы, и они изменяли ее так, что в конфигурации черепа почти не остава­лось вертикального лба! У инков же голова делилась как бы на две ча­сти, связанные перемычкой: они перетягивали череп младенца спе­циальной повязкой. В Африке сохранился еще обычай дырявить нос для украшений, а европейца не удивляют проколотые для серег мочки ушей. У бушменов нос ребенка делали приплюснутым, а во Франции XVI века было популярным вытягивание носов.

Длинные ногти на пальцах сегодня — признак молодежной моды, а в древности они свидетельствовали, что их обладатель не занима­ется физическим трудом. Раньше в Китае искусственно отращива­ли ногти, которые служили признаком благородного происхождения. У многих народов короткая шея считается некрасивой, поэтому гру­зины, укладывая ребенка спать, старались, чтобы шея росла, распо­ложить его голову ниже плеч, а негры добивались того же эффекта с

А. И. Кравченко



глава 1. социологическое знание 4 страница - student2.ru помощью специальных колец. Прямые ноги почитаются за образец не только у европейцев, а вот кочевники любят кривые ноги, плотно охватывающие круп лошади. Напротив, древние греки специально выпрямляли ноги. У китайцев этнографы обнаружили обычай пере­бинтовывать девочкам ступни, чтобы они не росли длиннее 8—10 см. У древних майя новорожденной дочери на несколько дней ко лбу и за­тылку привязывали две плоские дощечки: лоб ребенка становился плоским, отступающим назад. А к ее волосам на уровне глаз подвеши­вали шарик из каучука, и она вырастала косоглазой. Таковы там были стандарты прекрасного.

Адаптировано по источнику: Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г.

Создано человечеством. — М., 1984.

КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА

Культура никогда не остается неподвижной: она возникает, разви­вается, деградирует, она распространяется от одной страны к другой, передается от прошлых поколений к будущим. Культурная динамика описывает изменение или модификацию черт культуры во времени и пространстве. Что служит основой изменения культуры и каковы ме­ханизмы такого изменения?

Открытия и изобретения

Не только у культурной статики, но и у культурной динамики есть свои первокирпичики. Ими являются открытия и изобретения.

Открытие — получение новых знаний о мире. Яркий пример — открытие новых островов и континентов, в частности Америки. Откры­тие предполагает, что факт, ныне известный, раньше был неизвестен. Оно снабжает человечество новыми знаниями, которые в процессе изо­бретения соединяются с известными знаниями и порождают новые эле­менты.

Изобретение — новая комбинация известных культурных элемен­тов или комплексов. Она включает новый способ изготовления вещей, т.е. технологию. Изобретения содержат в себе не только технические и научные новации, но и социальные, например, создание новых форм государственного управления. Они подразделяются на материальные и духовные.

Открытие и изобретение служат разновидностями инноваций. Это создание или признание новых элементов в культуре. Инновации за­висят от накопленных знаний, которые заново интерпретируются, от­бираются, оцениваются и применяются на практике. Примером инно­вации выступает практическое внедрение гибкого графика работы,

многосменного режима труда, новой формы платы за проезд в транс­порте и т.п.

Культурная диффузия

Изобретения и открытия распространяются на другие культуры тремя основными способами: целенаправленным заимствованием, сти­хийным проникновением (диффузией) и независимыми открытиями. Последнее означает, что одно и то же изобретение сделали независимо друг от друга в разных странах.

Задание

Найдите в литературе примеры 3—5 независимых открытий в технике, науке или культуре.

Диффузия — взаимное проникновение культурных черт и комп­лексов из одного общества в другое при их соприкосновении. Культур­ное соприкосновение в социологии называется культурным контак­том. Он может не оставить никакого следа в обеих культурах, а может закончиться равным и сильным влиянием их друг на друга либо не ме­нее сильным, но односторонним влиянием. Проникновение американ­ской культуры на европейский континент во второй половине XX века оказалось столь мощным, что породило особый феномен, названный "вестернизацией". В свою очередь, и американская культура, давшая миру огромное число открытий и изобретений, раньше формировалась благодаря целенаправленным заимствованиям, стихийным проникно­вениям. Специалисты считают, что третий способ — независимые изо­бретения — встречается в истории гораздо реже первых двух.

Дополнительная информация Культурные изобретения

Наши рекомендации