Место языкознания среди других наук
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ О ЯЗЫКЕ
Предмет и задачи языкознания
Жизнь человека складывается из различных видов деятельности, которая осуществляется в разнообразных сферах: биосфере, ноосфере (сфере познавательной деятельности), этносфере (сфера национальных особенностей и национальной культуры), социосфере (общественной сфере), семиосфере (сема – греч. – знак). В семиосфере происходит процесс создания, накопления, обработки и передачи информации. Она проникает во все сферы. Семиосфера интегрирует человеческий коллектив, пространство и время. К семиосфере относятся искусство, народные обряды, одежда, геральдика, научная символика, музыкальная нотация, дорожные знаки и т. д. Все вышеперечисленные системы называются семиотическими. Их изучением занимается семиотика. Центральное место среди всех этих семиотических систем занимает естественный язык. Эта система универсальна, поскольку она описывает всё, что существует, всё, что было в прошлом, всё, что будет и даже то, чего принципе не может быть. Кроме того, человеческий язык способен описывать сам себя. Этим собственно и занимается языкознание, или лингвистика. Когда мы отвечаем на вопрос «Что изучает данная наука?», мы называем объект исследования. Объектом языкознания является естественный человеческий язык во всех его проявлениях.
Когда же мы отвечаем на вопрос: «А с какой точки зрения, или с какой стороны изучается объект?», мы называем предмет исследования. Поскольку язык можно изучать с различных точек зрения, то соответственно выделяются и различные научные предметы. Этим предметам соответствуют разделы языкознания.
1. По отношению к лингвистическому пространству:
изучение конкретного языка → раздел «Частное языкознание»;
изучение группы языков:
с точки зрения языкового родства → сравнительное языкознание (компаративистика);
с точки зрения сходства и различия → сопоставительное языкознание (типология);
изучение универсальных характеристик, присущих всем языкам → общее языкознание.
2. По отношению к лингвистическому времени:
изучение языкового развития → диахроническое языкознание;
изучение современного состояния языка → синхроническое языкознание.
3. По отношению к функциям языка:
изучение устройства самого языка → внутреннее языкознание;
изучение использования индивидом или обществом → внешнее языкознание.
4. По отношению к целевой установке:
установка на познание самого себя → теоретическое языкознание;
установка на управление языковой деятельностью → прикладное языкознание (обучение языку, культура речи, перевод, создание словарей, создание искусственных языков, разработка системных коммуникаций для космоса, для компьютера).
«Русский язык» относится к частному языкознанию.
Место языкознания среди других наук
Языкознание занимает определённую нишу в системе наук. Междисциплинарные взаимодействия можно разделить на две группы:
1) взаимодействия по смежности объектов исследования:
Прежде всего сюда относятсягуманитарные науки(научные дисциплины, исследующие человека и человеческое общество).
Из этих наук с языкознанием теснее всего связана этнография, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира. На стыке этих дисциплин возникла наука этнолингвистика.
Связь языкознания с современной социологией обусловлена тем, что существование и развитие языка тесно связано с жизнью общества, его историей, политическим устройством, социальной структурой, культурой. На стыке между языкознанием и социологией возникла особая научная дисциплина – социальная лингвистика, или социолингвистика. Она изучает механизмы воздействия различных социальных факторов на язык и ту роль, которую играет язык в жизни общества.
Языкознание тесно связано с семиотикой – наукой, исследующей общие свойства различных знаков и знаковых систем. Естественный язык – наиболее важная (и лучше всего изученная) знаковая система, поэтому языкознание часто рассматривается как важнейшая из семиотических дисциплин.
Многообразие функций языка в обществе и тесный характер его связи с психической деятельностью человека делает весьма гибким взаимодействие языкознания с психологией. В 50-х гг. XX в. образовалась новая пограничная наука – психолингвистика, изучающая психические механизмы, которые лежат в основе речевой деятельности человека, т. е. его говорения и понимания речи других людей.
На стыке между языкознанием и физиологией существует нейролингвистика, изучающая на основании лингвистических данных функции и зоны центральной нервной системы, связанные в норме и патологии с языком.
Менталингвистика изучает связи языка и мышления, разрабатывает теорию языковых значений, их организации, а также связи содержательных сторон языка с речевой деятельностью, контекстом и ситуацией речи.
2) взаимодействия на основе сходства подхода к объектам.
Сюда относятся связи языкознания с естественными науками. В современной науке нашли поддержку аналогии между сравнительно-историческим языкознанием и дарвиновской теорией эволюции. В частности, контакт с биологией осуществляется при исследовании возможного наследственного характера основных языковых способностей человека.
С середины XX в. следует сближение языкознания с физико-математическими науками, в частности с математикой: с помощью методов математической статистики удаётся исследовать особенности словарного состава языка, частоту встречаемости тех или иных языковых явлений в речи, а также особенности различных стилей. В середине XX в. возникла новая научная дисциплина – математическая лингвистика, разрабатывающая математический аппарат для формального описания элементов человеческого языка и некоторых других знаковых систем.
Следует упомянуть связь языкознания с кибернетикой – наукой, изучающей общие закономерности процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе. Многие традиционные области языкознания существенно изменяют методику исследования благодаря возможности использовать в них компьютеры. Характер применения этих вычислительных методов сближает вычислительное языкознание с такими науками, как экспериментальная физика, где проверка определённых математических моделей осуществляется путём обработки на ЭВМ соответствующего экспериментального материала.