Тапы развития нп россии (с начала 90-х годов 20 в.).

По книге Щекина «Налоговые риски и тенденции развития НП»

1. Начало 90-х гг.

Налоговая система была «драконовской». Налоги были достаточно большими. Ввели частную собственность, налоги повысили во много раз.

2. 1995-2000гг.

Принимается ряд решений КС, сдерживающих фискальные притязания государства.

1999 г. принимается первая часть НК - начинается масштабная налоговая реформа. В ходе налоговой реформы 2001 - 2006 гг. были существенным образом снижены ставки основных налогов: налог на доходы физических лиц - до 13% , налог на прибыль организаций - до 24, налог на добавленную стоимость - до 18, единый социальный налог - с 35,6 до 26%

Были отменены налоги: с продаж, на пользователей автодорог, значительное число местных налогов.

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги. Как указал КС РФ в Постановлении от 11 ноября 1997 г. N 16-П, налог может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т.е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства. Перечень существенных элементов налогового обязательства закреплен в ст. 17 НК РФ, где предусмотрено, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

Таким образом, требование определенности к нормам налогового законодательства вытекает из конституционного положения о законной форме налога (ст. 57 Конституции РФ). Законная форма налога необходима для определенности, стабильности правового регулирования налоговых правоотношений. Эта правовая позиция была выражена и в Постановлении КС РФ от 11 ноября 1997 г. N 16-П.

Неопределенность налогового законодательства нарушает и принцип равенства. Как отметил КС РФ в Постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П, критерий определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями. Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает, по мнению КС РФ, возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу, а значит, и к нарушению принципов равенства и верховенства закона.

Правовые позиции КС РФ об определенности налогового законодательства нашли свое отражение и в ст. 3 НК РФ, в которой предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Тенденция к увеличению неопределенности налогового права проявляется как на уровне законодательства о налогах и сборах, так и на уровне правоприменительной практики. Самым ярким доказательством роста неопределенности налогового права является увеличение налоговых споров между налогоплательщиками и налоговыми органами.

3. 2000-2005 гг .

Решение КС, что штрафы нужно платить и за пределами срока давности.

Тенденция роста карательности российского налогового права также проявляется как на уровне законодательства, так и на уровне правоприменительной практики. Термин "карательность" используется в широком значении - как возможность возложения на налогоплательщика или должностных лиц налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий в связи с выявленным налоговым органом нарушением законодательства о налогах и сборах. В УК были различные составы налоговых преступлений. Повышена налоговая ответственность за налоговые преступления.

4. С 2006 г. эта тенденция переменилась. Была смягчена уголовная ответственность за налоговые преступления (не берут под стражу за налоговые преступления).

5. 2010-2012 гг

Цена на нефть, вероятно, упадет, а налоги, соответственно возрастут.

Наши рекомендации