И теория универсальной эволюции

Социологическая концепция разрабатывалась Спенсером в рамках «синтетической философии», стержнем которой была тео­рия универсальной эволюции. Основные принципы синтетической философии получили подробное освещение в работе «Основные начала». Мир виделся Спенсеру как материя, находящаяся в веч­ном и непрерывном движении и изменении. Причем это движе­ние не является хаотическим, а подчинено некоторым всеобщим закономерностям.

Миром правит естественная причинность. Каждое наличное состояние материи, независимо от того, о каких ее проявлениях идет речь, причинно обусловлено, по мнению Спенсера, пред­шествующим ее состоянием. Таким образом, эволюция материи представляется как непрерывный и постепенный процесс, скреплен­ный единой причинно-следственной связью. Вместе с тем материи присуща внутренняя тенденция к усложнению строения, которая придает эволюционному развитию определенную направленность.

Спенсер Г. Автобиография. С. 6.

СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ



Единицы материи естественным образом объединяются в более сложные соединения, а последние — в еще более сложные соеди­нения. Эти изменения всегда сопровождаются нарушением прежде существовавшего равновесия сил, и имманентное «стремление» материи к сохранению равновесия требует некоторой перегруппи­ровки сил, т.е. появления новых связей, которые бы сохраняли установившееся новое состояние. Постепенное усложнение мате­риальных форм сопровождается усложнением таких связей или, иначе говоря, усложнением внутренней организации материи.

Таким образом, эволюция, согласно Спенсеру, представляет собой переход материи от однородности к разнородности, от не­определенности к определенности, от бессвязности к связности, а основными ее параметрами служат рост «агрегатов» материи, дифференциация их структуры и функций, а также координация (интеграция) обособляющихся частей и выполняемых ими фун­кций. Эти основные закономерности проявляются во всех об­ластях явлений — от самых простых до самых сложных. По сути, Спенсером были выделены основные характеристики развития и сохранения систем, и эта модель была впоследствии использована им для анализа биологических, психологических и социальных яв­лений. Причем эта модель была не индуктивной, а аналитической и сконструированной, о чем Спенсер и сам писал: «У меня была способность схватывать коренные истины скорее, чем собирать подробности. Смысл явлений был для меня всегда интереснее са­мых явлений... Сознание причинности... побуждало меня всегда к анализу, в силу чего основные принципы были объектами большего вни­мания, чем различные конкретные явления, их иллюстрирующие»1. Это важно иметь в виду, поскольку (1) наиболее общие теоретические положения спенсеровской социологии были частными приложе­ниями этой абстрактной аналитической модели к области соци­альных фактов, по отношению к которым эмпирический материал выполнял роль сугубо иллюстративную, а (2) сама эта модель была предельно общей и бессодержательной, благодаря чему оставалась возможной корректная, эмпирически обоснованная интерпрета­ция исторической эволюции конкретных социальных фактов.

В эволюции материальных форм Спенсер выделил три ос­новных этапа: неорганическую, органическую и сверхорганическую (или надорганическую) эволюцию. Каждый уровень (или поря­док) развития материи плавно и постепенно вытекает из преды­дущего и не отделен от него резкой границей; в частности, свер-

Спенсер Г. Автобиография. С. 54.



История социологии

И теория универсальной эволюции - student2.ru И теория универсальной эволюции - student2.ru И теория универсальной эволюции - student2.ru И теория универсальной эволюции - student2.ru И теория универсальной эволюции - student2.ru хорганическая эволюция возникла «из органической ее формы, путем ряда нечувствительных переходов»1. Область сверхоргани­ческого охватывает «все процессы и продукты, предполагающие координированные действия многих индивидов», т.е. социальные явления. Причем под это определение у Спенсера подпадают не только явления человеческой общественной жизни, но и феноме­ны социальной жизни животных (пчел, муравьев, птиц, стадных млекопитающих). Между тем проявляемые животными формы об­щественной жизни являются лишь «зачаточными» по сравнению с гораздо более сложными формами, существующими в челове­ческих обществах.

Таким образом, специфическая форма сверхорганического развития, «которую проявляют человеческие общества в их росте, в их структурах, в их функциях и в их продуктах»2, с одной сто­роны, является высшей и самой сложной ступенью в эволюции материи, а с другой стороны, связана непрерывной цепью причин­но-следственных связей с феноменами низших порядков. Эти два аспекта, характеризующие место социальных явлений в эволюции материального мира, дали Спенсеру основания для двух осново­полагающих выводов.

Из особого характера социальных фактов вытекала необходи­мость новой науки, поскольку никакие другие науки область свер­хорганических явлений не изучали. Для обозначения этой новой науки Спенсер позаимствовал у Конта слово «социология».

Из того, что социальные факты являются лишь одним из зве­ньев в цепи естественной причинности, вытекало, что социология должна быть наукой естественной. Вместе с тем Спенсер не считал, что она непременно должна пользоваться теми же методами, что и другие естественные науки. Он писал: «...эти явления высшего по­рядка должно изучать так же, как и явления порядка низшего, — не прибегая, конечно, к тем же физическим методам, но прилагая к ним те же принципы»*. Речь идет о тех системных принципах, которые были разработаны им в рамках его «синтетической философии».

1 Спенсер Г. Основания социологии. СПб., 1898. С. 2. (Здесь и далее ссылки
на «Основания социологии» даются по этому изданию. В случаях, когда имею­
щийся перевод не был приемлем, цитаты были сверены и отредактированы по
изданию: Spencer H. The Principles of Sociology. N.Y., 1899-1904.)

2 Там же. С. 4.

3 Спенсер Г. Изучение социологии. Воспитание умственное, нравственное и
физическое. СПб., 1899. С. 4.

СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 169

Наши рекомендации