Виды социальных изменений.
Рассмотрим теперь более подробно, какие именно элементы социальных и социетальных систем подвержены изменениям. По этому признаку можно выделить четыре основных вида социальных изменений.
Изменения, касающиеся структур различных социальных образований, или структурные социальные изменения. Таковы, например, изменения в структуре семьи (полигамная, моногамная, многодетная, малодетная и т. д.), в структуре любой другой общности -- малой группы, профессиональной, территориальной, класса, нации, общества в целом, изменения в структурах власти, в структурах управления и т. д. К этому виду изменений относятся также структурные изменения социальных институтов (государства, системы образования, науки, религии); социальных организаций и т. д. Такие изменения предполагают перемены в рамках существующих структур, а также и образование новых социальных структур.
Изменения в социальных процессах. С определенной долей условности их можно назвать процессиальными социальнымиизменениями. Так, мы постоянно наблюдаем изменения, происходящие в сфере социальных взаимодействий и взаимоотношений между различными общностями, общностями и институтами, общественными структурами и личностью и т. д. Это отношения солидарности, напряженности, конфликта, отношения равноправия и подчиненности и т. д., которые постоянно находятся в процессе изменений.
Изменения, касающиеся функций различных социальных систем, институтов, организаций. Их можно назвать функциональными социальными изменениями. Так, в соответствии с новой Конституцией России произошли существенные изменения в функциях исполнительной и законодательной власти страны. Федеральное собрание как парламент страны в значительной мере отличается и по структуре, и по функциям от прежнего парламента -- Верховного Совета. Этот вид изменений также включает изменения уже существующих функций, равно как и" возникновение новых функций каких-либо социальных субъектов.
Изменения в духовной сфере -- сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности, или мотивационные социальные изменения.Очень важно для социолога зафиксировать изменения в тех ценностях, целях, нормах, идеалах, которыми руководствуются люди в своем поведении, работе, общественной и иной деятельности. Например, при переходе крыночной экономике существенно меняется мотивационная сфера огромных масс населения. На первый план выступают мотивы личного денежного заработка, дохода, что оказывает влияние на их поведение, мышление, сознание. Этот вид изменений нередко в научной литературе квалифицируется как разновидность культурных изменений, и тем самым подчеркивается его специфика, отличие от других видов социальных изменений. Некоторые социологи, например П. Сорокин (см. его «Социальную и культурную динамику»), Т. Парсонс и другие, проводят разделение между социальными и культурными сиетемами и соответственно социальными и культурными изменениями. В культурологии культурные изменения рассматриваются как особый класс изменений. Вместе с тем возможен и такой подход, при котором некоторые культурные изменения исследуются в качестве особого вида социальных изменений. Такой подход дает возможность больше подчеркнуть взаимосвязанность и взаимозависимость тех и других изменений. (Некоторые особенности культурных изменений более подробно рассматриваются в гл. 4 «Культура».)
Виды социальных изменений
Все виды социальных изменений, и прежде всего — социального развития, по характеру, внутренней структуре и степени влияния на общество можно разделить на две большие группы — эволюционные изменения и революционные изменения.
[править]Эволюционные изменения
Эволюционные изменения — это частичные и постепенные изменения, осуществляющиеся как достаточно устойчивые и постоянные тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо свойств, качеств, элементов в различных социальных системах, и приобретающих, в связи с этим, восходящую или нисходящую направленность.
В XX веке ученые отошли от представления о линейности эволюции. В современной социологии, эволюционные изменения определяются как многочисленные разнонаправленные перемены, носящие кумулятивный характер и представляющие собой процесс постепенного накопления каких-либо качеств или свойств, влекущие за собой изменения в социальной системе. Направленность изменений определяется по закону сложения векторов.
В ходе эволюции принято выделять 2 процесса:
Формирование инноваций (процесс зарождения, появления, укрепления новых свойств, качеств, элементов, процессов в социальной системе.
Отбор инноваций — процесс, в следствие которого сохраняются одни инновации и отбрасываются другие.
Инновация — комплексный процесс создания, распределения и использования какого-либо нового средства для удовлетворения социальных или индивидуальных потребностей, а также сопряженные с этим новшеством изменения в социальной и вещественной среде.
Революционные изменения
В отличие от социальной эволюции, которая принимается всеми школами социологии и рассматривается как естественное состояние общества, в отношении понятия революции, его определения и значения для развития общества, в социологии нет единого мнение.
Можно выделить три подхода к определению революции:
Делает акцент на масштабности и радикальности изменений ("революция — неожиданные, радикальные изменения в политической, экономической и социальной структуре общества" — Алан Буллок)
Делает акцент на насильственности, производимых изменений ("революция — фундаментальные социально-политические изменения, осуществляемые насильственным путем")
Делает акцент на предпосылки и обусловленность ("революция — это захват насильственными методами государственной власти лидерами массовых партий, и последующее использование ее для проведения крупных реформ" — Энтони Гидденс)
Обобщим все имеющиеся концепции, можно выделить характерные особенности революционных изменений, отличающих их от эволюционных:
Они затрагивают все сферы общества
Изменения затрагивают самые основы общества
Изменения, вызванные революцией, стремительны
Эти изменения, как правило, носят насильственный характер
9. Динамика социальных изменений: прогресс и регресс.
Социальная динамика – это результат изобретений, открытий, культурной диффузии. Социальные изменения часто бывают противоречивыми. Важно заметить, что социальная динамика не тождественна социальному прогрессу.
Общество существует как система благодаря тому, что разнообразные отношения между людьми носят в целом устойчивый и упорядоченный характер. Без устойчивости невозможно функционирование и развитие общества. Таким образом, при исследовании общества обнаруживается тенденция статичности, проявляющаяся и в личной, и в экономической, и в духовной, и политической, и социальной жизни. Обладает ли данная тенденция абсолютной ценностью? Можно ли считать идеальным, совершенным статичное общество?
По результатам исторических исследований, большую часть своей истории человечество прожило в первобытную эпоху. Если сравнить время существования человечества (с его зарождения до наших дней) с суточным временем, то получится, что человечество живет после первобытной эпохи лишь несколько минут. Чем же объясняется такая "спячка"? Первобытное общество было самой закостеневшей, хотя и простой системой. На протяжении столетий и тысячелетий не происходило каких-либо заметных изменений.
Традиционное общество заметно отличается от архаичного в плане устойчивости и упорядоченности. Однако и в этом обществе какие-либо существенные изменения охватывали нескольких поколений. В течении жизни одного поколения практически общественный порядок оставался неизменным. Время в представлении людей, скажем, в средние века, существовало как циклическое повторение событий. Основным принципом культуры традиционного общества является следование традиции (" как жили наши предки, так будут жить наши внуки").
Общество, в котором действует только статичность и стабильность, подобно огромной бездушной машине. В этом механизме личности и общности людей представляют собой "винтики", которые твердо знают свои функции, но не могут их менять.
Кроме социальной статичности, второй тенденцией функционирования и развития общества является динамика социума. Эта тенденция проявляется как процесс перехода общества от одного состояния к другому.
Социальная статика и динамика находятся в диалектическом единстве. С одной стороны, это разнонаправленные тенденции, поэтому между ними неизбежно возникают противоречия. С другой стороны, они взаимно предполагают друг друга. Тенденция статичности при отсутствии тенденции динамичности приводит к его стагнации (загниванию). Тенденция изменчивости при отсутствии тенденции упорядоченности приводит к хаосу и в результате к разрушению общества как целого. Однобокая динамика приводит к хаосу. Однако, как верно заметил Оруэлл, нам угрожает не хаос, а порядок. В архаичных и традиционных обществах, в тоталитарных современных государствах социальные статусы людей не меняются в течение жизни индивида. А раз не меняются статусы людей, то застывает в своем развитии и само общество.
Социальную динамику можно определить как изменение технологии организации общества. Причины и факторы социальной динамики: рост населения, изменение физической окружающей среды, технология, культура, социальные движения и социальные конфликты. Социальная динамика в конкретном обществе испытывает сильное влияние мировых глобальных процессов. Так, В РФ в 2000-2008 гг. очень редко менялись губернаторы субъектов федерации, что явилось проявлением политического монополизма и, в свою очередь, порождало экономический и политический застой. В эти же годы практически был остановлен процесс отделения государственной власти и бизнеса, политики и экономики. Государственные чиновники и силовые структуры, занимаясь бизнесом, неизбежно разрушали свободную конкуренцию – главный двигатель развития рыночной экономики. Замедлилось развитие экономики, решение социальных проблем, наступил застой в развитии духовной культуры и науки. Таким образом, застой в политике, отсутствие ротации политической элиты привели к застою в экономике, социальной и интеллектуальной сфере. Согласно теории динамического консерватизма, социально-политические системы ведут борьбу за сохранение стасус-кво, за то, чтобы ничего не менять. Поэтому политические элиты первоначально игнорируют сигналы о грядущих переменах, затем начинают активно сопротивляться, и, в конце концов, пытаются удержать процесс преобразований в узких рамках. Что касается нашей страны, то толчком к социальной динамике послужил мировой финансовый кризис 2009 года.
Так, в 2000 году средний класс в России составлял 25%. По критерию потребления под средним классом понимается возможность купить предметы бытовой техники из текущих расходов. В 2010 году число представителей среднего класса сократилось до 15-18%.