Массовые и групповые общности 6 страница

2. Социально-психологическая. В малых группах по­стоянно происходит столкновение социальных и индиви­дуальных интересов, которые существенно влияют на че­ловека. Поэтому, изучая группу, можно наблюдать за взаимодействием этих давлений и даже проводить экспе­рименты.

3. Социологическая. Главное здесь — познание малых групп как таковых, на основе чего возможна разработка эмпирически обоснованных теорий изменения этих сис­тем.

4. Наиболее претенциозная причина, связанная с тем, что малые группы это особый случай систем более общего типа — социальных систем. Малые группы это не просто микросистемы, в значительной степени они суть микро­космы больших обществ. Многие социетальные черты представлены в них в миниатюре: разделение труда, способы обмена, правление, иерархия престижа, идеология и т.д. Тщательное изучение этих микросистем позволит по­строить теоретические модели, которые затем можно будет апробировать в применении к обществам, которые менее доступны для непосредственного исследования [см.: 168. С.83-84].

Американский социолог Р.Мертон [см.: 225. С.147] считал, что социальная группа — это совокупность людей, определенным образом взаимодействующих друг с дру­гом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признаваемых ее членами, с точки зрения других людей. Он выделял три основных существенных черты, свойст­венных множеству групп: взаимодействие, членство и групповая идентичность.

До сих пор остается дискуссионным как вопрос опре­деления малой группы, выделения ее наиболее сущест­венных признаков, так и вопрос о количественных пара­метрах малой группы, о ее нижнем и верхнем пределах.

Дискуссия о нижнем и верхнем пределах малой груп­пы идет в научной литературе уже довольно давно.

Наиболее широко распространено представление о том, что наименьшей группой является группа из двух человек, так называемая «диада» или «пара», с ним сопер­ничает точка зрения, полагающая, что наименьшее коли­чество членов малой группы не два, а три человека. Исхо­дя из этого, в основе всех разновидностей малых групп лежат так называемые «триады».

Я.Щепаньский, в отличие от других социологов (на­пример, Н.Смелзера), отмечал, что группа начинается только в том случае, когда индивид А в рамках единой социальной организации состоит в отношениях не только с Б, но и с В, а также и с тем, что происходит между Б и В. Графически различие между общностями двух и трех индивидов будет выглядеть следующим образом [см.: 312. С.128].

А Б А

Б В

Пара — это объединение с наименьшим числом лиц одного или разного пола. В паре отношения и контакты между двумя индивидами наиболее часты и непосредст­венны, поэтому она является самой элементарной части­цей, составляющей общественную жизнь. Но невозможно всю общественную жизнь разложить только на взаимоот­ношения между двумя индивидами, и анализ происходя­щего между ними не сможет стать ключом при выяснении причин всех происходящих в обществе явлений. Хотя, конечно, исследования взаимодействий и связей, возни­кающих между двумя лицами, имеют большое значение.

Я.Щепаньский приводит следующие классификации пар [см.: 312. С.132]:

1. Пары, объединенные связью, образованной сексу­альными или гетеросексуальными отношениями: предсупружескими, супружескими, послесупружескими или гомосексуальными.

2. Пары, объединенные родственной связью: мать-дочь, мать-сын, отец-сын, отец-дочь, брат-брат, брат-се­стра, сестра-сестра, или другая пара, связанная любыми близкими отношениями (взрослый-ребенок).

3. Пары друзей.

4. Пары, связанные отношениями соподчинения.

5. Пары, связанные отношениями помощи: помогаю­щий и тот, которому помогают.

6. Пары, связанные отношениями воспитания.

7. Пары, создаваемые мимолетными обстоятельствами (например, проводник и турист и др.).

На основе личных и предметных контактов происхо­дит создание пар как устойчивых союзов. Но все же решающую роль в них играют черты личности, так как контакты в паре всегда непосредственные и многое зави­сит от непосредственной реакции на личные черты.

Со временем в каждой паре в большей или меньшей степени появляется «чувство интимности». Данное чувст­во является основой для появления сети отношений, бла­годаря которой связываются более широкие круги, состо­ящие из нескольких человек, например, друзья наших друзей — это наши друзья, а также является основой создания неформальных групп внутри формальных.

До сих пор обсуждается также и вопрос о верхнем пределе малой группы. Долгое время ученые принимали открытое Дж.Миллером «магическое число» 7±2 за верх­ний предел малой группы. Данное число было получено им при исследованиях объема оперативной памяти и оз­начало количество предметов, которые могут одновре­менно удерживаться в памяти. Исследования, проводи­мые позднее, показали, что данное число является абсолютно произвольным при определении верхнего предела малой группы. В конечном итоге все выдвигаемые в поль­зу магического числа аргументы экспериментально не подтвердились.

Г.М.Андреева придерживается другой точки зрения. Она пишет: «Представляется, что можно предложить ре­шение на основе принятого нами принципа анализа групп. Если изучаемая малая группа должна быть прежде всего реально существующей группой и если она рассмат­ривается как субъект деятельности, то логично не уста­навливать какой-то жесткий «верхний» предел ее, а при­нимать за таковой реально существующий, данный раз­мер исследуемой группы, продиктованный потребностью совместной групповой деятельности. Иными словами, если группа задана в системе общественных отношений в каком-то конкретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять в исследовании как «верхний» [9. С.1941.

В настоящее время ученые выделяют около 50 различ­ных оснований классификации малых групп [см.: 9. С. 194). Так, например, по способу организации —внешнеорганизманные и саммрганизующиеся; по основным сферам функционирования —производственные, учебные, семейные, дружеские и т.д.; по составу —элементарные, нечленимые (не более 7-10 человек) исоставные (до 40-50 человек), которые состоят из нескольких элементарных групп; по внутригрупповой атмосфере —дружеские, демократичес­кие, авторитарные, стихийные; по уровню развития — начиная отдиффузной группы, Т.е. случайно собранной группы, которая не имеет общих целей, досплоченного коллектива, для которой характерны высокий уровень развития коллективности и наличие единой цели, цен­ностных ориентаций; по времени их существования —дол­говременные и кратковременныеи т.д.

Остановимся подробнее на наиболее распространен­ных и важных для социологии основаниях деления малых групп:

1. В зависимости от степени организованности —фор­мальные (официальные) и неформальные группы.

2. В зависимости от характера внутригрупповых взаи­модействий —первичные и вторичные группы.

3. В зависимости от включения или невключения индивида в группу, выступающую для него эталоном, —референт­ные группы и членские группы.

В зависимости от того, какой тип взаимоотношений существует между членами малой группы, она может быть как первичной, так и вторичной, в отличие от нее, боль­шая группа может быть только вторичной.

Как показали исследования малых групп, проведен­ные зарубежными учеными, такие группы отличаются от больших не только размером, Т.е. количеством членов групп, но и качественно, им присущи совершенно иные социально-психологические характеристики. В качестве примера некоторые различия социально-психологических характеристик этих групп приведены С.С.Фроловым в его учебнике «Социология» (М., 1996): «Малые группы имеют:

1) не ориентированные на групповые цели действия;

2) групповое мнение как постоянно действующий фактор социального контроля; 3) конформизм[53] к групповым нормам. Большие группы имеют:

1) рациональные целеориентированные действия;

2) групповое мнение редко используется, контроль осуществляется сверху вниз;

3) конформизм к политике, проводимой активной час­тью группы» [287. С.2141.

С.С.Фролов считает, что, для того чтобы совокупность могла считаться группой, в наличии должны быть два следующих существенных условия: во-первых, взаимо­действие между ее членами, а во-вторых, у каждого члена группы должны появиться разделяемые ожидания отно­сительно других ее членов [см.: 287. 0.1941.

Исходя из этого, два человека, стоящие на остановке и ждущие трамвай, не будут считаться группой, так как отмеченные выше два условия отсутствуют. Но эти люди могут стать группой, а точнее, квазигруппой, если между ними начнется какое-нибудь взаимодействие (например, начнут беседовать, драться и т.д.).

3.3.4.1. Формальные (официальные) и неформальные группы

Формальная группа — это «социальная группа, обла­дающая юридическим статусом, являющаяся частью со­циального института, организации, имеющая целью достижение определенного результата (продуктов, услуг и т.п.) в рамках разделения труда в данном институте, орга­низации» [136. С.50]. Важным является и то, что для формальной группы характерна определенная иерархи­ческая структура соподчиненности.

В формальных группах функции, цели, правила пове­дения и даже членство зафиксированы в нормативных документах, Т.е. формализованы. Это помогает реализо­вать главную функцию формальной группы — добиться высокой упорядоченности, планируемости и управляе­мости действий всех членов группы для достижения ос­новных целей социального института или организации.

Часто такая группа формируется и функционирует как официальная часть трудовой или общественной организа­ции, а непосредственной основой межличностных кон­тактов выступает совместная деятельность по изготовле­нию какого-то определенного продукта или достижение какой-нибудь определенной цели. Формальной группой — объективным социальным образованием, элементом социальной структуры общества — является также и семья.

Благодаря формализованному характеру отношений формальная группа может объединять значительное число членов. Структура, тип поведения и функции такой груп­пы определяются системой более высокого уровня, груп­пой большего масштаба или общества в целом. Если взять, к примеру, производственную бригаду, то ее раз­мер, структура, функции, производственное задание и лидер (бригадир) строго регламентированы правилами данной производственной организации. Авторитет в по­добного рода группах определяется не личными качества­ми, а должностью индивида.

Неформальная группа — это такая социальная об­щность, которая сформирована на основе межличност­ных отношений и не имеет официального, юридически фиксированного, утвержденного статуса.

Форма существования неформальных групп может быть разной, они могут функционировать как относи­тельно изолированные, замкнутые социальные общности (например, разнообразные неформальные молодежные группы, люди, случайно объединившиеся для игры в во­лейбол на пляже, и т.д.) и могут складываться внутри официальных групп, быть составной частью официальной группы (например, в школьном классе возникают группи­ровки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом).

Главным социальным механизмом, приводящим к формированию и развитию неформальной группы в структуре официальных групп, является самоорганиза­ция. Со временем некоторые самоорганизуюшиеся не­формальные группы могут получить официальный статус, превратившись, например, в общественные организации, самодеятельные коллективы и т.п.

Иногда в неформальной группе может возникнуть со­вместная деятельность, в этом случае она приобретает некоторые черты формальной группы, в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, роли и позиции (например, группа туристов, отправляющихся в поход выходного дня).

Не получившие официальный статус неформальные группы можно разделить на дружеские контактные груп­пы с положительной социальной направленностью и группы, цели и интересы которых идут в разрез с целями, нормами и ценностями общества. В данном случае задача социолога заключается в проведении анализа социальной направленности неформальной группы и на основе этого разработке конкретных рекомендаций по стимулирова­нию социальной самоорганизации, которые в конечном итоге должны привести к возникновению неформальной группы с положительной социальной направленностью. Структура взаимоотношений в неформальной группе изу­чается при помощи социометрии.

В официальных группах обычно развита широкая сис­тема неформальных отношений и неформальных групп. Это обстоятельство играет очень важное значение для функционирования официальной группы и тем более производственных коллективов. Ведь в неформальной группе взаимоотношения складываются на основе эмоци­ональной близости и взаимных симпатий, а это ведет к созданию благоприятного социально-психологического климата в официальной группе. В официальной группе, трудовом коллективе существует строгое распределение ролей и отношений между коллегами по работе, руково­дителями и подчиненными, в отличие от этого, в неофи­циальных группах члены этого же коллектива объединены еще дружескими чувствами, взаимными симпатиями, об­щими интересами.

Центральное место в неформальной группе занимает лидер, вокруг которого объединяются члены группы. И часто бывает так, если руководитель официальной группы не пользуется авторитетом, то его функции выполняет лидер неформальной группы.

Авторитет руководителя любого коллектива зависит не только от его деловых качеств и профессиональных зна­ний. Для того чтобы эффективно осуществлять руковод­ство коллективом, руководитель должен проявлять инте­рес к существующим в коллективе неформальным отно­шениям, знать о симпатиях и антипатиях между членами коллектива и уметь разрешать возникающие в связи с этим конфликты.

Впервые деление малых групп на формальные и не­формальные было предложено Э.Мэйо при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов. В 1928 г. Э.Мэйо был приглашен компанией «Вестерн Электрик» для выяснения причин понижения производительности труда сборщиц реле, так как исследования, проводимые до него, не могли дать удовлетворительного объяснения причин. В общей сложности эксперименты в Хоторне продолжались с 1924 по 1936 гг. В результате проведенных экспериментов Э.Мэйо сделал вывод о наличии в бригаде наряду с формальной еще и неформальной структуры, а также показал значение неформальной структуры брига­ды, возможность использовать ее как фактор воздействия на бригаду в интересах компании.

Практика показала, что в реальной действительности очень сложно разделять строго формальные группы и строго неформальные группы, особенно тогда, когда не­формальные группы возникли в рамках формальных. Поэтому классификация малых групп на формальные и неформальные не может считаться строгой, хотя постро­енная на ее основе классификация структур групп необ­ходима и полезна для развития представлений о природе групп [см.: 9. С.197].

3.3.4.2. Первичные и вторичные группы Первичная группа — это группа, в которой связь под­держивается непосредственными личными контактами, высокоэмоциональным вовлечением членов в дела группы, что ведет членов к высокой степени отождествления себя с группой. Первичной группе свойственна высокая степень солидарности, глубоко развитое чувство «мы».

Г.С.Антипина выделяет следующие характерные для первичных групп черты: «малочисленный состав, про­странственная близость их членов, непосредственность, интимность отношений, длительность существования, единство цели, добровольность вступления в группу и неформальный контроль за поведением членов» [II. С.53].

Впервые понятие «первичная группа» было введено в 1909 г. Ч.Кули применительно к семье, в которой между членами складываются устойчивые эмоциональные отно­шения. Ч.Кули считал семью «первичной», потому что она является первой группой, благодаря которой осущест­вляется процесс социализации младенца. К «первичным группам» он также относил группы друзей и группы бли­жайших соседей [см. об этом: 139. С.330-335].

Позднее данный термин стал использоваться социоло­гами при изучении любой группы, которой были присущи тесные личные отношения между ее членами. Первичные группы выполняют как бы роль первичного связующего звена между обществом и личностью. Благодаря им чело­век осознает свою принадлежность к определенным соци­альным общностям и способен участвовать в жизни всего общества.

Значение первичных групп очень велико, в них, осо­бенно в период раннего детства, происходит процесс пер­вичной социализации индивида. Сначала семья, а затем первичный учебный и трудовой коллективы оказывают огромное воздействие на положение личности в общест­ве. Первичные группы формируют личность. В них про­исходит процесс социализации личности, освоение образ­цов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Каждый индивид находит в первичной группе интимную среду, симпатии и возможности реализации личных инте­ресов.

Первичная группа — это чаще всего неформальная группа, так как формализация ведет к превращению ее в группу другого типа. Например, если формальные связи начинают играть важную роль в семье, то она распадается как первичная группа и преобразуется в формальную малую группу.

Ч .Кули отмечал две основные функции малых первич­ных групп:

1. Выступать источником моральных норм, которые человек получает в детстве и которыми руководствуется в течение всей своей последующей жизни.

2. Выступать средством поддержки и стабилизации взрослого человека [см.: II. С.40].

Вторичная группа — это группа, организованная для реализации определенных целей, внутри которой почти отсутствуют эмоциональные отношения и в которой пре­обладают предметные контакты, чаще всего опосредован­ные. Члены данной группы имеют институционализированную систему отношений, а их деятельность регулиру­ется правилами. Если первичная группа всегда ориентирована на взаимосвязи между ее членами, то вто­ричная — на цель. Вторичные группы, как правило, со­впадают с большими и формальными группами, которые имеют институционализированную систему отношений, хотя малые группы также могут быть вторичными.

Основное значение в этих группах придается не лич­ностным качествам членов группы, а их умению выпол­нять определенные функции. Например, на заводе долж­ность инженера, секретаря, стенографистки, рабочего может занимать любой человек, который обладает необ­ходимой для этого подготовкой. Индивидуальные особен­ности каждого из них для завода безразличны, главное, чтобы они справлялись со своей работой, тогда завод может функционировать. Для семьи или группы игроков (например, в футбол) индивидуальные особенности, лич­ностные качества каждого уникальны и значат очень много, и ни одного из них поэтому нельзя просто так заменить другим.

Так как во вторичной группе все роли уже четко распределены, то ее члены очень часто мало знают друг о друге. Между ними, как известно, нет эмоциональных отношений, что свойственно для членов семьи и друзей. Например, в организациях, связанных с трудовой дея­тельностью, основными будут производственные отноше­ния. Во вторичных группах не только роли, но и способы коммуникации уже заранее четко расписаны. В связи с тем, что проведение личной беседы не всегда бывает возможным и эффективным, коммуникация часто приоб­ретает более формальный характер и осуществляется благодаря телефонным звонкам и различным письменным документам.

Но, естественно, не следует считать, что все вторич­ные группы безличны и лишены какого- либо своеобра­зия. Внутри этих групп люди вступают в дружеские отно­шения друг с другом и часто образуют первичные группы.

Например, школьный класс, студенческая группа, производственная бригада и т.д. всегда внутренне разде­лены на первичные группы индивидов, симпатизирую­щих друг другу, между которыми возникают более или менее часто межличностные контакты. При руководстве вторичной группой обязательно следует учитывать пер­вичные социальные образования.

Ученые-теоретики отмечают, что в течение последних двухсот лет произошло ослабление роли первичных групп в обществе. Проведенные западными социологами в тече­ние нескольких десятилетий социологические исследова­ния подтвердили, что в настоящее время господствуют вторичные группы. Но также были получены многочис­ленные данные, свидетельствующие, что первичная груп­па все еще вполне устойчива и является важным связую­щим звеном между личностью и обществом. Исследова­ния первичных групп проводились в нескольких областях: выяснялась роль первичных групп в промышленности, во время стихийных бедствий и т.д. Изучение поведения людей в разных условиях и ситуациях показало, что пер­вичные группы все еще играют важную роль в структуре всей социальной жизни общества {см.: 225. С. 150-154].

3.3.4.3. Референтные и членские группы

Референтная группа, как отмечает Г.С.Антипина. — «это реальная или воображаемая социальная группа, сис­тема ценностей и норм которой выступает для индивида эталоном» [II. С.56].

Открытие феномена «референтной группы» принадле­жит американскому социальному психологу Г.Хаймену (Hyman H.H. The psychology of ststys. N.I. 1942). Данный термин был перенесен в социологию из социальной пси­хологии. Психологи на первых порах под «референтной группой» понимали такую группу, стандартам поведения которой индивид подражает и нормы и ценности которой усваивает.

В ходе ряда экспериментов, которые Г.Хаймен прово­дил на студенческих группах, им было выявлено, что часть членов малых групп разделяет нормы поведения. принятые не в той группе, в которую они входят, а в какой-то иной, на которую они ориентируются, Т.е. при­нимают нормы групп, в которые они не включены реаль­но. Такие группы Г.Хаймен назвал референтными группа­ми. По его мнению, именно «референтная группа» помо­гала разъяснить тот «парадокс, почему некоторые индивиды не ассимилируют[54] позиции групп, в которые они непосредственно включены» [цит. по: 7. С.260], а усваивают образцы и стандарты поведения других групп, членами которых они не являются. Поэтому, для того чтобы объяснить поведение индивида, важно изучать ту группу, к которой индивид себя «относит», которую при­нимает в качестве эталона и на которую «ссылается», а не ту, которая его непосредственно «окружает». Таким обра­зом, сам термин родился от английского глаголаto refer,Т.е. ссылаться на что-либо.

Другой американский психолог М.Шериф, с его име­нем связано окончательное утверждение понятия «рефе­рентная группа» в американской социологии, рассматри­вая малые группы, влияющие на поведение индивида, разделил их на два вида: группы членства (членом которых индивид является) и нечленские, или собственно рефе­рентные группы (членом которых индивид не является, но с ценностями и нормами которых соотносит свое поведе­ние) [см.: II. С.56-57]. В данном случае понятия рефе­рентной и членской группы рассматривались уже как противоположные.

Позднее другими исследователями (Р.Мертон, Т.Ньюком) понятие «референтная группа» было распространено на все объединения, которые выступали для индивида эталоном при оценке им собственного социального поло­жения, действий, взглядов и т.д. В связи с этим в качестве референтной группы стала выступать как группа, членом которой уже являлся индивид, так и группа, членом кото­рой он хотел бы быть или был раньше.

«Референт-группой» для индивида, указывает Я.Ще-паньский, является такая группа, с которой он себя добровольно идентифицирует, Т.е. «ее образцы и правила, ее идеалы становятся идеалами индивида, и роль, навязанная группой, выполняется преданно, с глубочайшим убеждением» [312. С.81].

Таким образом, в настоящее время в литературе встре­чается двоякое употребление термина «референтная груп­па». В первом случае под ней подразумевается группа, противостоящая группе членства. Во втором случае — группа, возникающая внутри группы членства, Т.е. круг лиц, выбранных из состава реальной группы как «значи­мый круг общения» для индивида. Принятые группой нормы становятся лично приемлемыми для индивида толь­ко тогда, когда они приняты этим кругом лиц [см.: 9. С.197],

Понятие референтной группы, как отмечает Г.С.Анти­пина, может принимать следующие значения:

1) любая группа, которая берется за эталон (или кри­терий) при оценке своего собственного положения;

2) группа, на которую ориентируются в действии;

3) группа, право входа (или членства) в которую инди­вид стремится получить, Т.е. группа, в деятельности кото­рой он хочет участвовать;

4) группа, ценности и взгляды членов которой служат в качестве социальной «рамки соотнесения» для отдель­ного лица, не являющегося ее членом непосредственно [см.; II. С.57].

Референтные группы можно классифицировать по разным основаниям:

- по выполняемым функциям — нормативная и сравни­тельная референтные группы;

— по природе своего существования — реальные рефе­рентные группы и идеальные референтные группы;

— в соответствии с согласием либо отрицанием индиви­дом норм и ценностей группы — положительные (позитив­ные) и отрицательные (негативные) референтные группы.

Нормативная референтная группа выступает источни­ком стандартов и норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций индивида. Например, эми­грант, приехавший в другую страну, для того чтобы не быть «белой вороной», пытается как можно быстрее осво­ить нормы, правила и установки жителей данной страны.

Сравнительная референтная группа является для инди­вида эталоном, с помощью которого он может оценить себя и окружающих.

Разделение референтных групп на сравнительные и нормативные впервые было предложено Г.Келли (Kelley H.M. Two functions of reference groups.// In: Readings in social psychology Ed. G.E. Swanson, T.M. Newcomb and E.Z. Hartlen. - 1952). К нормативным группам он отнес те, в которых «индивид имеет мотивацию достиг­нуть или укрепить одобрение» [цит. по: 311. С. II 3], для того, чтобы добиться подобного одобрения, индивид дол­жен был согласовывать свои установки с теми членами группы, которые, по его мнению, выражали сущность взглядов всех членов данной группы. А сравнительной группой, по его мнению, была «группа, которую индивид использует как точку для отнесения при оценивании себя и других» [цит. по: 311. С.113].

Одна и та же референтная группа, отмечал Г.Келли, одновременно может выполнять функции как норматив­ной, так и сравнительной референтной группы.

Реальная референтная группа — группа людей, реально существующая в социальной среде, выступающая для ин­дивида эталоном реализации оптимальных для него соци­альных норм и ценностей [см.: 63. С.6].

Идеальная референтная группа — это группа, в состав которой индивид по каким- либо причинам не входит, но, несмотря на это, ориентируется на ее мнение в своем поведении, в оценках важных для него событий, а также в субъективных отношениях к другим людям. В данном случае эталоном субъективных оценок и жизненных идеа­лов индивида являются отраженные в его сознании цен­ностные и нормативные ориентации, выступающие в спе­цифической форме персонифицированных эталонов и идеалов [см.: 63. С.7], Т.е. в форме образов людей. Со­зданные в голове индивида персонифицированные обра­зы (например, литературный герой, исторические деятели далекого прошлого и т.д.). представляют собой, как отме­чает Г.С.Антипина, «внутреннюю аудиторию», на кото­рую личность ориентируется в своих мыслях и действиях [см.: 11.С.57; 318.С.149].

Таким образом, если реальная референтная группа — это явление социальной реальности, то идеальная рефе­рентная группа — это явление сознания индивида. При этом именно идеальные группы обычно бывают наиболее привлекательными и притягательными для индивида.

Подробное исследование референтных (реальных и идеальных) групп, их функций, типов, а также процесс их формирования и развития были проведены в диссертаци­онной работе К.Д.Давыдовой [см. об этом подробнее: 63].

Социальный статус, нормы и ценностные ориентации положительной референтной группы полностью соответст­вуют представлениям о нормах и ценностях индивида и рассматриваются им как социально желательные. Систе­ма ценностейотрицательной референтной группы чужда для индивида, противоположна его ценностям и воспри­нимается как нежелательная, неприемлемая, поэтому своим поведением он старается получить негативную оценку, «неодобрение» своих поступков и позиций со стороны этой группы. В качестве отрицательной рефе­рентной группы часто выступает группа, к которой инди­вид раньше принадлежал и из которой перешел в другую группу.

К.Д.Давыдова все функции референтных групп, в со­ответствии с разделением человеческой деятельности на информативную, нормативную и оценочную, разделила на три основные группы [см.: 63. С.10-12]:

- статусные (информативные) — способствуют форми­рованию у индивида представления о его месте в социаль­ной структуре, его социальном статусе, эталонах исполне­ния социальных ролей, соответствующих его статусу. Эти функции помогают референтным группам «регламентиро­вать» социальные роли;

- регулятивные (или нормативные) — помогают личнос­ти интерпретировать принятые в референтных группах социальные нормы, устанавливающие рамки допустимого и недопустимого, как нормативные эталоны для индиви­да. Они выступают для индивида критерием оценки своих поступков, Т.е. осуществляют социальный контроль и обусловливают определенный тип поведения личности, а порой даже и образ жизни;

Наши рекомендации