К. г. юнг: психосоциология коллективного бессознательного

Карл Густав Юнг (1875-1961)— швейцарский пси­холог, социолог, культуролог. Он начинал как психиатр в клинике Цюриха, затем был профессором университе­тов Цюриха, Базеля. Испытал влияние учения 3. Фрей­да, стал президентом Международного психоаналитиче­ского общества. В 1920-1930 гг. отошел от классического фрейдизма и принципов пансексуализма. Подобно Ари­стотелю, ставшему из ученика Платона его оппонентом, Юнг оказался в таком же положении по отношению

• 293 •

к Фрейду, создав собственное направление, названное им «аналитической», «глубинной» психологией и имеющее большое значение для исследования бессознательных ос­нований нормативной и, в частности, морально-право­вой регуляции социального поведения индивидов и масс. Юнг увлекался китайской и индийской религией и фи­лософией, совершал экспедиции в Африку, где изучал обычаи и нравы племен, ведущих первобытный образ жизни. Основные сочинения: «Метаморфозы и символы либидо» (1912); «Трансцендентная функция» (1916); «Об энергетике души» (1928); «Проблемы души в наше вре­мя» (1931); «Действительность души» (1934); «Психо­логия и религия» (1940); «О психологии бессознательно­го» (1943); «Психология и алхимия», «Психология и воспитание» (1944); «Символика духа» (1948); «Симво­лы трансформации», «Ответ Иову» (1952); «Окорнях сознания» (1954); «Современный миф» (1958); «Подход к бессознательному» (1961) и др.

Коллективное бессознательное

Понятие коллективного бессознательного, занимаю­щее главное место в теории Юнга, означает сверхличную память рода, коллективную душу, являющуюся продук­том психической наследственности, свидетельством исто­рически-генетической преемственности поколений, свя­зывающим современного человека с его предками. Кол­лективное бессознательное идентично у всех людей и образует нечто вроде общей, единой корневой системы, питающей психическую, духовную жизнь индивидов. Его бесконечно богатое содержание лишь частично зафикси­ровано мифами, религиозными преданиями, искусством древних и современных народов. Регулятивные начала, содержащиеся на уровне коллективного бессознательно­го, предопределяли особенности возникавших на их осно­ве норм нравственности, обычного и естественного права. Несмотря на то, что современное право, как унифициро­ванная знаковая система с однозначными требованиями к индивиду, и архаичный миф далеко не всегда пересека­ются своими нормативными предписаниями и смысловы­ми сюжетами, у них можно обнаружить общую генети­ческую платформу — коллективное бессознательное.

•294*

Сущность архетипа

Психическое существование человека — сложный, противоречивый процесс, динамика которого предопре­деляется комплексами бессознательных переживаний — архетипами. Как общие «модели поведения», универсаль­ные первообразы, архетипы укоренились в человеческой психике в глубокой древности. Они обнаруживают себя в качестве сквозных мотивов, общепринятых символов мировой культуры, постигаемых при помощи религиоз­ной, метафизической, художественной и нравственной интуиции. Последнее обстоятельство позволило Юнгу сформулировать мысль о том, что природу архетипов лег­че понять, исходя из целей, которым они служат.

Каждый архетип способен сочетаться с личным опы­том человека, вытесненным из сознания и сосредоточив­шимся в пределах индивидуального подсознания. На уровне архетипов реальность не подразделяется на при­родную, социальную и духовную. В них все слито в синкретичные целостности всеобъемлющих универсалий, каждая из которых способна порождать бесконечное мно­жество разнообразных культурных форм.

Юнг сравнивал коллективное бессознательное с гриб­ницей, а индивидуальную психику и ее архетипы с отдель­ным грибом. В одних случаях архетипы интегрируются в сознание, а в других нет, и тогда они способны своим воз­действием оказывать разрушительное воздействие на лич­ность и ее поведение. Они не поддаются прямому контролю со стороны сознания, их содержание не подчиняется по­пыткам прямого нормативного регламентирования сред­ствами моральных и правовых предписаний. Это, однако, не означает, что бессознательные начала ориентируют че­ловека только лишь на нарушение социальных норм.

Виды архетипов

Существует значительное количество разнообразных архетипов. Сам Юнг обозначил и охарактеризовал лишь некоторые из них.

1. «Тень» — генетически унаследованное человеком от архаического прошлого докультурное, темное содер­жание опыта, отвергнутое индивидуальным «я» и оттес­ненное в область бессознательного, где оно оформляется

• 295 •

в «анти-я», «не-я» или «тень», как темного двойника сознательного «я». «Тень» — та часть психики, которую невозможно устранить и которая постоянно сопровождает человека во всех его действиях. Данный архетип наибо­лее важен для понимания природы различий между нор­мативным и анормативным поведением. Это своеобраз­ный резервуар всего докультурного, «зверочеловеческо-го», угрожающего основам духовности, нравственности и правопорядка, проявляющегося как тяготение челове­ка к запретному, преступному. Традиционное религиоз­ное сознание издавна приравнивало его действие к дья­вольскому наваждению.

В работе «Борьба с тенью» Юнг попытался взглянуть в свете данного архетипа на личность Гитлера. В резуль­тате диктатор предстал как чудовищная персонификация всех низменных человеческих проявлений, как «неадап­тивная психопатическая, безответственная личность, на­деленная острой интуицией беспризорника или крысы».

Для Юнга Гитлер — это тень или низшая сторона личности каждого человека, представленная в ошелом­ляющих масштабах. То обстоятельство, что большин­ству немцев удалось увидеть в Гитлере своего темного двойника, заставило их последовать за ним. Юнг, одна­ко, находит способ обратить яд в противоядие: он при­зывает каждого, увидевшего в диктаторе свою тень, уметь оценить ее как страшное зло, как наибольшую опас­ность для себя и научиться бороться против нее. Циви­лизованный человек должен уметь направлять собствен­ную разрушительную агрессивность внутрь своей же пси­хики, на борьбу со своей «тенью».

2. Архетип «маски» представляет собой средство при­
крытия, позволяющее спрятать за покровом приобре­
тенной социальности индивидуальное, сокровенное «я».
Благодаря «маске» человек пытается выглядеть так, как
того требует общественное мнение. Защищая внутрен­
нее «я» личности, «маска» может в конечном счете стать
причиной ее духовной деградации и обезличивания.

3. Архетип «анимы» имеет двойной смысл: во-пер­
вых, это образ души, символизирующий глубинную, бес­
сознательную мудрость, во-вторых, это образ женщины
в подсознании мужчины.

4. Архетип «анимуса» — это образ мужчины в пси­
хике женщины.

5. Архетип «самости» ведает индивидуацией челове-
ка, обеспечивает способность ощущать не только отдель-
ность, обособленность своего существа и существования,
но и его соотнесенность с мировым целым.

Кроме указанных, существуют архетипы бога, зло- го духа, мудреца, героя, дитяти, чуда, тайны, автори- тета, порядка, хаоса, аполлонического и дионисийного начал и др.

Проблема мотивации

Концепция Юнга предлагает более сложную, чем у Фрейда, картину мотивационных процессов, протекаю­щих внутри индивидуальной психики. Если у Фрейда происходит смешение, взаимодействие и противоборство трех типов мотивов, исходящих от «Id», «Ego» и «Super-Ego», то у Юнга мотивационные инициативы исходят от множества различных архетипов. Сталкиваясь между собой, противореча друг другу, они порождают чрезвы­чайно сложную и драматическую картину психической жизни человека.

Нормативное сознание современных людей пребывает в различной степени зависимости от коллективного бессоз­нательного. На нижнем уровне пребывают те, кто живет преимущественно в дорефлексивном состоянии, мало чем отличающемся от первобытной бессознательности. Выше стоят индивиды, чья психическая жизнь соответствует кри­териям начального этапа развития мировой цивилизации. Еще выше находятся те, чье сознание соответствует совре­менным критериям цивилизованности и культуры.

Индивидуальные «я» людей существуют как бы меж­ду двумя огромными сферами: с одной стороны — внеш­ний нормативный мир современной цивилизации, а с другой — императивы коллективного бессознательно­го. Человеческое «я» воспринимает идущие от них тре­бования и вынуждено постоянно отыскивать способы согласования возникающих между ними противоречий. Архетипы обозначают векторы требующихся от челове­ка духовно-практических усилий и тем самым либо по­могают, либо мешают индивиду адаптироваться к внеш­ней социальной реальности.

• 297 •

Наши рекомендации