Социология познания и массовых коммуникаций 7 страница
направления и объема научной работы от господствующей структуры власти и связанных с ней воззрений в области культуры95. А ограниченность любого безоговорочного утверждения, допускающего, что наука или технология представляют собой базис, к которому должна пристроиться подогнанная к нему социальная структура, становится очевидной в свете исследований, показывающих, каким образом наука и технология были поставлены на службу социальным или экономическим требованиям96.
Рассматривать внушительный перечень всех остальных проблем, которые требуют эмпирического исследования (и получают его), значило бы выйти далеко за пределы этой главы. Остается только сказать, что социология познания быстро преодолевает свою первоначальную тенденцию — смешивать предварительные гипотезы с сомнительными догмами; множество умозрительных прозрений, которыми отмечены ранние стадии ее развития, теперь подвергаются все более строгой проверке. Хотя, возможно, Тойнби и Сорокин правы, говоря о том, что в истории науки периоды накопления фактов чередуются с периодами обобщений. В социологии познания обе эти тенденции, кажется, хорошо сочетаются друг с другом, и их союз обещает быть плодотворным. Но, главное, она концентрирует свое внимание на таких проблемах, которые в настоящее время представляют наибольший интеллектуальный интерес97.
95 Hartshorne, German Universities and National Socialism. — Примеч. автора.
96 Заметнее всего это проявляется в военное время; см. замечание Сорокина, ко
торый говорит, что центры военной власти стремятся стать центрами научного и тех
нологического развития (см.: Sorokin, Dynamics, IV, pp. 249—251); ср. с; Cohen J.В.
and Barber В., Science and War (ms.); Merton R.K., «Science and military techique», Scientific
Monthly, 1935, 41, pp. 542—545; Bernal, op. cit.; Huxley J., Science and Social Needs (New
York: Harper and Bros., 1935). — Примеч. автора.
97 Что касается исчерпывающей библиографии, см.: Barber В., Science and Social
Order; Mannheim., Ideology and Utopia; Barnes H.E., Becker H., and Becker F.B., eds.,
Contemporary Social Theory (New York: D. Appleton — Century Co., 1940). — Примеч.
автора.
XV. КАРЛ МАНН ГЕЙМ И СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ
Но в самом деле языку до сих пор удавалось скрыть от нас почти все то, о чем мы говорим.
И.А. Ричарде
У дисциплины, немецкие представители которой назвали ее Wissenssoziologie — а за неимением более простого английского термина это напыщенное тевтонское слово часто сохраняют, — долгая история, и связана она в основном с проблемой объективности знания1. Систематическое рассмотрение социальных факторов при приобретении, распространении и росте знаний, однако, является относительно недавним достижением, два основных источника которого возникли во французской и немецкой социологической мысли2 .У этих двух направлений развития разное прошлое, и каждое из них концентрирует внимание на разных проблемах. Французское, дюркгеймовское направление, выросло главным образом на этнографической почве, когда у разных народов подчеркивалось разнообразие не только моральной и социальной структур, но и
© Перевод. Егорова Е.Н., 2006
1 Беглый очерк об этом раннем этапе развития, по крайней мере с так называе
мой эпохи Просвещения, дан в: Ernst Grunwald, Das problem der Soziologie des Wissens,
chapter I. Однако предположение, что эта история начинает свой отсчет со времени
древнегреческого Просвещения, продиктовано не просто желанием обратиться к древ
ности. В самом деле типичный очерк Pierre-Maxime Schuhl, Essai sur la formation de la
pensee grecque (Paris, 1934) дает достаточные основания для предположения о более
раннем, хотя, возможно, столь же произвольном, «начале». — Примеч. автора.
2 Можно придраться к этому замечанию, приводя значимые арегеи в английской
традиции по крайней мере со времен Фрэнсиса Бэкона и Гоббса. Сходным образом праг
матическое направление, начиная с Пирса и Джеймса, изобилует соответствующими об
суждениями. Они, однако, не являлисьсистематическим анализом рассматриваемых нами
центральных социологических проблем. При более исчерпывающем изучении этой обла
сти эти несистематические исследования были бы учтены. — Примеч. автора.
когнитивных ориентации. Сам Дюркгейм, положивший начало этому направлению, представил на страницах своей книги «Les formes elementairesde la vie religieuse» (Paris, 1912) смелый анализ социальных истоков фундаментальных категорий мышления. Основываясь в некоторых отношениях на идеях Дюркгейма, Люсьен Леви-Брюль стремился продемонстрировать нередуцируемые различия между первобытным и цивилизованным менталитетами. Другие последователя Дюркгейма преодолели этот первоначальный интерес исключительно к обществам без письменности и применили его концептуальную схему к различным социальным аспектам мышления и познания в цивилизованном обществе. Эти работы свидетельствуют о том, что вклад французов в la sociology du savoir является в основном автономным и независимым от сходных исследований в Германии3.
Теоретические предшественники
Главные немецкие предшественники социологии познания — это непосредственные предшественники Маннгеймом. Они никоим образом не представляют собой единое целое — фактически они часто придерживались противоположных точек зрения, но занимались в основном той же совокупностью проблем. Более того, при объясне-
5 Но не полностью, однако, поскольку Дюркгейм начал писать раздел о «conditions sociologique de la connaissance» в L'Annee sociologique (1910, 11, 41), делая обзор статьи Вильгельма Джерусалема «Die Soziologie des Erkennens». И снова вместо детального обсуждения дюркгеймовской традиции мы вынуждены привести краткие библиографические указания. Maurice Halbwachs в работе Les cadres sociaux de la memoire развивает тезис, что память, эпистемологическую значимость которой подчеркивают в последнее время Шлик, Франк и другие ученые из Венского кружка, является функцией социальной структуры. Marcel Granet в La civilisation chinoise и особенно в широко разрекламироваой книге La pensee chinoise (Paris, 1934) приписывает типично китайский образ мыслей разным черта социальной структуры. Дюркгейм также повлиял на разных авторов, пишущих о началах Западной науки: Abel Rey, La science orientate avant les Grec (Paris, 1930), La jeunesse de la science grecque (Paris, 1933); Leon Robin, La pensee grecque et les origines de I'esprit scientifique (Paris, 1928); P-M. Schuhl, op cit., и в какой-то мере на Arnold Reymond, Histoire desscience exactes et naturelles dans I'antiquite greco-romaine (Paris, 1924). Его влияние также заметно в различных социологических работах по искусству и литературе, особенно в трудах Шарля Л ало. В этой связи см. тома 16 и 17 Encyclopedie francaise под названием «Arts et litterflures dans la societe contemporaine» (Paris, 1935—1936). Особо надо отметить внесшего вклад в Wissenssoziologie во Франции Жоржа Сореля, который предвосхитил Дюркгейма и исходил из квазимарксистского наследия. См. его Le proces de Socrate (Paris, 1889); Reflexions sur la violence (Paris, 1908); Les illusions du progres (Paris, 1908). — Примеч. автора.
нии интеллектуальной родословной Маннгейма нельзя исходить из того, что в своих исследованиях по проблемам познания он следовал за кем-либо из них. Напротив, он полемизировал с ними по тем или иным вопросам, и именно эта полемика позволила ему постепенно уточнить свою собственную позицию.
На работу Маннгейма наложили свой отпечаток левые гегельянцы и, в частности, Маркс. Действительно, его позицию характеризовали как «буржуазный марксизм». У Маркса и Энгельса и в стимулирующей творческую мысль работе Дьердя Лукача «История и классовое сознание» (1923) мы находим некоторые основные концепции Маннгейма: далеко простирающийся историзм, представляющий даже категориальный аппарат как функцию социальной и особенно классовой структуры43; динамическую концепцию знаний46; энергичную, действенную интерпретацию диалектических отношений между теорией и практикой4"; роль знания в переводе деятельности людей из царства «необходимости» в царство «свободы»4г; роль противоречий и противоборствующих социальных групп как фактора, наводящего на размышления*1; особое внимание к конкретной социологии, которая полностью исключает приписывание исторически обусловленных качеств абстрактному индивиду46.
На формирование взглядов Маннгейма повлияли также неокантианцы, особенно так называемая Юго-Восточная или Баденская школа (использование единого названия для этой группы теоретиков не должно заслонять собой различия между ними, о которых свидетельствуют многочисленные разногласия по конкретным вопросам). Фактически, как мы увидим, Маннгейм не так далеко отошел от их центральных тезисов, как ему казалось5. УДильтея, Риккерта, Трельча и особенно у Макса Вебера он почерпнул многое, что легло в основу его идей: осо-
"" Например, Friedrich Engels, «Socialism: Utopian and Scientific», in Karl Marx: Selected Works, i, 142 f;c/ Diedeutsche Ideologie, Marx-Engels Gesamtausgabe (Berlin, 1931), V. — Примеч. автора.
46 Engels, «Ludwig Feuerbach and the Outcome of Classical German Philosophy», ibid., I, 453 f. — Примеч. автора.
*• Marx, «Theses on Feuerbach», ibid., 1, 471; cf Capital (Chicago, 1925-1960, III, 954. — Примеч. автора.
4r Engels, «Socialism...», op. cit., I, 180—181. — Примеч. автора.
4л Marx, «Introduction to the Critique of Political Economy», ibid.. I, 356. — Примеч. автора.
40 Marx, «Theses on Feuerbach», op cit., I, 473. — Примеч. автора.
5 В своем очерке «Das Problem einer Soziologie des W\ssen&»,ArcluvfurSozia(wissenschaften und Sozialpolitic, 1925, 599f., Маннгейм эксплицитно отвергает неокантианство как отправную точку для социологии познания. Практически, как будет показано в дальнейшем, Маннгейм очень близко подходит к понятию «ценностное отношение» Риккерта— Вебера. — Примеч. автора.
бое значение аффективно-волевых элементов в направленности и формировании мышления; дуализм, эксплицитно отвергаемый Маннгей-мом, но все же оставшийся в его теории познания, где проводится различие между ролью ценностных элементов в развитии точных наук и наук о духе; различие между познанием и объяснением, с одной стороны, и между переживанием и пониманием — с другой; ценностную «нагру-женность» мышления, из которой тем не менее не следует вывод о принципиальной несостоятельности эмпирических суждений6. И, наконец, из трудов феноменологов: Гуссерля, Ясперса, Хайдеггера и более всего Макса Шелера — Маннгейм, видимо, вывел подчеркнутое внимание к точному наблюдению фактов, «данных» в непосредственном опыте; интерес к анализу тех процессов в социальной жизни, которые протекают естественно, как бы «само собой»; отнесение различных типов интеллектуального сотрудничества к тем или иным типам групповой структуры7. Разнообразие источников идей Маннгей-ма находит свое отражение в его эклектизме и в присущей его концептуальной схеме нестабильности.
Необходимо сразу же отметить, что теории Маннгейма постоянно претерпевали изменения, поэтому неправильно было бы думать, что его ранние или поздние работы в равной степени представляют его зрелые взгляды8. Так как мы здесь не ставим своей целью просле-
6 См. Heinrich Rickert, Diegrenzen der naturwissenschaftlichen Begriffsbildung, 4th ed.
(Tubingen, 1921), esp. 35-51, 245-271; Wilhelm Dilthey, Gesammelte Shriften (Tubingen,
1922), 111, 68f., 169 ff.; Max Weber, Gesammelte Aufsatse zur Wissenschaftslehre, 146-214;
403—502. — Примеч. автора.
7 См. Edmund Husserl, Ideas: General Introduction to Pure Phenomenology (New York,
1931), 187 ff., Karl Jaspers, Psychologie der Weltanschauungen (Berlin, 1925), 20 ff.; 142 ff.;
Julius Kraft Von Husserl/zu Heidegger (Leipzig, 1932), esp. 87 ff.; Max Scheler, Versuche zu
einer Soziologie des Wissens(Wi\incbtn— Leipzig, 1924);ft'e Wissensformen unddieGesellschaft
(Leipzig, 1926). — Примеч. автора.
8 Cf. op. cit., 266—267. Чтобы сократить последующие ссылки и провести разли
чие между «ранним» и «поздним» периодом Маннгейма, везде будут использованы
следующие алфавитные сноски. Поскольку статья «Wissenssoziologie» представляет
первый радикальный отход Маннгейма от его прежней позиции, она будет отмечать
появление его «новых формулировок».
A. 1923. «Der Histrismus», Archivfur Sozialwissenschaft und Sozialpolitik, 52, 1—60.
B. 1925. «Das Problem einer Soziologie des Wissens», ibid., 53, 577—652.
C. 1926. «Ideologische und soziologische dergeistigen Gebilde», Jahrbuchfiir Soziologie
(Karlsruhe), 424-440.
D. 1927. «Das konservative Denken», Archivfur Sozialwissenschaft, 57, Heft. 1—2, 68—
142.
E. 1928. «Das Problem der Generationen», Kolner Vierteljahrshefte fur Soziologie, 7,
157-185.
F. 1929. «Die Bedeutung der Konkurrenz im Geibiete des Geistigen», Verhabdlungen
der 6. Deutschen Soziologentages in Zurich (Tubingen), 35—83.
дить за развитием идей Маннгейма, хотя такая задача вполне могла бы принести пользу тем, кто занимается социологией познания, то при объяснении его настоящих взглядов мы будем исходить из его более поздних работ, а на ранние труды будем ссылаться лишь в тех случаях, когда они проливают дополнительный свет на эти взгляды. Из этого, безусловно, не следует общий вывод, что поздние формулировки всегда точнее и значительнее ранних, нов данном случае это именно так.
Теория идеологии
Маннгейм выводит некоторые основные концепции социологии познания из анализа понятия идеология9. О наличии идеологического мышления можно говорить тогда, когда утверждения оппонента считают неверными в силу их обусловленности его жизненной ситуацией. Так как эти искажения не считаются преднамеренными, то идеология отличается от лжи. Действительно, различие между ними очень важно, поскольку оно подчеркивает непреднамеренный характер идеологических высказываний. Эта концепция, названная Маннгеймом «специальной концепцией идеологии», отличается от «общей концепции» по трем главным признакам. Специальная рассматривает как идеологические лишь некоторые утверждения оппонента, то есть предусматривает возможность его неидеологического мышления; общая же концепция характеризует всю систему мышления оппонента как неизбежно идеологическую. Кроме того, специальная концепция с необходимостью занимается анализом на психологическом уровне, так как она допускает, что ее противники допускают общие с ней
G. 1929. Ideologie und Utopie (Bonn), trans. By Louis Wirth and Edward Shils as parts II—IV (49—236) of Ideology and Utopia (New York, 1936); ссылки даны на английское издание.
Н. 1931. «Wissenssoziologie», Handworterbuch der Soziologie, ed. By Alfred Vierkandt (Stuttgart), 659—680, translated as part V (237—280) of Ideology and Utopia; ссылки даны на перевод.
I. 1934. «German Sociology», Politico, 12—33.
J. 1935. Mensch und Geseltschaft im Zeitalter des Umbaus (Leiden).
K. 1936. «Preliminary approach to the problem», написано специально для английского издания Ideology and Utopia, pt. 1, 1—48.
L. 1940. Man and Society in an Age of Reconstruction (New York), перевод Эдварда Шилза переработанного и значительно расширенного варианта J. — Примеч. автора.
9 Соотносительное понятие «утопия» можно с большей пользой обсудить позднее, поскольку оно главным образом связано со взглядами Маннгейма на критерии обоснованных утверждений. — Примеч. автора.
критерии валидности, тогда как общая концепция занимается ноо-логическим уровнем, на котором форма, содержание и концептуальный каркас любого «образа мыслей» представляются неизбежно обусловленными жизненной ситуацией. И, наконец, как следствие, в первом случае занимаются «психологией интересов» (во многом в том же смысле, как психоаналитик оперирует способами «рационализации»), а во втором стремятся лишь установить «соответствие» между социальным окружением и системой мышления. Таким образом, вторая концепция не требует определения мотивов, а довольствуется указанием на доступные нашему пониманию соответствия между различными образами мыслей и конкретной ситуацией10. Из этих различий следует, что специальная концепция носит индивидуалистический характер; занимаясь групповыми идеологиями, она лишь «складывает» отдельные идеологии членов группы или отбирает те, которые являются общими для индивидов данной группы. А общая стремится установить интегрированную систему мышления группы, которая имплицитно присутствует в суждениях ее членов (G, стр. 49—53). Развитие концепции идеологии от специальной до общей, которое Маннгейм прослеживает с непревзойденным мастерством, приводит к проблеме ложного сознания, то есть к вопросу о том, «как вообще могла появиться такая вещь, как... полностью извращенный ум, искажающий все подряд» (G, стр. 61—62).
Специальная и общая концепции впервые слились в марксистской теории, которая несомненно сместила акцент с психологического уровня на социальный. Нужно было сделать еще один шаг, чтобы появилась социология познания, — перейти от «специальной» формулировки понятия идеологии к «общей». В специальной формулировке только мышление наших оппонентов считается полностью функцией их социального положения; в общей — таким образом рассматривается мышление всех групп, включая нашу. Как сжато выразился Маннгейм, «с появлением общей формулировки общей концепции идеологии простая теория идеологии превращается в социологию познания. То, что когда-то было интеллектуальным оружием одной партии, превращается в метод исследования социальной и интеллектуальной истории в целом» (G, стр. 69).
Хотя теорию идеологии можно представить как мать социологии познания, необходимо отказаться от многого в ее наследии, если мы хотим, чтобы эта последняя стала скорее когнитивной, а не полити-
10 G, 50—51. Сравните Scheler, Versuche..., p. 95. Прежде всего здесь не может быть и речи о мотивах и субъективных целях исследуемых индивидов, так как эти мотивы и цели могут быть бесконечно разнообразными: технические проблемы, тщеславие, честолюбие, корыстолюбие, любовь к истине и т.д. — Примеч. автора.
ческой дисциплиной. Теория идеологии в первую очередь нацелена на дискредитацию противника a toutprix* и лишь в очень малой степени на получение достоверных четких знаний о сути рассматриваемого предмета. Она полемична в своем стремлении разгромить противника. Она по сути своей антиинтеллектуальна. Она готова установить истину по приказу, в силу чисто политического господства, если потребуется. Она хочет, чтобы с ней соглашались вне зависимости от того, есть ли для этого основания. Она сродни скорее риторике, чем науке. Цели теории идеологии таковы, что их необходимо решительно отвергнуть, чтобы они не заслонили собой чисто познавательные цели социологии познания. Фактически Маннгейм стремится элиминировать ярко релятивистские и пропагандистские элементы, сохранившиеся в ранних формулировках социологии познания.
Фундаментальные теоремы
Вообще говоря, в социологии познания можно выделить два основных аспекта: теорию и «историко-социологический метод исследования». Теоретический аспект можно, в свою очередь, подразделить на (а) «чисто эмпирическое исследование посредством описания и структурного анализа того, каким образом социальные отношения действительно воздействуют на мышление»; и (б) «эпистемологическое изучение того, какое значение имеет эта соотнесенность для проблемы валидности» (Н, стр. 277). Методологический аспект связан с разработкой процедур для конструирования идеальных типов мировоззрения, имплицитно присутствующих в типах мышления, существующих на данный момент в различных социальных слоях (социальных классах, поколениях, сектах, партиях, кликах, философских школах). Именно с помощью подобных хорошо разработанных реконструкций конкретные виды мышления следует выводить из социального «состава групп и слоев», выражающих себя таким способом (Н, стр. 277). Таким образом, становится очевидным, что методологический аспект этой дисциплины тесно связан с первым из теоретических аспектов, о которых упоминалось выше. Поэтому мы можем изменить классификацию Маннгейма и считать, что эта дисциплина охватывает два основных класса проблем: проблемы, связанные с существованием социологии познания как самостоятельной дисциплины, которая включает эмпирический и процедурный аспекты, и проблемы, связанные с эпистемологической релевантностью социологии познания. Хотя большин-
* любой ценой (фр). — Примеч. пер.
ство толкователей работы Маннгейма главным образом занимались ее эпистемологическим аспектом, представляется более полезным уделить внимание фундаментальной социологии познания, как фактически признает сам Маннгейм (Н, стр. 275).
Предмет самостоятельной дисциплины получает отражение в ее проблемах, понятиях, теоремах и критериях доказательств. Мышление считается экзистенциально детерминированным, когда можно показать, что оно не имманентно и не детерминировано внутренне, и когда на его происхождение, форму и содержание существенно влияют внетеоретические факторы (Н, стр. 240). [Как сказал Джексон Тернер: «Каждый век переписывает историю прошлого заново в зависимости от обстоятельств, задающих тон в данное время».] На основе эмпирических исследований можно утверждать, что коллективные цели и социальные процессы заставляют осознать наличие различных проблем, которые иначе могли бы остаться незамеченными и невыявленными. В связи с этим Маннгейм и выводит проблемы, представляющие особый интерес для самой социологии познания, из интенсивной горизонтальной и вертикальной мобильности в обществе, ибо только столкнувшись с кардинально различными видами мышления, участник и в то же время наблюдатель событий начинает сомневаться в общей валидности тех форм мышления, которые он сам считает правильными. Более того, именно тогда, когда быстрые социальные перемены разрушают обычные институциональные гарантии мировоззрения — например, государство, церковь, — множественность форм мышления и начинает представлять собою проблему. Подобные перемены в социальной структуре приводят к пересмотру тех форм мышления, которые он сам считает правильными (того, что прежде считалось само собой разумеющимся и принималось как данное) (J, стр. 132 f.).
Другие теоремы Маннгейма показывают в общих чертах корреляции между мышлением и социальной структурой, которые он стремится установить. Он выдвигает следующий тезис: «Даже категории, с помощью которых классифицируются, собираются и упорядочиваются эмпирические данные, различаются в зависимости от социального положения наблюдателя» (G, стр. 130). Органично интегрированная группа видит историю как непрерывное движение, направленное на реализацию своих целей; потерявшие социальные корни и нечетко интегрированные группы придерживаются антиисторического интуитивизма, который подчеркивает все случайное и неуловимое. Консервативно настроенный менталитет не расположен к теоретическим рассуждениям об истории, так как рассматривает социальный строй «таким, как им он есть», скорее считая его естественным и пра-
вильным, чем проблематичным. Консерваторы прибегают к оборонительным философским и историческим рассуждениям о социальном мире и своем месте в нем только тогда, когда находящиеся к ним в оппозиции группы подвергают сомнению status quo. Более того, консерватизм обычно рассматривает историю с точки зрения морфологических категорий, подчеркивающих уникальный характер исторических конфигураций, тогда как сторонники перемен применяют аналитический подход с тем, чтобы извлечь такие элементы, которые посредством причинной связи или функциональной интеграции можно перегруппировать в новые социальные структуры. При первой точке зрения подчеркивается стабильность, присущая социальной структуре как таковой; при второй делают акцент на изменчивости и нестабильности, вычленяя компоненты этой структуры и группируя их по-новому. В стране с расширяющимися экономическими и территориальными горизонтами, такой как Соединенные Штаты, ученые в области общественных наук занимаются детальным изучением отдельных социальных проблем и допускают, что решение индивидуальных проблем автоматически приведет к адекватной интеграции всего общества. Это допущение может успешно применяться только в том обществе, где широкие возможности и многочисленные альтернативы действия обеспечивают ту меру гибкости, которая действительно позволяет найти лекарство для исправления институциональных дефектов. Напротив, в такой стране, как Германия, ограниченное поле действия приводит к осознанию взаимозависимости социальных элементов и тем самым к взгляду на общество как на единый организм, подразумевающему скорее полное преобразование социальной структуры, чем частичный реформизм (G, стр. 228—229; I, стр. 30-33).
Примерно таким же образом Маннгейм увязывает четыре вида утопического менталитета — анабаптистский хилиастический, либерально-гуманистический, консервативный и социалистическо-ком-мунистический — с определенной социальной локализацией и коллективными целями их сторонников. В этой связи он показывает, что положение и стремления этих групп оказывают влияние даже на анабаптистский хилиазм, порождаемый революционным пылом и «чаяниями» угнетенных слоев, особо выделяет непосредственное настоящее, «здесь и сейчас». Нарождающиеся средние классы, породившие либеральный гуманизм, делают упор на «идее» неопределенного будущего, которое в свое время станет свидетелем осуществления их этических норм благодаря прогрессу «просвещения». У консерваторов их «ощущение времени» порождает мысль о том, что прошлое неумолимо приводит к существующему состоянию общества и безусловно оправдывает его. («Справедливо все, что существует». «Ясно одно: все
существующее справедливо».) И наконец, социалистическо-комму-нистические концепции дифференцируют историческое время более сложным образом, проводя различие между ближайшим и отдаленным будущим, подчеркивая при этом, что конкретное настоящее содержит в себе не только прошлое, но и латентные тенденции будущего. Сформулировав эти связи между социальным положением, коллективными стремлениями и временной ориентацией, Маннгейм создал область исследования, которую сейчас интенсивно разрабатывают".