Предмет и основные категории социологии 3 страница
Но данная классификация не является полной, так как, во-первых, ряд специальных социологических теорий в нее не вписывается (социология молодежи, социология трудового коллектива и др.), а во-вторых, процесс их возникновения и оформления еще не завершен, по мере углубления социологического знания и исследования все более новых явлений и проблем возникают новые специальные социологические теории. Это показывает, что четко классифицировать специальные социологические теории в настоящее время еще пока трудно, но со временем это будет вполне возможным.
Эмпирические (конкретные) социологические исследования. Они устанавливают и обобщают социальные факты с помощью прямой или косвенной регистрации каких-то свершившихся событий, которые характерны для изучения социальных явлений, объектов и процессов.
Предмет конкретных социологических исследований — действия, поступки, какие-то характеристики поведения людей и социальных общностей, конкретные продукты материальной или духовной человеческой деятельности, а также вербальные действия, Т.е. отражение социальной реальности в различных фактах сознания людей (мнения, оценки, суждения, взгляды).
Любое научное познание, в том числе и социологическое, выступает как единство двух взаимосвязанных уровней знания — теории и эмпирии, двух видов исследования — теоретических и эмпирических.Теоретическое исследование (от греч. theoria — рассмотрение, исследование) — это логическая конструкция действительности посредством ее идеализации (а не непосредственное отражение действительности). оно направлено на построение теории, концепции или учения об окружающей реальности, дающих целостное представление о закономерностях и существенных характеристиках окружающих нас объектов. В ходе этих исследований исследователь (социолог) оперирует научными понятиями и категориями, отражающими существенные свойства изучаемых социальных явлений и процессов и использует общенаучные методы.
Эмпирическое исследование (от греч. empeiria — опыт) — это «установление и обобщение социальных фактов посредством прямой или косвенной регистрации свершившихся событий, характерных для изучаемых социальных явлений, объектов и процессов» [136. 0.4601. оно ориентировано на получение фактофиксируюшего знания, Полученные в ходе эмпирических исследований системы фактов и эмпирических зависимостей составляют эмпирический базис социологического знания. Эти исследования опираются на разные методы конкретных социологических исследований (опрос, наблюдение, анализ документов и т.д.).
В структуре социологии присутствуют два теоретических уровня (общесоциологическая теория и специальные теории) и один эмпирический уровень (конкретные, конкретно-социологические исследования). Необходимо подчеркнуть, что, хотя эмпирические и теоретические исследования имеют свои качественные особенности, между ними существует диалектическая взаимосвязь. При эмпирических исследованиях регистрация и обобщение социальных фактов идет при помощи понятий, которые вырабатываются посредством теоретического анализа. В то же время полученные в результате эмпирических исследований сведения о социальных фактах являются базой для дальнейших теоретических обобщений. Истинность этих обобщений проверяется социальной практикой и новыми эмпирическими исследованиями, то есть опытным (эмпирическим) путем. Практика является критерием истинности и основой развития любой теории.
По цели исследования выделяются еще два уровня исследований: фундаментальные и прикладные исследования.
Цельфундаментального исследования — развитие и совершенствование самой науки, Т.е. получение нового научного знания, а цельприкладного исследования — решение конкретной социальной проблемы. Таким образом, если фундаментальное исследование позволяет открыть законы того или иного явления, то прикладное — выяснить, как можно в конкретных ситуациях использовать знание выявленного закона. Получаемые в ходе фундаментального исследования знания об обществе имеют чисто научный, или академический, интерес, а прикладные исследования обычно носят прагматический характер.
Следует подчеркнуть, что фундаментальное исследование может быть как теоретическим, так и эмпирическим. Это зависит от того, какое знание будет получено в конечном итоге — теоретическое или эмпирическое. Прикладное социологическое исследование, как правило, бывает эмпирическим. Прикладное социологическое исследование — это исследование, ориентированное на практическое решение социальных проблем, чаще всего ограничивается поиском пути решения конкретной проблемы в конкретной социальной ситуации и на конкретном социальном объекте, не претендуя на установление каких-либо общих закономерностей или взаимосвязей в изучаемом процессе. В ходе проведения прикладного исследования ранее полученное теоретическое знание используется уже в готовом виде при составлении программы исследования, при интерпретации основных понятий, при анализе полученных данных, при составлении научного отчета и т.п. В таком исследовании доминирующую роль играют конкретные деловые рекомендации, а не теоретические (научные) знания.
Очень часто в социологической литературе прикладные и эмпирические исследования смешивают, но это неверно, так как и при проведении теоретического исследования содержится прикладной, практический аспект.
Большинство проводимых в нашей стране исследований — это теоретико-прикладные исследования, они направлены как на выявление существующих социальных проблем, их общих закономерностей, типических причин и других их характерных особенностей, так и на поиск типового решения данных социальных проблем.
Перечисленные выше уровни структуры социологии образуют вертикальный срез социального знания. Горизонтальный срез образуют большое число существующих отраслевых социологий, которые занимаются изучением отдельных сфер жизнедеятельности общества. Такая дифференциация социологии на отдельные отрасли определена многообразием социальных явлений, процессов в обществе, а также наличием двух относительно самостоятельных сфер жизни, материальной и духовной.
Кроме вышеприведенного, долгое время общепринятого трехуровневого подхода к структуре социологии, в настоящее время начинают появляться и другие. Так, например, А.А.Радугин и К.А.Радугин вычленяют в структуре социологии следующие три относительно независимых уровня: теоретическую социологию, прикладную социологию, социальную инженерию . Первый уровень —теоретическая социология — это уровень фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области. Второй уровень —прикладная социология — это уровень прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую ценность проблем на основе существующих фундаментальных знаний. Третий уровень— социальная инженерия — уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий [203. С.10]. По мнению А.Н.Елсукова, социология в настоящее время представляет собой сложную систему знания, основными элементами которой являются: социальная философия, теоретическая социология, конкретно-социологические дисциплины (специальные теории), прикладная социология, практическая социология [263. С.65-68].
Появление такой науки, как метасоциология, дает основание некоторым ученым выделить ее как еще один, самый высокий уровень социологического знания, стоящий над общей и частными социологическими теориями. Как пишет Г.В.Осипов: «Метасоциология — это такая же наука, как и социология. Но, в отличие от социологии, она связана с разработкой методологических принципов социологического знания. Она берет социологию в качестве объекта изучения. Исследование содержания, валидности[45] и надежности социологического знания — необходимое условие совершенствования и развития социологии — ее теории и методологии, упрочения ее научного статуса» [318. С.373]. Таким образом, объектом метасоциологии выступает не социальная реальность как таковая, а наука социология, Т.е. само социологическое знание. Кратко это можно сформулировать следующим образом: метасоциология — это знание о знании.
Как видим, структура социологии в настоящее время рассматривается ведущими социологами в различных видах с преобладанием трехуровнего варианта: общая социологическая теория, специальные (частные) социологические теории и конкретные (эмпирические) социологические исследования.
Функции социологии
Социология выполняет ряд специфических функций. Известно, что О.Конт определял социологию как обществознание и указывал, что она способна только отражать, описывать существующее общество, Т.е. расширять представление о нем. Этой точки зрения придерживаются многие ученые и в настоящее время. В отличие от О.Конта, Э. Дюркгейм считал, что социология должна не только описывать и анализировать общественные явления, прогнозировать дальнейшее развитие общества, но также должна давать конкретные рекомендации по его совершенствованию.
В.А.Ядов отмечал, что «в качестве самостоятельной отрасли знания социология реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, описательную и прогностическую, практически- преобразовательную, мировоззренческую и просветительскую. Ее главные прикладные функции состоят в объективном анализе социальной действительности: познании глубинных закономерностей социальных процессов и правдивом описании феноменологии социальной жизни, Т.е. представлении обществу достоверной информации о его состоянии как реальном положении социального субъекта с его особыми и разнообразными интересами, взглядами, мнениями, иллюзиями и заблуждениями, чаяниями и надеждами» [323. С.20].
В настоящее время в социологической литературе используются различные критерии и способы классификаций функций социологии. Например, А.Г.Здравомыслов выделяет 4 функции: теоретическую, идеологическую, критическую и инструментальную [76, с.27-34]. Г.П.Давидюк отмечает 9 функций: теоретическую, описательную, информационную, прогностическую, идеологическую, критическую, управленческую, образовательную и организационную [59. С.22-28]. По мнению Ж.Т.Тощенко, социология как общественная наука выполняет теоретика- познавательную.» управленческую функции, которые в свою очередь могут образовывать производные функции, зависимые от первых двух: мировоззренческую, просветительную, прогностическую, профилактическую, практическую и т.п. [274. С.37- 38]. Э.В.Тадевосян, подчеркивая, что социология выполняет многообразные функции, считает, что в общем виде их целесообразно разделить на три основные: теоретика- познавательную, практически-политическую и идейно-воспитательную. При этом данное разграничение не должно быть чрезмерно жестким, не должно исключать взаимосвязь и взаимовлияние указанных функций [261. С.19-21]. А.Н.Елсуков считает, что социология выполняет 4 основные функции — гносеологическую (в т.ч. и критическую), прогностическую, праксеологическую, идеологическую [263. С.73-74].
Рассмотрим подробнее следующие из вышеуказанных функций:познавательную, описательную, прогностическую, критическую и идеологическую.
Познавательная функция. Она заключается в изучении, исследовании, анализе социальной реальности, которая выступает в виде одного или целой группы взаимосвязанных факторов. Эта функция направлена на «производство» новых социологических знаний. Ее реализация происходит на всех уровнях социологического знания, так как общество — сложная система и его невозможно познать, изучить, проводя накопление и синтез только теоретических знаний фундаментальной социологии. В конечном итоге познавательная функция является также основой для осуществления других функций.
На общетеоретическом уровне она выступает в форме формулировки проблем социальной действительности, разработки гипотез, определения путей, методики инструментария социологического исследования, а также определения прогнозов общественного характера.
На среднем уровне (частные социологические теории) происходит перевод общих понятий на эмпирический уровень, идет накопление знаний о сущности, противоречиях явлений и конкретных ситуациях, имеющих место в человеческой жизни.
На эмпирическом уровне социологические исследования, выявляя новые факты, ведут к увеличению обоснованных знаний о социальной действительности.
Описательная функция заключается в описании, систематизации, накоплении полученного исследователями материала в виде различных научных отчетов, статей, книг. Они отражают действительную картину изучаемого социального объекта. Естественно, данная работа требует от исследователя высокой нравственной чистоты и порядочности, так как на основе полученных материалов делаются практические выводы и они будут выступать источником замера, отсчета, сравнения для будущих поколений.
Прогностическая функция. Данная функция играет очень важную роль. Результаты социологических исследований дают конкретную информацию, необходимую для осуществления сознательного социального контроля и управления социальными процессами в обществе. Она выражается в том, что дает научно обоснованные прогнозы развития как всего общества, так и его отдельных сфер и структур, что выступает теоретической основой для построения перспективных планов их развития.
Составление прогнозов играет очень важное значение для всех социальных явлений, так как они не только указывают на необходимость определенного изменения, но также показывают реальные возможности осуществления данного изменения, разрабатываются практические рекомендации и предложения по повышению эффективности управления различными социальными процессами.
Практические рекомендации, выдвигаемые социологами, бывают объективного и субъективного характера, в зависимости от того, к какой группе социальных факторов они относятся. Первые относятся к условиям человеческой жизнедеятельности (социальная структура общества, политический строй, условия труда и т.д., а также реальное поведение человека в этих условиях). Практические рекомендации в данном случае основываются на конкретной информации о возможных тенденциях развития тех или иных социальных факторов. Вторые включают в себя группу явлений субъективного аспекта (цели, мотивы, установки, интересы, ценностные ориентации, общественное мнение и т.д.). Выявляя их взаимосвязь с нормами и ценностями групп и организаций общества, которые изучаются, появляется возможность установить степень отклонения, на основе чего разработать средства совершенствования межличностных, межгрупповых и тому подобных отношений.
Благодаря этой функции социологии возможно сознательное переустройство и совершенствование жизни всех звеньев социальных организаций общества, в результате тщательного анализа возможности такого преобразования на длительную перспективу для каждого трудового коллектива или социальной организации, учитывая при этом общую перспективу развития общества. Это возможно потому, что социология объединяет знания как общих основ изучаемого общества, так и знания конкретных особенностей различных социальных субъектов.
Критическая функция. На Западе эта функция выделена в форме своеобразного направления — социальной критики. Благодаря ей познаваемый мир оценивается с точки зрения интересов личности. Получая объективные знания, социология имеет возможность сигнализировать
о произошедших отклонениях в развитии общества, которые могут привести к каким-либо негативным социальным явлениям и последствиям.
Социология, выполняя эту функцию, дифференцированно подходит к действительности. С одной стороны, она указывает, что нужно и можно сохранить, развить. упрочить, так как не всегда все надо перестраивать, менять и т.д. С другой — показывает, что действительно необходимо радикально изменить.
Идеологическая функция. Наличие этой функции обусловлено рядом обстоятельств. Хотя ученый-социолог и заинтересован в том, чтобы получить максимально точную и объективную информацию об изучаемом явлении, все же результаты не всегда свободны от политической оценки. Выбор темы исследования, разработка задач, техника проведения исследования, интерпретация полученных результатов нередко определяются его социально-политической позицией и зависят от его ценностных ориентаций и политических интересов.
Кроме этого, многие полученные выводы и рекомендации в разной степени затрагивают политические интересы всех социальных групп и классов. Поэтому социолог-исследователь, как и представители других общественных наук, выражает политические интересы разных социальных групп общества.
В.А.Ядов считает, что социология должна быть деидеологизирована и теоретически нейтральна. Она должна отражать реальную действительность, а не интересы различных классов, партий и групп [190. С. 15]. На практике же социология часто во многом зависит от социального заказчика. Но если социолог научно добросовестен, то он будет не слепо исполнять социальный или политический заказ, а добывать истину, кропотливо накапливая и объективно осмысливая реальные социальные факты.
Из вышеизложенного можно сделав вывод, что социология как наука имеет многоаспектное, многоцелевое назначение и выполняет многообразные функции.
Законы социологии
В мире нет ни одного человека, полностью свободного в своих действиях, формировании личностных целей и выборе альтернатив поведения. Каждый человек, живущий в обществе, подвергается воздействию как со стороны окружающих его отдельных личностей, групп, так и результатов их прошлой деятельности: системы ценностей, правил, норм, правовых законов.
Важнейшим фактором, ограничивающим свободную деятельность человека, служит также окружающая его среда: климатические условия, предметы материальной культуры, созданные руками людей, природные, земные и космические явления. А если к этому добавить еще влияние свойств характера и других качеств личности, то станет вполне очевидно, что число ограничений и барьеров, которые влияют на изменение поведения человека, очень велико.
В результате вышеперечисленного, действия социальных групп и социальных институтов в значительной степени становятся однонаправленными, а поведение людей, контролируемое влиянием данных групп и институтов, становится менее разнообразным, более стандартизированным. Это ведет к повторяемости образцов поведения человека, а значит, к некоторой степени предсказуемости его стремлений, установок и действий, растущей по мере усложнения структуры общества и появления новых способов контроля за действиями людей.
Таким образом, поведение и деятельность людей в обществе подвержены влиянию объективных (т.е. не зависящих от сознания людей) социальных законов. В связи с вышеизложенным возникает потребность рассмотреть, что же представляют из себя социальные законы.
По мере становления и развития социального знания постепенно складывались представления о социальных законах. Первоначально под ними подразумевались преимущественно законы, устанавливаемые людьми, — юридические нормы, права государства, моральные нормы, традиции, обычаи. Прогресс научного знания неизбежно привел к осознанию различия между естественными, Т.е. объективными, законами и законами, установленными людьми.
Четкое разграничение этих законов мы видим уже у Гегеля. В «Философии права» он подчеркивает, что юридические законы, в отличие от естественных, имеют «своим источником людей» [38. С.18]. Выдвинутая им и его предшественниками (Дж.Вико и др.) идея закономерности исторического процесса, несмотря на идеалистическое понимание истории, подрывала теологический и субъективистский взгляды на историю и имела прогрессивное значение для становлении науки об обществе. По мнению Гегеля, закономерностью исторического процесса являлся объективный дух, находивший свое выражение в связях и отношениях людей, которые поэтому и необходимо было изучать.
Процесс формирования идеи социального закона подробно рассмотрен А.Б.Гофманом в его учебном пособии «Семь лекций по истории социологии» (М., 1997). Проанализировав разные точки зрения выдающихся мыслителей прошлого, он приходит к выводу, что «социология выросла из констатации трех законов, относящихся к социальному развитию: 1) социальное развитие существует, оно носит постоянный и универсальный характер; 2) в его основе лежит рост знания, прежде всего научного, которое практически реализуется в развитии техники и промышленности; 3) общество в своем развитии совершенствуется, Т.е. в нем действует закон прогресса. Последний закон в известной мере подытоживает первые два и имеет особенно важное значение в качестве предпосылки становления социологии и характерной черты ее первоначальной истории» [56. С.43].
В России во второй половине XIX — начале XX вв. было опубликовано много работ русских социологов (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, Н.И..Кареев, М.М.Ковалевский, Г.В.Плеханов и др.), затрагивающих тему социальных законов.
После революции в России, несмотря на многообразие взглядов на сущность социологических законов, главенствующую роль заняла марксистская социология. А в середине 30-х годов в результате длительных дискуссий общепринятым стало объяснение социального прогресса на основе закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Развитие социологии как самостоятельной науки было прервано. Также с конца 30-х и до конца 50-х годов были запрещены социологические исследования, противоречащие тоталитаризму и волюнтаризму[46], господствовавшим в то время в нашей стране.
Широкое распространение термин «социологические законы» получил только в 50-е годы, и, судя по философским работам того периода, он имел довольно разные и неопределенные трактовки, при этом не всегда в том значении, какое он имел в учении об общественных формациях. Для марксистской социологии характерными были три основных положения: вычленение из всей совокупности общественных отношений производственных отношений в качестве главных и определяющих; выделение понятия «общественно- экономическая формация» и взгляд на развитие и смену данных формаций как на естественноисторический процесс. Эти же положения были своеобразными «китами», на которых покоился исторический материализм. Поэтому с этого времени исторический материализм стал рассматриваться как «составная часть марксистско-ленинской философии и одновременно общая социологическая теория, наука об общих и специфических законах функционирования и развития общественно-экономических формаций» [284. С.228].
По этому поводу В.П.Рожин в своей работе «Введение в марксистскую социологию» (Л., 1962) писал: «В нашей литературе нет единства взглядов на понятие социологического закона» [207. С.46], здесь же он подчеркнул, что вопрос о понятии социологического закона впервые «прямо был поставлен в статье Ю.Кучинского «Социологические законы» [207. С.46]. Данная статья немецкого социолога Ю.Кучинского была опубликована в 1957 г. в пятом номере журнала «Вопросы философии».
По мнению Ю.Кучинского: «Существуют законы, общие для всех трех сфер действительности — природы, общества и мышления, — и законы, распространяющиеся лишь на какую-либо одну ее сферу или часть сферы <...>. Но, помимо того, существует еще ряд законов, которые выражают отношения между названными тремя сферами, а также отношения между частями этих сфер. В тех случаях, когда рассматриваются отношения между сферой общества в целом и сферами природы и мышления, мы имеем дело с законами исторического материализма. Когда же рассматриваются отношения между частями общественной сферы и одной из двух других сфер или отношения между различными частями общественной сферы, то, я полагаю, что законы этих отношений надо называть социологическими» [148. С.95].
В своей статье он поставил вопрос о необходимости различения законов исторического материализма и социологических законов и предложил свое их толкование.
Это послужило началом очень живой дискуссии на страницах теоретических журналов, в монографической и иной литературе по обществоведению. Взгляды Ю.Кучинского были подвергнуты резкой критике со стороны ряда ученых (В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзона, В.В.Колбановского, И.С.Нарского, Е.Е.Глезермана и др.), главным образом за отстаивание права на самостоятельное существование социологии как науки, наряду с историческим материализмом, со своими законами, отличными от законов исторического материализма [см.: 278. С.17].
Социологическими законами в то время общепринято было понимать такие законы, действие которых распространялось на все общественные формации, Т.е. общие законы. Но такое понимание социологического закона уже не удовлетворяло всех ученых. Участники развернувшейся дискуссии отказались от такого упрощенческого представления общесоциологических законов, общесоциологическими законами они стали называть законы, действие которых распространялось не только на все, но и на ряд экономических формаций, эти законы составляли предмет исторического материализма, а специфическими законами, — действие которых распространялось только на одну общественную формацию, они являлись предметом социологии.
Несмотря на то, что дискуссия принесла пользу уже тем, что поставила проблему социологического закона как центральную, она не привела к позитивному решению вопросов о специфике социологических законов, их классификации, определении их места среди других законов общества. Во многом это было связано с серьезными трудностями теоретического характера, которые проявились в ходе дискуссии. Перед исследователями встал вопрос соотношения исторического материализма и социологии. Существование социологических законов ставилось в зависимость от того, что понимается под социологией, признается ли за ней статус науки или нет. Если социология отождествлялась с историческим материализмом, то, естественно, делался вывод, что законами социологии являются законы исторического материализма, а если принималась точка зрения, что исторический материализм изучает общество только на уровне философского анализа, а на социологическом уровне общество изучают общая и конкретная социологии, то тогда, естественно, социологические законы не могли называться законами исторического материализма.
Одной из фундаментальных работ, посвященных изучению социальных законов, своеобразным итогом многолетней дискуссии, является вышедшая в 1975 году работа А.К.Уледова «Социологические законы». В ней он рассмотрел сущность социологических законов, их специфику, классификацию, место в системе законов общества, а также выяснил конкретные механизмы их действия, условия и обстоятельства их реализации. А.К.Уледов писал: «Существенные и необходимые связи и отношения людей на уровне общества как социального целого, или целостной социальной системы, выступают в качестве социологических законов. В отличие от экономических, социально-политических и иных законов, распространяющих своё действие на отдельные сферы общественной жизни, социологические законы выражают связи между различными ее сферами и присущи обществу как целостной социальной системе» [278. С.5].
Общество как социальная система состоит из различного рода общностей, в качестве конечного элемента которых выступает индивид. В процессе функционирования данных общностей складываются различные социальные связи и отношения, которые часто воспринимаются как нечто временное, эпизодическое, случайное. Но в совокупности все они детерминированы присущими той или иной системе общественными законами и закономерностями. Как отмечает Г.В.Осипов, социальные законы — это «выражение существенной, всеобщей и необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего связей деятельности социальной людей или их собственных действий социальных» [318. С.202]. Данные законы определяют отношения между различными индивидами и общностями, находя свое проявление в их деятельности.
Г.В.Осипов в работе «Теория и практика...» отмечает, что «социальная деятельность — это совокупность действий личности в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы и использующих во имя достижения этих целей и удовлетворения интересов различные средства — экономические, социальные, политические и идеологические» [186. С. 189]. В этой же работе Г.В.Осипов конкретизирует понятие «социальный закон», рассматривает его как «относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и профессиональными группами, а также отношения между обществом и социальной организацией, обществом и трудовым коллективом, обществом и семьей, обществом и личностью, городом и деревней, социальной организацией и личностью и т.д.» [186. С.201].
Изучение социальных законов и закономерностей приводит к установлению существенных и необходимых связей между различными элементами социальной действительности и помогает часто выявлять социальный генезис изучаемого явления или процесса, а также его роль и место в развитии и функционировании общественной жизни в целом. К числу социальных законов относятся законы социальной дифференциации и интеграции, социальной мобильности, урбанизации общества, социализации индивида и другие.