Первая социально-научная концепция
Общество — органическое единство всего человечества или какой-либо его части, объединённых идеей «всеобщего согласия». Оно представляет собой органическую систему, порождённую необходимостью в поддержании общего порядка и индивидом находится семья, которая представляет собой «истинное единство» в отличие от самого общества, которое выступает как «внешняя», принудительная сила.
По Конту социология (социальная физика) устанавливает законы общественного развития.
Он делит социологию на:
социальная статика — раздел позитивной науки об обществе — изучает условия его стабильного существования, конкретный состав и взаимосвязь частей, а также основные общественные институты — семью, религию, государство; имеет дело с устойчивыми («естественными») условиями существования любого общественного строя; институты и условия — семья, разделение труда, кооперация…, которые общи и одинаковы для обществ любой эпохи; основной закон социальной статики состоит в том, что он исследует взаимосвязь различных аспектов жизни (экономической, политической, культурной); изучает законы порядка.
социальная динамика — теория исторического социального развития, базирующаяся на вере в прогресс умственного развития человечества и признании закономерного прохождения стадий его развития; изучает законы развития общества — законы прогресса, смены эволюционных стадий.
На основе этого разделения Конт обосновывал органическую связь порядка и прогресса. В поздний период своей деятельности Конт пытался превратить теоретическую социологию в «практическую науку» преобразования общества. При этом человек рассматривался не как отдельно взятый индивид, не как изолированный атом, а в контексте всего Человечества как огромного организма, составленного из совокупности ушедших, ныне живущих и будущих поколений людей. На основе этой идеи Конта возникли разнообразные варианты гуманистического направления в социологии.
Государство и право
Назначение государства — «объединять частные силы для общей цели и предупреждать фатальную склонность к коренному расхождению в идеях, чувствах и интересах». Обеспечение социального согласия государство осуществляет посредством использования материальных и духовных средств, властных предписаний (идущих от светской и духовной власти), следование которым является священным долгом каждого члена общества.
Основной задачей позитивной философии Конт считал преобразование общества, в ходе которого утвердится социократия: на основе социальной солидарности капиталистов и пролетариев, а мелкая буржуазия должна исчезнуть. Управление в таком обществе должно быть светским (банкиры, промышленники и земледельцы) и духовным (священники позитивной церкви).
Четыре силы в социократии:
§ носители концентрированной силы — патрициат (банкиры, купцы, фабриканты, землевладельцы). Патрициат обеспечивает последовательность развития, осуществляет финансовое и экономическое управление.
§ священники-позитивисты; в их ведении — образование, воспитание, исправление преступников.
§ рассеянная сила — пролетариат; осуществляет переход к промышленному строю.
§ женщины — олицетворение нравственности, воплощение чувства.
Во взаимодействии этих четырёх сил будут обеспечены порядок и прогресс, нравственное совершенствование общества. В государстве, построенном на позитивных принципах, должны главенствовать обязанности, а не права. По мнению Конта, права только подрывают спокойствие общества.
Литература
§ Асмус В.Ф. Огюст Конт // Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. — М.: 1984. — С. 203-216.
§ Виленский О.Г. Талант и гений в сочетании с психическими расстройствами: Огюст Конт // Виленский О.Г. Психиатрия. Социальные аспекты : Учебное пособие для студентов медвузов, врачей, психологов, социологов, юристов, историков и политологов. — М.: Познавательная книга плюс, 2002. — С. 196-198. — ISBN 5-8321-0212-6.
§ Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX — начала XX века: Учеб. пособие для филос. фак. ун-тов. — М.: Высшая школа, 1988. — С. 29-49 (гл. 1). — 520 с.
§ Милль Д. С. Огюст Конт и позитивизм = Auguste Comte and Positivism / Перевод с английского И.И. Спиридонова — Изд. 4-е. — М.: ЛКИ, 2011. — 176 с. — (Из наследия мировой философской мысли: история философии). — ISBN 978-5-382-01268-1.
§ Осипова Е.В. Огюст Конт и возникновение позитивистской социологии // История буржуазной социологии XIX — начала XX века / Под ред. И.С. Кона. Утверждено к печати Институтом социологических исследований АН СССР — М.: Наука, 1979. — С. 20-39. — 6400 экз.
Сочинения
Самому Конту, кроме двух главных его сочинений (см. выше), принадлежат ещё следующие:
§ «Traité élémentaire de géométrie analytique» (П., 1843);
§ «Traité philosophique d’astronomie populaire» (П., 1845);
§ «Catéchisme positiviste» (П., 1852);
§ «Synthèse subjective» (П., 1856). Мелкие соч. из первой эпохи частью включены им как приложения в «Syst. de polit. pos.», частью изданы после его смерти под заглав. «Opuscules de philosophie sociale» (П. 1883).
Для характеристики Конта важен «Testament d’Aug. С.» (П., 1884). Первые две главы «Курса поз. фил.» изданы отдельно с предислов. Литтре, как «Principes de philosophie pos.» (П., 1868). Сокращ. англ. перев. курса: Harnet Martineau, «The posit. philosophy of Aug. С.» (Л., 1853). Франц. сокращ. — Jules Kig, «Aug. С., la philosophie pos. résumée» (П., 1881). Сочинения о К. и его учении: Littre, «Aug. С. et la philosophie pos.» (П., 1863); Robinet, «Notice sur l’oeuvre et sur la vie d’Aug. С.» (П., 1864); G. H. Lewes, «Comte’s philosophy of the sciences» (Л. 1853); J. S. Mill, «Aug. Comte aud the positivism»; Twesien, «Lehre u. Schriften Aug. Comte’s» («Preuss. Jahrbücher», Б. 1859); Caird, «The social philos. and religion of Comte» (Гласгов, 1885); Eucken, «Zur Würdigung C’s u. des Positivismus» (Лпц., 1887); Gruber, «Aug. Comte» (Фрейб., 1889); Wäntig, «Aug. Comte u. seme Bedeutung für die Entwicklung der. Socialwiss.» (Лпц., 1894). Богатый материал о К. и его учении находится в журналах двух позитивистских школ (см. ниже). На русск. яз. перев. соч. Льюиса и Милля о К. (СПб. 1867). Ориг. сочин.: Б. Чичерин, «Положительная философия и единство наук» (М., 1892; обширное и замечательное соч.); И. Полетика, «Критика философской системы К.» (СПб. 1873); В. Лесевич, «Опыт крит. исследования основоначал поз. философии» (ib., 1877). Статьи: Писарева («Русское Слово», 1865 и в «Собран. сочин.»), Лаврова («Совр. Обозр.», 1868), H. П — ва («Отеч. Зап.», 1865), Павловского (ib., 1871), Соловьева («Правосл. Обозрение», 1874), Каринского (ib., 1875), Кудрявцева (ib., 1875), Истомина («Вера и Разум», 1888), Оболенского («Русское Богатство», 1890). Брошюра Вольфсона: «Позитивизм и критика отвлеч. начал Влад. Соловьева» (СПб., 1880).
Блау (BlauBlau) Питер Микаэл(07.02.1918, Вена) - американский социолог, профессор социологииКолумбийского ун-та, президент Американской социологической ассоциации (1973-1974). В первых своих исследованиях, синтезируя идеи М. Вебера со структурно-функциональным подходом (Функциональный подход в социологии),Блау предпринимает попытку определить источники структурных изменений в формальных организациях и тенденции развития бюрократических организаций в современном капиталистическом обществе.
Наряду с Хомансом считается одним из создателей обмена социального концепции, но концентрирует внимание не на изучении психологических мотивов межличностных отношений, как Хоманс, а стремится придать постулатам теории обмена в большей мере социологическую ориентацию, комбинируя их с категориями структурного функционализма и теории конфликта (Конфликта социального концепции). Придавая решающую роль в межличностных отношениях экономическим аспектам (награде, выгоде, пользе), он ставит задачу вывести из простейших форм социального обмена "мерджентные свойства" социальной структуры (Структуры социальной концепции): ролевые отношения, власть и законность, коллективные ценности, взаимоотношения сложных социальных организаций. Как эклектическая комбинация различных социологических подходов, концепцияБлау не сумела преодолеть присущий теории обмена в целом редукционизм и априорный характер исходных допущений, вместе с тем отразив свойственную современному капиталистическому обществу тенденцию усиления рационализации человеческих отношений.Блау является одним из крупнейших в США специалистов по изучению социальной структуры.
В конце 60-х гг. под руководством Блау и О. Данкана проводилось крупнейшее в США изучение динамики социальной структуры, в ходе которого широко использовались математические методы и была сформулирована "базовая модель межпоколенной мобильности", в которой описывались факторы, влияющие на изменение социального статуса детей. В работах 70-х гг. Блау уделяет первостепенное внимание созданию концепции эмпирического структурализма, в которой предпринимается попытка анализа основных параметров социальной структуры исходя из эмпирически наблюдаемых и фиксируемых в эмпирическом исследовании признаков. Эта концепция противопоставляется Блау структурно-функциональной теории стратификации (Стратификации социальной концепции), подчеркивающей определяющую роль в дифференциации социальной ценностно-нормативных образцов.
Соч.: 1) The dynamic of bureaucracy. Chic., 1955. 2) Exchange and power in social life. N. Y., 1964. 3) The american occupational structure. N. Y., 1964. 4) Inequality and heterogenity. N. Y., 1977.
Гарфинкель, Гарольд
[править]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Эта статья слишком короткая. Пожалуйста, дополните её ещё хотя бы несколькими предложениями и уберите это сообщение. Если статья останется недописанной, она может быть выставлена к удалению. Для указания на продолжающуюся работу над статьёй используйте шаблон {{subst:L}}. |
Гарольд Гарфинкель (англ. Harold Garfinkel, 29 октября 1917, Ньюарк, Нью-Джерси — 21 апреля 2011, Пасифик-Пэлисейдс, Лос-Анджелес[1]) — американский социолог, исследователь повседневности, создатель этнометодологии.
Содержание [убрать] · 1 Биография · 2 Избранная библиография · 3 Литература · 4 Примечания · 5 Ссылки |
Править]Биография
Закончил Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл (1942). Затем был призван в армию, служил в авиации, но в боевых действиях не участвовал. После войны учился вГарварде у Парсонса, познакомился с Ароном Гурвичем и Альфредом Шюцем, оказавшими на него большое влияние. В 1952 защитил диссертацию Восприятие другого: исследование социального порядка. С 1954 - профессор Калифорнийского университета, вышел в отставку в 1987. Главный труд - Исследования по этнометодологии (1967, рус. пер. 2007).
Леви-Стросс, Клод
[править]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Эта статья об антропологе. О промышленнике см.: Страусс, Леви, о философе см.: Штраус, Лео.
Клод Леви-Стросс | ||||||||
фр. Claude Lévi-Strauss | ||||||||
Род деятельности: | этнограф, социолог, культуролог | |||||||
Дата рождения: | 28 ноября 1908 | |||||||
Место рождения: | Брюссель, Бельгия | |||||||
Гражданство: | Франция | |||||||
Дата смерти: | 30 октября 2009 (100 лет) | |||||||
Место смерти: | Париж, Франция | |||||||
Награды и премии: | |
Клод Леви́-Стросс (фр. Claude Lévi-Strauss [klod levi stʁos]; 28 ноября 1908, Брюссель, Бельгия — 30 октября 2009, Париж,Франция) — французский этнограф, социолог и культуролог, создатель школы структурализма в этнологии (т. н. структурной антропологии), теории «инцеста» (одной из теорий происхождения права и государства), исследователь систем родства, мифологии и фольклора.
Содержание [убрать] · 1 Биография · 2 Награды · 3 Избранные работы · 4 Интересные факты · 5 Примечания · 6 Ссылки |
Править]Биография
Родился в еврейской семье в Брюсселе. Его отец, Реймон Леви-Стросс (Raymond Lévi-Strauss), был художником-портретистом, как и оба его брата; дед по материнской линии, Эмиль Леви (Emile Lévy) — главным раввином Версаля.[1][2] В1909 году семья возвратилась в Париж, а после призыва отца во французскую армию в 1914 году мать Клода — Эмма Леви (Emma Lévy) — вернулась к родителям и будущий антрополог вырос в доме деда в Версале. В своих мемуарах Клод Леви-Стросс вспоминает, что атмосфера в доме была богемной, ему с детства прививалась любовь к музыке на примере его прадеда — композитора Исаака Стросса (Штраусса, Isaac Strauss, 1806—1888), родом из Эльзаса.
Посещал Lycée Janson de Sailly в Париже, затем изучал право и философию в Сорбонне. Посещал также семинары этнографа и социолога Марселя Мосса. Одновременно был левым политическим активистом, членом Французской секции Рабочего Интернационала; в 1932 году в возрасте 24 лет социалисты даже выдвигали его кандидатом на местных выборах. После окончания университета и службы в армии стал лицейским преподавателем. Однако, следуя совету Поля Низана, молодой агреже философии избирает иной путь реализации своих способностей — через познание жизни, как антрополог в краю, по его словам, «постоянного физического и психического истощения» [3] — в 1935 годувместе с женой Диной Дрейфус (Dina Dreyfus) Клод Леви-Стросс направляется в Бразилию, где вскоре становится профессором университета в Сан-Паулу.
После первого учебного года супруги Леви-Стросс совершили экспедицию к индейцам племён кадиувеу и бороро. Этнографическая коллекция, собранная там, была показана на выставке в Париже. Интерес, вызванный этой выставкой, помог Леви-Строссу получить финансовую поддержку для продолжения экспедиций. Он вернулся в Бразилию, где организовал экспедицию к индейцам намбиквара и тупи-кавахиб, длившуюся более года. О своих бразильских путешествиях учёный рассказал в книге «Печальные тропики».
После вторжения во Францию немецких войск оставаться в Париже Леви-Строссу из-за его еврейского происхождения было нельзя. Некоторое время он работал преподавателем в лицее Перпиньяна, а затем профессором философии в Политехнической школе Монпелье, но был уволен после вступления в силу «расовых законов».
Благодаря программе Рокфеллера по спасению европейских учёных Леви-Стросс был приглашён в США (1940). В Нью-Йорке читал лекции по социологии и этнологии в вечернем университете для взрослых. Тесно общался с Романом Якобсоном, благодаря влиянию которого сформулировал структуралистский подход к культурной антропологии. Благодаря общению с видными американскими этнологами, особенно с «отцом американской антропологии» Францем Боасом, Клод Леви-Стросс познакомился и с достижениями этнографии США. В 1942 году Ф. Боас умер в Колумбийском университете на руках Леви-Стросса.
В начале 1945 года вернулся во Францию, но вскоре вновь отправился в США в качестве советника по культуре во французском консульстве в Нью-Йорке. Пробыл на этой должности до 1947 года. Вернувшись на следующий год в Париж, получил докторскую степень в Сорбонне за работы «Семейная и социальная жизнь индейцев намбиквара» и «Элементарные структуры родства» (здесь интересно сотрудничество Леви-Стросса и выдающегося математика А. Вейля, который написал математическое приложение к этой книге)[4].
В конце 1940-х и в начале 1950-х, Леви-Стросс ведет активную научную и преподавательскую деятельность во Франции. Он руководит одним из направлений в Национальном центре научных исследований (CNRS), одновременно с этим читает лекции и занимает должность заместителя директора по этнологии в Музее человека. Наконец, Леви-Стросс возглавляет пятую секцию Практической школы высших исследований, ранее руководимую Марселем Моссом. Во время его руководства секция была переименована из «Исследования религий примитивных народов» в «Сравнительное религиоведение бесписьменных народов».
В 1952 году по заказу ЮНЕСКО К. Леви-Стросс пишет работу «Раса и история», посвященную многообразию культур и межкультурным отношениям.
В начале 1960 года Леви-Стросс стал руководить кафедрой социальной антропологии в Коллеж де Франс. На базе Коллеж де Франс он создал Лабораторию социальной антропологии, чтобы дать молодым учёным возможность исследовательской работы. В Лаборатории готовились диссертации, организовывались экспедиции в самые разные районы мира. Там стали работать не только французы, но и учёные из других стран. В 1961 году Леви-Стросс вместе с лингвистом Эмилем Бенвенистом и географом Пьером Гуру основал академический антропологический журнал «Человек» (l’Homme) по аналогии с англоязычными журналами «Man» и «American Anthropologist». Он руководил Лабораторией вплоть до своего выхода на пенсию в 1984 году.
В 2008 году Леви-Строссу исполнилось 100 лет, он стал первым членом Французской академии, достигшим этого возраста. В этом же году Библиотека Плеяды приступила к публикации его работ (обычно этого при жизни автора не делается).
Ученый скончался 30 октября 2009 года в своем доме в Париже от сердечного приступа. О смерти Леви-Стросса было объявлено 3 ноября, и в тот же день он был похоронен в деревне Линьероль (департамент Кот-д’Ор, Бургундия) [5].
Править]Награды
§ Член Французской академии (с 1973), занимал 29-е кресло. Иностранный член Национальной академии наук США. Член-корреспондент Британской академии (1966).
§ Кавалер Большого креста ордена Почётного легиона;
§ Командор Национального ордена Заслуг;
§ Командор ордена Академических пальм;
§ Командор ордена искусств и литературы;
§ Командор ордена Короны (Бельгия);
§ Командор ордена Южного Креста (Бразилия);
§ Кавалер ордена Восходящего солнца 2-го класса (Япония);
§ Кавалер Большого креста ордена Заслуг в науках (Бразилия).
Править]Избранные работы
§ La Vie familiale et sociale des indiens Nambikwara (1948).
§ Les Structures élémentaires de la parenté (1949)
§ Race et histoire (1952, рус. пер. Раса и история, 2000[6])
§ Tristes tropiques (1955, рус. пер. Печальные тропики, 1984)
§ Anthropologie structurale (1958, рус. пер. Структурная антропология, 1983)
§ Леви-Стросс К. Структурная антропология = Anthropologie structurale / Пер. с фр. В.В. Иванова — М., 2001. — 512 с.
§ Le Totemisme aujourdhui (1962, рус. пер. Тотемизм сегодня, 1994[7].)
§ La Pensée sauvage (1962, рус. пер. Неприрученная мысль, 1994[7])
§ Mythologiques I—IV (Мифологики)
§ Le Cru et le cuit (1964, рус. пер. Сырое и приготовленное, 2000, ранее в русской литературе упоминалась под названием «Сырое и варёное»[8])
§ Du miel aux cendres (1966, рус. пер. От мёда к пеплу, 2000)
§ L’Origine des manières de table (1968, рус. пер. Происхождение застольных обычаев, 2000)
§ L’Homme nu (1971, рус. пер. Человек голый, 2007)
§ Anthropologie structurale deux (1973, Структурная антропология-2)
§ La Voie des masques (1972, рус. пер. Путь масок, 2000[6])
§ Paroles donnés (1984)
§ Le Regard éloigné (1983, Взгляд издалека)
§ La Potière jalouse (1985, рус. пер. Ревнивая горшечница, 2000[6])
§ De Près et de loin (1988)
§ Histoire de lynx (1991, История рыси)
§ Regarder, écouter, lire (1993)
§ Saudades du Brasil, (1994)
Править]Интересные факты
§ Ему принадлежат афоризмы: «21-й век будет веком гуманитарных наук — или его не будет вовсе» и «Ученый — это не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы».[источник не указан 683 дня]
§ Обнаружил у дикарей поведение, подобное феномену Пиаже.[9]
Ядов Владимир Александрович(25 апреля 1929)
· В конце 50-х годов организовал лабораторию социологических исследований при ЛГУ, которая впервые в СССР стала изучать трудовую мотивацию и ценностные ориентации
· С 1988 по 2000 директор Института социологии РАН. С 2000 — декан факультета социологии Государственного академического университета гуманитарных наук.
· Ведущий российский социолог, специалист в области социологии труда и экономической социологии, автор первого в России учебника по методологии социологического исследования: «Стратегия социологического исследования»
· Занимал руководящие посты в Международной социологической ассоциации, Международном институте социологии, Европейской ассоциации экспериментальной психологии, возглавлял Российское общество социологов, Институт социологического образования Российского центра гуманитарного образования, работал в качестве эксперта международных и российских научных фондов, председателя Диссертационного совета, члена Высшего аттестационного комитета РФ
· Эмпирическая социология
· Работал учителем,токарем
· Бюджеты свободного времени.Проект Человек и его работа.
· Ценностные ориентации и социальные установки, что привело к созданию диспозиционной теории социального поведения личности
· Трудовые отношения в постсоветской России.
· диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности
Ральф Густав Дарендорф(1 мая 1929)
англо-германский социолог, философ, политолог и общественный деятель. Экс-председатель Немецкого Социологического Общества, член немецкого бундестага, парламентский государственный секретарь министерства иностранных дел, член Европейской Комиссии, директор лондонской школы экономики и политических наук. Один из основателей университета Констанц и экс-член британской палаты лордов.
В 1941 г. его семья переселилась в Буков (Buckow). В тамошней школе-интернате 14-летний Ральф был соавтором листовок против национал-социализма. Когда его отец, который вёл агитационную работу в социал-демократическом подполье, после 20 июля 1944 был арестован, Дарендорф в ноябре 1944 провалился в этой деятельности, и его должны были интернировать в тюрьму во Франкфурте-на-Одере. Но местные надзиратели отклонили это ввиду его молодости. Таким образом, он был доставлен в лагерь возле дер. Шветиг (Schwetig), где содержался до вступления Красной Армии
В 1956 защитил диссертацию по теме «Неквалифицированный труд в британской промышленности». Наряду с этой диссертацией он работал там также над сочинением "Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе", которое он в 1957 предъявил в качестве докторской диссертации (для получения доцентуры в университете) Университету Заарланда.
Первые книги Дарендорфа — публикации его диссертаций по социальной философии, посвященных критике Маркса и марксистской теории общества. Среди них — «Маркс в перспективе. Идея справедливости в мышлении Карла Маркса» («Marx in Perspective. Die Idee des Gerechten im Denken von Karl Marx», 1953) и «Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе» («Soziale Klassen und Klassenkonflikt in der industriellen Gesellschaft», 1957).
Дарендорф работал сотрудником американского Центра высших исследований в области наук о поведении (1957—1958), преподавателем и исследователем на кафедрах социологии в Академии объединённого хозяйства и Университете Гамбурга (с 1958), Тюбингене (с 1960) и Констанце (с 1966).
· генератор идей либерализма
· комиссар Европейского экономического сообщества (при президенте Малфатти) по внешним отношениям и внешней торговле
· руководил до 1984 прославленной Лондонской школой экономики
· В 1982 он был произведён королевой Елизаветой II в кавалеры Ордена Британской империи
· в 1993 он был произведён в пожизненные пэры и получил титул барона Клэр Маркет в столичном округе Вестминстер. Клэр Маркет - это рынок при Лондонской школе экономики, который служил также местом стоянки автомашин. Поблизости раньше стоял замок Джон Эрла Клэра, который жил там до 1617 г. Дарендорф выбрал титул, как обычно, сам и этим показал своё отношение к Лондонской школе экономики
· с 1993 года был членом палаты лордов