ТЕМА 1. Теоретический раздел прикладного социологического исследования (ПСИ)

Примечание: Для выполнения работы студентам необходимо разбиться на группы (не более пяти человек в каждой группе).

Методические рекомендации:

1. Разработайте теоретический раздел ПСИ. Для этого определитесь с темой будущего исследования, которое должно быть направлено на изучение аудитории СМИ, периодических изданий, теле- и радиопрограмм, Интернет-СМИ, рекламы в журналистике (по выбору студентов).

2. Результатом работы является правильно составленный теоретический раздел ПСИ в соответствии с требованиями, предъявляемыми к нему.

ТЕМА 2. Практический раздел прикладного социологического исследования (ПСИ).

Методические рекомендации:

1. Разработайте практический раздел ПСИ в соответствии с требованиями, предъявляемыми к нему.

2. Результатом работы является завершённая программа ПСИ, включающая теоретический и практический разделы.

ТЕМА 3. Применение программы прикладного социологического исследования на практике.

Методические рекомендации:

1. Самостоятельно проведите исследование в соответствии с разработанной программой ПСИ.

2. Результатом работы является представленный в срок отчёт о проведённом исследовании, в котором должны быть отражены основные выводы, полученные студентами.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

1. Социология журналистики как частная социологическая теория.

2. Прикладное социологическое исследование (ПСИ) и его виды.

3. Теоретический раздел программы ПСИ.

4. Процедурный раздел программы ПСИ.

5. Выборка как показатель объективности социальной информации

6. Случайная выборка и ее виды.

7. Неслучайная выборка и ее виды.

8. Ошибка и ремонт выборки.

9. Количественные методы сбора социальной информации. Специфика их использования в журналистской практике.

10. Общая характеристика опроса как метода. Специфика использования опросов и их результатов в журналистской практике.

11. Анкетирование и интервью: преимущества и недостатки методов, целесообразность их применения.

12. Виды анкетирования, особенности их применения. Пресс-опросы.

13. Социологическая анкета: методические принципы составления.

14. Виды вопросов в социологической анкете, целесообразность их применения.

15. Наблюдение как метод сбора социологической информации: общая характеристика.

16. Виды наблюдения. Особенности применения в журналистской практике

17. Листок наблюдения и его структура.

18. Универсальность метода анализа документов как способа получения социальной информации.

19. Контент-анализ: сущность и методика проведения. Целесообразность применения в профессиональной деятельности журналиста.

20. Методика обработки социологической информации, полученной при помощи количественных методов.

21. Качественные методы сбора социологической информации: общая характеристика.

22. Эксперимент в социологии журналистики: общая характеристика.

23. Кейс-стади. Целесообразность применения данного метода и его результатов в профессиональной деятельности журналиста.

24. Фокус-группы: методические принципы проведения.

25. Быстрая оценка участниками дискуссии проблем микросоциума (БОУ). Целесообразность применения данного метода и его результатов в профессиональной деятельности журналиста.

26. Проблемное колесо. Целесообразность применения данного метода и его результатов в профессиональной деятельности журналиста.

27. Социолингвистический анализ журналистского текста как метод социологии журналистики: общая характеристика.

28. Дайте интерпретацию и операционализацию понятия «толерантность» для исследования проблемы межнациональных отношений в регионе.

29. Сформулируйте проблему исследования «Социальный портрет журналиста».

30. Вам необходимо провести исследование на тему «Семейные ценности в современном обществе». Какие документы вам необходимо изучить в процессе работы?

31. Сформулируйте цель и задачи исследования по проблеме «Влияние СМИ на формирование этноконфессиональной толерантности у аудитории».

32. Сформулируйте объект и предмет исследования по проблеме «Влияние рекламы на потребительский спрос».

33. Сформулируйте гипотезу исследования по теме: «Проблемы и перспективы развития СМИ в регионе».

34. Сформулируйте вводную часть анкеты по теме «Нужна ли цензура в современном российском обществе».

35. Сформулируйте цель и задачи исследования по проблеме «Факторы обострения межнациональных отношений на Северном Кавказе».

36. Сформулируйте по два открытых и закрытых вопроса для анкетирования по теме «Досуг молодежи». Объясните целесообразность применения открытых и закрытых вопросов.

37. Сформулируйте два вида вопросов «экзаменационного типа». Объясните, в каких случаях их целесообразно применять.

38. Сформулируйте два вопроса-фильтра. Объясните, в каких случаях их целесообразно применять.

39. Сформулируйте альтернативный и неальтернативный вопрос. Объясните, в каких случаях их целесообразно применять.

40. Найдите недостатки в предложенной вам анкете. Объясните свою точку зрения.

41. Необходимо опросить работников СМИ города. Какой метод выборки целесообразнее всего использовать. Обоснуйте свой выбор.

42. Необходимо провести экспертный опрос в крае по поводу повышения эффективности работы СМИ. Кого необходимо опросить и какие методы выборки целесообразно использовать. Обоснуйте свой выбор.

43. Составьте дневник самонаблюдения «Информационно-аналитические программы на ТВ».

44. Необходимо опросить молодежь г. Ставрополя по поводу их социальных проблем. Какие категории молодежи необходимо охватить и какие методы выборки целесообразно использовать. Обоснуйте свой выбор.

45. Составьте листок наблюдения по теме «Кто и зачем участвует в политических акциях». Какую информацию мы можем получить, сравнивая данные наблюдения на политических мероприятиях различных политических объединений.

46. Составьте классификатор контент-анализа для работы с письмами в редакцию газеты.

47. Составьте классификатор контент-анализа публикаций региональной прессы по проблеме «Политические предпочтения жителей региона».

48. Составьте сценарий фокус-группового исследования проблемы «Цензура СМИ: общественная необходимость или политический произвол»

49. Какие вопросы следует включить в «паспортичку» социологической анкеты по теме «Политическая активность населения края». Объясните почему?

50. Вам необходимо провести исследование по теме «Какая часть рекламы больше воздействует на телезрителей: изобразительный ряд или слоган». Количественные или качественные методы сбора информации лучше использовать в данном случае? Обоснуйте свою точку зрения.

51. Проведите теоретическую интерпретацию и операционализацию понятия «экстремизм в молодежной среде».

52. Дайте интерпретацию и операционализацию понятия «цензура в России».

53. Приведите пример исследования, которое необходимо провести с помощью экспериментального метода. Обоснуйте.

54. Сформулируйте проблему исследования на тему «PR в современном обществе».

Темы контрольных работ

(для студентов ОЗО)

Вариант №1.

1. Прикладное социологическое исследование (ПСИ) и его виды.

2. Сформулируйте цель и задачи исследования по проблеме «Влияние СМИ на формирование этноконфессиональной толерантности у аудитории».

Варинт №2.

1. Выборка. Виды выборки.

2. Сформулируйте цель и задачи исследования по проблеме «Факторы обострения межнациональных отношений на Северном Кавказе».

Вариант №3.

1. Общая характеристика опроса как метода. Специфика использования опросов и их результатов в журналистской практике.

2. Необходимо опросить работников СМИ города. Какой метод выборки целесообразнее всего использовать. Обоснуйте свой выбор.

Вариант №4.

1. Анкетирование и интервью: преимущества и недостатки методов, целесообразность их применения.

2. Необходимо провести экспертный опрос в крае по поводу повышения эффективности работы СМИ. Кого необходимо опросить и какие методы выборки целесообразно использовать. Обоснуйте свой выбор.

Вариант №5.

1. Наблюдение как метод сбора социологической информации: общая характеристика.

2. Необходимо опросить молодежь г. Ставрополя по поводу их социальных проблем. Какие категории молодежи необходимо охватить и какие методы выборки целесообразно использовать. Обоснуйте свой выбор.

Вариант №6.

1. Универсальность метода анализа документов как способа получения социальной информации.

2. Какие вопросы следует включить в «паспортичку» социологической анкеты по теме «Политическая активность населения края». Объясните почему?

Вариант №7.

1. Контент-анализ: сущность и методика проведения. Целесообразность применения в профессиональной деятельности журналиста.

2. Вам необходимо провести исследование по теме «Какая часть рекламы больше воздействует на телезрителей: изобразительный ряд или слоган». Количественные или качественные методы сбора информации лучше использовать в данном случае? Обоснуйте свою точку зрения.

Вариант №8.

1. Кейс-стади. Целесообразность применения данного метода и его результатов в профессиональной деятельности журналиста.

2. Составьте классификатор контент-анализа для работы с письмами в редакцию газеты.

Вариант №9.

1. Фокус-группы: методические принципы проведения.

2. Проведите теоретическую интерпретацию и операционализацию понятия «экстремизм в молодежной среде».

Вариант №10.

1. Быстрая оценка участниками дискуссии проблем микросоциума (БОУ). Проблемное колесо. Общая характеристика методов.

2. Дайте интерпретацию и операционализацию понятия «толерантность» для исследования проблемы межнациональных отношений в регионе.

Контрольная работа (1 вопрос) должна быть выполнена на материале 3-5 современных (за последнее десятилетие) исследований по теме. При выполнении 2-го задания студент должен изучить соответствующую литературу и на основе этого самостоятельно ответить на практический вопрос. Объем работы – ученическая тетрадь (12 л.).

Наши рекомендации