Общество, культура и личность в социологическом рассмотрении 4 страница

Условия жизнедеятельности населения в той или иной посе­ленческой структуре определяют возможности социального разви­тия человека. Они подразделяются на два типа.

Первый из них- условия производственной деятельности -содержание, характер труда, его оплата, возможности повышения квалификации, перемены вида трудовой деятельности, профессии и т.п.

Второй - условия непроизводственной жизни: образования, просвещения, культуры, семейно-брачной жизни, общения, отды­ха, проведения свободного времени, физического развития, здра­воохранения и т.п.

Эти два типа условий подразделяются вдоль оси различений: производство — непроизводственная деятельность.

Однако, при всей важности социальной деятельности чело­века как его социального жизнеобразугощего фактора, человече­ский индивид как биосоциальное существо живет и действует в определенной окружающей среде - природной и социальной. А это означает, что условия жизнедеятельности человека в опреде­ленной поселенческой структуре должны быть рассмотрены и оценены еще по одной оси различений - средовой. В зависимости от содержания и особенностей среды условия жизнедеятельности человека подразделяются также на два типа.

Первый из них- природная среда, существующая до и неза­висимо от человека, от его многообразной деятельности. Второй — искусственно созданная среда, сотворенная человеком в процессе его трудовой деятельности: здания, сооружения, транспортные средства, средства коммуникации и т.д.

Таким образом, вся совокупность жизнедеятельности инди­видов и социальных групп в определенной территориально-посе­ленческой структуре определяемся взаимодействием многообраз­ных факторов, которые следует сгруппировать по четырем типам.

1. Производственная деятельность (среда).

2. Непроизводственная среда.

3. Природная среда обитания.

4. Искусственно созданная человеком среда.

Из этих четырех взаимосвязанных компонентов в большин­стве случаев город имеет преимущество перед другими типами поселений по трем из четырех названных компонентов:

- условия труда;

- условия непроизводственной сферы;

- искусственная среда и ее благоустроенность, уступая де­
ревне только в одном - в благоприятности природной среды.

В связи с этим важное социальное и социокультурное значе­ние имеет дихотомическое членение социально-территориальных общностей на два основных типа по способу организации посе­ленческой структуры и особенностям ее функционирования - го­род и деревню.

общество, культура и личность в социологическом рассмотрении 4 страница - student2.ru общество, культура и личность в социологическом рассмотрении 4 страница - student2.ru Город представляет собой исторически сложившуюся со­циально-территориальную общность, обладающую полиструк­турностью, доминированием высокоразвитой искусственной ма­териально-вещественной среды над природной, концентрирован­ным типом социально-пространственной организации людей, ко­торая характеризуется ратоооразием трудовой и непроизводст­венной деятельности населения, спецификой его состава и образа лсизни.

Для города характерны:

1. Разнообразие трудовой деятельности населения- про­
мышленность, транспорт, связь, сфера услуг и др.

2. Многообразие непроизводственной деятельности — обра­
зование, здравоохранение,культура, наука.

3. Социальная и профессиональная неоднородность населе­
ния: рабочие, инженеры, учителя, врачи, профессора, актеры, писа­
тели, музыканты, предприниматели, хозяйственные руководители,
милиционеры, судьи, адвокаты, работники сферы управления и т.п.

4. Мощное развитие транспортных, телефонных и иных
средств коммуникаций.

5. Наличие органов, исполняющих властные, управленче­
ские и исполнительские функции - мэрия, городской совет депута­
тов, гор (рай) отделы милиции, суд, прокуратура, банки, различ­
ные учреждения.

6. Развитие специфического городского образа жизни, для
которого чаще всего характерно отсутствие приусадебного хозяй­
ства, оторванность от земли, преобладание анонимных, деловых,
кратковременных контактов в межличностном общении, затухание
соседских связей, относительная замкнутость семей и индивидов
не только в пространственном, но и в социальном отношении. По­
следнее, в частности, характеризуется такими особенностями, как
«эффект лифта», когда соседи, даже встречаясь в лифте, не знают
друг друга, или «одиночество в толпе».

Все это вместе взятое предопределяет более интенсивное и многообразное социальное развитие, быструю переключаемость людей с одного вида занятий на другие, возможность смены про­фессий, специальностей, вида деятельности, перемены места жи­тельства и т.п. Город характеризуется полиструктурностью, кон­центрированным типом социально-пространственной организации людей. В силу совокупного действия всех названных особенностей городское население более развито в общеобразовательном, куль-

турном, технически-производственном отношении, чем сельское. Вместе с тем город органически взаимосвязан с деревней как пар­ный элемент дихотомии социально-территориальной целостности общества.

Основные тенденции, закономерности и особенности воз­никновения, изменения и развития городской территориально-поселенческой структуры исследует социология города. Объектом ее изучения являются генезис, сущность, основные особенности и тенденции развития города как специфической и целостной соци­ально-территориальной системы. Она изучает место и роль города в обществе и в системе расселения; особенности городского образа жизни и городской культуры; характер, направленность, циклы воспроизводства городских подсистем и города как целостного ор­ганизма; динамику городского управления и самоуправления; со­циальные факторы и следствия миграции населения и процессов урбанизации; взаимосвязь социально-классовой структуры и посе­ленческой сети, — на основе чего разрабатываются методы управ­ления, прогнозирования и проектирования развития городов.

В отличие от города деревня как специфическая сог/иально-территориалъяая общность характеризуется доминированием природных условий над искусственной материально-вещной средой, рассредоточенным типом социально-пространственной организа­ции людей, значительным однообразием их производственной дея­тельности, сосредоточенной главным образом в сфере сельского хозяйства. Деревня отличается от города также длительностью закрепления одних и тех же функций, ограниченностью и бедно­стью возможностей социокультурного развития.

Социальное своеобразие деревни выражается в следующих особенностях:

1) подчиненность трудовой деятельности ритмам и циклам
природы, связанная с этим неравномерность трудовой занятости в
различные времена года, более тяжелые условия труда вследствие
более низкой энерговооруженности, технической оснащенности
сельскохозяйственного производства по сравнению с городскими
предприятиями;

2) меньшая, чем в городе степень социально-экономического
развития;

3) преимущественно малая плотность населения и неболь­
шое число жителей;

4) общество, культура и личность в социологическом рассмотрении 4 страница - student2.ru относительная малочисленность видов трудовой деятель­
ности и обусловленная этим значительно большая, чем в городе,
социальная и профессиональная однородность населения;

5) гораздо меньшие условия и возможности образовательно­
го и социокультурного развития;

6) достаточно высокая стабильность населения — около 60 %
сельчан Беларуси проживают в деревнях непрерывно (разумеется,
при краткосрочных выездах в город) со дня рождения;

7) связанные с этим специфические особенности деревен­
ского образа жизни: тесная связь всей жизнедеятельности с зем­
лей, наличие приусадебного хозяйства, большая слитность труда и
быта, слабо развитая трудовая мобильность, более простые нормы
общения между людьми, важная роль традиций, обычаев, местных
авторитетов, общественного мнения и ценностных ориентации
деревенских жителей.

Место и роль сельской территориально-поселенческой струк­туры в развитии общества и системах расселения; основные факто­ры, влияющие на происходящие здесь социальные процессы; осо­бенности сельского образа жизни, свойственных ему особенностей культуры, общения; процессы социального воспроизводства сель­ского населения как специфической социально-территориальной общности, — составляют предмет социологии деревни.

Выяснив социальную сущность двух основных типов соци­ально-территориальной структуры общества- города и деревни, своеобразные особенности каждого из них, мы можем более опре­деленно и конкретно представить себе содержание и социальную роль урбанизации.

Урбанизация (от латинск. urbanus) — процесс сосредоточе­ния населения, экономической, политической и культурной жизни в крупных городах и связанного с этим возрастания роли городов в развитии общества, в распространении черт и особенностей, свойственных городскому образу жизни, па все общество, в том числе в сельской местности.

Основными признаками урбанизации являются: возрастание доли городского населения; высокая плотность и степень разме­щения сети городов по территории страны; транспортная и другая доступность крупных городов для населения других поселенче­ских структур; возрастающее разнообразие видов трудовой дея­тельности и досуга населения.


общество, культура и личность в социологическом рассмотрении 4 страница - student2.ru


общество, культура и личность в социологическом рассмотрении 4 страница - student2.ru Отметим, что урбанизация - это отнюдь не механическое изменение численности городского и сельского населения в пользу первого. Объективно переезд в крупный город означает переме­щение к сконцентрированным здесь разнообразным возможностям трудоустройства и реализации способностей, к социальным и культурным благам, к источникам производства и приобретения новых вещей, реализации новых потребностей и интересов

Очень существенным признаком урбанизации является так­же возникновение новых городов и быстрый их рост как по коли­честву населения, так и по концентрации в них промышленности За последние 30-40 лет в Беларуси возникли 1акие новые, быстро развивающиеся города, как Новополоцк, Солигорск, Светлогорск и др. Строительство новых городов, их быстрое развитие приводит к интенсификации процессов не только изменений территориаль­но-поселенческой структуры общества, но и его социальной, про­фессионально-квалификационной структуры. Дело в том, что в но­вых городах, как правило, создаются новые отрасли промышлен­ности (нефтехимическое производство в Новополоцке, производ­ство калийных удобрений в Солигорске, химволокна- в Светло­горске), а это вызывает к жизни новые виды трудовой деятель­ности, новые профессии, новые потребности, интересы и цен­ностные ориентации. Соответственно создаются новые виды и формы обучения людей, возникают новые учебные заведения с но­выми наборами специальностей, например, Новополоцкий плитех-нический университет. Все это сопровождается созданием и разви­тием новых учреждений культуры, бытового обслуживания; зна­чительным разнообразием не только видов труда, но и способов освоения достижений культуры. Все это вносит существенные из­менения в динамику социальных слоев и групп, их перемещение.

Кроме городских и сельских поселенческих структур и из­менения соотношения между ними в результате урбанизации, важную роль в динамике социально-территориальных общностей играют регионы. Регион- это определенная часть страны, отли­чающаяся совокупностью природно-естественных и исторически сложившихся особенностей. Чем более обширна по своей терри­тории страна или чем больше различных природно-климатических зон она имеет, тем более разнообразны имеющиеся в ней регионы. В России, например, существуют весьма существенные особенно­сти районов Крайнего Севера или Дальнего Востока по сравнению! с Краснодарским и Ставропольским краями, расположенными на|

юге страны. В Испании отчетливо выделяются своим экономиче­ским и социокультурным развитием, этническими особенностями, своеобразием традиций и обычаев Андалузия и Каталония.

В Беларуси в силу компактности ее территории и отсутствия резко различающихся друг от друга природно-ландшафтных и климатических зон столь резкое разграничение регионов не на­блюдается. Однако и в нашей республике существуют региональ­ные отличия между ее восточными и западными областями. В Гродненской области, например, особенно в ее западных, пригра­ничных с Польшей районах, сказывается географическая близость Варшавы. Кроме того, здесь существуют и исторические предпо­сылки регионального своеобразия, обусловленные особым местом в истории польской государственности г. Гродно, ставшего в эпо­ху Просвещения временным убежищем короля Станислава Поня-товского. Важную роль сыграл и культурный фактор: многие вы­дающиеся деятели польской культуры родились на Гродненщине -Адам Мицкевич, Ян Чечет, Томаш Зан, Элиза Ожешко и др. По­этому и в настоящее время в этом регионе более ощутимо, чем в других областях Беларуси, сказывается влияние католицизма и польской культуры, в то время как в восточных областях гораздо сильнее влияние православия, более отчетливо выражено тяготе­ние к русской культуре. Все это проявляется в традициях, обыча­ях, обрядах, в ценностных ориентациях. Так, в период подготовки договора о Союзе Беларуси и России полностью, безо всяких ого­ворок поддержали создание такого Союза более 73 % жителей Го­мельской области и 40,9 % (т.е. в 1,8 раза меньше) - Гродненской.

Если суммировать совокупность отличительных особенно­стей и условий жизнедеятельности людей в поселениях различного типа и различных регионах, то можно сказать, что специфика со­циально-территориальной общности определяется:

1) историческими особенностями развития данной общно­
сти: ее прошлым и настоящим, свойственными ей традициями,
обычаями, отношениями, особенностями труда и быта и т.п.;

2) экономическими условиями — структурой экономики, осо­
бенностями разделения труда, профессиональным составом насе­
ления, его трудовой мобильностью и т.п.;

3) социально-политическими условиями - степенью вовле­
чения населения в принятие управленческих решений, особенно­
стями и эффективностью управления и самоуправления, отноше­
нием населения к властным и управленческим структурам;

4) общество, культура и личность в социологическом рассмотрении 4 страница - student2.ru социокультурными условиями— наличием или отсутстви­
ем учреждений образования, культуры, науки, соответствующих
отрядов интеллигенции и др.;

5) экологическими условиями — особенностями природно-
ландшафтной среды, наносимым ей ущербом, эффективностью ее
воспроизводства, охраны и т.п.

В соответствии со структурой социально-территориальной организации жизнедеятельности складывается определенная ие­рархия (соподчиненность) социально-территориальных общностей разного ранга. Для Беларуси они таковы:

1. Высшая- все население Республики Беларусь как специ­
фическая социально-территориальная общность.

2. Областные социально-территориальные общности.

3. Районные (городские) социально-территориальные общ­
ности.

4. Поселковые и сельские социально-территориальные общ­
ности.

Но какой бы иерархический ранг или какой бы то ни было тип (городской или сельский) поселенческой структуры мы ни рассматривали, всегда и везде на передний план в социологиче­ском исследовании выдвигается население страны, области, горо­да, района, поселка, деревни. Под народонаселением понимается совокупность людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в пределах определенных социально-территориальных общностей -страна, регион, город, деревня и т.п. Когда социологи говорят о социально-территориальных общностях, они не забывают, что в состав этих территориально-поселенческих структур входят ком­плексы зданий, сооружений, транспортных средств и т.п., но глав­ную роль в этих общностях играют люди, создающие такие здания и сооружения, обживающие определенные территории, строящие на них города и села, создающие необходимую для жизни в них структуру жизнеобеспечения - заводы, школы, больницы, магази­ны и т.п. А высшую ранговую структуру во всех этих социально-территориальных общностях представляет народ. Народ - это со­вокупность всех социальных общностей, слоев и групп, запятых в различных видах деятельности в системе общественного разделе­ния труда, имеющих общую историческую судьбу, существенные признаки сходного образа жизни, а также чувство принадлежно­сти к единой социально-исторической общности. Народ выступа­ет носителем многовекового коллективного опыта, социокультур-

ных ценностей - языка, культуры, исторической памяти и государ­ственности, основным создателем материальных и духовных цен­ностей, вершителем своей собственной судьбы.

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Что такое социально-территориальная общность?

2. Каковы две основных составляющих социально-территориальной
структуры?

3. Каковы четыре главных фактора, создающие условия жизнедеятель­
ности людей в территориально-поселенческой структуре?

4. Какова социальная сущность города (его определение) и в чем со­
стоят его характерные особенности?

5. В чем состоит социальная сущность деревни (ее определение), како­
вы ее характерные особенности?

6. Что такое урбанизация?

7. Какими факторами определяется специфика социально-территориаль­
ной общности?

8. В чем состоят особенности народа как исторической социальной
общности?

Литература

1. Бабосов Е.М. Социальное развитие деревни: состояние, тенденции и
перспективы выхода из кризиса. Черкассы, 1993.

2. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д., Казаринова И.В., Садовский Э.Г.
Социальная стратификация городского населения //Социологичес­
кие исследования. 1995. № 5.

3. Зиновский В.И. Численность и основные социально-демографичес­
кие характеристики населения Республики Беларусь по данным пе­
реписи населения 1999 г. //Социология. 1999. № 4.

4. Комаров М.С. Территориальная общность и поведение личности.
Урбанизация как образ жизни //Введение в социологию. Гл. 4, § 3.
М., 1994.

5. Макеев С.А. Социальные перемещения в крупном городе. Киев, 1989.

6. Проблемные ситуации в развитии города /Под ред. О.И. Шкаратана.
М., 1988.

7. Социально-территориальные общности. Социология города и со­
циология деревни //Социология /Под. ред. Г.В. Осипова. М., 1990.

8. Социально-территориальная структура общества //Социология: наука
об обществе. Под. ред. В.П. Андрущенко, В.И. Горлача. Харьков, 1996.

общество, культура и личность в социологическом рассмотрении 4 страница - student2.ru Глава 17. ЭТНОНАЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

На протяжении последнего десятилетия XX столетия резко возрос интерес к таким специфическим компонентам социальной структуры общества, каковыми являются этносы и нации. В это время изумленному человечеству был преподнесен такой много­цветный букет идей и программ национального и этнического су­веренитета, такой всплеск межнациональных конфликтов, что это побудило многих социологов, политологов, публицистов загово­рить о «взрыве этничности», об «этническом шоке». Проявления этого шока весьма разнообразны. Это и широкое распространение неонационализма, нередко принимающего религиозную окраску, что особенно отчетливо выражено в исламском фундаментализме; это и распад таких многонациональных государств, как СССР и Югославия; это и «бракоразводный процесс» чехов и словаков; это и вооруженные конфликты под знаменами гиперэтнизма в бывшей Югославии, в Приднестровье, Таджикистане, Закавказье и на Се­верном Кавказе; это и требования «этнической чистоты» страны со стороны новоявленной этнократии в Эстонии и Латвии. При общ­ности многих черт, объединяющих такие разнородные процессы, каждый этнонациональный конфликт отличается своим индивиду­альным характером, но все они вместе перерастают не только в общеевропейскую, евроазиатскую, айв глобальную проблему со­временности.

И все-таки, как бы много ни говорили об «этническом шоке» и «ренессансе этничности», более внимательный и вдумчивый анализ убеждает в том, что чаще всего этнонациональные кон­фликты не проявляются в чистом, дистиллированном виде, а ока­зываются сопряженными с социальными, государственными, тер­риториальными противоречиями. А это, в свою очередь, свиде­тельствует о том, что, во-первых, этнонациональный конфликт, как правило, возникает при расхождении между социально-по­литическими и этническими компонентами общественного разви­тия, а во-вторых, и это главное, что этнические компоненты орга­нически вплетены в социальную структуру общества. Следова­тельно, чтобы правильно понять глубинную природу и социаль­ную сущность этничности как специфического социального фено­мена, необходим не только этнологический, но и социологический подход к этому феномену, позволяющий исследовать и интерпре-

общество, культура и личность в социологическом рассмотрении 4 страница - student2.ru тировать этнические и национальные общности как существенные компоненты социальной структуры общества, в органической взаимосвязи с другими его компонентами, будь это белорусы, ли­товцы, поляки, евреи и т.п. Поэтому этническая, национальная общность должна рассматриваться в контексте системно-струк-урных представлений в качестве одной из социальных групп, на­ходящихся в многообразных взаимодействиях с другими социаль­ными группами и институтами.

Важность и необходимость социологического анализа этно­сов и наций в терминах социальной стратификации становится тем более обоснованной, что этнические установки и притязания, вы­растающие порой до этнического нарциссизма, этноприоритетного национализма, этнического доминирования, этнократии, - начи­нают преобладать в отношениях между различными социальными группами и государствами в случаях, когда социально-экономи­ческие, политические, социокультурные интересы индивидов и групп по тем или иным причинам не могут быть удовлетворены, т.е. когда общество оказывается в состоянии кризиса. Тогда фено­мен этничности, имеющий глубокие исторические корни в бессоз­нательных симпатиях и антипатиях, обрядах, традициях, нацио­нальной культуре, образе жизни людей, становится сильнодейст­вующим интегрирующим фактором для людей одной националь­ности, приводит к их сплочению и противостоянию другим этни­ческим группам. Вследствие этого этничность превращается в мощный социальный фактор, противостоящий таким повсеместно признанным критериям социальной стратификации, как доход, об­разование, власть и т.п., определяющим в своей совокупности со­циальные позиции индивидов и групп, их место и роль в социаль­ной структуре общества В таких условиях люди одной этнической группы, ощущая себя обделенными в экономическом, политиче­ском, культурном, языковом или другом отношении, объединяют­ся на базе общих им этнических ценностей для того, чтобы попы­таться изменить сложившуюся систему социальной стратификации.

Но этничность (или этническая общность) - понятие очень широкое, под него подпадают такие различные этнические груп­пы, как племя, народность, этнос и нация. Поэтому необходимо уяснить, в чем состоят сходства и различия этих этнических обра­зований, которые в процессе исторического развития могут преоб­разовываться друг в друга в общем процессе перехода от племени к этносу, а от него - к нации.

общество, культура и личность в социологическом рассмотрении 4 страница - student2.ru Племя — это такая природно-социалъпая общность людей, которая характерна для первобытнообщинного строя, объедине­на кровнородственными связями, представляет совокутюстъ двух или нескольких родов, отличается от других племен своей терри­торией, языком, культурой, религиозными верованиями.

Так, на территории современной Беларуси в IX-X столетиях н.э. проживали восточнославянские племена кривичей, радимичей и дреговичей. Людей того времени объединяли в единое племя кровнородственные связи, проживание на единой территории, на­личие общего разговорного диалекта, зачатки политической вла­сти (совет старейшин, племенной вождь), а также общие прими­тивные религиозные верования - тотемизм, фетишизм и др. Ха­рактерна привязка названия племен к особенностям природно-ландшафтной среды их обитания. Например, самая обширная вос­точнославянская общность того времени- кривичи- расселились на верховьях Волги, Двины и Днепра, на территориях современной Минщины и Смоленщины, для которой характерно чередование множества возвышений и низин и которую вполне логично наши предки назвали «кривой». В отличие от них дреговичи заселяли значительную часть территории вдоль Припяти, где преобладала болотистая местность - «дрыгва».

Развитие экономической жизни, более высокий уровень ма­териальной, духовной культуры и политических отношений при­водит к возникновению новой, более развитой и сложной, а вместе с тем и более обширной этнической общности — народности. Для этого процесса характерны вытеснение кровнородственных отно­шений товарными, социальное расслоение на знать (князья) и ос­тальных соплеменников, замена власти племенного вождя властью князя (Рогволод - у полоцких кривичей, Тур - у дреговичей), соз­дание аппарата для сбора дани и княжеского войска для защиты от вражеских набегов. Народность, в отличие от племени, обладает сформировавшимся надплеменным языком, наличием фольклор­ной (т.е. народной) культуры в виде сказаний, былин, обрядов, обычаев, институтами власти, для нее характерно социальное рас­слоение и наличие частнособственнических отношений.

Таким образом, народность - это исторически сложившая­ся языковая, территориальная, экономическая и социокультурная общность людей, следующая в прогрессе этнической эволюции за племенем и предшествующая нации. Сложившись еще в эпоху феодализма, некоторые народности существуют поныне не только

в развивающихся, но и в индустриально развитых государствах, например, уэльсцы и нормандцы в Великобритании; эвенки, чук­чи, нивхи - в России и др. Наиболее крупные из народностей в процессе исторического развития консолидируются в нации.

Племена и народности представляют собой две исторически следующие друг за другом ступени развития этноса. Что же такое этнос?

Под этносом понимается естественно сложившаяся в опре­деленной ландшафтной среде, исторически близкая к формирова­нию изначальной социокультурной специфики человека как соци­ального существа, общность, базирующаяся на общих для нее спе­цифических архетипах - подсознательных коллективных пред­ставлениях о добре и зле, самобытных обычаях и культурных традициях, обусловливающих жесткое разделение окружающих людей на «своих» и «чужих». Как подчеркивает А.С. Ахиезер, эт­нос представляет собой форму .жесткой внутренней интеграции, в основе которой лежит представление о том, что все общности вне «мы» - нечто чуждое, несущее в себе абсолютную реальную и по­тенциальную враждебность людям, т.е. членам данного этноса. Практически это означает, что исторически исходным отношением между этносами является господство конфликта, преобладание взаимоотталкивания, возможно, взаимоистрсбления (2; 79).

С точки зрения известного исследователя этногенеза Л.Н. Гумилева, этнос необходимо рассматривать как динамиче­скую целостную систему, включающую в себя не только людей, но и элементы ландшафта, культурную традицию и взаимосвязи с соседями. У этой системы существует целый ряд отличительных признаков, три из которых являются определяющими.

1. Этнос - это «явление, лежащее на границе биосферы и со-
циосферы».

2. Этнос как система «постоянно обменивается с окружаю­
щей средой энергией и энтропией, а этот обмен регулируется куль­
турной традицией, которая равно взаимодействует с общественной
и природной формой движения материи».

3. Этносам свойственна комплиментарность, т.е. ощущение
подсознательной взаимной" симпатии или антипатии, определяю­
щее противопоставление себя всем остальным по принципу
«свои» — «чужие».

В данной концепции этногенез рассматривается как резуль­тат интенсивного усвоения общностью людей уникального при-

общество, культура и личность в социологическом рассмотрении 4 страница - student2.ru родного ландшафта, а это предполагает идею константности этни­ческих различий, обусловленную константностью природных ус­ловий различных регионов, идею несовпадения этнического и со­циального ритмов человеческой истории. В силу этого этногенез носит более глубинный характер, чем социальные трансформации, и его основные характеристики («пассионарность», «старение» и др.) не зависят от социального строя, политической системы, со­циокультурных перемен (7; 103, 23 1-232, 250, 497).

Несколько иную, причем более широкую по своим компо­нентам маркировку этноса дают американские социологи и этно­логи Дж.М. Йингер и М. Нэш. Первый из них утверждает, что эт­ническую группу 1)считают отличной от других по сочетанию следующих черт: язык, религия, раса, родина предков и культур­ное наследие; 2) члены группы также считают себя отличными от других; и, 3) они участвуют в общей деятельности на основе обще­го происхождения (реального или мифического) и общей культуры.

Наши рекомендации