Правила и порядок сертификации туристских услуг. Понятие сертификации.

Сертификация— форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. В соответствии с ФЗ "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 г. органом по сертификации может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по С. Объектами С. являются продукция, услуги и иные объекты, включая процессы, работы, системы качества и др. С. может носить как добровольный, так и обязательный характер.

Органы по сертификации:

- Руководящий орган Системы - Учреждение "Консультационно-внедренческая фирма "Интерстандарт" (КВФ "Интерстандарт");
- Научно-методический центр Системы - ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ВНИИС);
- центральные органы добровольной сертификации однородных видов услуг;
- органы по сертификации услуг;
- испытательные лаборатории (центры).

Правилами определены ф-ии органов системы. В частности, Руководящий орган возгл-ет систему и руководит её участниками.

Порядок проведения сертификации:

Сертификацию проводят аккредитованные органы по сертификации услуг в пределах их области аккредитации.

При сертификации проверяются характеристики услуг и используются методы проверок, позволяющие:

- провести идентификацию услуги, в том числе проверить ее принадлежность к классификационной группировке в соответствии с нормативными и техническими документами;
- полно и достоверно подтвердить соответствие услуги требованиям, направленным на обеспечение ее качества и безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителя, окружающей среды, установленным в нормативных документах, регламентирующих эту услугу.

Сертификация услуг вкл-ет:

1. подача заявки на сертификацию (для проведения сертификации услуг заявитель (исполнитель услуги) направляет в аккредитованный орган по сертификации заявку на проведение работ по сертификации с приложением документов, необходимых для проведения ее экспертизы в части установления возможности проведения сертификации и принятия решения по заявке. Форма заявки должна соответствовать документу "Правила по сертификации. Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в Системе". При отсутствии у заявителя информации об аккредитованном органе по сертификации услуг заявка направляется в Руководящий орган системы для принятия решения о проведении сертификации); 2. рассмотрение и принятие решения по заявке. Орган по сертификации регистрирует заявку и рассматривает ее с целью определения возможности проведения сертификации; 3. подтверждение соответствия услуг установленным требованиям; 4. принятие решения о выдаче (отказе о выдаче) сертификата соответствия; По результатам рассмотрения заявки орган по сертификации принимает решение по заявке и сообщает заявителю в письменном виде о принятом решении с указанием: в случае положительного решения - наименования и кодов услуг, по которым будет проведена сертификация; нормативных документов; схемы сертификации; в случае отрицательного решения - причин отказа. Срок рассмотрения и принятия решения по заявке о проведении или отказе в проведении сертификации не должен превышать 15 дней с момента регистрации заявки. 5. выдача сертификата и разрешения на применение знака соответствия; 6. инспекционный контроль за сертифицированными услугами.

Оценка процесса оказания услуг по схеме 2:

Оценка кач-ва услуг Проверка рез-ов услуг Инспек-ый контроль сер-ции услуг
Оценка процесса выполнения работ (оказания услуг) Проверка рез-ов работ и услуг Контроль процесса выполнения работ

Оценку соотв-я сертиф-х услуг осущ-ет эксперт в соот-ии с методикой, утвер-ой органом по сертиф-ции. Проверку хар-к сертиф-х услуг осущ-ют на базе заявителя с участием эксперта.

Критерии оценки процесса оказания услуг по схеме 2:

-полнота и актуализация (своер-ое обновление) документации, устанавливающей требования к процессу;

-метрологическое, методическое, организационное, программное, информационное, материальное, правовое, техническое и др. обеспечение процесса оказания услуг;

- безопасность и стабильность процесса;

- профессионализм обслуж-го персонала;

- безопасность реализ-х товаров.

Апелляции:

1. В случае несогласия заявителя с результатами сертификации или инспекционного контроля он имеет право подать апелляцию в Центральный орган добровольной сертификации однородных видов услуг.

2. Если заявитель не удовлетворен принятым Центральным органом добровольной сертификации однородных видов услуг решением, он может обратиться в апелляционную комиссию Госстандарта России по сертификации.

3. Спорные вопросы, возникающие между участниками сертификации, могут быть решены также в порядке, установленном законодательными актами Российской Федерации.

Перечень сертифицируемых туристских услуг, основные характеристики и нормативные документы, на соответствие требованиям которых проводится сертификация.

1.061000 Услуги туроператора по организации внутреннего туризма (формирование, продвижение, реализация туров) 1)ГОСТ Р 50690-2000 Туристские услуги. Общие требования. пп. 5.3, 5.3.2 2) ГОСТ Р 50690-2000 п. 5.4 3) ГОСТ Р 50690-2000 пп. 5.5, 5.5.1, 5.5.2, 5.6, 5.7, 5.8, 5.9, 5.10, 5.12, 5.13

2. 061200 Услуги туроператора по организации выездного туризма (формирование, продвижение, реализация туров) 1)ГОСТ Р 50690-2000 пп. 5.3, 5.3.3, 5.3.3.1, 5.3.3.2 2) ГОСТ Р 50690-2000 п. 5.4 3)ГОСТ Р 50690-2000 пп. 5.5, 5.5.1, 5.5.2, 5.6, 5.7, 5.8, 5.9, 5.13

3.061300 Услуги туроператора по организации въездного туризма (формирование, продвижение, реализация туров) 1) ГОСТ Р 50690-2000 пп. 5.3, 5.3.1, 5.3.2 2) ГОСТ Р 50690-2000 п. 5.4 3) ГОСТ Р 50690-2000 пп. 5.5, 5.8, 5.9, 5.10, 5.12, 5.13

4.061400 Услуги турагента (реализация туров). ГОСТ Р 50690-2000 пп. 5.5, 5.5.2, 5.6, 5.7, 5.8, 5.9

5.061701 Организация экскурсий (проектирование экскурсионных услуг, организация экскурсий). 1) ГОСТ Р 50690-2000 п. 5.14 2) ГОСТ Р 50690-2000 п. 5.15

Наши рекомендации