Э. Дюркгейм – методолог социологии
Эмиль Дюркгейм (1858–1917), г. Эпиналь, Франция, родился в религиозной семье. Окончил элитное высшее учебное заведение – парижскую Эколь Нормаль, где наибольшее влияние на него оказали профессора истории и философии. Этот выдающийся мыслитель является основателем французской социологической школы и крупнейшим методологом социологии.
Для общества, современником которого был Дюркгейм, – Франции последней четверти XIX в. – была характерна общая нестабильность политической жизни, обострившаяся борьба за монархическую реставрацию и переход к империализму.
Ряд специалистов рассматривает концепцию Э. Дюркгейма как ответ на потребность в теоретической основе буржуазного республиканского общества – социальном реформаторстве.
На первых этапах своей научной деятельности Дюркгейм опирался на позитивизм О. Конта, но пошел дальше, выдвинув основные принципы новой методологии:
• натурализм– понимание законов общества по аналогии с законами природы;
• социологизм– утверждение специфичности природы общества как отдельной социальной реальности. Иногда это положение определяется как социологический реализм.
Оценивая заслуги Дюркгейма в развитии социологической науки, Питирим Сорокин отмечал, что, практически только благодаря его концепции социология получила свой собственный предмет изучения, а все его известные предшественники являлись на самом деле «протосоциологами» («досоциологами»). Так, О. Конт широко пользовался физическими аналогиями общественной жизни, Г. Спенсер – биологическими и др.
Основные идеи были сформулированы им в работе «Правила социологического метода» (1895). В частности, о предмете изучения: социология изучает социальную реальность, имеющую особые, присущие ей качества. Элементами социальной реальности являются социальные факты, совокупность которых и образует общество.
Социальный факт – это независимый от индивида фрагмент реальности, имеющий собственное существование и способный оказывать на него «давление» – обладающий «принудительной силой», как, например: законы, обряды, обычаи, язык, денежная система и пр. По выражению Дюркгейма, социальные факты нужно рассматривать «как вещи», т. е. исследовать объективно. Социология – это центральная общественная наука, поскольку вооружает исследователя теорией и методом.
В социальной реальности он выделял три уровня:
• уровень структуры (физическое и материальное основание общества, территория, население);
• уровень функционирования (социальные институты, нормы, правила);
• уровень коллективных представлений (ценности и идеалы).
Поскольку коллективные представления нельзя наблюдать непосредственно, для их изучения надо использовать объективные данные – формы поведения, социальные институты – явления, которые поддаются непосредственному наблюдению.
Социологическое объяснение должно обладать двумя чертами. Во-первых, оно должно быть причинным, т. е. давать анализ зависимости социальных явлений от социальной среды, и, во-вторых, быть функциональным. Функциональность объяснения заключается в установлении соотношения (связи) между изучаемым явлением и потребностью общества как целого. В частности, такой социальный феномен, как преступление, при всех отрицательных последствиях для конкретных людей помогает обществу конструировать и защищать моральные принципы. В этом смысле преступность «нормальна», поскольку общество не может существовать без нее. Чем сложнее общественное явление, тем большее значение имеет исследование форм его проявления в различных обществах. Социология – сравнительная наука.
Примером практического применения этих положений является, пожалуй, самая известная широкой публике книга Э. Дюркгейма «Самоубийство: социологический этюд» (1897). Ее также можно назвать удачной попыткой социологического осмысления статистических данных. Основательно изучив западноевропейскую статистику самоубийств, ученый пришел к выводу: акты самоубийств совершают всегда конкретные индивиды, но причины большинства самоубийств заключены не в них самих, а в обществе, членами которого они являются.
Э. Дюркгейм, как и Конт, считал, что общество изначально основано на консенсусе. Конфликты, которые, по Марксу, являются движущей силой истории, свидетельствуют лишь о болезнях общества.
В концепции социальной солидарности развитие человеческого общества разделено на две фазы: механической (доиндустриальное и, частично, традиционное общество) и органической солидарности (позднее доиндустриальное и индустриальное общество).
Первая фаза соответствует неразвитым, архаическим обществам, в которых действия и поступки людей похожи, поскольку сами люди в них похожи друг на друга и потому взаимозаменяемы. Такое общество стремится подчинить себе индивида, полностью регулировать его сознание и поведение. Право в них – репрессивное, коллективное; сознание – религиозное.
В процессе развития общества, который основан на разделении труда, углублении профессиональной специализации и экономической взаимосвязи людей, складывается органическая солидарность, при которой каждый человек в какой-то мере независим от общества, автономен. Право в этом случае имеет восстановительный характер. Коллективное сознание ослабевает, становится светским, рационалистическим. Важным условием органической солидарности является соответствие выполняемых людьми профессиональных, специализированных функций их способностям и наклонностям.
Нормальное состояние общества характеризуется наличием социального порядка– нормативных «правил игры» (формальных и неформальных), которым следуют члены общества. Если порядок разрушается, общество испытывает дефицит социальной солидарности и вступает в состояние аномии– ценностно-нормативного вакуума.
Интересно решен Дюркгеймом вопрос о причинах разделения труда. Он видит основную причину в росте народонаселения, в отличие от Маркса, для которого разделение труда – «экономическое состояние промышленной техники». Продолжая заочную полемику, Дюркгейм пишет, что экономическая деятельность асоциальна, так как экономические связи не образуют прочных социальных контактов. Определяющая роль принадлежит идеологическим (даже моральным) факторам.
С 1906 г. Э. Дюркгейм – руководитель кафедры науки о воспитании в Сорбонне, которая в 1913 г. переименована в кафедру науки о воспитании и социологии.