Рекомендации по написанию основной части курсовой работы

Основными замечаниями по основной части курсовой работы обычно являются следующие: описательный характер курсовой работы, не соответствие профилю дисциплины, использование больший кусков чужого текста, отсутствие ссылок и сносок на авторов и источники.

Курсовая работа в отличие от реферата, в котором описывается какая-нибудь тема, предполагает самостоятельное исследование, она должна носить аналитический, а не описательный характер. Это означает, что в курсовой работе нужно использовать анализ, сравнение, систематизацию материала, рассмотрение динамики процесса, сопоставление различных точек зрения, обобщение и другие приёмы исследования.

Курсовая работа допускает некоторую компеляцию работ разных авторов, но при этом в ней должно быть собственное видение проблемы самим студентом, приводя разные точки зрения, студент должен согласиться с какой-либо одной из них и уметь приводить аргументы и доказательства в её защиту. Нередко студенты просто описывают тему, целью же курсовой работы является выявление конкретной проблемы, существующей в российском обществе, её анализ, изучение. Для сравнения можно использовать следующий пример. Так, девиантное поведение — это тема, которая может быть описана в реферате, распространение наркомании в российском обществе в 1990-2000-е годы — это уже проблема, требующая изучения.

Индикатором проблемы служит её дискуссионный характер, то есть наличие разных точек зрения на эту проблему. Так, существуют две точки зрения относительно поддержки института семьи в российском обществе, согласно первой — необходимы экономические мероприятия, направленные на поддержку семьи, согласно второй, помимо экономической поддержки необходимо возрождать ценность семьи как социального института в обществе. В курсовой работе по данной теме, соответственно, нужно привести эти точки зрения, указав на авторов, которые их разделяют, и присоединиться к какой-либо одной, доказать её с помощью аргументов, данных социологических исследований, статистических данных и т. д.

Распространённой ошибкой при написании основной части курсовой работы является её несоответствие профилю дисциплины ИСЭиПП. Студенты ошибочно рассматривают медицинский, правовой, демографический, финансовый или другие аспекты. Индикатором, который позволяет без труда выявить эту ошибку самому студенту служит литература, которую он использует. Если студент использует социологическую литературу и источники, научную периодику по социологии, то на основе этого материала он напишет курсовую работу, соответствующую профилю дисциплины ИСЭиПП, в которой будет рассмотрен социальный аспект. Если же используемая литература имеет другой аспект, то другим будет и профиль курсовой работы.

Так, рассматривая проблему наркомании, ошибочно будет перечислять наркотические вещества и их воздействие на организм человека — это медицинский аспект, а рассматривая правовую культуру и гражданское обществе в России, не правильно уделять большое внимание недостаткам правовой системы и законодательства, это будет правовой аспект.

Также при подборе литературы необходимо обращать внимание на её научность, если студент использует публицистику, то не научными будут и приёмы рассмотрения той или иной проблемы или процесса, хорошим индикаторов при этом служит стиль курсовой работы. Публицистический стиль допускает просторечье, эмоционально окрашенные сравнения, красочные образы и т. д., научный стиль строгий и сухой, предполагает точность, использование специальных терминов, отсутствие эмоционального восприятия рассматриваемого содержания, доказательность, в качестве доказательства используются факты, результаты исследований, теории, а не голословные утверждения. Курсовая работа должна быть написана научным стилем, а не публицистическим, как это иногда допускают студенты.

Таким образом, ошибки, допускаемые при написании основной части курсовой работы, как правило, обусловлены не правильно подобранной литературой.

Бывает и другая ситуация, литература подобрана верно, но при этом студент использует только одну-две монографии или статьи, помещая в курсовую работу большие куски чужого текста, это тоже не верно. Чтобы этого избежать, нужно представить своё видение изучаемого процесса, тезисно изложить его, а затем использовать разные источники для раскрытия этих тезисов.

Ещё одной ошибкой является отсутствие ссылок на авторов и источники, получается, что студент сам изучил все вопросы темы, этого не нужно делать. Чем больше ссылок на авторов, тем лучше, не следует бояться делать много ссылок. В ссылках указывается ФИО автора, а если студент использует результаты опроса или исследования, то в тексте необходимо указать отправные данные, то есть организацию, которая проводила исследование, год проведения, место и название исследования. Каждая ссылка сопровождается сноской, которую можно делать либо внизу страницы в колонтитуле, либо прямо по тексту в квадратных скобках с указанием порядкового номера источника в списке литературы и используемой страницы.

Если студентом используются результаты социологических исследований, то рекомендуется обратить внимание на серьёзность и профессионализм организации, которая эти исследования проводит. Не следует использовать в курсовой работе результаты исследований не известных, зачастую не профессиональных социологических организаций. Признанными центрами по изучению общественного мнения в России считаются такие, как ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения), РОМИР (Российское общественное мнение и рынок), Ю.Левада-Центр, из зарубежных всемирно признанным и уважаемым является институт Дж.Гэллаппа в США, результаты исследований, проводимых этими институтами целесообразно использовать в курсовой работе.

Наши рекомендации